Работу выполнил : ученик 8 « Б » класса МОУ « Гимназия 11» г. Бийска Русляков Влад Русляков Влад.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Игумен земли русской Преподобный Сергий Радонежский.
Advertisements

Житийная литература как особый жанр. Цели: Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра.
Сергий Радонежский. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая сентября 1392) монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой.
Родился в селе Варницы 5 мая 1314 – Умер в Троице-Сергиевом монастыре 25 сентября 1392.
Исторический портрет Сергия Радонежского Автор: Зайцева Марина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 3 г. Урюпинска Подготовка к ЕГЭ.
Много раз мальчик в слезах тайно просил Бога послать ему способности к учению. И его молитва была услышана. Отрок Варфоломей священник Сергий Симаков.
Тема исследования: Александр Невский – святой заступник Руси.
Письменная литература Древней Руси I этап 11 век – начало 13 века Без художественного вымысла С элементами художественного вымысла Летопись и историческая.
Древнерусская литература – литература, созданная в государстве Древняя Русь в период c X – по XVII век.
Сергий Радонежский (1314 – 1392) – иеромонах Русский церкви, преобразователь монашества в Северной Руси, основатель Свято-Троицкого монастыря. Был причислен.
« Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему ». « Прошёл я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей ». «И прославилось.
СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. Родился в селе Варницы около Ростова в семье Кирилла и Марии 3 мая 1314 года 1314 года На месте где он родился,
Сергий Радонежский Работу выполнил ученик 5 класса Смирнов Вадим.
«Солнце Земли Русской». Великий князь Александр Невский.
Древнерусская литература. Литература Древней Руси В литературе Древней Руси В литературе Древней Руси отразились различные периоды становления Российского.
Повести о жизни и о храбрости благоверного и великого князя Александра.
Подготовила Попова Виолетта. Ранние годы Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича.
Преподобный Сергий Радонежский.
Полководец, политик, святой Презентацию подготовила Ученица 10 « А » Жильцова Анастасия Ст. Новоджерелиевская 2011 г.
Победителем телевизионного проекта 2008 «Имя Россия» стал благоверный князь Александр Невский – древнерусский полководец, одержавший исторические победы.
Транксрипт:

Работу выполнил : ученик 8 « Б » класса МОУ « Гимназия 11» г. Бийска Русляков Влад Русляков Влад

Русская житийная литература насчитывает сотни произведений, написанных уже в XI веке. Житие, пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы, той литературной формой, в которую облеклись духовные идеалы Древней Руси. Читая жития, пытаясь понять, чем они были важны и интересны нашим предкам, мы входим в мир русской святости. Для людей нашего века, далёких от идеального служения миру и Богу, редко заглядывающих в самих себя, больше думающих о настоящем, чем о вечном, предпочитающих жить в больших городах, этот мир, с его тишиной, смирением, уединением, самоуглублённостью, кротостью и трудолюбием, кажется странным и чудным. Неторопливо перелистывая страницы русских житий, мы постепенно откроем для себя самые светлые, самые сокровенные идеалы Древней Руси. Г. П. Федотов, русский историк и религиозный философ XX века, автор глубокого исследования « Святые Древней Руси », писал : « Понятию гениальности в культуре соответствует в религии святость ». Просветленная верою, « боговдохновенная » гениальность героев житийных произведений сказались в устремлённости к предельному совершенству, к духовным истинам, к идеалам добра и деятельной любви к людям и своей Русской земле.

Духовные устремления Древней Руси нашли выражение в строгой, продуманной до деталей, отшлифованной веками житийной форм. Целью настоящей работы является охарактеризовать своеобразие жанра жития, осветить вопрос об идеальном герое в житийной литературе. К числу основных задач реферативной работы относятся : - Выявить истоки развития жанра жития в древнерусской литературе ; - Обобщить сведения об идеальном герое в жанре жития Данный реферат может быть использован в качестве дополнительного пособия на уроках литературы. Метод исследования основан на изучении учебной и художественной литературы, монографий, литературы ведущих отечественных специалистов в рассматриваемой области.

