Николай Иванович Сладков. «В лес пойдешь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Николай Сладков Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку.
Advertisements

Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Литературное чтение 25 января 2016 год. СЛАДКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде.
СЛАДКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде. Неподалеку от его дома, было много старых.
Проведённый в 1 б классе. УМК «Начальная школа 21 века» Учитель: Сухарева С.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа.
Антология стиха Стихи учеников 3 классов. ПОДРУЖКИ На полянке, на лужке, Да в красивом теремке, Жили-были три лягушки, Три веселые подружки. Днем гуляют,
Чехия Презентацию подготовил ученик 7 Екласса Филимонов Кирилл.
Игра « Поле чудес» «Тайны и загадки тундры». Тундра – это дом для многих растений и животных. Как красива тундра летом. А сколько в ней тайн и загадок.
БОГАТСТВО ЛЕСА ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАЕТЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Цель: систематизировать представления детей о лесе и его «богатствах». Задачи: – расширить.
Презентация составлена учителем - логопедом 4 - ой старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи ГБДОУ детский сад.
ЛЕС Давай прогуляемся с тобой по лесу Лес очень большой, в нем легко заблудиться.
Библиотечный урок «Научно – познавательная литература» 4 класс Подготовила и провела: Лытарь Валентина Ивановна, библиотекарь МКОУ «Клепечихинская средняя.
Как животных цвет защищает. Сегодня,друзья, я расскажу вам как животных цвет защищает. Присаживайтесь поудобнее, смотрите и слушайте.
Цели проекта: формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развитие моторики; развитие психических.
В гостях хорошо, а дома… Номинация «Этот разный, разный мир! Кириченко Галина Викторовна МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова.
«МИР МОИХ УВЛЕЧЕНИЙ» Фролова Ксения Фролова Ксения 5 класс 5 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Иткульская средняя школа Муниципальное.
Заочное путешествие с писателем- натуралистом В.В.Бианки по книге «Лесная газета». Рассказы-загадки про зверей и птиц. Кто как приспособлен.
БЕЛКИБЕЛКИИз всех грызунов, которые обитают в пустынях и лесах, самый ловкий зверёк - белка.
БЕЛКИ Из всех грызунов, которые обитают в пустынях и лесах, самый ловкий зверёк - белка.
сезонные изменения жизни растений
Транксрипт:

Николай Иванович Сладков. «В лес пойдешь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен – что любит – то и защищает»

Родился он в Москве, но затем всю жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе, где почти сразу от его дома начинались одичавшие парки. Здесь он открыл для себя непознанный, полный тайн и невероятных приключений лесной мир.. А он уходил в глухие места парка и рассматривал, вслушивался, погружался в окружавшую его жизнь. Скоро многие деревья стали его друзьями, птиц он узнавал по голосам. Мальчик еще не понимал, о чем с ним пытается разговаривать лес, но ему очень хотелось проникнуть в его тайны. И тогда он с увлечением стал записывать увиденное им в парке в "Тетрадь наблюдений". Так простенький дневник наблюдений превратился в сокровенного собеседника, а вместо коротких записей появились сцены из жизни обитателей леса. Лес стал ему братом, добрым другом, мечтой. А какие увлекательные и познавательные наблюдения в книгах петербургского писателя! Шишки кем-то погрызенные, грибы кем-то обкусанные, орехи кем-то расколотые. А следы! Тут кто-то копытами наследил, там кто-то когтями нацарапал. Следы большие и маленькие. Шагом, бегом, прыжками. Прямо, криво, петлями. Неизвестные следы незнакомых обитателей леса... Всем хватит места: и нам, и зверью. Но чтобы стать добрым старшим братом всему живому, надо знать о тундре и лесе, горах и пустынях все, все... Об этом нам рассказывают его

