Нарушения критичности при психических расстройствах в ситуациях судебной экспертизы: проблемы, диагностика, экспертные решения К.В.Мещерякова, ОКСПНБ 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты работы 5а класса Кл. руководитель: Белобородова Н. С. Показатель 0123 Обучаемость 1-6%4-25%8-50%3-18 Навыки смыслового чтения 1-6%12-75%3-18%
Advertisements

В.Д. Шадриков, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор психологических.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Результаты ЕГЭ 2012 года по обществознанию в Новгородской области.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Мамушкина Т.В. г.Судогда МОУ ССОШ 1.
Круглый стол « Школьная тревожность». Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В ШКОЛЕ Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому.
Результаты психодиагностического исследования сформированности универсальных учебных действий учащихся 1 классов Северо-Западного округа уч.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
1 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Голицинская основная общеобразовательная школа» Шитикова Лидия Васильевна, директор школы.
Дети с ММД, как проблема образования. Показатели школьной тревожности факторклассыВсего «А»«Б»«В» 1. Общая тревожность к школе 14%-45%23% 2. Переживание.
Психологический анализ дезадаптивного поведения в подростковом возрасте Руководитель: ст. преподаватель Громко Николай Иванович.
Результаты ГИА по обществознанию Новгородская область.
Профессиональная (социально-трудовая) экспертно-реабилитационная диагностика с применением МКФ Ростов-на-Дону г. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Результаты сбора и обработки баз данных неработающего населения муниципальных общеобразовательных учреждений города Краснодара за период с 02 по 10 февраля.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Патопсихологическое исследование ребенка дошкольного возраста Сюзева Наталья Анатольевна Педагог-психолог высшей квалификационной категории муниципального.
Транксрипт:

Нарушения критичности при психических расстройствах в ситуациях судебной экспертизы: проблемы, диагностика, экспертные решения К.В.Мещерякова, ОКСПНБ 1 г.Челябинск, 2010

Данные экспериментально- психологического исследования Клинический диагноз Психологический диагноз Решение экспертных вопросов психиатром Решение правовых вопросов судебными органами Решение экспертных вопросов психологом

Квантифицированные данные ЭПИ ПсихиатрПсихолог Судебные органы

Факторы, определяющие выбор психодиагностических средств при судебной экспертизе Предмет исследования Предмет исследования Вид экспертизы Вид экспертизы Процессуальное положение подэкспертного Процессуальное положение подэкспертного Половозрастные факторы Половозрастные факторы Уровень психического развития подэкспертного Уровень психического развития подэкспертного Актуальное психическое состояние испытуемого Актуальное психическое состояние испытуемого Возможность применения методов в судебной экспертизе Возможность применения методов в судебной экспертизе Уровень квалификации (профессиональные знания) психолога Уровень квалификации (профессиональные знания) психолога

Определение критичности Критичность (греч. kritike – искусство разбирать, судить) – состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями реальности (словарь психиатрических терминов, 1995). Критичность (греч. kritike – искусство разбирать, судить) – состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями реальности (словарь психиатрических терминов, 1995). Критичность – свойство нормальной психической деятельности, способность осознавать свои ошибки, умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против выдвигающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке; критическое отношение к бреду, к галлюцинациям и другим болезненным переживаниям (Б.В. Зейгарник, 1976). Критичность – свойство нормальной психической деятельности, способность осознавать свои ошибки, умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против выдвигающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке; критическое отношение к бреду, к галлюцинациям и другим болезненным переживаниям (Б.В. Зейгарник, 1976). Критичность – Контролирующий механизм по анализу вводимого в психическую сферу содержания; личностный механизм интегративной смысловой регуляции индивидуальной деятельности, позволяющий планировать и разворачивать ее в конкретной ситуации с учетом личного и социального в реальном поведении субъекта (И.И.Кожуховская, 1985). Критичность – Контролирующий механизм по анализу вводимого в психическую сферу содержания; личностный механизм интегративной смысловой регуляции индивидуальной деятельности, позволяющий планировать и разворачивать ее в конкретной ситуации с учетом личного и социального в реальном поведении субъекта (И.И.Кожуховская, 1985). Критичность – Способность осознавать болезненный характер своих переживаний; способность адекватно оценивать текущую ситуацию, корригируя свое поведение и свои ошибки; способность прогнозировать результаты своей деятельности; способность сообразовывать свои цели со своими возможностями (С.Ю.Савенко. 2006). Критичность – Способность осознавать болезненный характер своих переживаний; способность адекватно оценивать текущую ситуацию, корригируя свое поведение и свои ошибки; способность прогнозировать результаты своей деятельности; способность сообразовывать свои цели со своими возможностями (С.Ю.Савенко. 2006).

