Воспитательная система как уклад жизни школы Тимошко Елена Алексеевна, заведующая кафедрой социальных и педагогических технологий Новгородского института.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитательная система как уклад жизни школы Тимошко Елена Алексеевна, заведующая управления Новгородского института развития образования, кандидат педагогических.
Advertisements

Мастерская по проектированию воспитательной системы образовательного учреждения Тимошко Елена Алексеевна, заведующая кафедрой социальных и педагогических.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Системная диагностика воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного.
МОУ «КСОШ 2» 2010 г.. новая модель аттестации работников образования базируется на компетентностном подходе; к основным составляющим компетентности работников.
1. Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Подтверждение.
Передовой педагогический опыт в современном образовательном учреждении: направления развития Е.В.Березанских зам.директора по УВР МОУ Зудиловская сош.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Педсовет: «Анализ эффективности внеурочной деятельности в школе» МКОУ «Розовская СОШ»
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Воспитательная программа 2б Тявина В.Я. «Цветок Дружбы» 1 – 4 класс.
Организация воспитательной работы в ГБОУ СОШ 317 Принципы построения воспитательной работы.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Транксрипт:

Воспитательная система как уклад жизни школы Тимошко Елена Алексеевна, заведующая кафедрой социальных и педагогических технологий Новгородского института развития образования, кандидат педагогических наук E – mail:

Почему система? Существовавшие ранее подходы делали акцент на процессе управления как таковом. Правильная соорганизация управленческих функций – в основе эффективности управления.(А. Файоль) Системный подход подчеркивает, что и объект управления имеет свою логику, свои законы и они системны по своей природе. Умение использовать логику развития подсистем ( компонентов) влияет на эффективное управление всей системой.( Чарль Барнард) Главный тезис системного подхода: «Организация- открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Она имеет свои «входы» и «выходы», активно приспосабливается к разнообразной внешней и внутренней среде.

Система – это Система (от греч. systema - целое; составленное из частей; соединение) - упорядоченное множество компонентов (элементов), находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом и на этой основе образующих целостное единство. Определенная целостность ( организация), состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Школа (как социальная открытая система) состоит из ряда подсистем, которые согласуются иерархически ( по типу субординации) и «горизонтально» ( по типу координации). ( Чарльз Барнард)

Почему система? Для понимания значимости влияния системы школы на человека важно, что для целостных систем характерно то, что энергия внутренних связей существенно выше энергии внешних воздействий. Понятие «воспитательная система» пришло к нам из школы Л. И.Новиковой, разработку продолжает Центр воспитательных систем, возглавляемый Н. Л. Селивановой ( Москва)

Система обеспечивает: Свободу выбора деятельност и, позволяюще й достичь успеха Свободный выбор различных коллективо в, их интенсивну ю смену Возможност ь взаимоотно шений и диалога с Другими разного возраста и социальных групп Возможност ь интенсивно го проживани я различных ролей Возможност ь освоения пространст в: культурног о, природного, информаци онного

Аспекты рассмотрения системы (В.А. Ганзен) Ценностно- Смысловое ядро субъекты деятельность отношения Освоенная среда управление Морфологический: из каких компонентов состоит?

Содержание компонентов: Ценностно- смысловое ядро Теоретические идеи Принципы Ценности Цель Задачи Критерии и показатели Идеи Графическая модель

Зачем нужна цель? Руководитель без цели подобен водителю, управляющему автомобилем с закрытыми глазами В «ядре» цели – представление об ожидаемом результате Ожидаемый результат системы школы – те изменения в учащихся, за которые педагогический коллектив готов взять на себя ответственность.

Теория биосоциального единства (К.К. Платонов) IY. Социальная (направленность) - Потребности - Убеждения - Мотивы - Мировоззрение - Ценности - Интересы I.Биологическая - Пол - Возраст - Темперпамент II. Биосоциальная (Психические процессы) -Память - Восприятие - Внимание -Мышление - Речь - Эмоции - Чувства - Воля III. Социобиологическая (Опыт) : -Опыт деятельности - Опыт отношений - - Опыт переживаний - Представления, суждения Характер Способности

На что мы можем влиять? Опыт (деятельности, отношений, переживаний) Представления Умения Навыки Отношения Потребности Мотивы Желания Ценности

Зачем нужна цель? Цель воспитательной системы определяет Содержание и формы деятельности Характер взаимоотношений Характер использования среды Формы соуправления Содержание работы с субъектами взаимодействия

