Клинико-психологические и диагностические характеристики основных форм и видов афазий Кафедра клинической психологии ЮУрГУ А.В. Астаева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Функциональные блоки мозга. БЛОКИ МОЗГА - (англ. brain blocks) - структурно- функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека,
Advertisements

Выполнила: Гамеза А.Н. 202 фкп. Варианты поражений 1) заднелобный (премоторный) синдром 2) префронтальный синдром 3) базальный лобный синдром 4) синдром.
Функциональные блоки мозга. структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга, нарушения ВПФ при его поражениях. Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга, нарушения ВПФ.
Тема : НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ВИСОЧНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА Выполнили : Анисимова Юлия 201 гр. ФКП. Кафедра медицинской генетики и клинической.
Функциональные блоки мозга (А.Р.Лурия). Первый блок (энергетический) Анатомическая основа: ретикулярная формация ствола мозга ( клеточная функциональная.
Методическая разработка (развитие речи) на тему: Презентация: Афазия
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Нейрофизиологические симптомы поражения теменной доли Ефимова Екатерина Анатольевна 202 ФКП Красноярский государственный Медицинский университет имени.
Патология речевого процесса. Речь - сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения. Речевая функциональная.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ» Презентация «Агнозия. Виды агнозий. Локализация поражения.
Прямое сопоставление упрощенных психологических схем и сложных лингвистических образований с теми или иными участками мозговой коры не оправдало себя ни.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Клинико-нейропсихологическая характеристика афазий с преимущественным поражением экспрессивной.
Кора головного мозга. Высшие мозговые функции. Определение А.Р. Лурия ВПФ- сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Смешанные и комплексные афазии. Атипичные афазии. Нейродинамические нарушения речи.
Афазия Выполнила : Токтохоева Цыпелма Ринчинимаевна Гуппы 07941, курс 4 Проверила : Савиткина Ирина Владимировна Стар. пред. каф. психология детства Министерство.
Нарушение речи и методы ее восстановления при амнестической афазии.
Транксрипт:

Клинико-психологические и диагностические характеристики основных форм и видов афазий Кафедра клинической психологии ЮУрГУ А.В. Астаева

Актуальность При очевидных очаговых расстройствах нарушения ВПФ могут не выступать на первый план, что затрудняет восстановительный процесс. Ранняя инвалидизация больных обусловлена не только неврологическим дефицитом, но и трудностями социальной и психологической адаптации, что усугубляется нарушением ВПФ. Нарушения ВПФ разной степени тяжести в 100% случаев сопровождают инсульта (Боголепова А.Н., 2003; Галиновская Н.В., Чапко И.Я. 2004) Нарушений когнитивной сферы в целом и речи в частности ведет к изменению личности, к нарушению общей и вербальной коммуникации.

Особенности изменения ВПФ у больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения с позиции концепции А. Р. Лурия о трех структурно- функциональных блоках мозга Первый блок – блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга ( ретикулярные структуры ствола, среднего мозга и диэнцефальные отделы, лимбическая система и медиобазальные отделы лобных и височных долей мозга). Данный блок осуществляет энергетическое обеспечение психической активности и ее нейродинамические параметры.

Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, обеспечивает операциональные составляющие психических действий (корковые зоны основные анализаторные системы: зрительной, кожно-кинестетической слуховой)

Третий блок – блок программирования и контроля за психической деятлеьностью ( передние моторные, премоторные и префронтальные отделы мозга с их двусторонними связями). Данный блок отвечает за произвольную регуляцию деятельности в виде целеполагания, программирования и контроля.

Каротидный бассейн. Инсульты в сосудистом бассейне передней мозговой артерии от бессимптомного протекания заболевания до массивного синдрома сочетанного поражения подкорково-диэнцефальных структур, мозолистого тела и медиальных отделов лобных и теменных долей. Центральное место - нарушения памяти : модально-неспецифический дефект памяти различной степени выраженности (от легкой, до массивной, с патологическим забыванием текущих событий, на фоне сохранной установки на запоминание). Повышенная тормозимость воспроизведения следов в условиях интерферирующего воздействия и последующей реминисценцией. Нарушение избирательности воспроизведения, проявляющееся контаминациями (привнесение в воспроизведение элементов) и конфабуляциями (привнесение в воспроизведение чужих элементов), соскальзыванием на побочные ассоциации. Относительно сохранным остается непосредственное воспроизведение, равное 5-6 элементам, что соответствует нижней границе нормы. Наблюдаются трудности программирования и контроля над протекающей психической деятельностью, снижение регулирующей функции речи, нарушения сознания в виде дезориентировки во времени, месте, своём заболевании, снижение критичности, общая инактивность, сужение мотивационно-потребностной сферы, нарушение динамики протекания психических процессов, выраженная истощаемость психической деятельности.