Житие – один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Слово « житие » буквально соответствует греческому (« жизнь »), латинскому vita. И в литературе византийской, и в средние века на Западе и у нас на Руси термин этот стал обозначать определённый жанр : биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей тех или иных монастырей, но только тех, которых церковь считала святыми. Жития, следовательно, - биография святых. Отсюда жития в науке часто обозначаются также термином « агиография » ( от agios – « святой » и grafo – « пишу »). Агиография – это вся литература и искусство, посвящённая святым. Такая биография часто писалась ближайшими друзьями святого вскоре после его смерти, по свежим следам воспоминаний о нём, но обычно не ранее его канонизации, то есть не ранее того момента, когда герой такой биографии официально причислялся к лику святых, ибо только святой мог стать предметом агиографического прославления. Писалась такая биография с целью рассказать о жизни и подвигах святого, прославить его память, сохранить для потомства воспоминание о необыкновенном человеке Жанр этот – античная литература его не знала – характерное достояние христианской литературы. Эпоха его расцвета в византийской литературе – VIII, IX, X, XI века. Именно в это время он окончательно сформировался, приобрёл чёткие жанровые очертания. Почти все наиболее популярные византийские жития в XI – XII вв. у нас на Руси были известны в переводе с греческого языка. Эти переводные жития положили начало житийной литературной традиции. С XI по XVIII в. Жития пользовались на Руси огромной популярностью. За составление житий брались только очень опытные люди. Этот труд требовал больших знаний и соблюдения правил стиля и композиции. Правильному « житию » было свойственно неторопливое повествование в третьем лице, иногда допускалось отступление : обращение автора к читателю, похвала от своего имени святому. В композиционном отношении были обязательны три части : вступление, собственно житие, заключение. Во вступлении автор должен просить прощения у читателей за своё неумение писать, за грубость изложения. В заключении должна быть похвала святому – своеобразная ода в прозе.

Житие нельзя назвать « биографией » святого в полном смысле этого слова. Автор жития отбирает из его жизни только те факты, которые не противоречат идеалу святости. Рассказ о жизни святого освобождается от всего бытового, конкретного, случайного. В составленном по всем правилам житии бывает мало дат, точных географических названий, имён исторических лиц. Действие жития происходит как бы вне исторического времени и конкретного пространства, оно разворачивается на фоне вечности. Этот фон создаётся многочисленными цитатами и сравнениями из Библии, творений отцов церкви, других житий. Иногда рассказ настолько абстрактен, что даже не совсем ясно, в какое время жил святой, о каких именно исторических событиях идёт речь. Абстрагированность – одна из особенностей житийного стиля. Повествуя о реальном историческом лице и событиях его жизни, автор жития изображает не жизнь конкретного исторического лица во всех её деталях и подробностях, а некое обобщённое воплощение святости. Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии и появились на Руси вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце X – начале XI века. По мере распространения древнехристианской книжности особо известными стали жития Алексея, божия человека, святителя Николая, святого великомученика Георгия, которого на Руси стали называть Георгием Победоносцем. В XI веке создаются оригинальные житийные произведения, герои которых рождены на русской земле и составляли её гордость перед другими странами, исповедующими христианство. Это князья – братья Борис и Глеб, ценою своей жизни не нарушившие заповеди « не убий » и не поднявшие оружия против брата Святослава, это преподобный Феодосии Печерский, церковный деятель и автор поучений.

К XIV – XV векам сложились традиции жанра жития в русской литературе : героем жития мог стать только выдающийся церковный или государственный деятель, всей своей жизнью доказавший преданность христианским заповедям и не согрешивший в своей жизни ни в большом, ни в малом. Такой « святой » человек мог после смерти быть удостоен церковью созданием его « жития ». Рассказывать о таком человеке надлежало торжественным, « высоким слогом », соблюдая определённую последовательность : рождается герой в благочестивой семье, уже в детстве проявляет серьёзный интерес к церковному учению, рано осознаёт своё призвание и сознательно отказывается от мирской жизни, до самой смерти является религиозным подвижником и ведёт аскетический образ жизни. Таково традиционное содержание жития святого.

Яркое воплощение жанрово - стилистических особенностей жанра жития проявилось в произведениях знаменитого Епифания Премудрого, написавшего в начале XV века « Житие Сергия Радонежского ». Созданное в торжественно - панегерическом стиле « плетение словес », оно даёт представление об идеальном человеке с точки зрения автора, убеждённого сторонника христианской морали. Это произведение отличается от произведений этого жанра предшествующих веков тем, что жизнь героя дана в движении, в развитии. Сергий Радонежский ( в миру Варфоломей ) (1314 или 1322, село Варницы, близ Ростова 25 сентября 1392, Троице - Сергиев монастырь ), русский церковный деятель, святой ( преподобный ), игумен Троицкого монастыря ( впоследствие Троице - Сергиева лавра ), реформатор монашеского общежития. Родился боярской семье, его отца звали Кириллом, мать - Марией. В семилетнем возрасте мальчика отдали в школу, которая была в попечении ростовского епископа Прохора. По легенде, сначала грамота давалась с трудом, но затем Варфоломей увлекся учебой и показал отличные способности. Позднее, его семья, страдавшая от татарских поборов и княжеских усобиц, переселилась в Московское княжество и получила земли недалеко от города Радонежа. В конце жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотькове.

