1 Семинар «Междисциплинарные исследования этничности» 29 октября 2010 г. Гендерные стереотипы в этническом самосознании (результаты психолингвистического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста МКДОУ 3 «Радуга» г.Кирс Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста.
Advertisements

1 Мир вокруг нас 1 класс. 2 Цель урока: расширить знания учащихся о разнообразии профессий, уточняя знания о многообразии профессий в родном городе. Задачи.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 1.
Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 1). Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 2)
Средняя школа 4 г. Петропавловск. Государство Международные организации Зарубежные страны Бизнес Система образования Религиозные институты Политические.
В гостях у смешариков. Уважаемые ребята случилось несчастье! 3 Все герои потерялись!!! Если вы правильно выполните все задания, то герои мультфильма найдут.
Социология гендерных отношений и социология детства Савинская Ольга Борисовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры МСИАСИ.
Гендерные конфликты в образовании ТЕМА 14.1 Гендерное воспитание = процесс социализации.
Тренировочное тестирование-2008 Ответы к заданиям КИМ Часть I.
Концепты «мужчина» и «женщина» в языковом сознании носителей русского языка.
« Моя будущая семья » Мнение воспитанников 3 группы.
"Роль отца в воспитании детей". Папы разными бывают: Тот молчит, а тот кричит, Этот песни напевает, Тот у телека торчит, Этот крепко обнимает Теплотою.
Конвенции права ребёнка Выполнили работу Разинова Екатерина, Столярова Ирина.
Права человека. Статья 1. Статья 2. Статья 3. Статья 4.


Информатика ЕГЭ Уровень-А8. Вариант 1 Укажите логическое выражение, равносильное данному: (А^B) v ((¬B ^ ¬A) v A). 1) (A^ B) v (¬B) 2) (A ^ B) v (¬A)
Выполнила: Кузнецова У. Руководитель: Подолякина Ю.В. МОУ «Северо-Енисейская средняя общеобразовательная 2»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный технический университет«МАМИ» Мероприятие.
Транксрипт:

1 Семинар «Междисциплинарные исследования этничности» 29 октября 2010 г. Гендерные стереотипы в этническом самосознании (результаты психолингвистического исследования) к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. доцент кафедры немецкого языка

2 1. Межкультурное общение – взаимодействие языковых сознаний Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

3 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. Психолингвистика Производство речи Восприяте речи Онтогенез речи Речевое общение (национально-культурная специфика языкового сознания)

4 Ю.Н.Караулов, Ю.С.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева, Г.А.Черкасова «Ассоциативный тезаурус русского языка» ( ) Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

5 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. Языковое сознание - опосредованный языком образ мира той или иной культуры, то есть совокупность перцептивных и концептуальных знаний личности об объектах реального мира; совокупность образов сознания, овнешняемых при помощи языковых средств. Е.Ф.Тарасов

6 Общение - национальный язык 1) специфика построения речевой цепи, осуществляемое по грамматическим правилам этого языка; 2) специфика образов сознания, отображающих предметы конкретной национальной культуры. Е.Ф.Тарасов Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

7 Коммуникативный межэтнический конфликт разный код (вербальный, невербальный); неполная общность образов сознания; различная системность образов сознания Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

8 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. 2. Гендер в психолингвистике Гендер совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

9 Гендерные стереотипы культурно обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и их отражение в языке. Гендерная стереотипизация фиксируется в языке, тесно связана с выражением оценки и влияет на формирование ожиданий от представителей того или иного пола определенного типа поведения. Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

10 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. Гендерный параметр дифференцированная выборка информантов по полу; смешанная выборка; не дифференцированная по признаку пола выборка.

11 3. Гендерные стереотипы в языковом сознании русских и бурят Свободный ассоциативный эксперимент буряты, для которых бурятский язык является родным, русский язык - вторым, в эксперименте они обозначены как «буряты 1, б1»; буряты, считающие русский язык своим родным языком и не владеющие бурятским языком – «буряты 2, б2»; русские, проживающие в Республике Бурятия – «русские, р». Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

12 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. Классификация на основе семантического гештальта Ю.Н. Караулова Персоналии; Реалии; Признаки; Оценки; Эмоции; Количество; Место; Время; Деятельность; Отказ.

