Преподаватель в контексте реформирования российского образования Трифонова Н.В., к.э.н., доц. СПбГУЭФ 18 апреля 2011 – 29 апреля 2011
Направления профессионального становления преподавателя
Факторы профессионализации Отношение личности к профессиональной деятельности Уровень ответственности Уровень образования и образованности личности Профессиональные знания и умения, полученные на этапе профессиональной подготовки Мера социальной активности и зрелость Социально- психологическая компетентность
Две модели становления профессиональной деятельности преподавателя
Периодизация профессионального развития преподавателя Стадия адаптанта (от 2-3 месяцев до 2-3 лет) Стадия интернала (вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, специалиста) Стадия мастера (характеризуется высоким уровнем профессионализма) Стадия авторитета (лучший среди мастеров) Стадия наставника (способность передачи опыта др.)
Псевдопрофессионализм Внешне достаточно активная деятельность, сопровождающаяся браком в работе и личностной деградацией
Преподавательская деятельность Целенаправленная творческая деятельность с целью воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых
Преподавательская деятельность Деятельность, которая основывается на широкой эрудиции педагога, его этической и психологической культуре, такте, умении индивидуально работать со студенческой аудиторией, создавать атмосферу сотрудничества
Преподавательская деятельность Сложный психологический акт, требующий от преподавателя раздумий, выдержки, самообладания и твердого характера
Преподавательская деятельность Деятельность, которая имеет не только внешние атрибуты совместимости, и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов образовательного процесса, проявление их личностных функций
Преподавательская деятельность Особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного роста и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе
Задачи подготовки преподавателя Университета начала ХIХ века Подготовить специалиста широкого профиля для государственной службы Воспитать широко эрудированную личность с устойчивыми нравственными качествами
Характеристики «человека Университета» (конец ХIХ века) духовная концентрация отшельничество терпеливость
Три типа умений «человека Университета» (конец ХIХ века) Наставление примером Наставление знаниями Наставление в трудности (обучение умению выходить из трудной ситуации)
Модель подготовки и профессиональной деятельности преподавателей Знать Фундаментальные основы преподавания учебной дисциплины; Нормативно-правовые аспекты функционирования системы образования и ее подсистем; Содержание, формы и методы проектирования и организации образовательного процесса; Современные подходы к моделированию учебной и профессиональной деятельности; Проблемы и методы воспитания; Индивидуальные особенности студентов.
Модель подготовки и профессиональной деятельности преподавателей Уметь Формулировать и решать научно-исследовательские и педагогические задачи; Проводить педагогический эксперимент; Обрабатывать полученные результаты; Приобретать новые знания; Четко и корректно излагать учебный материал; Определять основные цели, задачи обучения и воспитания; Осуществлять педагогический контроль; Организовывать работу студентов и принимать управленческие решения; Выявлять психологические особенности обучаемых.
Модель подготовки и профессиональной деятельности преподавателей Владеть Научными методами, необходимыми в сфере профессиональной и научно-исследовательской работы; Навыками преобразования научного знания в учебный материал; Основами научно-методической и учебно- методической работы; Современными образовательными методиками и технологиями; Методами формирования навыков самостоятельной работы; Методами эмоциональной саморегуляции.
Рефлексия как важный компонент педагогической деятельности рефлексия обратная связь индивидуальный стиль работы
Структура педагогической деятельности Знание потребностей и тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых человеку Многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства и культуры Собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция; высочайшая политическая, нравственная, эстетическая и психологическая культура
Схема профессионализации (Э.Ф. Зеера)
Функциональные обязанности преподавателя средствами научной и учебной информации развивать свойства индивида, обеспечивающие самореализацию творческого потенциала в учебной и будущей профессиональной деятельности вызывать у учащихся состояние творческой готовности к восприятию, пониманию, усвоению информации, к проектированию перспективы саморазвития, собственных планов самореализации на жизненном пути
Функциональные обязанности преподавателя Выстраивать вместе с учащимися стратегию целеполагания, целеосуществления, обеспечивающую восхождение к собственным вершинам, согласованным с представлениями о потенциалах и соственных способностях Раскрывать перед студентами высшие духовные ценности, стимулируя стремление к достижимо- недостижимым результатам
Требования к преподавательcкой деятельности высокий уровень интеллекта; широкий круг интересов; живой, активный характер; эмоциональность и эмоциональная устойчивость; гибкость и готовность к пересмотру своих взглядов и постоянному совершенствованию; высокая требовательность к себе и др.; высокий уровень самоконтроля и самоорганизации; лабильность.
Логика формирования имиджа преподавателя Индивидуальность Индивидуальный стиль преподавания Имидж
Индивидуальный стиль Совокупность индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненный целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов и преодолению комплекса неполноценности
Стили педагогической деятельности Эмоционально- импровизационный Эмоционально- методический Рассуждающе- импровизационный Рассуждающе- методический
Жизненные стратегии, определяющие формирование индивидуального стиля Адаптивная модель (выполнение предписаний, алгоритмов) Модель профессионального развития (способность личности выйти за пределы сложившейся практики)
Четыре типа идентификации личности в профессии Профессия как интересное жизненное занятие (выбор осуществляется в соответствии с личностными характеристиками) Как возможность движения в профессии (ориентация на карьерный рост и новизну) Как способ актуализации и развития способностей личности Как способ самовыражения и творчества
Признаки мастерства Высокая результативность достижений; Высокий уровень квалификации и компетентности; Оптимальная интенсивность и напряженность труда; Высокая точность и надежность деятельности; Высокая организованность; Низкая опосредованность; Креативность; Направленность на достижение социально- значимых целей.
Функции имиджа Первичные обучающие деятельностные Вторичные
Обучающие функции имиджа Коммуникативная Информативная Когнитивная Эмотивная
Деятельностные функции имиджа Организационная Мотивационная Адаптивная Дисциплинарная Воспитательная
Вторичные функции имиджа Избирательная Компенсаторная Представительская