Усиливается конфликт между «заранее определенным и предписанным содержанием обучения и необходимостью свободы и гибкости в отборе видов деятельности ребенка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение информатике в начальной школе это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике.
Advertisements

Мышление. Виды мышления.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Лекция 1 Тема: «Проектная деятельность как психологическое новообразование учащихся»
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Индивидуальные особенности мышления и его развитие Подготовил студент 2 курса 2 группы Педиатрического факультета Мурзагалеев Равиль.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Презентация к уроку по теме: Таксономия Блума
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Развитие мышления на логопедических занятиях учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. Учитель-логопед Климченко С.Р.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Тема 21. Психика, поведение и деятельность Важнейшая функция психики – регуляция - управление поведением и деятельностью живого существа.
Формирование УУД на уроках математики. Это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком.
Система работы учителя информатики Прокопович Е. В. МОУ «Гимназия 5» г. Брянска.
Транксрипт:

Усиливается конфликт между «заранее определенным и предписанным содержанием обучения и необходимостью свободы и гибкости в отборе видов деятельности ребенка и их содержания в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и ситуативными потребностями». (Х. Taba, 1962). «Раньше можно было создать один инструментарий и применять его в схожих условиях. Теперь поставлено под вопрос само существование схожих условий». (Бершадский М.Е., Гузеев В.В., 2003, 45). Формирование картины мира, центрированной на проблеме

ПРОТИВОРЕЧИЕ 1: СОДЕРЖАНИЕ должно быть заранее задано, чтоб обучать эффективно и не может быть заранее задано, потому что нам неизвестно, что потребуется человеку в завтрашнем мире. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ 1: моделируются стороны, свойства, общие для любого содержания, изучаются модели Формирование картины мира, центрированной на проблеме ФАКТЫ СПОСОБЫ ЦЕННОСТИ ПРОТИВОРЕЧИЕ 2: Есть опасность, что не останется времени (и других ресурсов) для изучения конкретного предметного содержания, необходимого для решения проблем в настоящем. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ 2: конкретное содержание изучается «внутри» общих моделей

Необходимо научить: работать с новой информацией, строить новые способы действий; приобретать новые ценности. ДАВАТЬ МАТРИЦУ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ модели объектов, процессов модели преобразований, стратегий ??? факты способы ценности Формирование картины мира, центрированной на проблеме ОБЛАСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Формирование картины мира, центрированной на проблеме «процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты» (А.Н. Леонтьев). «Мышление – это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения задач (Р.Солсо). Выделяют три основные характеристики мышления (Маер, 1983). · Мышление когнитивно, то есть происходит «внутренне», в уме, но о нем судят по поведению. · Мышление – это процесс, при котором в когнитивной системе происходит некоторая манипуляция знаниями. · Мышление направленно, и его результаты проявляются в поведении, которое «решает» некоторую проблему или направлено на ее решение. Мышление «Мышление – постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения» (Психологический словарь, 1983, ).

Формирование картины мира, центрированной на проблеме Решение проблем = наблюдаемый «след» мышления эффективное решение проблем эффективно организованное мышление ОБУЧЕНИЕ СФОКУСИРОВАННОЕ НА ПРОБЛЕМЕ ЧТО ПЛАНИРОВАТЬ И ДИАГНОСТИРОВАТЬ? ГДЕ ИСКАТЬ НЕОБХОДИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ?

ЧТО ПЛАНИРОВАТЬ и ДИНОСТИРОВАТЬ? Формирование картины мира, центрированной на проблеме ПРЕОБРАЗОВАННАЯ и/или ПРИМЕНЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ее структура и свойства) – результат решения проблемы ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ/ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (операторы, стратегии, …) – процесс решения проблемы ВЫБОР ПРОБЛЕМ, ИНСТРУМЕНТОВ ИХ ОБРАБОТКИ, ПАРАМЕТРОВ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ модели объектов, процессов модели преобразований, стратегий ??? факты способы ценности

В идеале содержание должно быть ПРИСВОЕНО формировать картину мира, ориентированную на работу с проблемой модели объектов, процессов модели преобразований, стратегий ??? факты способыценности Формирование картины мира, центрированной на проблеме МОДЕЛИ ИЗ ОТСМ-ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ из ОТСМ-ТРИЗ + ? ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ СТРОИТСЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ Присвоение – интериоризация (перевод во внутренний план), затрагивающая подсознание (по В.В. Гузееву) ГДЕ ИСКАТЬ НЕОБХОДИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ? В ОТСМ-ТРИЗ

1).Формирование «картины мира» затрагивает как сознание, так и подсознание (это «система интуитивных представлений о реальности…», «полуосознанное или осознанное представление…»). 2).Можно выделить универсальную для всего человечества (очень абстрактную) картину мира. 3).Картину мира можно описать на разных уровнях абстракции. 4) «… ни одна картина мира не является его исчерпывающим описанием, чтобы познать мир, необходимо уметь воспринимать его с разных сторон, переходить от одной картины к другой» (В.В. Руднев). (Фролов И.Т., 1986; Руднев В.В., 1999; Кравченко А.И., 2000) Формирование картины мира, центрированной на проблеме Понятие «КАРТИНЫ МИРА»

Формирование картины мира, центрированной на проблеме Проблема как таковая, как источник изменения окружающего мира и развития личности, должна занимать в этой картине мира центральное место и являться одной из базовых ценностей. Анализ и решение проблем должны быть востребованы и хорошо инструментованы. ТРЕБОВАНИЯ К КАРТИНЕ МИРА

