Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (рекомендации к проектированию) Овечкина Т.А. – к.п.н., заведующий «Института детства» СПб.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Advertisements

Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ДОУ Методист МОУ «МИМЦ» Моисеенко Т.Н.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию.
Вторая младшая группа у.г.. Педагоги группы. Гончарова Екатерина Васильевна – воспитатель Балалова Надежда Валерьевна – помошник воспитателя.
Федеральные требования к основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
Что такое ФГТ? В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Проектирование основной образовательной программы дошкольного учреждения 3 декабря 2010г.
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
ПРИКАЗ Зарегистрирован в Минюст России от 08 февраля 2010 г. N ноября 2009 г. N 655 Об утверждении и введении в действие федеральных государственных.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Е КАТЕРИНА П АВЛОВНА П ОПОВА, НАЧАЛЬНИК.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Транксрипт:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (рекомендации к проектированию) Овечкина Т.А. – к.п.н., заведующий «Института детства» СПб АППО

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2: п.6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования (ФГТ)

Документы, обеспечивающие содержание ФГТ (федеральных государственных требований) по ДОУ : 1.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от года). 2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проходят согласование). 3. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования (утверждаются МОиН РФ по результатам экспертизы на соответствие ФГТ).

Структура содержания дошкольного образования Направления развития(4) Образовательные области(10): 1.Физическое развитие ( физическая культура, здоровье) 2.Познавательно-речевое (познание, коммуникация, чтение развитие художественной литературы) 3. Художественно-эстетическое (музыка, художественное развитие творчество) 4. Социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность)

Основные виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Трудовая Познавательно-исследовательская Продуктивная Музыкально-художественная Чтение

Модель организации образовательной деятельности с детьми: (2-х частная модель организации образовательного процесса) 1 часть «Совместная деятельность взрослого и детей» : 1.1 Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) Формы организации: игровые и развивающие занятия, беседы, образовательные путешествия и др. Отличаются наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками; 1.2 Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

2 часть «Самостоятельная деятельность детей» Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально 2.2Организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на самостоятельное решение ребенком задач

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) (приказ Минобрнауки РФ 655от ; Министерства юстиции РФ рег от г.) (введены в действие с г.)

Новый документ ДОУ: «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» -это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса

п.2.1 Разрабатывается, утверждается и реализуется в ДОУ (ОУ)на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разрабатываемых уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных государственных требований (ФГТ)

п.2.2 Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

п.2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей по основным направлениям развития (физическому, познавательно-речевому, художественно-эстетическому и социально-личностному) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна отражать: - Собственную модель организации образовательного процесса с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников; - Педагогические технологии, применяемые в работе с детьми; -Как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников. -Программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого ДОУ (ОУ), учитывать потребности воспитанников, их родителей, социума.

Научные принципы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования -Развивающий характер образования (деятельность ребенка в зоне ближайшего развития); -Соответствие положениям возрастной психологии и педагогики; -Полнота, необходимость и достаточность (разумный «минимум»); -Единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; -Интеграция образовательных областей; -Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; -Реализация в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей; -Адекватные возрасту формы и виды детской деятельности

-Принцип гуманизации (уважение к личности ребенка, уникальность личности каждого ребенка); -Принцип дифференциации и индивидуализации (склонности, интересы и возможности ребенка); -Принцип непрерывности (взаимосвязь ступеней дошкольного образования: от раннего возраста до старшей и подготовительной группы); - Принцип системности (все компоненты программы должны быть взаимосвязаны и обеспечить систему образовательной работы ДОУ).

