О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Advertisements

Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
Об УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Москва.
Условия перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования и федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные.
Разработка вузами основных образовательных программ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Установление уровней высшего профессионального образования. Переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты.
По материалам Министерства образования и науки РФ февраль 2011 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВВЕДЕНИЯ ФГОС НПО/СПО.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Обеспечение введения ФГОС нового поколения. Нормативная база введения в действие ФГОС Утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России - закупка 2008.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Вопросы обеспечения образовательных организаций примерными основными профессиональными образовательными программами Олег Евгеньевич Пермяков, д.п.н., главный.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
О ПРИНЯТИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ УГАЭС НА гг.
Инструктивное письмо Минобразования РФ О разработке вузами основных образовательных программ _13 мая 2010_ _03-956_.
Нормативная база введения ФГОС. Правовой статус ФГОС Структура и задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) определены федеральным.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Транксрипт:

О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты Москва 2010

Законодательная база 1. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. 17-ФЗ о введении Единого государственного экзамена. 2. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. 232-ФЗ об уровнях высшего профессионального образования. 3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ, касающийся изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта. 4. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 307-ФЗ, касающийся предоставления объединениям работодателей права участвовать в реализации государственной политики в области профессионального образования. 5. Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. 260

Уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения: для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года; - для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет; - для получения квалификации (степени) "магистр" - два года. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации

О механизмах перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты О механизмах перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты. Статья 4 Федерального закона от г. 232-ФЗ, Статья 6 Федерального закона от г. 260-ФЗ: Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 сентября 2009 года обучение (до 31 декабря 2010 года) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней ВПО осуществляется по решению ученого совета образовательного учреждения ВПО в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами ВПО. 3. Прием в образовательные учреждения ВПО для обучения по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней высшего профессионального образования прекращается 31 августа 2009 года (30 декабря 2010 года). Обучение по указанным программам соответствующих ступеней высшего профессионального образования осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 1 ДЕКАБРЯ 2007 Г. N 309-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА" Федеральные государственные образовательные стандарты, а также образовательные стандарты и требования, самостоятельно устанавливаемые отдельными вузами, включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

Пункт VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата 6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): 6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический циклы; гуманитарный, социальный и экономический циклы; математический и естественнонаучный цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; профессиональный цикл; и разделов: и разделов: физическая культура; физическая культура; учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа; учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. итоговая государственная аттестация.

Пункт VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессиональное образование в магистратуре Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессиональное образование в магистратуре Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык» Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя: 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя: учебный план; учебный план; рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся; материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся; программы учебной и производственной практик; программы учебной и производственной практик; календарный учебный график; календарный учебный график; методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Постановление правительства от 24 февраля 2009 г. 142 Минобрнауки России размещает представленные проекты на своем официальном сайте, направляет их на независимую экспертизу, утверждает и вводит в действие стандарты, при необходимости вносит в них изменения. Независимая экспертиза проводится в течение 14 дней. Для рассмотрения стандартов, экспертных заключений и поступивших от заинтересованных лиц предложений создается совет по федеральным государственным образовательным стандартам. Решение совета также учитывается Минобрнауки России при утверждении стандарта. Проекты стандартов могут быть разработаны в инициативном порядке образовательными и научными организациями на безвозмездной основе. Минобрнауки России размещает представленные проекты на своем официальном сайте, направляет их на независимую экспертизу, утверждает и вводит в действие стандарты, при необходимости вносит в них изменения. Независимая экспертиза проводится в течение 14 дней. Для рассмотрения стандартов, экспертных заключений и поступивших от заинтересованных лиц предложений создается совет по федеральным государственным образовательным стандартам. Решение совета также учитывается Минобрнауки России при утверждении стандарта. Проекты стандартов могут быть разработаны в инициативном порядке образовательными и научными организациями на безвозмездной основе.