Инсульт в бассейне средней мозговой артерии Смешанные формамы афазий, сочетающими в себе симптомы афферентно- и эфферентно-моторной, сенсорной и акустико- мнестической афазий; Нарушениями динамического и кинестетического праксиса, расстройствами пространственной организации движений и зрительно-конструктивной деятельности Модально-специфические нарушения памяти: снижается объём запоминания Имеются латеральные специфика картины мнестических нарушений: при правополушарной патологии нарушается непосредственное воспроизведение, а при левополушарной – отсроченное воспроизведение в условиях интерференции.

Нарушение мозгового кровообращения в системе внутренней сонной артерии Недостаточность в запоминании модально-специфического зрительно-пространственного, слухового и кинестетического материала. Имеются латеральные различия: при правополушарной патологии наблюдаются дефекты памяти в виде нарушения непосредственного воспроизведения, феномен левостороннего игнорирования в различных сенсорных системах; При левополушарной – снижение объёма отсроченного воспроизведения после интерференции, системные персеверации при выполнении интеллектуальных операций.

Вертебро-базиллярный бассейн. Инсульты в приводят к патологии медиальных отделов теменных, височных и затылочных зон, задних отделов зрительного бугра, гипоталамической области, мозолистого тела, лимбической коры и льюисова тела Нарушение ориентировки в собственной личности (сведения о семье, биографические данные, анамнез). Модально-неспецифические мнестические расстройства проявляются нарушением непосредственного воспроизведения, отсутствием тормозящего влияния интерференции. Нарушение зрительного, пространственного и акустического гнозиса носят умеренный или легкий характер.

Речевая система – это совокупность речевых функций, объединенных в единое целое. Устная экспрессивная речь импрессивная речь Письменная речь Внутренняя речь

Афазия Нарушение уже сформировавшейся речи Системные речевые расстройства различных форм речевой деятельности. При афазии нарушаются и другие ВПФ помимо собственно речи восприятие, память, мышление, эмоционально-волевая сфера пациента. Поражение различных мозговых структур может приводить к качественно различным нарушениям одних и тех же функциональных систем, следовательно, одних и тех же ВПФ.

Признаки отличия афазий от других нарушений речи 1. это центральное, а не периферическое нарушение речи 2. представляет собой системное нарушение речи 3. является нарушением уже сформировавшейся речи

Формы афазий ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ЗАРУБЕЖНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ – эфферентная моторная афазия – афферентная моторная афазия – динамическая афазия – передний аграмматизм – сенсорная афазия – акустико-мнестическая афазия – оптико-мнестическая афазия – семантическая афазия – смешанные виды афазий. – корковая моторная афазия – транскортикальная моторная афазия – субкортикальная моторная афазия – корковая сенсорная афазия – транскортикальная сенсорная афазия – субкортикальная сенсорная афазия – амнестическая афазия – проводниковая афазия – глобальная афазия

нарушения речи СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария при поражении задних отделов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического и т.д.)

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ Область поражения. Поражение задней трети первой височной извилины левого полушария (41,42 и 22 поля) и нижние отделы премоторной области (44,46,10 поля). Центральный механизм. Нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, нарушении фонематического слуха (невозможность различать звуки речи). Центральный симптом. Нарушение понимания речи по типу симптома отчуждения смысла слов, нарушение понимания обращенной речи. Клиническая картина – трудности дифференцирования звуков речи (фонем) – трудности самостоятельного правильного их произнесения – наличие множественных литеральных парафазий в самостоятельной речи, вербальных парафазий гораздо меньше – речь по типу словесного салата, с относительной сохранностью в произнесении упроченных стереотипов – нарушение экспрессивной речи – нарушение повтора слов, называния предметов, обусловленное акустическим дефектом – трудности понимания обращенной речи (слов, фраз, грамматических конструкций), в более мягких случаях – трудности понимания речи в усложненных условиях (зашумленная, быстрая речь) – вторичные нарушения навыков чтения и письма, обусловленные нарушением операций звукового анализа и синтеза – нарушение парадигматической системы

Спасибо за внимание