Тема 9 Лекция 13,14,15 Феноменология познавательных процессов (продолжение)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология решения задач и проблем Лекция 1 Введение в предмет и Рабочие определения.
Advertisements

Мышление. Виды мышления.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
L/O/G/O Психология решения задач и проблем: классика и современность Спиридонов В.Ф. (РГГУ-ГУВШЭ)
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Психология мышления. Сущность, определение мышления. Мышление – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей между ними Сущность.
ЛОГИКА и ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ Логика – это наука о формах и законах правильного, доказательного рассуждения и мышления в целом.
Мышление и Воображение. План: 1.Понятие мышления 1.1 Особенности мышления 1.1 Особенности мышления 1.2 Классификация явлений мышления 1.2 Классификация.
Концептуальное мышление ребенка Автор: Елена Константиновна Маранцман.
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
МЫШЛЕНИЕ Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ 29 Былинкина И.А.
LOGO Алгебра логики. Логика изучает внутреннюю структуру процесса мышления, который реализуется в таких естественно сложившихся формах как: понятие суждение.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение 1.Организация обучения – путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем,
Умозаключение Умозаключение 1.Умозаключение как форма мышления, его структура. 2. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. 1.Умозаключение как форма мышления,
Транксрипт:

Тема 9 Лекция 13,14,15 Феноменология познавательных процессов (продолжение)

Феноменология познавательных процессов. Мышление М. - Обобщенное и опосредованное отражение действительности Круг явлений мышления: 1. мышление как обобщение и абстрагирование (Платон) 2. мышление как представление (Кант) 3. Акт создание нового

Феноменология познавательных процессов. Мышление Психология в ряду других наук о мышлении: философия, логика, нейронауки, кибернетика, история/социология. Специфика психологического изучения мышления

Феноменология познавательных процессов. Мышление Два определения мышления: - В широком - и узком смысле (В. Петухов)

Феноменология познавательных процессов. Мышление Свойства мышления: 1. Это процесс 2. Это процесс решения 3. Это процесс решения задач или проблем

Феноменология познавательных процессов. Мышление Задачи Проблемные ситуации: Проблемы

Феноменология познавательных процессов. Мышление Что такое задача: Объективная и психологическая структуры задачи Требование Цель Условия Средства

Общая характеристика процессов познания. Продолжение Пример задачи

Феноменология познавательных процессов. Мышление Состав мышления: виды мыслительных процессов: 1) Логическое мышление На примере формальной логики. Формы М. – понятие, суждение, умозаключение.

Феноменология познавательных процессов. Мышление Законы формальной логики: 1. Закон тождества: в каждом рассуждении значения используемых понятий постоянны. 2. Закон противоречия: из двух суждений, из которых одно утверждает то, что отрицает другое, одно должно быть ложным. 3. Закон исключенного третьего: при двух суждениях, из которых одно утверждает то, что отрицает другое, не может быть третьего, среднего суждения. 4. Необходимо мыслить на достаточном основании.

Феноменология познавательных процессов. Мышление Условный силлогизм: Если вы досмотрите футбольный матч до конца, вы будете знать его результат. Вы досмотрели матч до конца. Следовательно, вы знаете его результат.

Феноменология познавательных процессов. Мышление Еще один (ошибочный): Если бы вы поняли правило, вы бы решили задачу. Вы не поняли правила. Следовательно, вы не решили задачу. - Дедуктивное и индуктивное мышление - Рассуждающее / интуитивное мышление

Феноменология познавательных процессов. Мышление 2) Аутистическое мышление (Блейлер) 3) Эмоциональное мышление (Майер) 4) Пралогическое мышление (Леви-Брюль)

Феноменология познавательных процессов. Мышление по задачам 5) Репродуктивное и творческое 6) Конвергентное и дивергентное (Гилфорд) 7) Генераторное и критическое (Осборн) 8) Теоретическое и практическое (Теплов)

Феноменология познавательных процессов. Мышление по средствам 9) Абстрактное и конкретное (Гольдштейн) 10) Вербальное/образное/ «ручной интеллект» по способу представления реальности 11) Наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно-логическое

Феноменология познавательных процессов. Мышление Эксперименты Н.Н. Поддъякова:

Феноменология познавательных процессов. Мышление Мышление образованного взрослого европейца гетерогенно (П. Тульвисте), т.е. состоит из различных по функции и происхождению видов. Это необходимо для жизни в сложно устроенном мире.