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются: Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров (приказы Минобрнауки России от , ). 31 марта ) Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров (приказы Минобрнауки России от , ). 31 марта ) Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО для подготовки специалистов (постановление Правительства Российской Федерации от ). Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО для подготовки специалистов (постановление Правительства Российской Федерации от ). Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (специальностям) бакалавров, магистров и специалистов (утверждены 234 ФГОС бакалавров и магистров). Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (специальностям) бакалавров, магистров и специалистов (утверждены 234 ФГОС бакалавров и магистров). Примерные основные образовательные программы для подготовки бакалавров, магистров и специалистов (размещаются на сайте ФИРО). Примерные основные образовательные программы для подготовки бакалавров, магистров и специалистов (размещаются на сайте ФИРО).

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются: Лицензии вузов на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов (форма заявления - приказ Минобрнауки России от ). Лицензии вузов на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов (форма заявления - приказ Минобрнауки России от ). Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов. Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов. Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов. Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов.

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется: Организация приема в высшие учебные заведения Должны быть разработка и утверждение: Должны быть разработка и утверждение: Ежегодные Правила приема в высшее учебное заведение (для обучения по программам бакалавриата, магистратуры и программам подготовки специалистов) – сайт Минобрнауки России «Прием в вузы и ссузы» Ежегодные Правила приема в высшее учебное заведение (для обучения по программам бакалавриата, магистратуры и программам подготовки специалистов) – сайт Минобрнауки России «Прием в вузы и ссузы» Новый Порядка приема в высшие учебные заведения (приказы Минобрнауки России от , от ) Новый Порядка приема в высшие учебные заведения (приказы Минобрнауки России от , от ) Правила приема иностранных граждан Правила приема иностранных граждан

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется: Правила приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, определенные учредителем. Правила приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, определенные учредителем. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение образования соответствующего уровня в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение образования соответствующего уровня в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается. Перечень закрытых направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, при обучении по которым даются сведения, содержащие государственную тайну; Перечень закрытых направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, при обучении по которым даются сведения, содержащие государственную тайну;

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется: Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности. Перечень государственных высших учебных заведений, при приеме в которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности. Перечень государственных высших учебных заведений, при приеме в которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности. Перечень направлений подготовки (специальностей), при приеме на которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности. Перечень направлений подготовки (специальностей), при приеме на которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности.

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется: Перечень вступительных испытаний в высшие учебные заведения с учетом профиля подготовки. Перечень вступительных испытаний в высшие учебные заведения с учетом профиля подготовки. Перечень дополнительных испытаний и условия зачисления в государственные высшие учебные заведения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Перечень дополнительных испытаний и условия зачисления в государственные высшие учебные заведения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Изменения и дополнения в Устав вуза в части Правил приема граждан в высшие учебные заведения. Изменения и дополнения в Устав вуза в части Правил приема граждан в высшие учебные заведения.

Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. 260 При утверждении новых профессий и направлений подготовки (специальностей) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях профессий и направлений подготовки (специальностей) или в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. При утверждении новых профессий и направлений подготовки (специальностей) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях профессий и направлений подготовки (специальностей) или в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия." При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия."

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются: Перечни об установлении соответствия направлений подготовки ВПО (бакалавр, магистр) направлениям подготовки и специальностям, указанным в ОКСО. Приказ Минобрнауки России от 25 января 2009 г. 63 Перечни об установлении соответствия направлений подготовки ВПО (бакалавр, магистр) направлениям подготовки и специальностям, указанным в ОКСО. Приказ Минобрнауки России от 25 января 2009 г. 63 Перечень об установлении соответствия направлений подготовки ВПО, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», специальностям указанным в ОКСО. Приказ не вышел! Перечень об установлении соответствия направлений подготовки ВПО, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», специальностям указанным в ОКСО. Приказ не вышел! Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов. Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов.

