1 Новые информационные технологии как средство осуществления диагностической деятельности педагога в процессе организации профильного обучения в условиях компетентностного подхода Слепухин А.В., УрГПУ
2 Концепция профильного обучения Содержит цели профильного обучения, обзор зарубежного и отечественного опыта его организации, возможные формы организации профильного обучения и предпрофильной подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для профильной школы, этапы введения профильного обучения Не содержит конкретных подходов и методов диагностики, описания инструментов, психофизиологических и дидактических материалов для разделения учащихся на профили, реализации методики диагностики способностей и готовности школьников к обучению на том или ином профиле, а также готовности к дальнейшей профессиональной деятельности выбор школьни- ком профиля обучения, планиро- вание дальнейшей професси- ональной деятель- ности обучаемого Инструме- нтарий - комплексная педагоги- ческая диагностика достижений учащихся
3 Проблема реализации профильного обучения разработка научно-обоснованной методики комплексной диагностики компетентностей школьников – их знаниевых, деятельностных, психологических характеристик, определяющих готовность школьников к обучению на том или ином профиле и в дальнейшем готовность к профессиональной деятельности
4 Компетентностный подход Ключевые суперкомпетентности Селевко Г. Математическая – уметь работать с числом Коммуникативная – уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться Информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации Автономизационная – быть способным к саморазвитию, самообразованию, самоопределению Социальная – уметь жить и работать в коллективе, в команде Продуктивная – уметь работать и зарабатывать, быть способным создавать свой собственный продукт, принимать решения Нравственная – готовность, потребность жить по традиционным нравственным законам
5 Компетентностный подход диагностика Исследование сформированности ключевых компетентностей в системе профильного обучения на различных этапах его реализации Исследование сформированности компетентностей, актуальных для выбора профессиональной деятельности
6 Уровни сформированности компетентности ( согласно Х.Ж.Ганееву ) пропедевтический уровень, включающий уровни грамотности (характеризующийся овладением элементарными средствами познавательной деятельности) и функциональной грамотности (характеризующийся овладением познавательными средствами основных видов жизнедеятельности); допрофессиональная компетентность (уровень образованности, достаточный для получения профессионального образования), общекультурная компетентность (уровень образованности, достаточный для самообразования, самостоятельного решения познавательных задач), методологическая компетентность (уровень образованности, достаточный для самостоятельного решения мировоззренческих проблем, исследовательских и творческих задач).
7 Соотнесение уровней компетентности учащегося (по Х.Ж. Ганееву) классификации компетентностей (по Г. Селевко) профессиональная компетентность профильная компетентность методологическая компетентность методологическая грамотность общекультурная компетентность Допрофес- сиональная компетент- ность Функцио- нальная грамотность Общекуль- турная грамотность предметная предметная компетентность
8 Понятия готовностей учащихся готовность к обучению на том или ином профиле - совокупность способностей, определенных качеств учащихся – составляющих их познавательной и учебной готовности (согласно О.Б. Епишевой) (в частности, таких как представление и воображение, интерес к деятельности, умение осуществлять исследовательскую деятельность, способности к творческой деятельности, самостоятельность и т.д.), готовность к профессиональной деятельности – совокупность компетентностей, значимых и актуальных для данной конкретной профессиональной деятельности.
9 системно-комплексная диагностика Уровень академичес кой успеваемос ти (актуальной обучен- ности и потенциаль ной обучае- мости) Психофизиологи ческие качества (уровень развития мышления, внимания, памяти, интеллектуаль- ных, творческих, исследователь- ских способностей) Личностные характерист ики (уровень сформирова нности мотивацион ной сферы, стремления к получению знаний, черт характера) Взаи моот ноше ния в колле ктиве Проекти- рование дальней- шего образова- тельного маршрута, разрабо- тка содержа- ния профиль- ных и электив- ных курсов Объем информации
10 Противоречие: между необходимостью комплексной диагностики выделенных параметров и невозможностью ее осуществления в процессе обучения традиционными методами выход использование новых информационных технологий
11 Цели, виды педагогической диагностики в системе профильного обучения учащихся и возможности использования средств НИТ для ее реализации Профильное обучениеПедагогическая диагностика НИ Т Этап Цель этапа Вид Цель этапа Предмет – составляющие компетентности Предпр офильн ая подгото вка Показать учащимся веер профилей, создать условия для профессиональных проб учащихся, создать условия для установления адекватности (неадекватности) притязаний учащихся на конкретный профиль обучения и возможностей обучения на планируемом профиле Покомпо нентная диагност ика Исследование уровня знаний, умений; склонностей, интересов, способностей, качеств личности учащихся, влияющих на выбор профиля обучения Уровень знаний, умений, накопленный опыт учебно- познавательной деятельности; склонности, интересы, способности, качества личности учащихся; мотивы выбора будущей профессии; ключевые компетентности +
12 Вывод: педагогическая диагностика, основанная на использовании средств НИТ, являясь сегодня необходимым педагогическим сопровождением и для учителя (с целью правильной организации процесса обучения в профильной школе), и для ученика (при выборе профиля обучения), становится обязательным компонентом организации профильного обучения.
13
14 Определение компетентности и компетенции (Кириллов А.Г.): Компетентность – сложная системная характеристика личности, органично сочетающая теоретический и практический компоненты, всегда применима к конкретной предметной области, оценивается эффективностью решения практической задачи. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей), определяющих эффективность решения практических задач в пределах определенного круга предметов и процессов, необходимых для продуктивной деятельности в этой предметной области. Актуальное проявление компетенции и некоторое отстраненное качество личности вообще