Проблема психологической компетентности профессионала (акмеологический анализ) Т.Н. Щербакова, Т.Н. Щербакова, доктор психологических наук, профессор доктор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности региональной системы отбора, подготовки ведущих консультантов по вопросам развития образования кадрового ресурса модернизации образования.
Advertisements

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Оценивание профессиональной компетентности педагогических работников в рамках аттестации Оценивание профессиональной компетентности педагогических работников.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Сущность и виды универсальных учебных действий. Рефлексия Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1.Что я знаю об УУД? 2. Что я хочу узнать? 3. Какие.
Автор: Онучина Анастасия Владимировна, преподаватель кафедры педагогики и психологии.
LOG O ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Докладчик: координатор.
Муниципальное образовательное учреждение Тогучинского района Киикская средняя общеобразовательная школа.
Личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения Совместный педсовет ОУ образовательного.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» г. Бердска Новосибирской области.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Транксрипт:

Проблема психологической компетентности профессионала (акмеологический анализ) Т.Н. Щербакова, Т.Н. Щербакова, доктор психологических наук, профессор доктор психологических наук, профессор

В образовательной политике XXI в. выделяется ряд приоритетов: ориентация на международный стандарт образования; ориентация на международный стандарт образования; компетентностный подход в организации образовательного процесса; компетентностный подход в организации образовательного процесса; конкурентоспособность выпускника школы в современном обществе; конкурентоспособность выпускника школы в современном обществе; гуманизация и гуманитаризация образования; гуманизация и гуманитаризация образования; общая психологизация образовательного процесса; общая психологизация образовательного процесса; замена модели формирующей педагогической деятельности на фасилицирующую, развивающую; замена модели формирующей педагогической деятельности на фасилицирующую, развивающую; создание безопасной образовательной среды; создание безопасной образовательной среды; повышение ценностного статуса образования; повышение ценностного статуса образования; выделение профессиональной компетентности учителя как основного критерия оценки профессионализма. выделение профессиональной компетентности учителя как основного критерия оценки профессионализма.

Субъективные факторы акмеологического развития человека понимание взаимосвязи «компетентность личностно-профессиональное развитие»; понимание взаимосвязи «компетентность личностно-профессиональное развитие»; снятие психологических барьеров и оптимизация индивидуальной психологической реальности; снятие психологических барьеров и оптимизация индивидуальной психологической реальности; качественные преобразования себя как субъекта жизни; качественные преобразования себя как субъекта жизни; переосмысление жизненных целей и соответствующих им ожиданий; переосмысление жизненных целей и соответствующих им ожиданий; развитие акмеологически значимых качеств; развитие акмеологически значимых качеств; интеграция системы субъективного контроля, становление системы психологической компетентности, индивидуальной траектории саморазвития; интеграция системы субъективного контроля, становление системы психологической компетентности, индивидуальной траектории саморазвития; оптимизация и использование личностных ресурсов. оптимизация и использование личностных ресурсов.