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется : Для организации образовательного процесса в вузе: Расписание занятий Расписание занятий Основные образовательные программы вуза по каждому предусмотренному лицензией направлению подготовки (специальностям) для бакалавриата, маристратуры, подготовки специалиста и формам обучения. Основные образовательные программы вуза по каждому предусмотренному лицензией направлению подготовки (специальностям) для бакалавриата, маристратуры, подготовки специалиста и формам обучения. Должны быть разработаны и утверждены: Должны быть разработаны и утверждены: Основные образовательные программы, включая: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Основные образовательные программы, включая: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Порядок освоения, сокращенных или ускоренных программ бакалавриата (для лиц, имеющими среднее профессиональное образование соответствующего профиля, и для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным). Порядок освоения, сокращенных или ускоренных программ бакалавриата (для лиц, имеющими среднее профессиональное образование соответствующего профиля, и для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным).

Право на отсрочку от призыва на военную службу Статья 3 Федерального закона от г. 232-ФЗ: Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по: Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по: программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ. программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Раздел 3. «Образовательная деятельность высшего учебного заведения» О новом Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (высшем учебном заведении) Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»

Раздел 3. «Образовательная деятельность высшего учебного заведения» п.34. Программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры, реализуемые в высшем учебном заведении по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования. п. 35. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням. (Предыдущая редакция: Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням и ступеням образования или непрерывно с учетом их взаимосвязи). (Предыдущая редакция: Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням и ступеням образования или непрерывно с учетом их взаимосвязи).

Раздел 3. «Образовательная деятельность высшего учебного заведения» п.36. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры - на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Раздел 3. «Образовательная деятельность высшего учебного заведения» Из п.43. Учебная и производственная практика осуществляется на основе договоров между вузами и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм, которые обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов вузов, имеющих государственную аккредитацию. Порядок проведения учебной и производной практик студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, утверждается Минобрнауки России. Порядок проведения учебной и производной практик студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, утверждается Минобрнауки России.

Раздел 6. «Обучающиеся и работники высшего учебного заведения» п.80. За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. Исключены слова «За невыполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки по неуважительным причинам». Исключены слова «За невыполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки по неуважительным причинам».

Приказ Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. N 501 "Об утверждении Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое " В настоящий приказ вносились измененния: В настоящий приказ вносились измененния: Приказом Минобразования РФ от 26 марта 2001 г. N 1272; Приказом Минобразования РФ от 26 марта 2001 г. N 1272; Приказом Приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2010 г. N 118 в пункт 7 Приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2010 г. N 118 в пункт 7 (Решением Верховного Суда РФ от 15 июля 2009 г. N ГКПИ пункт 7 Порядка, утвержденного настоящим приказом, в части, исключающей направление через операторов почтовой связи общего пользования по просьбе студента высшего учебного заведения документа об образовании, на основании которого он был зачислен в высшее учебное заведение, и академической справки установленного образца, признан недействующим Решением пункт 7Решением пункт 7

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) ПРИКАЗ от 10 февраля 2010 г. N 109 «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования» Ректорам подведомственных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования: Ректорам подведомственных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования: Разработать в I квартале 2010 г. программу перехода вуза на уровневую систему высшего профессионального образования на основе комплексного плана мероприятий Рособразования. Разработать в I квартале 2010 г. программу перехода вуза на уровневую систему высшего профессионального образования на основе комплексного плана мероприятий Рособразования. Разработать в 2010 году внутривузовскую нормативно- правовую и организационно-методическую базу для обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Разработать в 2010 году внутривузовскую нормативно- правовую и организационно-методическую базу для обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) ПРИКАЗ 10 февраля 2010 г. N 109 Обеспечить в вузе и его филиалах выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. Обеспечить в вузе и его филиалах выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. Осуществлять с 2010 года работу по оснащению вуза учебно-лабораторным оборудованием, учебно- методической литературой, современными программными продуктами в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Осуществлять с 2010 года работу по оснащению вуза учебно-лабораторным оборудованием, учебно- методической литературой, современными программными продуктами в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) ПРИКАЗ 10 февраля 2010 г. N 109 Организовать с 2010 года плановое повышение квалификации профессорско- преподавательского состава для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Организовать с 2010 года плановое повышение квалификации профессорско- преподавательского состава для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Обеспечить поддержку и развитие инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности. Обеспечить поддержку и развитие инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) ПРИКАЗ 10 февраля 2010 г. N 109 Обеспечить информационно-аналитическое сопровождение уровневой системы высшего профессионального образования. Обеспечить информационно-аналитическое сопровождение уровневой системы высшего профессионального образования. Организовать, начиная с 2010 года, мониторинг работы подразделений вуза по реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Организовать, начиная с 2010 года, мониторинг работы подразделений вуза по реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Продолжить работу с социальными партнерами, объединениями работодателей по введению уровневой системы высшего профессионального образования. Продолжить работу с социальными партнерами, объединениями работодателей по введению уровневой системы высшего профессионального образования. Постоянно проводить разъяснительную работу с абитуриентами и студентами по вопросам введения уровневой системы высшего профессионального образования. Постоянно проводить разъяснительную работу с абитуриентами и студентами по вопросам введения уровневой системы высшего профессионального образования.

