Тема 1. Дискурс и дискурсивный анализ. Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Тема I-1. Понятие дискурса и дискурсивный анализ ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2009.
Advertisements

1 Тема I-1. Понятие дискурса и дискурсивный анализ ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2016.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
1 Темы V-15~18. Некоторые подходы и методы дискурсивного анализа ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2008.
Интерактивный подход в лингвистике Е.Г.Борисова
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Тема 3. Локальная структура дискурса Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Основными функциями языка являются : Коммуникативная ( функция общения ); Мыслеформирующая ( функция воплощения и выражения мысли.
1 Темы V-15~18. Некоторые подходы и методы дискурсивного анализа ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2013.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСКУРС ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА ТЕЗАУРУС.
КУРОЧКА РЯБА. ЖИЛИ БЫЛИ ДЕД ДА БАБА И БЫЛА У НИХ КУРОЧКА РЯБА.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 1. Проблемная область искусственного интеллекта 2. Модели представления знаний.
Тема : Культурная антропология Выполнил : слушатель 832 уч. взвода Ряд. милиции Кадыржанов А. А.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Курочка Ряба Художник Сергий Елена Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба.
Язык и культура. Взаимосвязанное обучение языку и культуре как основа формирования способности к межкультурной коммуникации.
Компьютерная лингвистика как наука. 1. Определения компьютерной лингвистики 2. Компьютерная лингвистика и искусственный интеллект 3. Разделы компьютерной.
Лотман Юрий Михайлович Пламень научного и творческого горения.
Транксрипт:

Тема 1. Дискурс и дискурсивный анализ. Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005

Понятие дискурса Этимология: от лат. curro discursus бегание взад-вперед; движение, круговорот; беспрерывное мелькание; суета; разветвление, барахтанье; беседа, разговор Термин «дискурс» подчеркивает интерактивный, процессуальный, динамический характер языковой коммуникации

Определения Дискурс – это процесс языковой деятельности плюс ее результат Процесс языковой деятельности = коммуникация Результат языковой деятельности = текст Коммуникация + текст = дискурс

Философско-публицистическое понимание дискурса Выражения типа научный дискурс, расистский дискурс, дискурс президента Буша и т.п. Происходит из французского постструктурализма – М. Фуко и др. способ говорения плюс лежащая в его основе идеология Обязательное указание на «обладателя» данного типа дискурса

Дискурс и текст Текст – это статический объект от лат. textus ткань, сплетение, структура; связное изложение Компьютерная метафора: текст – это лог-файл дискурса Обязательно ли текст является письменным?

Дискурс и диалог Диалог < греч. διαλογος говорение через пространство Различие между этими понятиями только в коннотациях «Диалог» имеет слишком сильные коннотации постоянной интерактивности и перехода роли говорящего от одного лица к другому Термин «дискурс» поэтому удобен как более нейтральный, более общий

Исследование дискурса Discourse analysis Дискурсивный анализ (ДА) Анализ дискурса Дискурсный анализ Дискурс-анализ

Что изучает ДА? Пример 1. ВСТРЕЧА Вот однажды один человек пошел на службу, да по дороге встретил другого человека, который, купив польский батон, направлялся к себе восвояси. Вот собственно, и все. (Д. Хармс)

Что изучает ДА? Пример 2. ПОХОД ДЖОНА В РЕСТОРАН Джон пришел в ресторан. Он сделал заказ официанту. Он съел заказанное блюдо. Он оплатил счет и ушел.

Что изучает ДА? Пример 3. Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла она яичко. Было оно не простое, а золотое. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила.

Что изучает ДА? Пример 3 – модификация А Дед бил-бил – не разбил. Была у них курочка ряба. Жили-были дед да баба. Баба била-била – не разбила. Было оно не простое, а золотое. Снесла она яичко.

Что изучает ДА? Пример 3 – модификация Б Жили-были они. Была у деда да бабы она. Снесла курочка ряба его. Было оно не простое, а золотое. Он бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила.

Что изучает ДА? Пример 3 – модификация В Дед да баба жили-были. Курочка ряба была у них. Она яичко снесла. Оно не простое, а золотое было. Бил-бил дед – не разбил. Била-била баба – не разбила.

Что изучает ДА? Пример 4. Там была..(0.2) пло=..(0.3) /площадка...(0.6) \танцевальная,..(0.4) мы протанц= ||..(0.3) все /оттанцевали, и пош= ||..(0.1) /разошлись по \домам...(0.4) /Потом через некоторое /время меня позвала...(0.8) /подру-ужка, и мы увидели..(0.3) /площадку,...(0.7) на ||..(0.4) на которой на /асфальте..(0.4) было /множество- –множество разных \червяков.

