Урок – исследование по теме «Лексика» в 10 классе « Слова бывают разные… » Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово! Мы сохраним тебя, русская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа учащихся 7а класса МБОУ СОШ 154 Гурова Марка и Ристо Полины Учитель: Горбачёва М.Ю.
Advertisements

«Как, умея говорить, Научиться разговаривать». Важнейший способ узнать человека… прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение.
Великие о великом Афоризмы русских писателей о русском языке.
Разработка урока по русскому языку в 5 классе: ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК.
Устный журнал «Язык мой – «Язык мой – друг мой» друг мой»
«Мы сохраним тебя, Русская речь, Великое русское слово!»
«Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
Тема урока: « Средства выразительности языка » Цели урока: Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о средствах выразительности языка;
Слова бывают разные…. «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». В. Белинский. «Мы должны оберегать.
21 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА. Русский язык один из богатейших языков мира. Кому, как не классикам нашей литературы, об этом знать! По этому поводу.
"Падение языка влечёт за собой падение человека" Н.В.Гоголь МОУ гимназия 56 Работа обучающихся 4 «Д» класса МОУ гимназии 56.
«Национальное бесконечно богато…» Д.С. Лихачёв. Заметки о русском Очень много у нас пишется о наших корнях, корнях русской культуры, но очень мало делается.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Международное значение русского языка Вводный урок в 9 классе.
Дорогие ребята! Мы, учащиеся 10 класса, обращаемся к Вам с просьбой:«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное.
«Речь современного подростка». «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия.
Язык – важнейшее средство общения друг с другом. Это оружие мысли и культуры. Фёдор Михайлович Достоевский.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Конспект составила учитель русского языка специальной ( коррекционной ) школы - интерната.
Работу выполнила ученица 10 класса МКОУ Уренокарлинской СОШ Карсунского района Ульяновской области Идиятуллова Лилия. Наставник: учитель русского языка.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Грамоте учиться – всегда пригодиться. Пословицы.
Писатели и деятели культуры о русском языке Авторы: Рычажков Виталий, Никифоров Руслан 9 класс МОУ «Стрелецкая ООШ» Язык – это орудие мышления… Обращаться.
Транксрипт:

Урок – исследование по теме «Лексика» в 10 классе « Слова бывают разные… » Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово! Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово! А.А.Ахматова А.А.Ахматова

Словарь – это вся Вселенная, расположенная в алфавитном порядке. Словарь – это вся Вселенная, расположенная в алфавитном порядке. Анатоль Франс Анатоль Франс

Задание 1 Определите, какое значение имеют подчёркнутые слова и выражения. Для команды 1 Для команды 1 Целый час он читал мне нотации. Целый час он читал мне нотации. Мы прекрасно понимали, что он на голову выше всех нас. Мы прекрасно понимали, что он на голову выше всех нас. Для команды 2 Мы собирали в лесу валежник. Не верь ему, это крокодиловы слёзы.

Задание 2 Найдите в словаре значение и происхождение слов. Для команды 1 Для команды 1 1.Остолоп. 1.Остолоп. 2.Фискал. 2.Фискал. Для команды 2 Хулиган. Шахматы.

Задание 3 Подберите синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и данное слово. Для команды 1 Для команды 1 Лес. Лес. Горе. Горе. Деликатный. Деликатный. Для команды 2 Мороз. Темнота. Завет.

Задание 4 Переведите подчёркнутые слова. Для команды 1 Для команды 1 Терапевт прописал пациенту инъекции. Терапевт прописал пациенту инъекции. Шофёр выявил дефекты в машине. Шофёр выявил дефекты в машине. Для команды 2 Он пользуется у нас в классе авторитетом. Михаил Шолохов является лауреатом Нобелевской премии.

Задание 5 Найдите в ряду слово, в котором ударение ставится на третий слог. Для команды 1 Для команды 1 Намерение, Намерение, вересковый, вересковый, мелкооптовый, мелкооптовый, кашлянуть. кашлянуть. Для команды 2 Бомбардировать, осужденный, ободранный, водопровод.

Задание 6 Вставьте правильно буквы. Для команды 1 Для команды 1 Арх_тект_р, Арх_тект_р, к_ртоф_ль, к_ртоф_ль, зах_лус_ный, зах_лус_ный, опр_д_ление, опр_д_ление, стю_рдес_а. стю_рдес_а. Для команды 2 Ц_ркуль, ак_ум_лят_р, г_ография, п_жалу_ста, ф_нтаз_я.

Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку? При ответе «нет» у 64 учащихся среди причин звучали: - чтобы не обидеть (19 чел.); - чтобы не обидеть (19 чел.); - чтобы не оказаться бестактным (2 чел.); - чтобы не оказаться бестактным (2 чел.); - чтобы не смущать человека (19 чел.); - чтобы не смущать человека (19 чел.); - сам(а) допускаю ошибки (24 чел.). - сам(а) допускаю ошибки (24 чел.). При ответе «да, исправлю» у 28 учащихся звучали такие причины: - не нравится, когда говорят неправильно(8 чел.) - не нравится, когда говорят неправильно(8 чел.) - не надо портить русский язык (10 чел.); - не надо портить русский язык (10 чел.); - чтобы человек не допускал ошибок (8 чел.); - чтобы человек не допускал ошибок (8 чел.); - сам(а) стараюсь говорить правильно, считаю себя - сам(а) стараюсь говорить правильно, считаю себя вправе делать замечания другим (2 чел.). вправе делать замечания другим (2 чел.).