Что нужно обязательно проверить. Что нужно обязательно проверить. Наличие приказа Минобрнауки России, зарегистрированного в Минюсте России, об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по выбранному вузом направлению подготовки или специальности Наличие приказа Минобрнауки России, зарегистрированного в Минюсте России, об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по выбранному вузом направлению подготовки или специальности Ищете соответствующий приказ на сайте Минобрнауки России Ищете соответствующий приказ на сайте Минобрнауки России В разделе документы, приказы 2010 г. В разделе документы, приказы 2010 г.

МОН: обеспечение разработки примерных образовательных программ на основе ФГОС с учетом уровня и направленности Механизм обеспечения разработки примерных образовательных программ (ПООП): Механизм обеспечения разработки примерных образовательных программ (ПООП): МОН формирует разъяснения по формированию ПООП рекомендует разработчикам ФГОС формировать ПООП на основе разъяснений при широком участии ОУ и работодателей МОН формирует разъяснения по формированию ПООП рекомендует разработчикам ФГОС формировать ПООП на основе разъяснений при широком участии ОУ и работодателей МОН поручает ОУ разработчикам ПООП обеспечить внешнюю экспертизу программ учебных дисциплин, модулей при широком участии ОУ и работодателей МОН поручает ОУ разработчикам ПООП обеспечить внешнюю экспертизу программ учебных дисциплин, модулей при широком участии ОУ и работодателей ПООП утверждаются разработчиками и выставляются на их сайтах ПООП утверждаются разработчиками и выставляются на их сайтах МОН поручает ФИРО ведение банка сайтов на которых разработчики выставят свои ПООП МОН поручает ФИРО ведение банка сайтов на которых разработчики выставят свои ПООП ФИРО доводит до сведения ОУ информацию о том, на каком сайте выставлены ПООП ФИРО доводит до сведения ОУ информацию о том, на каком сайте выставлены ПООП

Порядок формирования примерных образовательных программ Приложение Приложение к письму Департамента к письму Департамента государственной политики в образовании государственной политики в образовании «28» декабря 2009 г «28» декабря 2009 г Разъяснения Разъяснения по формированию по формированию примерных основных образовательных программ примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования высшего профессионального образования в соответствии с требованиями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов федеральных государственных образовательных стандартов

Примерная основная образовательная программа включает в себя следующие элементы: Примерная основная образовательная программа включает в себя следующие элементы: Примерная основная образовательная программа включает в себя следующие элементы: - титульный лист; - титульный лист; - список профилей данного направления подготовки бакалавров (специализаций по специальности); перечень магистерских программ не приводится; - список профилей данного направления подготовки бакалавров (специализаций по специальности); перечень магистерских программ не приводится; - требования к результатам освоения основной образовательной программы; - требования к результатам освоения основной образовательной программы; - примерный учебный план; - примерный учебный план; - примерные программы дисциплин; - примерные программы дисциплин; - список разработчиков ПООП, экспертов. - список разработчиков ПООП, экспертов.

