Формирование субъектной позиции выпускника в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спланировать МЕЧТУ. Как мы выбираем ЦЕЛИ? личностный смысл начинаний Как я могу этого достичь? Чего я (такой) хочу? Какой я? «Я в будущем» Цели, способы.
Advertisements

Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию Учителя истории и обществознания гимназии 33 Боевой В.В.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения Подготовка к ЕГЭ Учитель МБОУ«Пролетарская»СОШ пгт.Пролетарский ПЛОТНИКОВА Т.Н.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Подготовила: Борисенко С.Н.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию Бурангуловой Эльвиры Газизовны, учителя истории и обществознания МБОУ «Красногвардейская гимназия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Елгозинская средняя общеобразовательная школа.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Подготовка к ГИА по русскому языку ( Васильева Л. И., 2 раза в неделю ); Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ( Ермилова И. В., 2 раза в неделю ); Подготовка.
ПРОГРАММА курса по выбору «Подготовка учащихся 9-х классов к экзамену по русскому языку в новой форме» Класс- 9-Ю2 Учитель Литвинюк В.Т. Программа курса.
Транксрипт:

Формирование субъектной позиции выпускника в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку

кто? учащиеся, не вписывающиеся в рамки общих требований образовательного пространства

ПОРТРЕТ: низкий уровень социально-психологической адаптированности низкая мотивация обучения отсутствие/значительная редукция навыков учебной деятельности низкий уровень владения понятийным аппаратом дезориентация при выполнении тренировочных заданий комплексного характера выраженные затруднения при самостоятельной работе с текстом склонность к выбору стратегии избегания/ухода при выполнении субъективно сложных заданий

МИССИЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ УБЕЖДЕНИЯ, ЦЕННОСТИ СПОСОБНОСТИ ПОВЕДЕНИЕ ОКРУЖЕНИЕ

ЗАКОН ВЗАИМОВЛИЯНИЯ УРОВНЕЙ ОПЫТА: опыт, переживаемый часто/очень эмоционально на «поверхностных» уровнях, закрепляется в структуре Я- концепции; и наоборот: изменения на глубинных уровнях (Я-концепция, убеждения, ценности) приводят к изменению поведения

Пути создания деструктивных поведенческих сценариев: прямые установки *«Смотри под ноги!», «Помолчи!» прямые и косвенные оценки * «Он у нас такой слабенький!», «Олимпиада – не для тебя!», «Поедут только лучшие!» невербальные послания (мимика и жесты) негативное разрешение возрастных кризисов

МОДЕЛЬ:

Моделирование эффективного поведения - это... ДЕЙСТВИЯ: наблюдение, описание выделение значимых элементов структурирование полученной информации РЕЗУЛЬТАТ: «инструменталь ная карта», которая обеспечит практическое применение эффективной стратегии

Принципы моделирования эффективного поведения: концентрация внимания на успешном; рефлексивность; систематичность; диалог.

2 плана моделирования: Я-концепция и убеждения. «Ситуация успеха». Установка «Я могу!» Поведение и окружение. Стратегии и приёмы.

«Я-концепция» Как я могу этого достичь? Чего я (такой) хочу? Какой я? «Я в будущем» Цели, способы и условия (ресурсы, окружение и т.д.) их достижения «Актуальная ситуация» Желания, стремления «Опыт» ЗУНы, личностные качества, способности Каким я стану?

Виды деструктивных установок: «Я не могу!» «Я не способен!» «Я тупой!» «Я всем только мешаю!»

Способы преодоления бессознательных «блоков»: трюизм (сверх-обобщение) * «Все умеют писать» пресуппозиция * «Прежде чем сосредоточитесь, напишите номер упражнения» иллюзия выбора * «Вы можете начать сочинение с темы или с плана – как вам удобнее» причинно-следственная сцепка * «И чем дальше вы углубляетесь в текст, тем легче вам понять идею автора» команда, скрытая в вопросе * «Как быстро вы справитесь с заданием?» «обход» «А если бы ты мог, с чего бы ты начал?» метафора * притча

Индивидуальная модель достижения качественных результатов ЕГЭ по русскому языку: стратегии обработки информации; предпочитаемый порядок (ход) решения интеллектуальной задачи; предпочитаемые («выигрышные») темы; индивидуальный уровень притязаний; индивидуальный стиль анализа текста; индивидуальный стиль выражения личной позиции.

