Некоторые вопросы подготовки квалификационных требований и образовательных программ непрерывного обучения преподавателей медицинских вузов Н.Б.Водолазский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.И.Новиков, Н.Б.Водолазский, В.А. Акулинин Формирование национальной системы непрерывного обучения преподавателей медицинских вузов и опыт зарубежных.
Advertisements

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование 1.Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Профессиональное образование по Федеральному Закону от 21 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017 гг.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
1 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт дополнительного профессионального образования О ходе.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Транксрипт:

Некоторые вопросы подготовки квалификационных требований и образовательных программ непрерывного обучения преподавателей медицинских вузов Н.Б.Водолазский доцент кафедры педагогики и психологии ОмГМА Волгоград 3 – 7 октября 2011

Грант Европейского Союза Tempus IV : Project TEMPUS-FR-TEMPUS-SMH «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских ВУЗов»

Преподаватели – научно-педагогические кадры(НПК) высшей медицинской школ ы это: основной, постоянно действующий состав профессорско-преподавательских работников высшего учебного заведения (по структуре); обладающий научными психолого - педагогическими компетенциями (по готовности к педагогической и научно- исследовательской деятельности).

Научно-педагогический персонал» - «профессорско- преподавательский состав» 1.деканы факультетов, 2.заведующие кафедрой, 3.профессора, 4.доценты, 5.старшие преподаватели, 6.преподаватели, 7.ассистенты.

Кто готовит научно-педагогические кадры высшей школы ? Федеральный закон РФ «О Высшем и послевузовском профессиональном образовании» 125-ФЗ от г. Организационно-правовые формы подготовки научно-педагогических кадров аспирантура докторантура

Федеральный закон РФ «Об образовании» 3266-ФЗ от г В статье 25 указано: «возможность получения педагогической квалификации гражданам предоставляет послевузовское профессиональное образование на базе соответствующего высшего профессионального образования»

Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации (например, программы МВА, программы второго профессионального образования, магистерские программы и т.д.) и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации(НРК)

Какими дополнительными образовательными программами системы повышения психолого- педагогической квалификации мы располагаем? УТВЕРЖДАЮ: И.о. Министра образования Российской Федерации В.М. Жураковский 08 мая 2001 г. Образовательно-профессиональная программа подготовки преподавателя высшей школы для присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» и её сублиматы - краткосрочные курсы на 72 и 144 часа.

К освоению программы допускаются: Из числа студентов - магистранты, зачисленные для обучения по основной образовательной программе магистратуры. Аспиранты и адъюнкты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования в научных учреждениях. Слушатели системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, имеющие академическую степень магистра, ученую ступень не ниже кандидата наук, а из числа специалистов - имеющие стаж научно- педагогической деятельности не менее 2-х лет.

Новая парадигма – обучение в течение жизни в профессии «обеспечение возможности выстраивания множественных траекторий обучения, приводящих к получению конкретной квалификации и повышению квалификационного уровня». Национальная рамка квалификаций Российской Федерации(НРК)

В новом проекте Федерального Закона «Об образовании» указывается: «педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам не реже одного раза в пять лет. Повышение квалификации может осуществляться ими в течение пяти лет, как единовременно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин модулей, прохождения практик, стажировок, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

В проекте Tuning представлены основные элементы модели образовательных программ: 1.Наличие необходимых ресурсов, включая достаточность и подготовленность профессорско-преподавательского и административного состава… 2.Востребованность учебных программ со стороны всех участников образовательного процесса. 3.Описание профилей программ (цели и задачи). 4.Определение результатов обучения в терминах общих и специальных компетенций. 5.Формирование и описание академического содержания (знания, умения, навыки) и структуры программ (модули и кредиты). 6.Определение соответствующих результатам стратегий и методов обучения и оценки. 7.Создание соответствующей системы оценки, обеспечения и повышения качества.

Что требуется для конструирования и реализации индивидуальных траектории обучения? 1.Отраслевая (для преподавателей медицинских вузов) рамка квалификаций. В нашем проекте – «квалификационные требования». 2.Продуманная технология непрерывного образования. 3.Множество вариантов образовательных модулей, как основы формирования компетенций и конструирования вариантов гибких образовательных программ – для удовлетворения индивидуальных потребностей каждой из категорий преподавателей. 4.Надежные средства оценки достижений обучающихся для проверки возможности сопоставимости и взаимного признания результатов обучения.

Что делать? Надеяться, что поможет государство и спустит очередную директиву или новую программу дополнительного образования. Маловероятно, что это произойдет быстро. Согласно приказу Минобрнауки 442 от г. все вузы, включая медицинские, к началу учебного года должны перейти к ГОС ВПО третьего поколения. По мнению авторов документа к этому времени должны быть разработаны и утверждены новые образовательные программы. Внося, таким образом, ясность в порядок введения ГОС ВПО третьего поколения в подготовку специалистов, Минобрнауки пока оставило без ответа вопрос о судьбе реализуемых в настоящее время образовательных программ, ведущих к присвоению дополнительных квалификаций.

Никто не даст нам избавленья….. Мы сами, используя опыт отечественных и зарубежных коллег, должны внести в Минздравсоцразвития предложения в виде проектов: методических рекомендаций по созданию системы непрерывного образования преподавателей медицинских вузов; проекта отраслевой (для преподавателей медицинских вузов) рамки квалификаций(квалификационные требования). предложить методику проектирования модульно-компетентностных программ для такой системы непрерывного образования и порядок их введения; привязать (в форме проекта) вышеобозначенное к системе аттестации преподавателей и прохождения ими конкурсов на замещение вакантных должностей. В этом суть проекта ТЕМПУС – IV

Наличие необходимых ресурсов, включая достаточность и подготовленность профессорско-преподавательского и административного состава…(Проекте Tuning ) В российских вузах программу подготовки преподавателей высшей школы» реализуют: в основном кафедры педагогики; в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М.Сеченова – с г. «Кафедра теории и технологий обучения» (практически тоже самое).

Издание, которое отражает лучший российский и зарубежный опыт Издание является печатным органом Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК). Журнал посвящен прикладным вопросам преподавания в медицинских и фармацевтических вузах, колледжах, отслеживает новые тенденции в развитии методов обучения и оценки знаний, повышающих эффективность преподавания и обучения.

MEDIZINDIDAKTIK BOCHUM ZENTRUM FÜR MEDIZINISCHE LEHRE Центр медицинской дидактики Центр медицинского образования

УРОВНИ ТРЕНИНГОВ УровеньКурсыУчебная нагрузка(часов) А Одиночные курсы (например, 12 часовые) 12 В1 Сертификат Медицинская дидактика Палаты Врачей Северный Рейн Вестфалия 120 В2 Университетский сертификат по медицинской дидактике200 СМагистр медицинской педагогики1800

В Университете Фрейбурга «Центр профессиональных умений» для реализации программ: «Проектирование обучающих технологий» - бакалавриат. «Науки об обучении» - магистратура.

Вывод: Пока мы пытаемся заниматься исключительно модернизацией одной программы образца 2001г. «Преподаватель высшей школы», судьба которой в свете введения ФГОС нового поколения пока вообще непонятна. Тема: «Обучение в течение жизни для преподавателей медицинских вузов», как приоритетная в нашем проекте пока не получила должного развития.