Объемы обязательных дисциплин При разработке примерных учебных планов объем дисциплин: При разработке примерных учебных планов объем дисциплин: «История» - не менее 4 зачетных единиц, «Философия» - не менее 4 зачетных единиц, «Иностранный язык»- не менее 9 зачетных единиц, «История» - не менее 4 зачетных единиц, «Философия» - не менее 4 зачетных единиц, «Иностранный язык»- не менее 9 зачетных единиц, «Безопасность жизнедеятельности» от 3 до 6 зачетных единиц; «Безопасность жизнедеятельности» от 3 до 6 зачетных единиц; «Физическая культура» не менее 2 зачетных единиц (400 академических часов). «Физическая культура» не менее 2 зачетных единиц (400 академических часов).

Разработка примерных программ Разработчики ПООП могут воспользоваться примерными программами дисциплин математического и естественнонаучного цикла (математика, информатика, физика, химия, экология и др.), гуманитарного, социального и экономического цикла (экономика, социология, культурология и др.) рекомендованными соответствующими НМС, а могут разработать их самостоятельно. Разработчики ПООП могут воспользоваться примерными программами дисциплин математического и естественнонаучного цикла (математика, информатика, физика, химия, экология и др.), гуманитарного, социального и экономического цикла (экономика, социология, культурология и др.) рекомендованными соответствующими НМС, а могут разработать их самостоятельно. Примерные программы математического и естественнонаучного цикла (математика, информатика, физика, химия, экология и теоретическая механика) и рекомендации по их трудоемкости в зачетных единицах выставлены на сайте ( Примерные программы математического и естественнонаучного цикла (математика, информатика, физика, химия, экология и теоретическая механика) и рекомендации по их трудоемкости в зачетных единицах выставлены на сайте ( Примерные программы гуманитарного, социального и экономического цикла (философия, история, иностранный язык, физическая культура) выставлены на Портале "Социально-гуманитарное и политологическое образование" в разделе "Философия". Адрес в Интернете: Примерные программы гуманитарного, социального и экономического цикла (философия, история, иностранный язык, физическая культура) выставлены на Портале "Социально-гуманитарное и политологическое образование" в разделе "Философия". Адрес в Интернете: Примерная программа профессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности» выставлена на сайте МГТУ им. Н.Э.Баумана Примерная программа профессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности» выставлена на сайте МГТУ им. Н.Э.Баумана (www. bmstu.ru) (www. bmstu.ru)

Вопрос 1. Как можно ввести новую специализацию в рамках специальности? Как можно ввести новую специализацию в рамках специальности?

Ответ Для того, чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г Для того, чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142.

Вопрос 2. Можно ли в рамках одного профиля подготовки бакалавров в вузе разрабатывать несколько учебных планов? Можно ли в рамках одного профиля подготовки бакалавров в вузе разрабатывать несколько учебных планов?

Ответ Можно, с учетом особенностей основной образовательной программы подготовки бакалавров. Можно, с учетом особенностей основной образовательной программы подготовки бакалавров.

Вопрос 3. Может ли вуз при проектировании конкретной ООП бакалавриата (магистратуры) выбрать не все виды профессиональной деятельности (и обеспечить освоение соответствующих компетенций) выпускника, перечисленные в пунктах 4.3. и 5.1. ФГОС, а только те из них, которые соответствуют цели данной ООП, востребованы обучающимися и работодателями)? Может ли вуз при проектировании конкретной ООП бакалавриата (магистратуры) выбрать не все виды профессиональной деятельности (и обеспечить освоение соответствующих компетенций) выпускника, перечисленные в пунктах 4.3. и 5.1. ФГОС, а только те из них, которые соответствуют цели данной ООП, востребованы обучающимися и работодателями)?

Ответ Может, так как в п.4.3. ФГОС сказано о том, что конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовятся обучающиеся, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса (студентами, научно-педагогическими работниками, работодателями). Может, так как в п.4.3. ФГОС сказано о том, что конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовятся обучающиеся, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса (студентами, научно-педагогическими работниками, работодателями).

Вопрос 4 Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять редакцию компетенций, приведенных во ФГОС? Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять редакцию компетенций, приведенных во ФГОС?