Феноменология познавательных процессов. Мышление Виды задач: 1. По содержанию требования - Задачи на нахождение, задачи на доказательство (Д. Пойа)

Феноменология познавательных процессов. Мышление 2. По организации и полноте условий: - Задачи с полными, неполными или избыточными условиями ; - Правильно и неправильно поставленные задачи.

Феноменология познавательных процессов. Мышление 3. По параметрам цели: - Открытые и закрытые задачи (Гилфорд, Рейтман); - Хорошо определенные и плохо определенные задачи (М. Минский) - Теоретические и практические задачи (Теплов)

Феноменология познавательных процессов. Мышление 4. По наличию средств: - Творческие и репродуктивные задачи

Феноменология познавательных процессов. Мышление Отдельные классификации: а) Двигательные (действенные), графические (образные) и пропозициональные (вербальные) задачи (Дж. Брунер) б) «Инсайтные» и «регулярные» задачи.

Результаты эксперимента Ж. Мэткалф

Феноменология познавательных процессов. Мышление Этапы процесса решения: мыслительной задачи (Пуанкаре, Уоллес) 1. Подготовка (preparation) 2. Созревание (incubation) 3. Вдохновение (озарение) (illumination) 4. Проверка (verification)

Феноменология познавательных процессов. Мышление Цикл решения задачи (по R. Sternberg, 1986): 1. Идентификация задачи. 2. Определение и представление задачи. 3. Создание стратегии (способа) решения. 4. Организация информации о задаче. 5. Распределение ресурсов. 6. Отслеживание своего движения к цели. 7. Оценка правильности решения.

Феноменология познавательных процессов. Мышление Методы исследования мышления: 1) Наблюдение и самонаблюдение 2) Экспериментальные методы 3) Моделирование 4) Реконструкция 5) Case-study

Исследование Тихомирова и Виноградова

Феноменология познавательных процессов. Мышление Компьютерная томография

Феноменология познавательных процессов. Мышление Факторы, влияющие на успешность процесса решения : ФакторыСпособств ующие нахожде нию решения Препятств ующие нахожде нию решения Ситуатив- ные 12 Личност- ные 34

Феноменология познавательных процессов. Мышление Ситуативные факторы: 1) Количество материала, составляющего проблемную ситуацию. 2) Сложность формулировки условий проблемной ситуации 3) Новизна условий задачи и их контринтуитивность 4) «Сходство» задач – перенос + и -

Феноменология познавательных процессов. Мышление Личностные факторы: 1) Структура и свойства интеллекта 2) Наличие и использование эвристик 3) Личностные особенности. (Более эффективное восприятие реальности, Принятие себя и других, Независимость и потребность в уединении, Отсутствие предубеждений и др.) 4) Организация знаний

Феноменология познавательных процессов. Мышление Проблемы: второй вид интеллектуальных затруднений Нет языковых оснований различать задачи и проблемы, только психологические Исходно πρόβλημα – «то, что выставляется вперед»

Феноменология познавательных процессов. Мышление Проблема - устойчивое противоречие (парадокс, антиномия) Проблематизация Проблемное поле Свойства: - «Навязчивый» характер проблем - Собственная динамика

Феноменология познавательных процессов. Мышление - Отсутствие удачной исходной и множество допустимых формулировок - Сетевидность, - Отсутствие единственного правильного решения - «Непрозрачность» - «Субъективные» координаты

Феноменология познавательных процессов. Мышление Проблема - проблемная ситуация с недостаточно выявленными условиями и неопределенной целью

Феноменология познавательных процессов. Мышление Классификации проблем По материалу - «Интеллектуальные» и «личностные» проблемы По содержанию цели - Теоретические и практические проблемы - «Плюс»- и «минус»-проблемы

Феноменология познавательных процессов. Мышление Дернер и Таналанд

Феноменология познавательных процессов. Мышление Эвристика (от греч. heuriskō – нахожу, открываю) – 1) искусство решения задач (Евклид, Папп Александрийский) 2) средство самонаведения на решение задачи или проблемы (Л. Ланда, 1969)

Феноменология познавательных процессов. Мышление Свойства эвристик: 1) Противопоставлена алгоритму; 2) сокращает число перебираемых вариантов или время, необходимое для решения; 3) невозможно доказать оправданность ее применения;

Феноменология познавательных процессов. Мышление 1) можно использовать для разрешения проблемной ситуации при отсутствии полной или даже просто необходимой информации; 2) нет гарантии получения ответа; 3) наличие эвристик не лишает задачу статуса творческой;