Диагностика «критичности» психологами и врачами-психиатрами при СПЭ Психологи личностная критичность (критичность к интеллектуальной деятельности в целом, адекватность и дифференцированность самооценки, прогностические возможности, эффективность использования прошлого опыта (то есть, ретроспективная, актуальная и перспективная оценка). личностная критичность (критичность к интеллектуальной деятельности в целом, адекватность и дифференцированность самооценки, прогностические возможности, эффективность использования прошлого опыта (то есть, ретроспективная, актуальная и перспективная оценка).Врачи-психиатры осознание и принятие подэкспертным факта своей болезни; осознание и принятие подэкспертным факта своей болезни; оценка поведения подэкспертного при процедуре экспертизы, а также его отношение к самой ситуации экспертизы в целом (то есть, «ситуативная критичность»). оценка поведения подэкспертного при процедуре экспертизы, а также его отношение к самой ситуации экспертизы в целом (то есть, «ситуативная критичность»). актуальная и ретроспективная оценка подэкспертным собственных действий при совершении деяния; актуальная и ретроспективная оценка подэкспертным собственных действий при совершении деяния;

Проблемы диагностики критичности Рассогласование в представлениях психологов и психиатров о феномене критичности, разность их оценок; Рассогласование в представлениях психологов и психиатров о феномене критичности, разность их оценок; Отсутствие специфических методик, прицельно направленных на измерение нарушений критичности; Отсутствие специфических методик, прицельно направленных на измерение нарушений критичности; Оценка в основном косвенных результатов различных методик, которые зачастую трудно сопоставимы друг с другом; Оценка в основном косвенных результатов различных методик, которые зачастую трудно сопоставимы друг с другом;

Клинико-психологические признаки нарушений критичности (диагностические мишени) При наблюдении трудности усвоения инструкций; трудности усвоения инструкций; игнорирование собственных ошибок; игнорирование собственных ошибок; отсутствие реакции на критику со стороны экспериментатора; отсутствие реакции на критику со стороны экспериментатора; снижение чувства дистанции; снижение чувства дистанции; отказные реакции; отказные реакции; протестные реакции; протестные реакции; опережающие реакции; опережающие реакции; отсутствие чувства экспертной ситуации (облегченное, отсутствие чувства экспертной ситуации (облегченное, несерьезное отношение к исследованию); несерьезное отношение к исследованию); отсутствие старательности и ориентации на успех при выполнении заданий; отсутствие старательности и ориентации на успех при выполнении заданий; бравада (выраженная склонность к переоценке себя, к «рисовке»). бравада (выраженная склонность к переоценке себя, к «рисовке»). При ЭПИ интеллектуальная недостаточность; интеллектуальная недостаточность; незрелость суждений и оценок; незрелость суждений и оценок; эмоциональная неустойчивость; эмоциональная неустойчивость; импульсивность; импульсивность; агрессивность; агрессивность; враждебность; враждебность; делинквентность; делинквентность; коммуникативные затруднения; коммуникативные затруднения; тревожность; тревожность; ирреальность притязаний; ирреальность притязаний; социальная дезадаптация; социальная дезадаптация; уровень самооценки. уровень самооценки.