Учет особенностей реализация основной общеобразовательной программы в ДОУ При 12,14,24 часовом режиме ДОУ: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов занятий и форм детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При работе ДОУ в режиме сокращенного дня (8-10 часов) и кратковременного пребывания (3-5 часов) В целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является: - образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов занятий и форм детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Подготовка к проектированию основной общеобразовательной программы дошкольного образования Анализ действующих нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность ДОУ Анализ действующего программно-методического обеспечения образовательного процесса (основных и дополнительных программ, отражение в лицензии) Анализ режимов работы групп и используемых режимов дня различных возрастных групп Определение системы образовательной работы с детьми Анализ системы медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Изучение образовательных запросов родителей воспитанников и сетевого взаимодействия ДОУ Подбор материалов к мониторингу освоения Программы

Программно-методическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) Образовательные области Основные образовательные программы (комплексные, парциальные) Технологии, методические пособия Физическая культура Здоровье Познание Коммуникация Чтение худ. лит-ры Музыка Художественное творчество Социализация Труд Безопасность

Система образовательной работы (модель ДОУ) ГруппыИгрыРазвива ющие занятия Вечера развлеч ений Праздн ики Развива ющие проект ы Образо вательн ые путеше ствия Студии, кружки Другие фрмы работы Ранний Младш. Средн. Старш. Подг.гр

Предметно-развивающая среда ДОУ Образователь ные области РаннийМладшийСреднийПредшкольное образование (ст. и подг. гр.) Физическая культура Здоровье Познание Коммуникация Чтение худ.литературы Музыка Художественное творчество Социализация Труд Безопасность

Организация работы с родителями воспитанников ДОУ по реализации ООП ДО ГруппыОсновные формы работы Индивидуальные формы работы Ранний возраст Младший Средний Старший Подготовительные гр.

ст.7п.4 ФЗ «Об образовании» (2007 г.) Под «структурой основных общеобразовательных программ» понимается: - соотношение и объем их частей, - соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования: 1 часть – обязательная во всех видах ДОУ (ОУ)(составляет 80% от общего объема программы). Специфика : при наличии в ДОУ групп компенсирующей и комбинированной направленности в обязательную часть программы включается система квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ 2 часть - формируемая участниками образовательного процесса ( составляет не более20% от общего объема программы) и отражает: -видовое разнообразие ДОУ; дополнительные услуги; -специфику национально-культурных, демографических и иных условий деятельности ДОУ

1 часть (обязательная) Разделы обязательной части основной общеобразовательной программы ДОУ: 1. Пояснительная записка. 2. Организация режима пребывания детей в ДОУ. 3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей (10 образовательных областей). 4. Содержание коррекционной работы (для детей с ОВЗ). 5.Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 6.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

1. Пояснительная записка -Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ДОУ -Приоритетные направления деятельности ДОУ -Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации Программы -Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие) -Принципы и подходы к формированию Программы

2. Организация режима пребывания детей в ДОУ - Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности - Проектирование образовательного процесса соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей 1-ый вариант «Физическая культура»-формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие (скоростные, силовые качества, гибкость, выносливость и координация), овладение основными движениями, потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании «Здоровье» – сохранение и укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о ЗОЖ; «Безопасность» – основы безопасности собственной жизнедеятельности, предпосылки экологического сознания, представления об опасных для человека и мира природы ситуациях и способах поведения в них, правила безопасности дорожного движения (как пешехода и пассажира); «Социализация» – освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений, развитие игровой деятельности, нормы и правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, принадлежности к мировому сообществу. Группы (возраст) Основные задачи Содержание образовательной работы Формы работы

«Труд» - положительное отношение к труду, развитие трудовой деятельности, формирование ценностного отношения к результатам труда, представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; «Познание» – развитие познавательных интересов, сенсорное развитие, развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной ) деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; «Коммуникация» – овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми (свободное общение), развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи-диалогической, монологической), практическое овладение нормами речи;

«Чтение художественной литературы» – формирование интереса и потребности в чтении (восприятие) книг, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, развитие эстетического вкуса «Художественное творчество» - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству; «Музыка» – развитие музыкальности детей, музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

2-ой вариант Ранний возраст (1-3 года) -Характеристика особенностей развития детей раннего возраста Образовательная область Основные задачи и содержание Совместная деятельность взрослого с детьми (формы работы, виды деятельности) Самостоятельная деятельность детей Физическая культура Здоровье Познание Коммуникация Чтение худ. лит-ры Музыка Художественное творчество Социализация Труд Безопасность