Акмеологическое развитие и виды психологической компетентности Когнитивная компетентность обеспечивает эффективное решение профессиональных задач за счет расширения индивидуального тезауруса паттернов оптимального поиска решений, универсальных алгоритмов и механизмов процедурализации, тактического и стратегического научения, что позволяет выстраивать гештальт профессиональных ситуаций. Когнитивная компетентность обеспечивает эффективное решение профессиональных задач за счет расширения индивидуального тезауруса паттернов оптимального поиска решений, универсальных алгоритмов и механизмов процедурализации, тактического и стратегического научения, что позволяет выстраивать гештальт профессиональных ситуаций. Коммуникативная компетентность дает возможность успешно позиционировать себя как субъекта общения, продуцируя позитивные отношения с другими, эффективное решение проблем профессионального взаимодействия, и обеспечивает оптимальное транслирование смыслов, ценностей, технологий, содержания предмета деятельности, конструктивных моделей взаимодействия с миром. Коммуникативная компетентность дает возможность успешно позиционировать себя как субъекта общения, продуцируя позитивные отношения с другими, эффективное решение проблем профессионального взаимодействия, и обеспечивает оптимальное транслирование смыслов, ценностей, технологий, содержания предмета деятельности, конструктивных моделей взаимодействия с миром. Социальная компетентность обеспечивает адаптацию, возможность высоких достижений в результате применения конструктивных стратегий активности при сохранении адекватности поведения в динамичной социореальности. Социальная компетентность обеспечивает адаптацию, возможность высоких достижений в результате применения конструктивных стратегий активности при сохранении адекватности поведения в динамичной социореальности. Аутопсихологическая компетентность обусловливает эффективность прогрессивного развития за счет активизации личностных ресурсов, саморефлексии на основе контекстной самодиагностики собственных возможностей, оптимизации саморегуляции и самоконтроля, а также индивидуальной системы способов и приемов психологической поддержки. Аутопсихологическая компетентность обусловливает эффективность прогрессивного развития за счет активизации личностных ресурсов, саморефлексии на основе контекстной самодиагностики собственных возможностей, оптимизации саморегуляции и самоконтроля, а также индивидуальной системы способов и приемов психологической поддержки.

Уровни применения на практике психологических знаний 1.Игнорирование психологической информации при решении практических задач 2.Формальное использование психологических знаний 3.Применение психологических знаний с ошибками 4.Адекватное использование психологической информации 5.Владение психологической информацией как инструментом профессиональной деятельности

Линии развития психологической компетентности в условиях ПК Обогащение психологических знаний и их трансформация в психологически целесообразные способы поведения Обогащение психологических знаний и их трансформация в психологически целесообразные способы поведения Расширение тезауруса психологических приемов Расширение тезауруса психологических приемов Рефлексия индивидуального опыта применения психологии в педагогической практике Рефлексия индивидуального опыта применения психологии в педагогической практике Формирование отношения к психологической компетентности как личностной ценности Формирование отношения к психологической компетентности как личностной ценности Развитие мотивации совершенствования собственной компетентности Развитие мотивации совершенствования собственной компетентности Стимулирование инновационной деятельности учителя в области психологизации образования Стимулирование инновационной деятельности учителя в области психологизации образования

Критерии развития профессиональной психологической компетентности Широта и глубина психологических знаний, образующих базу психологически-конструктивных профессиональных решений Широта и глубина психологических знаний, образующих базу психологически-конструктивных профессиональных решений Возможность трансформации психологических знаний, умений и навыков в способы осуществления профессиональной деятельности Возможность трансформации психологических знаний, умений и навыков в способы осуществления профессиональной деятельности Устойчивость психологически-компетентного поведения Устойчивость психологически-компетентного поведения Интегрированность концептуального, тактического и операционального уровня компетентности Интегрированность концептуального, тактического и операционального уровня компетентности Высокие показатели профессиональной успешности, психологического здоровья и степень удовлетворенности самоэффективностью Высокие показатели профессиональной успешности, психологического здоровья и степень удовлетворенности самоэффективностью Адекватность меры и формы проявления компетентности в ситуациях взаимодействия Адекватность меры и формы проявления компетентности в ситуациях взаимодействия

Позиции экспертизы образовательных программ ПК Соответствие методологических оснований и теоретической базы современной методологии психологической науки Соответствие методологических оснований и теоретической базы современной методологии психологической науки Соотнесенность основного содержания с требованиями стандарта высшего образования, профессиограммой педагогической деятельности и критериями аттестации учителя Соотнесенность основного содержания с требованиями стандарта высшего образования, профессиограммой педагогической деятельности и критериями аттестации учителя Технологичность и инструментальный характер содержания дополнительного психологического образования Технологичность и инструментальный характер содержания дополнительного психологического образования Наличие системы методов активного обучения Наличие системы методов активного обучения Развернутость и вариативность учебно-методического обеспечения программы Развернутость и вариативность учебно-методического обеспечения программы Модульность, соответствующая содержанию и логике профессиональной деятельности учителя Модульность, соответствующая содержанию и логике профессиональной деятельности учителя Полимодальный характер форм подачи учебной информации Полимодальный характер форм подачи учебной информации Отражение запроса субъекта обучения в содержательных и инструментальных параметрах программы Отражение запроса субъекта обучения в содержательных и инструментальных параметрах программы Преемственность блоков программы Преемственность блоков программы