Ответ Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительно компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы. Вуз имеет право предусматривать дополнительно компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы.

Вопрос 5 Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять требования к знаниям, умениям и навыкам, приведенные в таблице 2 ФГОС? Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять требования к знаниям, умениям и навыкам, приведенные в таблице 2 ФГОС?

Ответ Требования федерального государственного стандарта (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам. Требования федерального государственного стандарта (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам.

Вопрос 6 Являются ли обязательным для вуза наименования дисциплин, приведенных в разделе «Требования к структуре основных образовательных программ» в таблице 2 «Структура ООП» федерального государственного образовательного стандарта? Являются ли обязательным для вуза наименования дисциплин, приведенных в разделе «Требования к структуре основных образовательных программ» в таблице 2 «Структура ООП» федерального государственного образовательного стандарта?

Ответ Наименования следующих дисциплин являются обязательными для включения в основные образовательные программы бакалавриата и подготовки специалиста: «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности». Наименования следующих дисциплин являются обязательными для включения в основные образовательные программы бакалавриата и подготовки специалиста: «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности». Наименование других дисциплин вуз может скорректировать самостоятельно при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным в таблице 2 федерального государственного образовательного стандарта. Наименование других дисциплин вуз может скорректировать самостоятельно при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным в таблице 2 федерального государственного образовательного стандарта. Для основных образовательных программ по направлениям подготовки бакалавров, магистров и подготовки специалиста в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и медицины - наименование дисциплин профессионального цикла базовой части ФГОС и примерного учебного плана в соответствии с ФГОС ВПО является обязательным для всех вузов. Для основных образовательных программ по направлениям подготовки бакалавров, магистров и подготовки специалиста в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и медицины - наименование дисциплин профессионального цикла базовой части ФГОС и примерного учебного плана в соответствии с ФГОС ВПО является обязательным для всех вузов.

Вопрос 7 Могут ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь одинаковое название? Могут ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь одинаковое название?

Ответ Нет. В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, Нет. В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, математика – 1, математика – 2).

Вопрос 8. Обязаны ли вузы точно следовать примерным программам дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», разработанным соответствующими научно- методическими советами по заданию Минобрнауки, в части объема и содержания этих дисциплин? Обязаны ли вузы точно следовать примерным программам дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», разработанным соответствующими научно- методическими советами по заданию Минобрнауки, в части объема и содержания этих дисциплин?

Ответ Нет, все примерные программы дисциплин, разработанные по заданию Минобрнауки и размещенные на сайте Федерального института развития образования, носят для вузов рекомендательный характер. Нет, все примерные программы дисциплин, разработанные по заданию Минобрнауки и размещенные на сайте Федерального института развития образования, носят для вузов рекомендательный характер.

Вопрос 9 Должны ли дисциплины по выбору обучающихся быть в каждом цикле основных образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов? Должны ли дисциплины по выбору обучающихся быть в каждом цикле основных образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов?

Ответ Общий объем дисциплин по выбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативной части суммарно по всем трем циклам. Следовательно, дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле. Общий объем дисциплин по выбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативной части суммарно по всем трем циклам. Следовательно, дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле.

Вопрос 10 Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять установленное ФГОС равенство трудоемкости ООП за учебный год 60 зачетным единицам? Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять установленное ФГОС равенство трудоемкости ООП за учебный год 60 зачетным единицам?

Ответ Требование о равенстве трудоемкости основной образовательной программы за учебный год 60 зачетным единицам является обязательным для исполнения. По семестрам в рамках одного учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно. Требование о равенстве трудоемкости основной образовательной программы за учебный год 60 зачетным единицам является обязательным для исполнения. По семестрам в рамках одного учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно.

Вопрос 11 Может ли трудоемкость дисциплин (модулей), практик определяться дробным числом зачетных единиц? Может ли трудоемкость дисциплин (модулей), практик определяться дробным числом зачетных единиц?

Ответ Трудоемкость дисциплин (модулей), практик должна определяться целым числом зачетных единиц. Трудоемкость дисциплин (модулей), практик должна определяться целым числом зачетных единиц.

Вопрос 12 Каким образом должны учитываться по годам обучения зачетные единицы по физической культуре, на которую отводится согласно ФГОС ВПО 2 зачетные единицы., соответствующие 400 академическим часам? Каким образом должны учитываться по годам обучения зачетные единицы по физической культуре, на которую отводится согласно ФГОС ВПО 2 зачетные единицы., соответствующие 400 академическим часам?

Ответ Возможно два варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры. Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (2 года), то можно начислять по 1 з.ед. в год. Возможно два варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры. Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (2 года), то можно начислять по 1 з.ед. в год. Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6 семестров, то возможно начисление двух зачетных единиц по окончании всех занятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет), при таком подходе промежуточную аттестацию студента (включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только в академических часах. Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6 семестров, то возможно начисление двух зачетных единиц по окончании всех занятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет), при таком подходе промежуточную аттестацию студента (включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только в академических часах. При проектировании образовательного процесса необходимо помнить, что часы, отведенные для занятий физической культурой, не входят в объем аудиторных учебных занятий студентов, но входят в недельный общий объем учебных занятий (максимум 54 академических часа). При проектировании образовательного процесса необходимо помнить, что часы, отведенные для занятий физической культурой, не входят в объем аудиторных учебных занятий студентов, но входят в недельный общий объем учебных занятий (максимум 54 академических часа).

Вопрос 13 Можно ли при разработке учебного плана вуза предусматривать для дисциплин объемом в 3 и менее зачетных единиц в качестве промежуточной аттестации экзамен? Можно ли при разработке учебного плана вуза предусматривать для дисциплин объемом в 3 и менее зачетных единиц в качестве промежуточной аттестации экзамен?

Ответ Можно при условии, что количество экзаменов за календарный год не превышает 10. Можно при условии, что количество экзаменов за календарный год не превышает 10. Следует иметь в виду, что ФГОС ВПО не устанавливает требований к введению экзаменов. В нем говорится: «По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Оценка по дисциплине может быть получена при использовании различных образовательных технологий (например, балльно-рейтинговой). Следует иметь в виду, что ФГОС ВПО не устанавливает требований к введению экзаменов. В нем говорится: «По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Оценка по дисциплине может быть получена при использовании различных образовательных технологий (например, балльно-рейтинговой).

Вопрос 14 Требования к количеству лекционных занятий относится к каждой дисциплине или к образовательной программе в целом? Требования к количеству лекционных занятий относится к каждой дисциплине или к образовательной программе в целом?

Ответ Требования к количеству лекционных занятий относится к аудиторным занятиям основной образовательной программы в целом. Требования к количеству лекционных занятий относится к аудиторным занятиям основной образовательной программы в целом.

Вопрос 15. Предполагает ли разработка ООП на основе ФГОС ВПО обязательное использование принципа асинхронного («нелинейного») обучения? Предполагает ли разработка ООП на основе ФГОС ВПО обязательное использование принципа асинхронного («нелинейного») обучения?

Ответ Вузы могут по своему усмотрению вводить элементы «асинхронного» обучения (формирование индивидуальных образовательных траектории обучающихся) или сохранять традиционный принцип «линейного» обучения студентов в составе академических групп. Вузы могут по своему усмотрению вводить элементы «асинхронного» обучения (формирование индивидуальных образовательных траектории обучающихся) или сохранять традиционный принцип «линейного» обучения студентов в составе академических групп.

Вопрос 16 Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата? Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата?

Ответ В «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденном постановлением Правительством Российской Федерации 71 от 14 февраля 2008 г., отмечено следующее: «Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся…». На эту формулировку опирается и ФГОС ВПО. В «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденном постановлением Правительством Российской Федерации 71 от 14 февраля 2008 г., отмечено следующее: «Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся…». На эту формулировку опирается и ФГОС ВПО. Эффективность реализации компетентностного подхода в образовании, возможность разработки совместных образовательных программ, обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышаются при проектировании и организации образовательного процесса в модульном формате. Эффективность реализации компетентностного подхода в образовании, возможность разработки совместных образовательных программ, обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышаются при проектировании и организации образовательного процесса в модульном формате. Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС. Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС.