Каникулы – сроки, возрастные группы, формы образовательной работы и виды детской деятельности (совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей); Дни здоровья – периодичность, возрастные группы, модели образовательной деятельности; Использование личностно-ориентированного подхода к развитию воспитанников, индивидуальные маршруты развития (учет склонностей, интересов и возможностей ребенка); Комментарии к использованию комплексно- тематического принципа построения образовательного процесса в ДОУ (события, проекты, праздники и др.) Традиции ДОУ по организации образовательного процесса. Сетевое взаимодействие ДОУ с др. организациями по реализации ООП ДО.

4. Содержание коррекционной работы с детьми (составляется при наличии в ДОУ детей с ОВЗ) -Характеристика особенностей и развития и индивидуальных возможностей детей (с учетом имеющихся отклонений развития и здоровья) -Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми: -Система индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям (формы коррекционной работы с детьми (мониторинг, коррекция, др.) с учетом возраста детей и отклонений в развитии) - Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий -Взаимодействие ДОУ с др. организациями по осуществлению коррекционной помощи детям Отклонения в развитии Образовательные программы Технологии, методические пособия Создание условий для коррекционной работы

5.Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Промежуточные результаты 3 года Интегративные качества воспитанников (9) Динамика формирования интегративных качеств (через интеграцию образовательных областей) 1.Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками 2. Любознательный, активный Физическая культура и Здоровье ………………… Чтение художественной литературы (приобщается к гигиене чтения и бережному отношению к книге) ……………….. Коммуникация………….. Музыка …………… Художественное творчество……. Физическая культура и Здоровье….. Социализация… Труд. … Чтение худ. литературы……. Коммуникация... Музыка... Художественное творчество…..

6 4 года 5 лет 6 лет Интегративные качества Воспитанников (9) Динамика формирования интегративных качеств 1 Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками 2. Интегративные качества воспитанников (9) Динамика формирования интегративных качеств Интегративные качества воспитанников (9) Динамика формирования интегративных качеств

Итоговые результаты (7 лет) Интегративные качества воспитанников (9) Итоговые результаты (через интеграцию образовательных областей) 1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками 2. Любознательный, активный 3. Эмоционально отзывчивый 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме),государстве (стране), мире и природе 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками Физическая культура и Здоровье…..

6.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Общая характеристика системы мониторинга: -содержит описание объекта, форм, и содержание оценки планируемого результата освоения ООП ДО; - периодичность мониторинга в ДОУ; - Объект мониторинга – физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка - Формы мониторинга – сочетание низко формализованных методов (наблюдение, беседа и др.) и высоко формализованных методов (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) - Периодичность мониторинга – устанавливается образовательным учреждением (не должен приводить к переутомлению детей и нарушению хода образовательного процесса)

Возраст детей Объект мониторинга (9 результатов) Форма мониторинга Содержание оценки 3 года1. Физически развитый 4 года 5 лет 6 -7лет 2.Любознательный, активный 3 года 4 года 5 лет 6-7 лет 3.Эмоционально отзывчивый

2 часть ООП ДО - формируемая участниками образовательного процесса ( составляет не более20% от общего объема программы) и отражает: -видовое разнообразие ДОУ; -специфику национально-культурных, демографических и иных условий деятельности ДОУ (Структура данной части Программы не регламентирована и оформляется учреждением самостоятельно с учетом специфики деятельности и особенностей контингента воспитанников).

1.Система образовательной (оздоровительной) работы с детьми 2. Организация работы с родителями воспитанников (по данным направлениям деятельности ДОУ) 3. Взаимодействие с др. организациями (по реализации данных направлений деятельности ДОУ) Направления деятельности Задачи работы Образовательные программы Технологии, методические пособия Формы работы, виды деятельности (по возрастным группам) Возраст детей