СООБЩЕНИЕ Научного сотрудника ГОС НИИ МО РФ Куруськиной М.Г. на тему: «Применение «РОФЭС»-диагностики для оценки психологического климата в коллективе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Advertisements

Автор проекта Федорова Анастасия ученица 10 класса Руководитель проекта педагог психолог Иванова Н.В. Томск 2014.
Федеральное агентство по образованию Филиал ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» в г. Миассе Кафедра педагогики и психологии.
Подготовила: Горбань Е.Ю., социальный педагог МБОУ «Ливенская СОШ 1»
Цель: Повысить профессиональные, образовательные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме личностно-ориентированного взаимодействия с.
Система управления персоналом УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА ОТБОРАДАПТАЦИЯ ОЦЕНКАКАРЬЕРАОБУЧЕНИЕМОТИВАЦИЯ ВЫСВОБОЖДЕНИЕ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА.
Кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение.
Практико-ориентированный проект « Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе»
Личностные результаты: что и как мы можем измерять КГКСУ «Центр оценки качества образования Ольга Викторовна Езовских, методист отдела мониторинга качества.
ПЯТИКЛАССНИКИ – «ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ».
Оценка нервно-психической устойчивости в стрессе у старшеклассников Александрова Анна, ПС-10.
Выполнила: Сидорова Анна Вячеславовна 1. Новизна; Оптимальность; Высокая результативность; Возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
«Климат-контроль» Оценка удовлетворенности сотрудников работой Basic Resource of Business.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и свободной деятельности детей. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников.
Оценка эффективности HR-отдела 18 октября 2012 г..
Адаптационный период первоклассников Материал к педагогическому консилиуму Педагог-психолог: Титкова О.В.
Диагностика социально психологического климата в классе, группе 1.
Модель «мусорной корзины» конфликтно-игровая модель.
Педагог в инклюзивном образовании из опыта работы НОУ школы «Аврора» Директор – Дегтярёва Л.И. Докладчик: К.п.н., доцент кафедры корр. педагогики и спец.
Транксрипт:

СООБЩЕНИЕ Научного сотрудника ГОС НИИ МО РФ Куруськиной М.Г. на тему: «Применение «РОФЭС»-диагностики для оценки психологического климата в коллективе » 1

В отличие от летного состава в авиации психологи не балуют своим вниманием наземные службы. На наш взгляд, это не совсем оправдано, так как именно эти люди готовят технику к полету и от качества их работы во многом зависит безопасность полетов. Неразрешенные социальные проблемы точно также влияют на человека, готовящего самолет к вылету, как и на того, кто сядет за штурвал. Скандал, устроенный женой техника, по поводу отсутствия квартиры и зарплаты, также может повлиять на аварийность. Поэтому, мы решили обратить свое внимание именно на эту группу служащих, которые имеют прямое отношение к так называемому человеческому фактору. В нашем институте программный комплекс «РОФЭС» был приобретён три года назад, в 2003 году. Поначалу измерения сотрудников проходили выборочно и носили, так сказать, стихийный характер. По прошествии времени была выдвинута гипотеза о возможности определения психологического климата выбранного коллектива и его совместимости. Полученные на сегодняшний день данные позволяют сказать, что с его помощью можно, не прибегая к тестированию сотрудников и к собеседованию с ними, создать психологический портрет коллектива, а также определить насколько благоприятна психологическая обстановка внутри него. К такому выводу мы пришли, сравнивая усредненные диаграммы нескольких отделов. Первое, на что было обращено внимание: это некоторая идентичность рофограмм внутри отдельных подразделений. Для исследования были взяты данные нескольких подразделений, где было большее количество данных за двухлетний период.

2 Рисунок 1 На рис. 1 приведена усредненная рофограмма 1-го подразделения, в котором отмечается значительная текучесть кадров. Средний Адаптационный Потенциал 1-го подразделения = 43

3 Рисунок 2 На рис. 2 – усредненная рофограмма 2 –го подразделения. Из данного коллектива уходили только по достижении предельного возраста и болезни. Средний Адаптационный Потенциал 2-го подразделения = 88

Для исключения предвзятости мы обратились к начальнику еще одного подразделения с просьбой провести тестирование сотрудников - рис.3. Нельзя сказать, что это было воспринято с энтузиазмом со стороны коллектива, но отказавшихся не было, только отсутствовавшие. И если жизнь первых двух коллективов известна была изнутри, то в этом случае – коллектив совершенно незнаком. Из беседы с начальником узнали, что текучести кадров нет. Увольняются только по возрасту и много желающих работать в этом коллективе, несмотря на большую загруженность и напряженность работы. Люди в 3-ем подразделении эмоционально уравновешены, умеют добиваться поставленных задач, адекватно оценивают себя и свое окружение. Даже учитывая то, что в коллективе есть сотрудники с высоким уровнем тревожности (меланхолики), вновь прибывшие, еще не успевшие адаптироваться к новым социальным условиям, есть и несколько агрессивные, к которым относятся снисходительно, как к проявлению плохой черты характера. В целом, в коллективе чувствуется благоприятная психологическая атмосфера с доброжелательным отношением друг у другу. Средний адаптационный потенциал – 78.

4 Рисунок 3 Средний Адаптационный Потенциал 3-го (условно-контрольного подразделения) = 78

Во втором подразделении сотрудники эмоционально уравновешены и в психологическом плане имеют, в большей степени, положительные составляющие. Хотя в отделе преобладают флегматики, есть «группа риска» - с высоким уровнем тревожности. Отношение к ним со стороны их коллег доброжелательное, тем не менее, эти сотрудники сидят в комнатах отдельно от основной части коллектива, чтобы не возникало трений по любым вопросам. Вегето-эмоциональный тонус средний, средний адаптационный потенциал – 88. А вот в коллективе, в котором наблюдается значительная текучесть кадров (1-ое подразделение), в отличие от других, выявлен рискоопасный уровень готовности сотрудников. Сотрудники находятся в состоянии сильного нервного напряжения, испытывают чувство страха, подавленный гнев. Большая часть коллектива имеет высокий уровень тревожности. В отделе царит атмосфера недоверия друг к другу. Средний адаптационный потенциал – 43. Кроме измерений на «РОФЭС», в отделах было проведено традиционное тестирование с использованием методик Айзенка, Спилбергера-Ханина, Тейлор и др. для определения темперамента, уровня тревожности, агрессии, ригидности-пластичности. На основании полученных индивидуальных и усредненных по подразделениям диаграмм можно отработать рекомендации по психологической коррекции сотрудников подразделений. Полученные результаты показывают эффективность применения рофэс- диагностики для оценки психологической совместимости сотрудников коллектива, в которых от труда каждого зависит качество выполнения задач, стоящих перед всем коллективом. Предполагается дальнейшая работа для оценки возможности использования «РОФЭС» для профотбора наземных авиационных специалистов.