«Роль общения в развитии личностных качеств ребенка»
«В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становиться равнодушным к добру и красоте» В.Сухомлинский.
Любой ребенок прекрасен, как прекрасна любая роза… РОЗА (ребенок) – прекрасный, благородный цветок. Недаром она считается царицей в цветочном мире. Бывает разной и по цвету, и по размерам, но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Ее легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она должна вырасти из здорового семени, ей нужны крепкие корни, благородная почва, ее нужно любить, за ней нужно ухаживать.
подтверждение от взрослых «нехорошести» ребенка «Я- нехороший, Другие – хорошие» Кредо: «Моя жизнь не много стоит» Варианты: - пассивное переживание неудач, - стремление улучшить себя с помощью каких-то предметов (внешнее превосходство за счет модной одежды, дорогостоящей машины и другое); - стремление улучшить себя за счет достижения успехов в карьере, спорте (внешнее превосходство) ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ: ВАРИАНТЫ ЛИЧНОСТИ И СУДЬБЫ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ):
- отверженность ребенка; - противоречивое поведение родителей; - жесткие наказания «Я – нехороший, Другие плохие» Кредо: «Жить вообще не стоит» Варианты: - неудачи; - алкоголизм, наркотики; - суицид ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ: ВАРИАНТЫ ЛИЧНОСТИ И СУДЬБЫ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ):
- утверждения взрослых о положительных качествах ребенка; - принятие ребенка таким, какой он есть; - усилия самого человека по самосовершенствованию; признание человеком своих прав и таких же прав за другими; - стремление быть самим собой; - принятие ответственности за свою жизнь; - стремление сделать жизнь вокруг себя лучше; -продуктивный подход к неудачам: «Так не получилось, как найти другой способ решения проблемы?»; - заинтересованность в благополучии других, в сотрудничестве с людьми. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ:
«Я – хороший, Другие – хорошие, жизнь – хороша» Кредо: «Жизнь стоит того, чтобы жить» Для того, чтобы стать Победителем, необходимы сознательные действия и целеустремленность ВАРИАНТЫ ЛИЧНОСТИ И СУДЬБЫ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ):
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Разбираем ситуацию… Ребенок не убрал в своей комнате, родитель разговаривает с ним на эту тему
Стили общения 1. Авторитарный стиль. Звучат угрозы, упреки, приказы. Реакция - плач, швыряние вещей, самотравмирование и т.д. 2.«0-стиль». Демонстрирует безразличие, уход от ответственности. Реакция ребенка - возникает чувство ненужности, брошенности. 3. «Подкуп». Родитель добивается своего посредством подарков, покупок вещей. Реакция ребенка: «Надо было попросить больше». Родитель покупает личное спокойствие до поры до времени. 4. «Компромисс» - договор о взаимных обещаниях: равная доля участия в общем деле. На какой-то период это устраивает обе стороны. 5. «Я-подход». Сообщение своих чувств по поводу происходящего от первого лица. Реакция ребенка: чувство стыда. Переживая это чувство, человек впредь постарается не допустить подобное.
Разбираем ситуацию… Ребенок не убрал в своей комнате, родитель разговаривает с ним на эту тему
«Наши чувства» Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко. Ваша взрослеющая дочь влюбилась в «шалопая». Вы входите в комнату (4-й этаж) и видите своего сына (дочь) сидящей на подоконнике открытого окна. Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, приготовленного к торжеству. Вы только что вымыли пол. Сын пришел и наследил. Обнаруживается, что к ужину нет хлеба. 8ы просите дочь сходить в магазин. Она отказывается.
Рефлексивное слушание – это обращение к говорящему за: уточнениями, когда используются ключевые фразы типа: «Я не очень правильно понял...»; «Что ты имеешь в виду?» и т.д.; перефразирование, т.е. формулировка выраженного собеседни ком в иных выражениях. Перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают, а если неправильно понимают, то возможно своевременно ввести соответствующие коррективы в сообщение; отражение чувств, когда акцент делается не на содержании сообщения, а на отражении слушающим чувств, выраженных го ворящим, его эмоционального состояния. Рефлексивное слушание является важным навыком общения в силу того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. Мы должны пользоваться кодом: словами, тоном, жестами, позами и пр.
Советы на каждый день 1.Говорите сыну или дочери: "Людям должно быть с тобою легко". Не бойтесь повторять это. 2. Когда Вы браните ребёнка, не употребляйте выражений: "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему. 3. Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам. 4. Старайтесь, чтобы ребёнок был привязан к дому, по его возвращении домой, не забывайте сказать: "А всё-таки, как хорошо у нас дома!"
Советы на каждый день 5. Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других". 6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение. 7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим Вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
Говорить на языке чувств -Прежде всего нужно прислушаться к ребенку: что с ним происходит? Что он или она чувствует? -Попытаться представить себя на его месте. -Назвать это чувство: «Ты сейчас обижен (разгневан, чувствуешь боль, голод...)» -Сказать: "Ты хотел бы..." - и помочь ему удовлетворить эти желания в воображении. -Ребенок поймет: его чувства признаются. -Очень важно дать ребенку понять, что он может испытывать и два чувства одновременно. - Не станет ли ребенку хуже, если назвать своими именами негативные переживания? Наоборот, он легче и быстрее утешится, если услышит точное обозначение своих отрицательных чувств - его поняли и приняли. Это помогает даже в случае, когда ребенок чего-то очень сильно хочет. Если другой человек понял силу этого желания, справиться с отсутствием желаемого гораздо легче.
«Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, находить, рот – поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена для других, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнется и ты никому не улыбнешься тоже. Душа зябнет и каменеет» (В.А. Солоухин)
Дарите улыбку детям и друг другу!