1. Еще будучи школьником познакомился Н. Сладков с Виталием Бианки. Бианки шефствовал над кружком юннатов при Ленинградском зоологическом институте. И как бы ни складывалась жизнь, Сладков постоянно поддерживал отношения с учителем. У Виталия Бианки есть книга «Лесная газета», в которой он рассказывает о круге года в лесу: события в жизни леса и его обитателей весной, летом, осенью и зимой. Как видит рыба? Кто чем дышит? Что ест щурёнок? Сколько на земле воды? На эти и многие другие вопросы отвечает Н. Сладков в книге «Подводная газета». Николай Иванович много разъезжал по стране. Впечатления увиденного нашли отражение в его многочисленных книгах. Произведения Сладкова – книги встреч, знакомств открытий. Только надо быть внимательным и постараться не пропустить их.

«Земля многоцветна, как радуга. Всё пронизано светом и цветом, всюду праздник для глаз. Снова и снова поражаешься нерукотворными творениями мастеров Природы: ветра, воды и солнца. Красота земли – наше богатство. И надо его беречь».

Ведьмины метлы Сейчас, когда деревья голы, на них увидишь такое, что летом не разглядишь. Вон вдали березы, и будто они все в грачиных гнездах. А подойдешь ближе совсем это не гнезда, а какие-то черные комья тонких прутьев, растущих в разные стороны, ведьмины метлы. Вспомните любую сказку про бабу-ягу или ведьму. Баба- яга летает по воздуху в ступе, а след своим помелом заметает. Ведьма же вылетает из трубы верхом на метле. Ни яга, ни ведьма без метлы обойтись не может. Вот они и напускают на деревья такую хворь, чтобы у них на ветвях вырастали уродливые комья сучьев вроде метл. Так уверяют веселые сказочники. Ну, а по-научному?

Эти "комья" сучьев образуются на ветвях из-за болезни, а болезнь из-за особых клещей или грибов. Клещ-орешник до того мал и легок, что ветер свободно носит его по лесу. Клещ попадает на какую-нибудь ветку, заберется в почку и устроится в ней жить. Ростовая почка готовый побег, стебелек с зачатками листьев. Клещик их не трогает, питается только соком почки. Но от укусов клеща почка заболевает. Молодой побег начинает расти в шесть раз быстрее. Больная почка развивается в коротенький побег, который сейчас же дает боковые веточки. На них перебираются дети клеща и поселяются в молодых почках. И так ветвление идет дальше и дальше. А на месте почки разрастается косматая, уродливая ведьмина метла. То же самое случается, когда в почку попадают споры гриба. Ведьмины метлы бывают на березе, ольхе, буке, грабе, клене, сосне, ели, пихте и других деревьях и кустарниках. Н. Сладков

Заяц загадывает загадку Зимой каждый заяц пишет дневник. Пишет лапами по снегу: где был, что делал, куда пошел. Весь снег в заячьих строчках читай и переводи. Переводить с заячьего на человеческий интересно и просто..

Вот у дороги написано: "Сидел на обочине и слушал: не идет ли кто?". У поваленной осины написано: "Горькие веточки глодал зимой и тому рад!" В низинке написано: "В мелочах кружил след свой перед лежкой путал". И дела, и слова знакомые и привычные

Но вот запись, которую перевести тоже просто, а вот понять трудно. "Нору в снегу копал до самой земли". Все верно: снег, в снегу нора до земли. И не малая глубже метра. На дне мох мороженый надран, "шишка" рогоза растрепанная. Может, заяц по зелени истосковался? Да нет, не похоже: ни мох, ни шишка не тронуты только растрепаны и брошены. Зачем тогда заяц нору копал?

Спать беляк в норе не ложится и от ветра в норы не прячется. Да и по следам видно: нору выкопал, "шишку" рогозовую растрепал, да и поковылял дальше.

Вот вам и загадка: зачем зайцы зимой нору роют? А вот и вторая: как узнает заяц, что под толщей снега именно тут лежит "шишка" рогоза? А вот и третья: зачем зайцу мох и рогоз, если он не ест ни то, ни другое? И вот так всегда в лесу: одна загадка тянет вторую, вторая третью без конца! Н. Сладков