Феноменология познавательных процессов. Мышление Классификация эвристик: (критерий - объект приложения эвристики в процессе решения (Спиридонов, 2000)) Индивидуальные эвристики: 1. эвристики, направленные на работу с задачей (например, аналитические) 2. эвристики, наводящие на решение (напр., генерирование гипотез, включение в новые структуры)

Феноменология познавательных процессов. Мышление 3. эвристики, направленные на работу с собственным мышлением (напр., поиск ошибок в собственных рассуждениях); 4. эвристики, нацеленные на оптимизацию процесса решения (напр., перерыв в решении); 5. способы достижения креативного состояния (напр., «ритуалы» начала работы)

Феноменология познавательных процессов. Мышление Коллективные эвристики: 6. эвристики, организующие совместный процесс решения (напр., чередование режимов групповой и индивидуальной работы, функционально-ролевое деление участников).

Минус-эвристики (Канеман, Тверски) 1. В одном городе были обследованы все семьи, имеющие шестерых детей. Обнаружено 72 семьи, в которых порядок рождения мальчиков (М) и девочек (Д) был следующим: Д, М, Д, М, М, Д. Сколько, по вашему мнению, будет в этом городе семей, в которых порядок рождения шести детей будет следующим: М, Д, М, М, М, М?

Минус-эвристики В некотором районе родилось N детей. Испытуемым первой группы сообщалось, что N=1000, второй группы – что N=100, а третьей – что N=10. Первую группу испытуемых просили сказать, каким будет процент дней, в которые рождение мальчиков составит: менее 50 человек из 1000; от 50 до 150 человек из 1000 … от 850 до 950 человек из 1000; более 950 человек из Испытуемые знали, что проценты, приписанные упомянутым категориям, должны были давать в сумме 100 %.

Минус-эвристики

Развитие продуктивного мышления. Эксперимент 1

Эксперимент 2 (В.Ф. Спири- донов)

Дедуктивное мышление 1. Ошибки силлогистического мышления «Эффект атмосферы» (Селлс, Вудвортс, 1935) Строение большой посылки: НазваниеВыражение Обще-утвердительнаяВсе S суть P A Обще-отрицательнаяНи один S не есть PЕ Частно- утвердительная Некоторые S суть PI Частно-отрицательнаяНекоторые S не суть P О

«Эффект атмосферы» Утвердительная посылка, т.е. "все" или "некоторые" (А или I) создает утвердительную атмосферу, а отрицательная – т.е. "ни один" или "некоторые не" (Е или О) - отрицательную.

Верная дедукция Если птица является вороном, то она чёрная. Твити – ворон. Следовательно, Твити – черный. Это modus ponens

Верная дедукция Если птица является вороном, то она чёрная. Твити – не черный. Следовательно, Твити – не ворон. Это modus tollens.

Логические ошибки Если птица является вороном, то она чёрная. Твити – не ворон Следовательно, Твити – не черный. Это отрицание антецедента

Логические ошибки Если птица является вороном, то она чёрная. Твити – черный. Следовательно, Твити – ворон. Это, подтверждение следствия

Задача П. Уэйзона ЕК47 Проверить: Если на одной стороне карточки написана гласная буква, то на другой – четное число.

Теория ментальных моделей (Ф. Джонсон-Лэйрд ) Есть треугольник и есть круг Δ Есть круг или не-треугольник Δ

Теория ментальных моделей Если родители ребенка курят, то (пассивное курение или снижение иммунитета). Если пассивное курение, то выше риск заболевания. Если снижение иммунитета, то сложнее применять химиотерапию. Если выше риск заболевания или сложнее применять химиотерапию, то выше риск неизлечимого рака легких. Если родители ребенка курят, то выше риск неизлечимого рака легких.

Теория ментальных моделей К П К С … где К – ребенок курильщика, П – пассивное курение, С – снижение иммунитета. П Р … К П Р К С П Р

Теория ментальных моделей А находится справа от В. С находится слева от В. D находится перед С. Е находится перед В. Как расположены друг относительно друга D и Е? Согласно теории ментальных моделей, для решения этой задачи человек должен построить одну двумерную модель: С В А D Е Согласно этой модели, D находится слева от Е

Теория ментальных моделей Правдоподобные рассуждения Все французы пьют вино. Некоторые люди, пьющие вино – гурманы. Следовательно, некоторые французы – гурманы.

Компетентность в решении задач Скорость и успешность решения Кол-во чанков «Физическая интуиция» Кол-во метаутверждений Обратная стратегия решения