После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном, стремясь к иноческой жизни, удалились в Маковец пустынное место в окрестностях Радонежа. Здесь они срубили келью и небольшую церковь, посвященную Троице. Позднее Стефан, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Варфоломей же был пострижен в 1337 году священником Митрофаном в монашество с именем Сергий. Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря относят к м годам. Сергий стал его вторым игуменом ( около 1353) и оставался на этом посту до конца жизни. В новом монастыре строго сохранялся порядок повседневного богослужения, иноки совершали непрестанную молитву. С глубоким смирением Сергий сам служил братии строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. Кроме Троицкого монастыря, Сергий основал Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова, его ученики учредили около 40 новых монастырей. Константинопольский патриарх Филофей в 1372 году прислал Сергию свое благословение. С благословения митрополита Алексия Сергий ввел в своем монастыре общежитийный устав, принятый позднее во многих русских монастырях. Этот устав отменял принятое до того раздельное жительство монахов.

Принятие общежитийного устава и его распространение при поддержке великокняжеской власти, русского митрополита и константинопольского патриарха на другие монастыри Северо - Восточной Руси явилось важной церковной реформой, способствовавшей превращению монастырей в крупные корпоративные организации. Сергий пользовался большим уважением митрополита Алексия, который просил его занять митрополичью кафедру после своей смерти, но Сергий решительно отказался. Сергий пользовался высоким авторитетом у русских князей, нередко гасил княжеские усобицы. Тесные связи он поддерживал с семьей московского великого князя Дмитрия Донского, был крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. В 1380 году Сергий благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле, дал ему в помощь двух иноков Александра ( Пересвета ) и Андрея ( Осляблю ), хотя этот факт оспаривается некоторыми историками. В 1385 году Сергий уладил конфликт московского князя с рязанским князем Олегом Ивановичем. Сергий был похоронен в основанном им монастыре. Через 30 лет после смерти, 5 июля 1422 года, состоялось обретение его мощей, в 1452 году он был канонизирован Русской православной церковью.

Троицко-Сергиевская Лавра

Александр Ярославич Невский Александр Ярославич Невский родился в Москве, святой, новгородский князь ( ), владимирский великий князь с 1252 г.; сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами в Невской битве 1240 года и немецкими рыцарями Ливонского ордена в Ледовом побоище 1242 обезопасил западные границы Руси. Александр родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного. С отцовской стороны он был внуком Всеволода Большое Гнездо. Первые сведения об Александре относятся к 1228, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был отъехать в Переяславль - Залесский свой родовой удел. Несмотря на это, он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух малолетних сыновей Федора и Александра. После смерти Федора Александр становится старшим наследником Ярослава Всеволодовича. В 1236 он был посажен на новгородское княжение, а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне. Традиционная версия гласит, что своё прозвище « Невский » Александр получил после битвы со шведами на реке Неве. Считается, что именно за эту победу князя стали так называть, но впервые это прозвище встречается в источниках только с XV века. Поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, то, возможно, таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. В частности, семья Александра имела свой дом недалеко от НовгородаXV века

В житие изображена деятельность правителя и полководца Александра Невского, отстоявшего северные границы Руси от нападения шведов и разгромившего войска Немецких рыцарей на озере Чудском, дипломата, ездившего к хану Батыю, чтобы оградить Суздальское княжество от набегов татар. « Житие …» проникнуто патриотическим пафосом и достигает большой художественной выразительности при описании подвигов князя и его воинов. В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь.1262 году Владимире Суздале Ростове Переяславле Ярославле Хулагу 14 ноября (21 ноября ) 1263 скончался в Городце.21 ноября1263