Клинико- психологичес-кие признаки Балл Критерии степени выраженности нарушений При экспериментально-психологическом исследовании При наблюдении Эмоциональная неустойчивость 0* Отсутствие признаков Устойчивый эмоциональный фон, спокойная упорядоченная деятельность; выполнение программы исследования; отсутствие реакций раздражения, агрессии и/или гнева, отсутствие отказных реакций и критики заданий, отсутствие выраженных реакций на ситуацию успеха/неуспеха при выполнении заданий. 1* Единичные признаки: высокие показатели по шкале эмотивности, спонтанности в опроснике «ИТО»; высокие уровни невротизации и психопатизации в «УНП»; неустойчивый тип в ПДО; желтый цвет на первой позиции в Люшере; рисунок смещен влево от центра, нарушение симметрии рисунка, рисунок не помещается на листе бумаги, сильный нажим на карандаш, хаотические линии, штрихи, жирный штрих, небрежность выполнения рисунка, стирание и исправление линий. Единичные отказные реакции и/или критика заданий, раздражительность. 2* Признаки в 50 % случаев: высокие показатели по шкале эмотивности, спонтанности в опроснике «ИТО»; высокие уровни невротизации и психопатизации в «УНП»; неустойчивый тип в ПДО; желтый цвет на первой позиции в Люшере; рисунок смещен влево от центра, нарушение симметрии рисунка, рисунок не помещается на листе бумаги, сильный нажим на карандаш, хаотические линии, штрихи, жирный штрих, небрежность выполнения рисунка, стирание и исправление линий. Неустойчивость эмоционального фона в виде легкости возникновения реакций раздражения и гнева, наличие единичных отказных реакций при выполнении заданий, критика заданий. Выраженность реакций на ситуацию успеха/неуспеха при выполнении заданий. 3* Высокие показатели по шкале эмотивности, спонтанности в опроснике «ИТО» (больше 7). Очень высокие уровни невротизации и психопатизации в «УНП» Неустойчивый тип в ПДО. Желтый цвет на первой позиции в Люшере. Рисунок смещен влево от центра, нарушение симметрии рисунка, рисунок не помещается на листе бумаги, сильный нажим на карандаш, хаотические линии, штрихи, жирный штрих, небрежность выполнения рисунка, стирание и исправление линий. Выраженная неустойчивость эмоционального фона в виде легкости возникновения реакций раздражения и гнева, отказ от выполнения заданий.

Характеристика групп по клиническому статусу и экспертному решению Органическое расстройство личности (n=70) Расстройство личности (n=66) Умственная отсталость (n=62) ВмНВмОВмВмНВмОВмВмНВмОВм %12%7%86%9%5%40%47%13%

Факторная структура нарушений критичности РЛОРЛУО Аффективно-деструктивные и волевые нарушения (47,0%) (13 признаков, в том числе враждебность (0,84); агрессивность (0,81;) эмоциональная неустойчивость(0,75); социальная дезадаптация (0,72)) Аффективно-деструктивные нарушения (41,6%) (8 признаков) Эмоциональная неустойчивость (38,3%) (11 признаков) Нарушения поведения (11,9%) (5 признаков, в том числе бравада (0,85); снижение чувства дистанции (0,83 ); протестные реакции (0,72)) Нарушения поведения (10,0%) (7 признаков) Интеллектуальная недостаточность и нарушения социальной адаптации (15,6%) (7 признаков) Интеллектуальная недостаточность (8,8%) (4 признака) Интеллектуальная недостаточность (7,4%) (4 признака) Деструктивные (асоциальные) нарушения (6,7%) (3 признака) Социальная дезадаптация (6,2%) (3 признака) Самооценка и уровень притязаний (5,9%) (2 признака) Самооценка и уровень притязаний (5,4%) (2 признака)

Факторная структура нарушений критичности по экспертному решению Группа «вменяемые»Группа «невменяемые» ФакторПризнакиФакторПризнаки Нарушения поведения с антисоциальными тенденциями (29,3%) бравада (0,72) делинквентность (0,70) социальная дезадаптация (0,62) снижение дистанции (0,61) отсутствие реакции на критику (0,60) эмоциональная неустойчивость (0,58) Наруш ения поведе ния с дестру ктивны ми реакци ями (32,2%) агрессивность (0,89) враждебность (0,89) отказные реакции (0,77) отсутствие реакции на критику (0,74) эмоциональная неустойчивость (0,71) делинквентность (0,70) отсутствие чувства экспертной ситуации (0,68) протестные реакции (0,67) импульсивность (0,63) раздражительность (0,54) снижение чувства дистанции (0,54) Интеллектуальная недостаточность (14,7%) трудности усвоения инструкций (0,88) незрелость (0,86) интеллектуальная недостаточность (0,82) игнорирование ошибок (0,71) Интелл ектуаль ная недост аточно сть (17,4%) незрелость (0,86) трудности усвоения инструкций (0,86) интеллектуальная недостаточность (0,83) игнорирование ошибок (0,81) отсутствие старательности (0,66) Негативизм (5,7%) отказные реакции (0,81) протестные реакции (0,80) раздражительность (0,64) отсутствие реакции на критику (0,60) снижение дистанции (0,52) Социал ьная дезадап тация (9,2%) коммуникативные затруднения (0,71) тревожность (0,71) ирреальность притязаний (0,50) Деструктивные реакции(5,4%) агрессивность (0,82) враждебность (0,82) Наруш ения поведе ния (5,5%) бравада (0,81) снижение чувства дистанции (0,54)