Современная дидактика. Красноярск 21-23.01.2010. Дидактика должна обеспечивать и держать теоретическую рамку образовательного процесса (обучение и учение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Advertisements

В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения» Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы школы. Бехтянова Юлия Юрьевна, заместитель директора по УВР МОУ.
Заместитель директора по УВР: Алексеева Л.Л. Оценка достижения планируемых результатов в начальном общем образовании.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
ИПОП "Эврика", декабрь 2011 «Основания деятельности педагогических коллективов школ, обеспечивающих введение ФГОС»
Роль и место УМК «Мирный атом» в региональной образовательной политике Дозморова Е.В.
1 Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Транксрипт:

Современная дидактика. Красноярск

Дидактика должна обеспечивать и держать теоретическую рамку образовательного процесса (обучение и учение ) в школе. Теоретическим основанием (фундаментом) современной дидактики должны стать следующие психолого-педагогические теории: - Возрастной периодизации детства (Д.Б. Эльконин); - Теория деятельности (А.Н. Леонтьева), в т.ч. теория учебной деятельности (В.В.Давыдова); - Теория развивающего обучения (Д. Б. Эльконина, В.В.Давыдова) Современная дидактика. Красноярск

Принятие нового ФГОС НОО : - признание системно - деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса; - компетентностные результаты образования (без использования фактически термина); - фиксация изменения подхода к системе оценивания младших школьников Современная дидактика. Красноярск

индивидуализация как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений, развитие его оценочной самостоятельности на основе применения самооценивания и партнёрского оценивания; акцентирование динамического аспекта оценивания, направленность не только на фиксацию итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса ученика; использование оценочных процедур в качестве элемента учебного процесса, способного оказывать существенное влияние на качество учебных достижений, мотивацию и образовательную активность ученика Современная дидактика. Красноярск

к искажению понятия «деятельностного подхода», а именно : - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования; - ориентация на результаты образования ; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей образования; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося ; - гарантированность достижения планируемых результатов Современная дидактика. Красноярск

Консервативные формы оценивания образовательных достижений учащихся на уровне общеобразовательного учреждения и класса становятся препятствием для реализации программ индивидуализированного, активного и практико-ориентированного обучения : новые формы организации образовательного процесса (проектные, творческие и исследовательские работы; элективы, профили, практики) не обеспечены инструментами оценивания нового образовательного продукта; трансформация функций педагога, при которой «учитель становится консультантом, помощником в выстраивании индивидуальной образовательной траектории» не может осуществиться при сохранении за ним монополии на контроль и оценивание учебных достижений ученика. распространение универсальных инструментов внешней оценки качества образования (ЕГЭ), результатом которого могут стать две опасные и известные по зарубежному опыту тенденции: оценивание качества работы школы и учителя по рейтингу ЕГЭ и «обучение для тестирования». Современная дидактика. Красноярск

к невозможности получения планируемых результатов («декларация о намерениях»: - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха Современная дидактика. Красноярск

1. Отсутствие деятельностной педагогики ( в том числе современной дидактики как теории образования) превращает весь новый Стандарт в «мыльный пузырь» и учитель здесь не виноват. 2. Дидактика практически никак не работает и не помогает учителю. Все учебники по дидактики рассматривают отдельные компоненты обучения изолировано: содержание, методы, формы и т.д. Современная дидактика. Красноярск

сформулировать, обсудить и «принять» современные принципы образования: - -предметом усвоения являются общие способы действия ; - задачный принцип построения образовательного процесса; - моделирование как средство пробно-поискового действия ребенка; - рефлексивное оценивание как мыследеятельностный процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Современная дидактика. Красноярск

На основе выделенных принципов разработать технологическую модель образовательного процесса Современная дидактика. Красноярск

Современное качество образования Содержание образования: культурные предметные способы действия/средства Контрольно-измерительные материалы и оценочные процедуры: уровни освоения способов действия/средства Теория возрастной периодизации Теория учебной деятельности Способы и формы организации образовательного процесса: ритмы и фазы учебного процесса Содержание и процедуры мониторинга образовательного процесса Педагогические техники

осознание целей и задач наблюдения; использование орудий, адекватных задачам естественнонаучного наблюдения (например, лупы, рамки, палетки и пр.); фиксацию в той или иной форме предположений о признаках объекта наблюдения В более широкой рамке экспериментирования это предполагает соотнесение наблюдаемого факта с объяснительной гипотезой, которую данный факт подтверждает или опровергает; подчинение своего внимания схеме в процессе наблюдения, следование инструкции; различение и называние ощущений, соответствующих или не соответствующих фиксированным предположениям о признаках наблюдаемого объекта, свойствах процесса; различение реально наблюдаемого в данный момент времени при данном положении объекта и других условиях наблюдения и того, что может быть видно через некоторый промежуток времени или в измененных условиях наблюдения; различение наблюдаемого и «знаемого», «мыслимого», приписываемого объекту на основании житейских или иных представлений Современная дидактика. Красноярск