Как изменился учащийся? Группа критериев (личностные) - Отражает качество результата Качественно ли организован процесс совместной деятельности? Группа критериев (процессуальные) Отражает качество процесса Для изучения и анализа результатов школе нужны критерии и показатели КритерийПоказателиМетодики 1. Критерий, отражающий результат (динамику изменений учащегося) 1.1. Учащийся умеет____________________ 1.2. Учащийся проявляет__________ 1.3. Учащийся владеет, имеет опыт, способен Учащийся может успешно и самостоятельно действовать в учебных ситуациях типа..._____________________________ 2. Критерий, отражающий качество процесса Удовлетворенность учащихся содержанием и формами деятельности, характером взаимоотношений на уроке, в классе 2.2.________________________________ 2.3._________________________________

Обеспечено ли ресурсами достижение цели? Для изучения и анализа результатов школе нужны критерии и показатели КритерийПоказателиМетодики 3. Критерий, отражающий качество условий укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками; 3.2. уровень квалификации педагогических и иных работников; 3.3. непрерывность профессионального развития педагогических работников ( методическая работа, повышение квалификации) ит.д. ( с. 40 ФГОС ООО)

Содержание компонентов: субъекты Педагоги Родители Другие партнеры Изучение, просвещение. Способы включения в деятельность: формы мотивации Учащиеся

Содержание компонентов: Деятельность Направленность содержания Сфера реализации Формы, технологии, методы Логика построения процесса Ожидаемый результат Ключевые дела Традиции Формы : урок в форме…., дискуссия, круглый стол, пресс – конференция, Сбор, Сбор – старт, игра, экспедиция, поход, экскурсия, путешествие, трудовой десант, акция интернет – форум и другие…. Цель Урочная Внеурочная

Система: компонент «Деятельность» Соответствует возрастным и индивидуальным особенностям Творческая и эмоционально – насыщенная по характеру Социально – значимая по направленности Единство трех аспектов Когнитивный РефлексивныйКоммуникативный

Содержание компонентов: Отношения и взаимоотно шения Методики изучения: социометрия, шкала взаимоотношений,стена настроения, цветограмма, диалогово – диагностические Целенаправленные формы: упражнения на взаимодействие, « Веревочный курс», тренинг общения, тренинг личностного роста, Сбор, ролевые игры ( «Остров», «Кораблекрушение» и др.), подарок другу, классу и т.д. Символика ( эмблема, гимн, флаг, вымпел и др.), традиции ( общая песня, речевка, форма, общая фотография, видеофильм и др.) Формы освоения навыков анализа и самоанализа взаимоотношений: огонек « Расскажи мне обо мне», анализ и самоанализ в малой группе, огонек «Ответь своей звезде», сочинение, прием «Нарисуй настроение» и др.

Содержание компонентов: Освоенная среда Общий дизайн, территория, озеленение Форма информационная для родителей ( сайт, стенд ) Место для предложений ( «Корзина идей», «Стена идей » ) Перечень организаций, учреждений во внешней среде для сотрудничества Любимый уголок города, села Атмосфера - обеспечивающей достижение целей и высокое качество образования, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; преемственной по отношению к начальному общему образованию. (с ФГОС ООО)

Управление Совет дела Временная творческая группа Временная инициативная группа Классное собрание Общий Сбор Сбор – старт Организационный комитет Родительский комитет Совет класса Педагогический совет Малый педсовет Отчетно – перевыборная конференция УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ: - технология психолого – педагогической поддержки - мониторинг качества воспитательного процесса Управление

Информация о результатах: откуда? Персонифицированные Итоговая оценка на основе системы заданий, включающей учебно – познавательные и учебно – практические задания (ситуации) Уровень заданий: - базовый (ученик научится…) - повышенный (ученик получит возможность научиться...) Необходимо наличие информации о каждом учащемся по каждому ожидаемому результату, заявленному в цели образовательной программы! Неперсонифицированные (анонимные) результаты «К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований». (ФГОС основного общего образования, с. 24) Наличие информации об учащихся класса, школы в целом по каждому ожидаемому результату, заявленному в цели образовательной программы необходимо!

Цель: Сбор, обработка, анализ и представление информации о качестве и результатах воспитательного процесса в ОУ области. Участники : – Учащиеся 9,11 классов общеобразовательных школ, – Родители учащихся 9, 11 классов общеобразовательных школ; – Учащиеся – выпускники детских домов; – Студенты выпускного курса УНПО и УСПО, в том числе проживающие в общежитии. Показатели «Удовлетворенность деятельностью в образовательном учреждении» (учащиеся, родители); - «Комфортность самочувствия в образовательном учреждении» (учащиеся, родители) - « Активность в образовательном учреждении» (учащиеся) Методика Интернет-система «Монит» Технология: Планирование, обучение инструкторов, проведение среза, анализ результатов, представление информации Субъекты Кафедра социальных и педагогических технологий НИРО, МОУО, ГОУ. Системный мониторинг «Качество воспитательного процесса»