Моделирование эффективного поведения: Когда, где и почему Вы используете этот приём (знание, умение, навык, способность)? Какие отличительные особенности важны? На какие признаки следует обращать внимание? В какой последовательности следует выполнять действия? Какие действия, реакции и результаты наиболее важны? В каком случае вам следует изменить ваши действия?

На экзамене по русскому языку мне потребуются:... Предположительно, я рассчитываю выполнить от____до____заданий в части А, от____до____заданий в части В, при выполнении задания С1 заработать от ____до____баллов. Лучше всего у меня получается выполнять задания:... Если у меня не получается выполнить задание, я... Я начну выполнение заданий с... В последнюю очередь я сделаю... В части С я прежде всего… Не буду тратить время на… Чтобы вспомнить правило, я… Чтобы включиться в работу, я… Лучше понять вопрос мне помогает… Преодолеть тревогу мне поможет… Моё самое сильное качество, которое поможет мне на экзамене:… И поэтому мой девиз:…

ОБРАЗ ЦЕЛИ МЕСТО И ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ РЕСУРСЫ ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ПОСЛЕДСТВИЯ (+) (-) ПЕРВЫЕ ШАГИ

Систематизация информации: ведение тетради для конспектов (теоретический материал в виде таблиц, схем, опорных конспектов и т.д., сгруппированый по разделам языкознания)

раздел тема основной дополняющий типы заданий (как представлены в КИМах?) Тематическое планирование: структурирование информации

Приёмы визуализации процесса мыслительной обработки информации «блоки» со стрелками-указателями (визуализация движения мысли) таблицы ( соотнесённость информационных элементов) схемы ( визуализация алгоритма действий)

Развитие навыка рефлексивной деятельности: регулярное выполнение срезовых работ в форме ЕГЭ с одновременной уровневой оценкой собственной компетентности (субъективной сложности) ведение личных «Дневников достижений» (проекция динамики развития на внешний носитель)

Условные значки: ? сомнение ?? волнение ??? тревога

Формирование индивидуального стиля: составление индивидуального набора «клише» (речевых оборотов, позволяющих соблюдать логичность и последовательность изложения мысли) для выполнения задания С1 Заполнение бланка анкеты «Индивидуальная модель решения задач ЕГЭ»

Работа с текстом: диалог приёмы активного слушания (ассоциации, обобщения и т.п.) базовый алгоритм выполнения задания С1, ориентированного на «диалог» с автором

Приёмы активного слушания: «эхо» перефразирование обобщение («резюме»)

*Базовый алгоритм написания сочинения по прочитанному тексту: Тема (О чём этот текст?) Проблема (Какой нравственно- философский вопрос волнует автора?) Позиция автора (Какую мысль автор хотел донести до читателя?) Своя позиция (В какой мере Вы согласны с автором?) Аргументы (1 - 2).

Формирование индивидуального стиля анализа текста: пути определения проблематики и идейного содержания *Задача: выявление «ключевых» понятий/ фраз Объекты внимания: синонимия (сопоставление) антонимия (противопоставление) семантические поля (ассоциативные связи) микротемы (логика подачи информации)

понятия: Тема факт Проблема вопрос Позиция призыв/ точка зрения

Элементы, «проявляющие» авторскую позицию: вступление и заключение (абзац/фраза) синонимия (сопоставление) антонимия (противопоставление) семантические поля (ассоциативные связи) микротемы (логика подачи информации) тип (типы) сюжета ценность чувство (эмоциональная реакция читателя)

Хорхе Луис Борхес Типология сюжетов

«Поиск сокровища»/ «Поход за сокровищем» ценности Цель Целеустремлённость Настойчивость Достижения Красота Жизненные смыслы Испытания Победа чувства Радость Тревога Страх Наслаждение Удовлетворение Восторг

«Возвращение домой» ценности Дружба Дом Семья Верность Тепло Любовь Детство Покой Мир чувства Любовь Тоска Одиночество Сострадание Сопереживание

«Оборона крепости» ценности Мужество Гуманизм Стойкость Героизм Преодоление слабости Подвиг Долг чувства Восхищение Уважение

«Самопожертвование»/ «Миссия» ценности Мир Жизнь Человечество Духовное преображение Подвиг Дарение чувства Потрясение Восхищение Благодарность Преклонение

Показатели эффективности: