Великим быть желаю, Люблю России честь. Я много обещаю - Исполню ли? Бог весть... А.С. Пушкин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Advertisements

Ода «Вольность» Стихотворение «Деревня» Стихотворение «К Чаадаеву»
Свободолюбивая лирика … звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлого, полнила своими мужественными.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина Презентация на тему: Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина Ученицы 9 класса «В» средней школы 5 Тюменцевой Анастасии.
Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина. Цель: изучение любовной лирики А.С.Пушкина; изучение любовной лирики А.С.Пушкина; раскрытие ее духовного потенциала;
А.С. Пушкин ЛИРИКА Работу выполнила Корочкова Юлия.
«Я ВАС ЛЮБИЛ,,,» (ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА) Любви все возрасты покорны, Ёе порывы благотворны… А.С. Пушкин.
Гражданская лирике Пушкина
СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА … звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлого, полнила своими мужественными.
А.С.ПУШКИН «Руслан и Людмила» Царскосельский лицей.
Атаманова И.В. 1 ЛИРИКА А. С.Пушкина 9 класс. Атаманова И.В.2 А.С. Пушкин Художник О.Кипренский.
МАДОННА Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Цель презентации: познакомить учащихся с основными мотивами лирики А.С.Пушкина; показать многогранность таланта.
Александр Сергеевич Пушкин 1799 – Детство Пушкина Ибрагим Ганибал ПРАДЕД МаленькийСашаПушкин.
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро». Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный.
О г л а в л е н и е Детство поэта (1799 – 1811) Детство поэта (1799 – 1811) Лицей (1811 – 1817) Лицей (1811 – 1817) Петербург (1817 – 1820) Петербург.
О г л а в л е н и е Детство поэта (1799 – 1811) Детство поэта (1799 – 1811) Лицей (1811 – 1817) Лицей (1811 – 1817) Петербург (1817 – 1820) Петербург.
Слово учителя Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Но любовь для Пушкина не «донжуанскиё список», а предмет высокой поэзии. В стихах.
Харганатская средняя общеобразовательная школа Урок литературы в 9 классе Обзор жизни и творчества А.С. Пушкина автор: Будаева Э.А. учитель русского языка.
Транксрипт:

Великим быть желаю, Люблю России честь. Я много обещаю - Исполню ли? Бог весть... А.С. Пушкин

Ода «Вольность» (1817) «Деревня» (1819) «К Чаадаеву» (1818) «Кинжал» (1821) «Сеятель» (1823) «Во глубине сибирских руд…» (1827).

Ода «Вольность» (1917). С сокрушительной силой обличается самодержавие и деспотия в России. Поэт призывает «на тронах поразить порок» и к воцарению Закона. Ода написана высоким, торжественным стихом, подчеркивающим важность темы (близка к одам М. Ломоносова, Г.Державина). Тираны мира! трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!

« К Чаадаеву» (1818). Лучшее время жизни поэт призывает посвятить отчизне: «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» Написано в жанре дружеского послания.

« Деревня» (1819). Состоит из 2 контрастных частей. В 1-й поэт замечает «везде следы довольства и труда», но это лишь приготовление к гневному приговору во 2-й части. Он страстно клеймит основы крепостного права: беззаконие, произвол, «рабство тощее» и «барство дикое», «обнажает страдание народов». Стихотворение заканчивается вопросом: «Взойдет ли наконец прекрасная Заря» (свободы).

«Кинжал» (1812). Поэт призывает к борьбе с самовластием путем прямого, революционного насилия.

«Сеятель» (1823). Поэт – свидетель подавления и гибели европейских революций, и он не уверен в готовности народов к борьбе за свободу. Сравнив народ со стадом, говорит, что человеку, не понимающему, что такое свобода, она не нужна. Поэт считает, что лишь внутренняя свобода истинная, и к ней надо стремиться.

«Во глубине сибирских руд…» (1827). Поэт не скрывал своей духовной связи с декабристами. Посвящено это послание друзьям-декабристам, сосланным в Сибирь.

«Погасло дневное светило….» (1820) «К морю» (1824) «Зимнее утро» (1829) «Осень» (1833) «…Вновь я посетил…» (1835)

«Погасло дневное светило…» (1820). Поэт не только сам познал и полюбил мир природы, но и открыл его красоту читателям. Перед нами поэт-романтик: для него гармония –это «вечная красота» мира природы. У лирического героя грустное состояние души: в воспоминаниях он стремится к «брегам печальным туманной родины». Сумрак вечера превращает море в «угрюмый океан», который навевает тоску и не излечивает «прежних сердца ран».

«К морю» (1824). Рисует «торжественную красоту» моря, которая его вдохновляет. Для поэта морская стихия – олицетворение свободы, которой в стихотворении противостоит «скучный, неподвижный брег».

«Зимнее утро» (1829). Здесь отражена гармония состояния природы и настроения человека: вечером «вьюга злилась» и подруга поэта «печальная сидела», а с изменением погоды меняется и настроение. Нарисована прекрасная картина зимнего утра: «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.»

«Осень» (1833). Чувства поэта многозвучны и сложны, как и сама природа. Любимая пора – осень, мила «красою тихою, блистающей смиренно», «из годовых времен я рад лишь ей одной». Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и поэтических сил. «Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия», и сам поэт «жизни полон».

«…Вновь я посетил…» (1835). Написано во время последнего приезда в Михайловское. Родные места, природа рождают воспоминания, настраивают на философские размышления. Поэт изображает реальный пейзаж не ради деталей, а для подготовки к восприятию свих размышлений. Он обращается к потомкам («Здравствуй, племя / Молодое, незнакомое!») с верой в их лучшее предназначение и завещает им те благородные стремления. Высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших людей его поколения.

К*** («Я помню чудное мгновенье…») (1825) «Я вас любил» (1829) «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829) «Мадонна» (1830)

К***(«Я помню чудное мгновенье…») (1825). Посвящено А.Керн. Гимн красоте и любви, которая обогащает и преображает человека. Не убивает любовь ни «томленья грусти безнадежной», ни «тревоги шумной суеты». Она воскресает, и мгновенье оказывается сильнее, чем годы. Без любви нет жизни, божества и вдохновенья.

А.А. Оленина «…Я вас любил…» (1829). Стихотворение о том, что даже неразделенная любовь – огромное счастье. Не найдя взаимности, поэт не хочет причинять боль своей возлюбленной. Нет ни упреков, ни мольбы – он просто с ней прощается. Ему дорог её покой («Я не хочу печалить вас ничем»), он желает ей счастья («Как дай вам Бог любимой быть другим»). «Я вас любил» Любовь – светлая печаль Самопожертвование во имя любимого человека Заканчивается молитвой о женщине: «… дай вам Бог любимой быть другим…»

« На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829). Написано во время поездки на Кавказ. Это воспоминание о любви. Образ любимой живет в мыслях и чувствах поэта и творит чудо: «ночная мгла» перестает ощущаться, грусть становится легкой, печаль – светлой. Язык прост, нет ярких эпитетов, всего две метафоры: «лежит мгла» и «сердце горит», но слова складываются в музыкальный и прекрасный образ светлой и тихой печали.

«Мадонна» (1830). Посвящено Н.Гончаровой незадолго до их венчания. Поэт полюбил не только очень красивую женщину, но и свой идеал, свою мечту о прекрасной подруге, о душевном приюте, о доме. Известно, что более всего поэта поражало сходство его избранницы с изображением Мадонны на картинах художников эпохи возрождения: «Чистейшей прелести чистейший образец». Так лирический герой проходит путь от любви до любви-самопожертвования.

«К другу стихотворцу» (1814) «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) «Пророк» (1826) «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

«К другу стихотворцу» (1814). Это 1-е печатное произведение поэта; здесь он говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом, что судьба поэта нелегка, его путь тернист. Пушкину-лицеисту чужд образ «угрюмого рифмотворца» ( «К Галичу», 1815), «скучного проповедника» («Моему Аристарху, 1815) и мил образ вольнолюбивого поэта- мыслителя, обличителя пороков: «Хочу воспеть Свободу миру, / На тронах поразить порок…»

«Разговор книгопродавца с поэтом» (1824). Новое понимание задач поэзии: Пушкин рассматривает свой труд не только как «детище» вдохновение, но и как средство к существованию («Не продается вдохновенье, / Но можно рукопись продать»).Однако на вопрос книгопродавца: «Что ж изберете вы?» - поэт отвечает «Свободу»

«Пророк» (1826). Написано после расправы правительства с декабристами. Миссия пророка прекрасна и страшна: «Глаголом жечь сердца людей». Поэт- избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он.

«Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830). Провозглашает идеал свободы и независимости поэта от «толпы», «черни» (под этими словами понимается «светская чернь», равнодушная к истинной поэзии). Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь она не приносит материальных благ. Пушкин призывает поэта быть свободным от мнения толпы: «Ты сам свой высший суд».

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный..»(1836). Стихотворение называют поэтическим завещанием поэта. Здесь нет настоящего времени – только прошлое и будущее. Поэт утверждает величие поэзии, ставит ее выше славы царей и полководцев. Главная ценность поэзии – нести людям добро. «Нет, весь я не умру душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.»