«В 2008 году»

Результаты опроса: - «в двух тысячном восьмом году» - (7 чел.) - «в двух тысячном восьмом году» - (7 чел.) - «в двухтысячи восьмом году» - (13 чел.) - «в двухтысячи восьмом году» - (13 чел.) - «в двух тысячи восьмом году» - (5 чел.) - «в двух тысячи восьмом году» - (5 чел.) - «в две тысячи восьмом году» - (44 чел.) - «в две тысячи восьмом году» - (44 чел.) Единичные случаи: -«в две тысячи восьмой год» - (2 чел.) -«в две тысячи восьмой год» - (2 чел.) - «в две тысяче восьмом году» - (2 чел.) - «в две тысяче восьмом году» - (2 чел.) - «в двутысячи восьмом году» - (2 чел.) - «в двутысячи восьмом году» - (2 чел.) - «в дветысячно восьмом году» - (3 чел.) - «в дветысячно восьмом году» - (3 чел.) - «в дветыще восьмом году» - (1 чел.) - «в дветыще восьмом году» - (1 чел.) - «в две тысячи ноль ноль восемь году» - (1 чел.) - «в две тысячи ноль ноль восемь году» - (1 чел.)

Говори правильно ! - В две тысячи восьмом году; - В две тысячи восьмом году; - к две тысячи восьмому году; - к две тысячи восьмому году; - по итогам две тысячи восьмого года. - по итогам две тысячи восьмого года. Это порядковое числительное. При склонении изменяется только последнее слово – восьмой, восьмого, восьмому. Это порядковое числительное. При склонении изменяется только последнее слово – восьмой, восьмого, восьмому.

« Мы должны оберегать язык от « Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас ». С.Я.Маршак С.Я.Маршак

Почему мы употребляем в речи жаргонные слова? 10 человек ответили: « Так говорят все, поэтому я буду говорить так же »; 10 человек ответили: « Так говорят все, поэтому я буду говорить так же »; 26 человек ответили: «Мне всё равно, как говорят»; 26 человек ответили: «Мне всё равно, как говорят»; 45 человек ответили: «Так легче общаться, многие слова непонятны взрослым». 45 человек ответили: «Так легче общаться, многие слова непонятны взрослым».

Словарь школьного сленга бабки – деньги бабки – деньги братан, братело – друг братан, братело – друг велик – велосипед велик – велосипед в смысле – как понять в смысле – как понять домашка – домашняя работа домашка – домашняя работа жесть – ужас жесть – ужас жмот - жадина жмот - жадина капуста – деньги капуста – деньги клава – клавиатура клава – клавиатура клёвый – хороший комп – компьютер круто - хорошо лох –дурак лохушка - дура магаз – магазин мобила – сотовый телефон музон – музыка наезжать – приставать

не базарь – не говори не базарь – не говори не гони – не обманывай не гони – не обманывай не очкуй – не переживай не очкуй – не переживай не парься – не думай не парься – не думай оторваться - веселиться оторваться - веселиться оттянуться - отдохнуть оттянуться - отдохнуть покедова – до встречи покедова – до встречи предки – родители предки – родители прикинь – представь прикинь – представь прикольно – интересно прикольно – интересно реально – правда реально – правда родаки - родители родаки - родители слинять – уйти слинять – уйти стрёмно - страшно тормоз – глупый усечь - понять финиш – синяк хата – дом чайник – голова чел - человек чувак – друг чувиха – девушка шевелить поршнями – идти быстро шмотки - вещи ящик – телевизор

Задание 7 (общее) Переведите данный текст на литературный язык. «Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету вот с таким шнобелем: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут молекула. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Молекула чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка.»

« Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли.» Д.С.Лихачёв

Угадай произведение ! «Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит, зелёный. Такая история. «Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит, зелёный. Такая история. Златая, как бы, цепь э-э…на дубе том. Ну-у-у и днём, как бы, и ночью кот, понимаешь, учёный вроде как ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом». Златая, как бы, цепь э-э…на дубе том. Ну-у-у и днём, как бы, и ночью кот, понимаешь, учёный вроде как ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом».

Писатели о русском языке

«Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.» К.Г.Паустовский

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. » В.Г.Белинский

«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с придачей некоторого количества новых, - будут служить многие столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык.» С.Я.Маршак

« Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.» Н.В.Гоголь

«Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.» М. В. Ломоносов

«Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!» А.А.Ахматова

«Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.» Л.Н.Толстой

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи.» Н.В.Гоголь

«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.» Максим Горький

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А. И. Куприн

«С течением времени – понятия изменились, верования утратились, первоначальное впечатление забыто народом; но язык всё ещё продолжает хранить память о всём этом, то восстановляя потерянное значение в постоянном эпитете, то производя от древнего новые слова с подобным значением, то сохраняя самые слова, служащие названием какого-либо предмета в древности…» Н.А.Добролюбов

«Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.» К.Д.Ушинский.

«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река шумит, гремит и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» Н. М. Карамзин

« … берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» И.С.Тургенев

Д/З: Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Лексика» (См. вопросы учебника на стр.20).