Протопоп Аввакум (1621 – 1682) – глава раскольников, отстаивавший свои убеждения и погибший за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений : « Житие …», « Книга бесед », « Книга толкований …», послания и челобитные. « Житие протопопа Аввакума » - самое известное из многочисленных произведений талантливого писателя и идеолога старообрядчества Аввакума, в миру – Петрова. С юных лет избравший путь священника, Аввакум в 1662 году резко восстал против церковной реформы патриарха Никона. Все многочисленные и многолетние попытки Никона заставить Аввакума признать законность реформы и по - христиански смириться со своими церковными противниками не дали положительных результатов. « Неистовый » Аввакум и в изгнании, и в ссылке, и в земляной яме Пустозёрска страстно обличал новых « еретиков », и потому в 1682 году вместе с тремя единомышленниками был сожжён в бревенчатом срубе. Удивительно, но именно в Пустозёрском в годах было создано более шестидесяти произведений, распространившихся в среде старообрядцев, почитавших Аввакума как святого – мученика за настоящую « старую » веру. Его автобиографическое « Житие », адресованное духовному отцу иноку Епифанию, является рассказом о мученичестве Аввакума, который жизнью, словами, желами исповедал « истинную » веру. Прежде всего, это житие автобиографическое. Аввакум сам вспоминает события своей биографии и поясняет их, обращаясь к Епифанию и другим читателям, как к единомышленникам, сочувствующим ему и разделяющим его убеждения. По форме « Житие » Аввакума можно назвать исповедью мученика, который, не надеясь на справедливый земной суд, всё - таки хотел поведать своим современникам о всех выпавших на его долю страданиях. При этом документальная основа сюжета сочетается с художественным талантом автора, который обращает внимание на детали и подробности, важны для понимания идейного смысла произведения. Например, Аввакум предельно искренне рассказывает, как трудно было ему в юности избежать многих « дьявольских искушений ». Он с любовью пишет о своей матушке, которая особой верой в бога и кротким нравом определила жизненный выбор сына. Мать успела найти для своего сына такую невесту, которая стала его « ангелом - хранителем » во всех испытаниях. Аввакум с благодарностью о матери и жене Анастасии Марковне, которые преданно любили его и всегда поддерживали в трудных испытаниях судьбы.

За своё несогласие с церковной реформой Аввакум с семьёй был сослан в Забайкалье, в дикий и суровый край. Под пристальным надзором воеводы Пашкова он пробыл там несколько лет, и много раз семья его была в опасности. Подробно описывает Аввакум один такой случай. Зимой пять недель добирались они с семьёй по льду реки Нерчи к новому месту ссылки. Вещи и дети ехали в санях, а родители еле успевали за ними пешком : « Протопопица бедная бредёт – бредёт, да и повалится – сколько гораздо !» В очередной раз упав от слабости, жена Аввакума с укором спрашивает мужа : « Доколе мука сея, протопоп, будет ?» Можно сказать, что это была минута не только усталости и отчаяния, но и слабости духа, когда тревога матери за жизнь детей оказались значительнее убеждений мужа. Жалея жену и детей, Аввакум остаётся непреклонен : « И я говорю : « Марковна, до самой смерти ». Она же, вздохнув, отвечала : « Добро, Петрович, ино ещё побредём ». Уже один этот фрагмент « Жития » свидетельствует о писательском даре автора, умеющего рассказывать о пережитом эмоционально, выразительно и лаконично. Даже бытовые подробности в его повествовании кажутся удивительно уместными и значительными. Например, воспоминание о курочке, не раз спасавшей семью протопопа от голодной смерти : « курочка у нас чёрненькая была. По два яичка на день приносила ребяти на пищу, божьим повелением нужде нашей помогая » Новаторским для жанра жития были язык и стиль Аввакума. Благодаря умелому употреблению разговорно - бытовой и даже просторечной, бранной лексики, житийное повествование превращается в взволнованный рассказ о прожитой жизни, с эмоционально выраженным отношением к друзьям и « мучителям », к « еретику » Никону и царю Алексею Михайловичу. Свой стиль Аввакум скромно называет « вяканьем » и « ковыряньем », но читатель ощущает особый « русский дух » его письма. Аввакум, защищая старую веру, взывает к национальному чувству читателя. « Ты ведь, просторечию нашему, понеже люблю свой природный язык 2. Он восстаёт против того, что « борзой кобель Никон устроят всё по фряжскому, сиречь по немецкому ». Чувство национального достоинства « водит » его перо.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме Сожжение протопопа Аввакума

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в житиях затронута высокая тема – рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу. Боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природная скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех светочем, быть вторым, имея в действительности во всём первое, выделяют исследователи рефератной работы в образах святых. По времени своей жизни образы святых принадлежат нам. Каждый образованный человек должен знать имена таких исторических личностей, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Аввакум и другие, сыгравших огромную роль в духовной жизни России.