Препятствия реализации компетентного стиля: конфликт самооценки представляемой и реальной; конфликт самооценки представляемой и реальной; недостаточная психологическая компетентность в отношении самого себя; недостаточная психологическая компетентность в отношении самого себя; ложная установка взаимодействия; ложная установка взаимодействия; ошибочная установка на результат профессиональной деятельности; ошибочная установка на результат профессиональной деятельности; привязанность к собственной истории без рефлексивного ее анализа, отсутствие включенности в настоящее; привязанность к собственной истории без рефлексивного ее анализа, отсутствие включенности в настоящее; недостаточное развитие ключевых профессиональных компетенций. недостаточное развитие ключевых профессиональных компетенций.

Этапы формирования компетентного стиля учителя Рефлексия особенностей индивидуального стиля Рефлексия особенностей индивидуального стиля Оценка ресурсных возможностей требованиям профессии Оценка ресурсных возможностей требованиям профессии Прогностика барьеров реализации компетентного поведения Прогностика барьеров реализации компетентного поведения Формирование личных целей профессиональных достижений Формирование личных целей профессиональных достижений Развитие инструментальных стилевых характеристик Развитие инструментальных стилевых характеристик Моделирование программ компетентного профессионального поведения Моделирование программ компетентного профессионального поведения Апробация и коррекция Апробация и коррекция

Акме и линии развития психологической компетентности Присвоение психологической культуры и освоение системы культурно-исторических орудий (знаков) психологической практики Присвоение психологической культуры и освоение системы культурно-исторических орудий (знаков) психологической практики Расширение умений действовать конструктивно в условиях повышенной энтропийности среды или нового опыта Расширение умений действовать конструктивно в условиях повышенной энтропийности среды или нового опыта Обогащение психологических знаний и их трансформация в психологически целесообразные способы поведения Обогащение психологических знаний и их трансформация в психологически целесообразные способы поведения Расширение тезауруса психологических приемов Расширение тезауруса психологических приемов Рефлексия индивидуального опыта применения психологии на практике Рефлексия индивидуального опыта применения психологии на практике Формирование отношения к психологической компетентности как личностной ценности Формирование отношения к психологической компетентности как личностной ценности Развитие мотивации совершенствования собственной компетентности Развитие мотивации совершенствования собственной компетентности

Проявление психологической компетентности профессионала трансляция оптимальных способов решения кризисных ситуаций; трансляция оптимальных способов решения кризисных ситуаций; демонстрация самопринятия и самоуважения, конструктивности и конкурентоспособности; демонстрация самопринятия и самоуважения, конструктивности и конкурентоспособности; эмпатийность и толерантность в общении с миром; эмпатийность и толерантность в общении с миром; психологическая поддержка в формировании психологически конструктивной индивидуальной реальности; психологическая поддержка в формировании психологически конструктивной индивидуальной реальности; актуализация мотивации личностного роста; актуализация мотивации личностного роста; прогнозирование позитивного образа достижений. прогнозирование позитивного образа достижений.

Направления акмеологической поддержки профессионала организация системной поддержки развития профессиональной компетентности; организация системной поддержки развития профессиональной компетентности; актуализация механизмов самопознания, саморегуляции, самоконтроля и саморазвития; актуализация механизмов самопознания, саморегуляции, самоконтроля и саморазвития; создание условий социально-психологического обеспечения эффективной профессиональной деятельности; создание условий социально-психологического обеспечения эффективной профессиональной деятельности; мониторинг профессиональной компетентности, выраженности ключевых компетенций и стимулирование их развития в процессе труда; мониторинг профессиональной компетентности, выраженности ключевых компетенций и стимулирование их развития в процессе труда; акмеологическое моделирование профессиональной деятельности; акмеологическое моделирование профессиональной деятельности; построение индивидуальной траектории развития в профессиональном пространстве построение индивидуальной траектории развития в профессиональном пространстве