13 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

14 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. МУЖЧИНА / ЭРЭ ХYН «Персоналии» эсэгэ, баабай, аба / отец, папа хүн / человек эхэнэр,эмэ хүн / женщина хүбүүн / сын; мальчик; парень защитник, воин, добытчик, мужик баатар / богатырь үбгэн / муж, супруг гэр бүлын толгой глава семьи, семейства эзэн хозяин, гэрэй эзэн хозяин дома ажалшан, хүдэлмэришэн работник кормилец, ангуушан / охотник, добытчик абга брат отца, нагаса брат матери, ахай, аха старший брат

15 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. МУЖЧИНА / ЭРЭ ХYН «Оценки» сила / хүсэн, хүшэтэй / сильный зоригтой смелый, отважный, храбрый, мужественный ухаатай / умный, разумный любимый, заботливый шадалтай умелый, бэрхэ опытный, умелый, искусный буянтай добродетельный, хүндэтэй уважаемый слабый, властный, злой, подкаблучник

16 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. МУЖЧИНА / ЭРЭ ХYН «Реалии» эрдэни драгоценность бүһэ пояс, хутага нож сильный пол, противоположный пол защита, опора, охрана, поддержка машина армия прогресс, карьера, деньги семья

17 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

18 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

19 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. ЖЕНЩИНА / ЭХЭНЭР «Персоналии» эжы, эхэ мать, мама девушка, басаган дочь; девочка, девушка, дети, ребенок һамган жена мужчина хүн человек хранительница очага, домохозяйка, хозяйка ажалшан трудолюбивая, труженица абгай старшая сестра абга брат отца, нагаса брат матери, ахай, аха старший брат

20 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. ЖЕНЩИНА / ЭХЭНЭР «Признаки» һайхан / красивая красота ута үһэн длинные волосы сэбэрхэн 'хорошенькая, гоё нарядная; красивая, шарайтай с красивым лицом, красивая, залуу юная, молодая симпатичная үбгэнтэй замужняя, минии моя полная, изящная, худенькая, грация, в меру упитанная

21 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. ЖЕНЩИНА / ЭХЭНЭР «Оценки» эгээл сэнтэй хүн самый дорогой человек стерва, богиня баба, баба-дура, вамп любимая, прекрасная, прекрасное, прекрасна умная, мудрая сексуальная, зрелая, обольстительная һайн хорошая, добрая, бэрхэ опытная, умелая, искусная хүндэтэй уважаемая, һонин интересная, замечательная, хүхүютэй веселая, радостная зүрхэтэй решительная, смелая, отважная, заяатай имеющая счастливую судьбу, счастливая, өөрэ своеобразная, особенная, замечательная, оригинальная женственность, добро, терпимость сварливая, коварная могучая, смелая, независимая, самостоятельная строгая, добрая

22 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

23 Выводы Язык - один из важнейших этнодифференцирующих признаков, система ориентиров, необходимых человеку для деятельности в мире его родной культуры. Межкультурное общение - общение носителей разных культур (и обычно разных языков). Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

24 Гендерные отношения – важная составная часть социальной и культурной жизни общества. Русское и бурятское языковое сознание - гендерные стереотипы патриархального общества Сильный мужчина - глава семьи, авторитет, зарабатывает деньги, распоряжается имуществом. Женщина – материнство, семья, дети. Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

25 «Мужественность» в бурятском языковом сознании (буряты 1) - бережное, отношение к мужчине, мужчине оказывается почет уже с детства. В бурятской культуре мужественность воплощается не только во взрослом мужчине, отце, муже, но и уже в мальчике, наследнике и продолжателе рода. Для русских респондентов мальчик является маленьким ребенком, мужчина становится символом мужественности уже в зрелом возрасте. Мужчина в языковом сознании русских и бурят связан с профессиональной деятельностью. Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

26 В русской и бурятской культурах женщина - мать, жена, хозяйка дома. В бурятском языковом сознании (буряты 1) женщина, прежде всего жена, человек, а потом мать. Для бурят важна социальная роль женщины в семье, роль жены, а также личность женщины. В русской культуре женщина - мать, жена. Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

27 Бурятское языковое сознание (буряты 1) - наличие сильных родственных связей, семейно-родовая община Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б.

28 Гендерные стереотипы в этническом самосознании к.ф.н. Жалсанова Ж.Б. Спасибо за внимание!