Место ДА в лингвистике РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗМЕРА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ: Фонетика и фонология Морфология Синтаксис Дискурсивный анализ

Анализ дискурса: исторический аспект Текстология Риторика и ораторское искусство Литературоведение Этнология

Анализ дискурса: прародители (XIX в.) В. фон Гумбольдт А.А. Потебня

В. фон ГумбольдтА.А.Потебня

Анализ дискурса: вдохновители (первая треть XX в.) Ф. Боас «Русский формализм» (В.Я.Пропп 1928, А.Н. Веселовский) Чешский структурализм (В. Матезиус) Ш. Балли, А. Сешеэ

Франц БоасВладимир Пропп

Анализ дискурса: предтечи (1940-е – 1960-е гг.) И.А. Фигуровский (1948) Н.С. Поспелов (1948) Z. Harris (1952): Discourse analysis K. Pike (1952) P. Hartmann (1964) Е.В. Падучева (1965) М.М. Бахтин Ю.М. Лотман

Анализ дискурса: отцы- основатели и живые классики (1970-е гг.) W. Dressler 1972 J. Petöfi 1971 T. van Dijk 1972 H. Sacks, E. Schegloff, and G. Jefferson 1974 R. Longacre 1977 T. Givón 1979 W. Chafe 1976, 1980

Анализ дискурса: этап зрелости (с 1980-х гг.) Brown and Yule 1983 Atkinson and Heritage 1984 van Dijk 1985 Mann and Thompson 1992 DuBois et al Renkema 1993 Schiffrin 1994 Chafe 1994 van Dijk 1997 Schiffrin et al Макаров 2003

ДА как междисциплинарная область Психология Информатика и искусственный интеллект Философия и логика Социология Этнология и антропология Литературоведение и семиотика Фольклористика

ДА как междисциплинарная область – продолжение История Теология Юриспруденция Медицина Языковая педагогика Теория и практика перевода Коммуникационные исследования Политология

Порождение и понимание Давай!

Говорящий и адресат Меняющиеся роли (Текущий) говорящий – главный участник дискурса, ответственный за формирование дискурса Слушающий и адресат Роль адресата: говорящий имеет в своем сознании модель адресата В данном курсе – ориентация на порождение

Социальное измерение дискурса Дискурс – социальный феномен Дискурс – это использование языка для установления контакта между 2 или более индивидуумами Язык – не самоцель! Мы говорим в целях взаимодействия Говорящий и слушающий – социальные роли Множество более устойчивых ролей

Коммуникативные намерения и коммуникативные акты Теория речевых актов: какие действия люди выполняют при помощи вербальных средств? Локуция, иллокуция и перлокуция Пример: речевой акт извинения Наиболее важный компонент – иллокуция, т.е. коммуникативное намерение

Анализ бытового диалога Conversation analysis Этнометодология (США, 1960-е гг.): изучение повседневных мыслительных процедур, посредством которых обычные члены общества выполняют осмысленное взаимодействие Анализ бытового диалога: то же, на материале языкового взаимодействия Чередование говорящих

Чередование говорящих в диалоге Время одновременного говорения 2 или более участников диалога занимает не более 5% времени Существует какая-то система регулирования права говорить По достижении точки возможного перехода происходит одно из трех: (а) текущий говорящий «назначает» другого говорящего; (б) если не (а), то другой может самоназначить себя; (в) если не (а) и не (б), то первый говорящий может продолжить

Когнитивное измерение дискурса Говорящий и слушающий – не абстрактные социальные роли, а организмы Главный орган, который обеспечивает общение, - это мозг Вся информация, передаваемая говорящим, вначале формируется в его когнитивной системе Аналогично – у слушающего

Когнитивные операции Активация и опознание представлений из окружения Построение плана действий Поиск информации в долговременной памяти Формирование новых понятий и представлений Обнаружение связей между представлениями

Роль знаний в дискурсе Главы МИДов России и Украины Сергей Лавров и Борис Тарасюк договорились встретиться в ближайшее время. Об этом сообщил официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко. «Сегодня Лавров позвонил Тарасюку и поздравил его с назначением на пост министра иностранных дел. Министры условились, что встреча будет проведена в ближайшее время. Договоренность о времени и месте встречи будет достигнута позже», – отметил Яковенко. //РИА «Новости», РИА «Новости»

Основной существенный смысл этой новости Контакты между правительствами России и Украины налаживаются, несмотря ни на что Степень понимания этого смысла тем или иным носителем русского языка зависит от тех знаний, которые у него есть (и которые не выражены явным образом в дискурсе)

Что надо знать, чтобы понять смысл новости? На Украине недавно произошел переворот, за которым очень внимательно следили в России Отношения с Украиной – одна из главных тем российской политики в настоящее время Только накануне была утверждена премьер-министр Украины Отношения России с этим премьером весьма сложные Министры инотстранных дел никогда не предпринимают спонтанных действий, а выполняют установки президентов

Фреймы M. Minsky 1975 Фрейм – статическое описание объекта, явления или ситуации, которое известно представителям данной культурно-языковой группы (Эйнштейн: Bezug – frame of reference – система отсчета)

Фрейм квартиры: прихожая кухня ванная спальня окна двери функциональная часть фрейма – что делают в квартире Иван пришел домой и улегся спать ср. Иван пришел в университет и улегся спать

Дальнейший ход изложения Вариативность дискурса: устный/письменный дискурс, жанры Локальная структура дискурса: из каких «атомов» состоит дискурс? Глобальная структура дискурса: чем обеспечивается единство дискурса? Связь дискурса с более «мелкими» языковыми явлениями – лексическими, грамматическими, фонетическими, невербальными