Этапы акмеологического моделирования профессиональной деятельности анализ задач, целей, управленческих функций, а также факторов, детерминирующих продуктивное выполнение деятельности, учет интересов конкретной организации; анализ задач, целей, управленческих функций, а также факторов, детерминирующих продуктивное выполнение деятельности, учет интересов конкретной организации; разработка и апробация нормативной и прогностической модели деятельности, концепции и политики организации; разработка и апробация нормативной и прогностической модели деятельности, концепции и политики организации; анализ, оценка, коррекция и моделирование всех компонентов профессиональной деятельности, а также совершенствование выполнения соответствующих функций; анализ, оценка, коррекция и моделирование всех компонентов профессиональной деятельности, а также совершенствование выполнения соответствующих функций; разработка научно-целесообразных, практико-ориентированных алгоритмов, технологий и процедур осуществления профессиональной деятельности; разработка научно-целесообразных, практико-ориентированных алгоритмов, технологий и процедур осуществления профессиональной деятельности; выработка критериев и показателей эффективности профессиональной деятельности и компетентности профессионала; выработка критериев и показателей эффективности профессиональной деятельности и компетентности профессионала; системно-структурный анализ менталитета, индивидуального стиля и имиджа профессионала с точки зрения его соответствия современным требованиям; системно-структурный анализ менталитета, индивидуального стиля и имиджа профессионала с точки зрения его соответствия современным требованиям; формирование комплекса нормативно-аттестационных требований к профессиональной компетентности формирование комплекса нормативно-аттестационных требований к профессиональной компетентности

Акмеологическое поддержка развития субъекта профессиональной деятельности

Этапы создания системы «акмеологического сервиса» исследование условий и факторов, определяющих результативность деятельности профессионала, оказывающие непосредственное влияние на формирование корпоративного духа и социально-психологического климата организации; исследование условий и факторов, определяющих результативность деятельности профессионала, оказывающие непосредственное влияние на формирование корпоративного духа и социально-психологического климата организации; развитие профессиональной акмеологической культуры, компетентного стиля деятельности, способствующего оптимизации деятельности организации; развитие профессиональной акмеологической культуры, компетентного стиля деятельности, способствующего оптимизации деятельности организации; формирование акмеологической готовности к инновационной деятельности и продуктивному использованию современных технологий, их адаптации к конкретным условиями данной организации; формирование акмеологической готовности к инновационной деятельности и продуктивному использованию современных технологий, их адаптации к конкретным условиями данной организации; обеспечение психологического комфорта и условий для поддержания и восстановления психологического ресурса профессионала; обеспечение психологического комфорта и условий для поддержания и восстановления психологического ресурса профессионала; акмеологическое содействие в принятии конструктивных решений в ситуациях профессиональных затруднений, развитие конфликтной и экстремальной компетентности. акмеологическое содействие в принятии конструктивных решений в ситуациях профессиональных затруднений, развитие конфликтной и экстремальной компетентности.