Учащийся: способы оценки Внутренняя оценка: Самоконтроль и самооценка учащихся с использованием информационной среды ОУ( электронный дневник, диалогово – диагностические методики «Огонек, «Итоги года», «Пресс – конференция») Портфель достижений И другие…. Внешняя оценка: Текущие отметки Итоговые отметки ГИА и ЕГЭ Психолого – педагогическая диагностика Качественная промежуточная оценка (олимпиада, конкурс, проект, конференция, с/ соревнование, спектакль, концерт, выставка, фестиваль…)) Экспертная оценка педагога Мониторинговое исследование И другие…

Школа: способы оценки Внутренняя оценка Текущая успеваемость Промежуточная оценка (контрольные, проекты, тесты) Психолого-педагогическая диагностика Самообследование Оценка субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, выпускников) И так далее Внешняя оценка Итоговая аттестация (ГИА, ЕГЭ) Аккредитация Экспертная оценка специалистов Экспертная оценка социальных партнеров, работодателей Мониторинговое исследование (психологическое, социально- педагогическое и т.п.) Социальное признание (грамоты, благодарности, гранты, призы, публикации в СМИ) И так далее

Критерии оценки педагогических работников в процессе аттестации 30. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

Критерии оценки педагогических работников в процессе аттестации 31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

Аспекты рассмотрения системы: Функциональный: место каждого компонента, их иерархия? 1- ? ? ? ? ? ?

Аспекты рассмотрения системы: цель субъекты Освоенная среда отношения деятельность Структурный: какие связи и отношения между элементами? отот управление Генетический: происхождение, перспектива развития системы?

Декомпозиция и конкретизация цели Реализовать комплекс условий, обеспечивающий позитивную динамику личностных, метапредметных и предметных результатов с учетом потребностей личности, семьи, общества, государства, индивидуальных особенностей учащихся на основе системно-деятельностного подхода Реализовать комплекс условий, обеспечивающий становление гражданской позиции, умения строить гуманные межличностные отношения, патриотического отношения к малой Родине и России, через уклад жизни школы, развитие компетентности родителей, систему психолого – педагогической медико – социальной поддержки всех субъектов образовательного процесса. Обеспечить обогащение опыта заботы о ветеранах, проявления эмоционально-чувственных переживаний в процессе «Костра Памяти».

Цель - деятельность Реализовать комплекс условий, обеспечивающий становление гражданской позиции, умения строить гуманные межличностные отношения, патриотического отношения к малой Родине и России, через уклад жизни школы, развитие компетентности родителей, систему психолого – педагогической медико – социальной поддержки всех субъектов образовательного процесса. Костер Памяти Урок по теме «Известные земляки» Ключевое дело школы «Прощальный вальс» Традиция «Вахта у Вечного огня» Деятельность школьного музея

Цель – деятельность - субъекты Реализовать комплекс условий, обеспечивающий становление гражданской позиции, умения строить гуманные межличностные отношения, патриотического отношения к малой Родине и России, через уклад жизни школы, развитие компетентности родителей, систему психолого – педагогической медико – социальной поддержки всех субъектов образовательного процесса. Ключевое дело школы «Прощальный вальс» Субъекты – изучить и включить!

Критерии определения наличия системы: система – ли это? Критерий фактаКритерий качества 1.Упорядоченность жизни в соответствии с концепцией 2.Коллектив единомышленников 3.Психолого – педагогические условия созданы. 1.Степень реализации целей 2.Реализуются сотрудничество и сотворчество 3.Благоприятный психологический климат 4.Гуманные взаимоотношения 5.Социальная защищенность субъектов 6.Профессионализм учителя и управленческая культура высоки 7.Ценностные ориентации позитивны 8.Динамика личностного развития положительна

Вывод: Таким образом, управлять системой – это искусство ставить цель, вырабатывать стратегию (пути достижения цели), организовывать деятельность ( тактика ), осуществлять контроль, оценку качества результатов, процесса, условий и их анализ со всеми субъектами системы.

Литература Л.И.Новикова «Теория и практика воспитательных систем», М изд. РАО, 1993г. Н.Л.Селиванова «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня М, Педагогическое Общество РоссииЮ1998г. « Живая педагогика: открытость, культура, наука, образование.» ( Материалы круглого стола « Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций», Ульяновск, 2004г., Народное образование. З И Васильева «Диалог о воспитании ( концепции, взгляды, размышления, опыт), Герценовские чтения – 2006г. – СПб: РГПУ им. А,И,Герцена. Е.В.Титова» Воспитание» ( научные дискуссии и исследования), СПб, РГПУ им. А,И,Герцена.