1 уровень Ребенок действует внутри заданной ситуации наблюдения, не анализируя её. Ситуация для него предельно недифференцирована: существует лишь наблюдаемый объект с его свойствами, данные указания по его наблюдению, полученное в результате наблюдения описание объекта Типы заданий: 1) Даны указания по наблюдению и объект – требуется описать (выбрать подходящие описания) 2) Даны указания по наблюдению, включающие формулировку цели (задачи), и описания сделанных наблюдений – требуется установить пригодность описаний (полученных в ходе наблюдения) для достижения заявленной цели Современная дидактика. Красноярск

Оля наблюдала за птицами в клетке. Она сделала чёрно-белую фотографию. Рассмотри фотографию и отметь все правильные наблюдения, то есть всё, что можно на ней увидеть. В клетке разные птицы, как, например, лебедь и ворона. В клетке птицы одинаковые, как, например, две вороны У птиц светлые и темные полоски на крыльях У птиц желтый клюв. Одна птица клюет быстрее другой Современная дидактика. Красноярск

нужно воссоздать способ действия (построить конкретную схему действия) в ситуации, где не представлены наглядно все существенные отношения. Для ситуации наблюдения это отношения между ее элементами: свойствами и действиями наблюдателя, орудиями наблюдения, свойствами объекта наблюдения, полученным описанием. ТИПЫ ЗАДАНИЙ: Дана цель (задача) наблюдения и объект наблюдения, требуется выбрать подходящую схему наблюдения из предложенных схем или оценить уже сделанный выбор. Дана цель (задача) наблюдения и объект наблюдения – требуется составить инструкцию по наблюдению. Дана цель (задача) наблюдения, объект и полученные описания – требуется различить действительно наблюдаемые признаки объекта и приписываемые ему наблюдателем свойства. Дана цель (задача) наблюдения, схема наблюдения и описание полученных наблюдений. Требуется оценить свойства и действия наблюдателя. Дана простая объяснительная гипотеза. Требуется выбрать подтверждающие ее наблюдения. Может включать в себя описание орудий наблюдения, действий наблюдателя, предполагаемых наблюдений. Простая объяснительная гипотеза, которая может иметь место в заданиях для младших школьников, – несложный модельный рисунок с пояснениями (например, «слипание» частиц в одну большую, или схема движения Земли вокруг Солнца по круговой орбите). При этом важно наличие в задании полного описания этой схемы, так как подобное содержание существенно разнится в разных учебниках и учебных пособиях для начальной школы. Другой вариант простой объяснительной гипотезы – причинно- следственная связь между легко обнаруживаемым существенным условием и доступным для непосредственного наблюдения процессом. Современная дидактика. Красноярск

Дети прочитали в учебнике, что в воздухе есть невидимая вода – пар. Частицы воды в воздухе очень маленькие, поэтому мы их не видим. При охлаждении воздуха частицы воды оседают на пылинках и, объединяясь, образуют капли видимой нами воды. Какие из перечисленных наблюдений подтверждают эту мысль? В морозный день оконные стёкла изнутри запотевают. В теплой ванной комнате труба с холодной водой часто покрыта каплями воды, а труба с горячей водой – сухая. Сосульки капают и становятся длиннее во время оттепели Во время осенних заморозков трава покрывается инеем. Лужи во время заморозков покрываются льдом Современная дидактика. Красноярск

выявляется возможность ребенка работать с отношением «задачная ситуация – схема действия». Должно быть представлено меняющееся поле задач, схем наблюдения и полученных описаний в контексте более широких рамок (меняющихся жизненных ситуаций, позиции наблюдателя и пр.). Ориентировка в этом континууме и является предметом диагностики на третьем уровне. ТИПЫ ЗАДАНИЙ : Даны варианты схем наблюдения (или полученные описания объекта или процесса). Требуется соотнести их с позицией наблюдателя (в частности, с возможными объяснительными гипотезами). Это действие нельзя выполнить непосредственно, без выстраивания задач наблюдения в отношении к схеме наблюдения. Обозначена позиция наблюдателя и существенные элементы схемы наблюдения. Требуется дать (выбрать) описания возможных наблюдений. Даны задачи наблюдения, существенные элементы схемы наблюдения, описания результатов. Требуется определить позицию наблюдателя Задание закрытого типа Современная дидактика. Красноярск

Вот несколько наблюдений: В морозный день оконные стекла изнутри запотевают. В теплой ванной комнате труба с холодной водой часто покрыта каплями воды, а труба с горячей водой – сухая. Сосульки капают и становятся длиннее во время оттепели Весной льдины плывут по реке Какие из перечисленных ниже предположений подтверждаются этими наблюдениями? В воздухе есть невидимая вода - пар Вода хорошо сохраняет тепло Лёд легче воды При охлаждении пар превращается в воду Современная дидактика. Красноярск

1.Дельта-тестирование в обучении в начальной школе как основа оценки индивидуального прогресса школьника; 2. Использование многобалльных шкал как основа интегративной оценки качества образования; 3. Трехуровневые задачи как основа для оценки предметной грамотности учащихся 4. Проектные задачи как основа для оценки ключевых компетентностей учащихся; 5. Критериальное оценивание как основа для коррекционной деятельности педагогов Современная дидактика. Красноярск