прошлоенастоящеебудущее Системный оператор «Точка зрения» ПРОТИВОРЕЧИЕ Модель задачи ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (ИКР) Модель решения Элемент – имя признака – значение признака взаимодействие … Имя признака значение признака 1 значение признака 2 элемент описание объектов в контексте целей описание проблем в объекте Формирование картины мира, центрированной на проблеме. СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ из ОТСМ-ТРИЗ описание объектов «без цели»

Формирование картины мира, центрированной на проблеме Проблема как таковая, как источник изменения окружающего мира и развития личности, должна занимать в этой картине мира центральное место и являться одной из базовых ценностей. Анализ и решение проблем должны быть востребованы и хорошо инструментованы. ТРЕБОВАНИЯ К КАРТИНЕ МИРА Она должна быть динамичной, легко перестраиваться под новые условия Должна конкретизироваться для различных областей деятельности человека Реальный мир Фантастический мир Мир Образов (Зазеркалье) ОСВОЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТРЕХ КАРТИН:

Реальный мирФантастический мир Зазеркалье (мир Образов) Объект Что это? описание объекта, каким он воспринимается ( или может восприниматься) реально, на самом деле. На что похож? описание образа (не самого объекта, а «заместителя», на который этот объект чем-то похож) Имена признаков Какой он формы ? («форма») Что делает? («действие») Где находится? («место») – Аналогичные вопросы, но не только для самого объекта, а и для «заместителя»: если гриб похож на зонтик, мы описываем его, совмещая по признакам, естественным для описания зонтика или совмещаем реальные и «зазеркальные» признаки. Значения признаков Допустимые для данного реального объекта (небо – синее, серое, черное – но не зеленое). Допускаются любые значения признаков. Допустимые для образа («заместителя») или для самого объекта. Формирование картины мира, центрированной на проблеме

прошлоенастоящеебудущее Системный оператор «Точка зрения» ПРОТИВОРЕЧИЕ Модель задачи ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (ИКР) Модель решения Элемент – имя признака – значение признака взаимодействие … Имя признака значение признака 1 значение признака 2 элемент Формирование картины мира, центрированной на проблеме СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ Реальный мир Фантастический мир Мир Образов (Зазеркалье)

Формирование картины мира, центрированной на проблеме Конвергентное мышление Направленный поиск решения Дивергентное мышление Ненаправленное генерирование тестовый интеллект Центрировано на объекте креативность Центрировано на цели Мотивация достиженияМотивация самоактуализации Способам доступа к ресурсам личности По В.Н. Дружинину Способам преобразования информации на основе законов УЧИТЬ: КАК ДОЛЖНО БЫТЬ ОРГАНИЗОВАНО ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ МОДЕЛЕЙ? Какие стороны мышления нужны для решения проблем? КАК БЫТЬ С КРЕАТИВНОСТЬЮ?

Модели организации мышления из ОТСМ-ТРИЗ МЫШЛЕНИЕ интуитивное латеральное дивергентное Ассоциативное аналитическое вертикальное конвергентное логическое самоактуализация мотив достижения Работа с проблемой должна «включать» оба «полюса» мышления Два «пути доступа»: логический (через анализ внешних объектов) ассоциативный (через актуализацию личностных ресурсов) Формирование картины мира, центрированной на проблеме

Проблема как таковая, как источник изменения окружающего мира и развития личности, должна занимать в этой картине мира центральное место и являться одной из базовых ценностей. Анализ и решение проблем должны быть востребованы и хорошо инструментованы. ТРЕБОВАНИЯ К КАРТИНЕ МИРА Она должна быть динамичной, легко перестраиваться под новые модели. Должна конкретизироваться для различных областей деятельности человека Должна обеспечивать доступ как к внешним ресурса (изменение мира, так и к внутренним ресурсам (изменение себя) Формирование картины мира, центрированной на проблеме

«Правополушарный»: (ассоциативный, синтетический) «Левополушарный»: (логический, аналитический) Реальный мир Фантастический мир Мир Образов (Зазеркалье) Формирование картины мира, центрированной на проблеме Два «пути доступа» к информации

Как обеспечить присвоение? ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОБОЧНЫМИ ПРОДУКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по принципу Франкла-Куринского) РЕСУРС: создание творческих текстов. Возможности: работать в 3-х «картинах мира»; учить 2-м «путям доступа» к проблеме (выбор моделей, инструментов – «логический доступ», применение – «ассоциативный доступ»); использовать инструменты как средства для создания образа, сюжета; отследить применение моделей по результатам деятельности. Формирование картины мира, центрированной на проблеме

СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ ВЫВОДЫ: ПРЕДЛОЖЕНО МОДЕЛИРОВАТЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ «КАРТИН МИРА»: ЦЕНТРИРОВАННЫХ НА ПРОБЛЕМЕ; ВКЛЮЧАЮЩИХ СИСТЕМУ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ; РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПО: СПОСОБУ РАССМОТРЕНИЯ ОБЪЕКТОВ; ДОПУСТИМЫМ ЗНАЧЕНИЯМ ПРИЗНАКОВ; СПОСОБУ ДОСТУПА. В качестве одного из видов деятельности для обучения способам организации мышления предлагается использовать создание творческих текстов.