Обобщенная модель акмеологической поддержки

Акмеологические технологии профессионального развития Обучающие технологии (интенсификация обучения, автоматизированное обучение, информационные технологии) Обучающие технологии (интенсификация обучения, автоматизированное обучение, информационные технологии) Игромоделирование (изучение деятельности, выявление затруднений, формирование замысла игры, проектирование схемы игры: концептуально-технологической и функционализированной, разработка версий динамики игры, реализация) Игромоделирование (изучение деятельности, выявление затруднений, формирование замысла игры, проектирование схемы игры: концептуально-технологической и функционализированной, разработка версий динамики игры, реализация) Психологическое консультирование (специфика запросов клиента, стратегия психолго-акмеологического консультирования, схема сеанса) Психологическое консультирование (специфика запросов клиента, стратегия психолго-акмеологического консультирования, схема сеанса) Технологии развития аутопсихологической компетентности (формирование субъекта саморазвития, повышение аутосензитивности, развитие инструментальной гибкости, управление психическими состояниями, усиление общего личностного потенциала) Технологии развития аутопсихологической компетентности (формирование субъекта саморазвития, повышение аутосензитивности, развитие инструментальной гибкости, управление психическими состояниями, усиление общего личностного потенциала) Технологии ресурсосбережения (гомеостатическая модель, гетеростатическая модель, коррекция энергозатрат) Технологии ресурсосбережения (гомеостатическая модель, гетеростатическая модель, коррекция энергозатрат) Технология оптимизации эмоциональной устойчивости (формирование позитивного эмоционального фона деятельности, коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний, гармонизация индивидуальной психологической реальности) Технология оптимизации эмоциональной устойчивости (формирование позитивного эмоционального фона деятельности, коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний, гармонизация индивидуальной психологической реальности)

Факторы, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности Внешние: организация профессионального пространства (Н.Л.Иванова, Е.В.Конева, М.М. Кашапов, Ф.С. Исмагилова, Е.А. Климов, А.К. Маркова); организация профессионального пространства (Н.Л.Иванова, Е.В.Конева, М.М. Кашапов, Ф.С. Исмагилова, Е.А. Климов, А.К. Маркова); оплата труда (Кей, Мейер, Френч); оплата труда (Кей, Мейер, Френч); характеристики самой работы (Хэкман, Олдхэм, Кэмпион, Фицджералд, Бергер); характеристики самой работы (Хэкман, Олдхэм, Кэмпион, Фицджералд, Бергер); социальные факторы (Н.Д. Творогова), материальная обеспеченность, уровень образования, служебное положение социальные факторы (Н.Д. Творогова), материальная обеспеченность, уровень образования, служебное положение

Факторы, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности Внутренние: владение специальными знаниями, специальными умениями, наличие специальных качеств личности и свойств характера – относятся интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, волевые; наибольшее значение имеет не наличие и яркая выраженность у личности данных свойств и качеств, а их конструктивные взаимосвязи друг с другом, поскольку это способствует выработке адекватных поведенческих стратегий, обеспечивающих успех в профессиональном продвижении: владение специальными знаниями, специальными умениями, наличие специальных качеств личности и свойств характера – относятся интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, волевые; наибольшее значение имеет не наличие и яркая выраженность у личности данных свойств и качеств, а их конструктивные взаимосвязи друг с другом, поскольку это способствует выработке адекватных поведенческих стратегий, обеспечивающих успех в профессиональном продвижении: выраженная психологическая готовность к профессиональной деятельности, самосовершенствованию; выраженная психологическая готовность к профессиональной деятельности, самосовершенствованию; характер субъективного контроля, индивидуальный стиль деятельности, самооценка, Я-концепция; характер субъективного контроля, индивидуальный стиль деятельности, самооценка, Я-концепция; мотивированность деятельности, а так же наличие в структуре мотивации социогенных потребностей в самоэффективности, персонализации, самоактуализации; наибольшую значимость имеют те мотивы, которые влияют на самооценку и оценку личности; мотивированность деятельности, а так же наличие в структуре мотивации социогенных потребностей в самоэффективности, персонализации, самоактуализации; наибольшую значимость имеют те мотивы, которые влияют на самооценку и оценку личности; личностный потенциал и внутренние резервы человека (сходные по содержанию понятия – «актуальная потребность», «актуальная способность», «актуальные и потенциальные характеристики человека»; важнейшая детерминирующая функция сферы потенциального в развитии личности, служащая источником смыслообразования, временной перспективы личностный потенциал и внутренние резервы человека (сходные по содержанию понятия – «актуальная потребность», «актуальная способность», «актуальные и потенциальные характеристики человека»; важнейшая детерминирующая функция сферы потенциального в развитии личности, служащая источником смыслообразования, временной перспективы