Вопрос 17 Должен ли вестись в зачетных единицах учет нагрузки преподавателей? Должен ли вестись в зачетных единицах учет нагрузки преподавателей?

Ответ Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО установлена постановлением Правительства от 3 апреля 2003 г. 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» и составляет 36 астрономических часов в неделю. Согласно Типовому положению о вузе учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО установлена постановлением Правительства от 3 апреля 2003 г. 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» и составляет 36 астрономических часов в неделю. Согласно Типовому положению о вузе учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году. Вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на систему учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условии разработки соответствующей внутривузовской нормативной базы. Вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на систему учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условии разработки соответствующей внутривузовской нормативной базы.

Вопрос 18. Можно ли получать образование по программам магистратуры и программам подготовки специалистов по ускоренным образовательным программам? Можно ли получать образование по программам магистратуры и программам подготовки специалистов по ускоренным образовательным программам?

Ответ Федеральный закон от 24 октября 2007 года 232-ФЗ содержит указание на то, что «Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается» (статья 1, п. 5 б). Федеральный закон от 24 октября 2007 года 232-ФЗ содержит указание на то, что «Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается» (статья 1, п. 5 б). Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно, реализации ускоренных магистерских образовательных программ и программам подготовки специалистов возможна. Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно, реализации ускоренных магистерских образовательных программ и программам подготовки специалистов возможна. Минобрнауки планирует в годах разработку нормативного документа федерального уровня, регулирующего реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки. Минобрнауки планирует в годах разработку нормативного документа федерального уровня, регулирующего реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

Вопрос 19. Как определить трудоемкость ООП (бакалавра, магистра, специалиста) за учебный год в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения? Как определить трудоемкость ООП (бакалавра, магистра, специалиста) за учебный год в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения?

Ответ Трудоемкость ООП (бакалавра, магистра, специалиста) за учебный год в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения определяется федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему направлению (специальности) с учетом полной трудоемкости ООП и установленных высшим учебным заведением сроков обучения. Трудоемкость ООП (бакалавра, магистра, специалиста) за учебный год в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения определяется федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему направлению (специальности) с учетом полной трудоемкости ООП и установленных высшим учебным заведением сроков обучения.

Вопрос 20 Что именно может изменить вуз при ежегодном обновлении основной образовательной программы? Что именно может изменить вуз при ежегодном обновлении основной образовательной программы?

Ответ При обновлении основной образовательной программы необ- ходимо руководствоваться Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года 71 (см. п. 39): При обновлении основной образовательной программы необ- ходимо руководствоваться Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года 71 (см. п. 39): «…Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы…». «…Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы…».

Вопрос 21 В какой степени содержание учебных дисциплин (модулей) должно быть раскрыто в сети Интернет? В какой степени содержание учебных дисциплин (модулей) должно быть раскрыто в сети Интернет?

Ответ Содержание учебных дисциплин (модулей) в сети Интернет может быть представлено по усмотрению высшего учебного заведения или полностью, или в аннотированном виде. Содержание учебных дисциплин (модулей) в сети Интернет может быть представлено по усмотрению высшего учебного заведения или полностью, или в аннотированном виде.

Вопрос 22 Сколько магистерских программ может реализовать вуз в рамках одного направления подготовки? Сколько магистерских программ может реализовать вуз в рамках одного направления подготовки?

Ответ В рамках одного направления подготовки вуз может спроектировать и реализовать столько основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ), сколько ему позволят это сделать его штатный кадровый состав, материально- техническое и информационно-методическое обеспечение. В рамках одного направления подготовки вуз может спроектировать и реализовать столько основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ), сколько ему позволят это сделать его штатный кадровый состав, материально- техническое и информационно-методическое обеспечение.

Вопрос 23 Должен ли вуз, проектируя профильную подготовку бакалавров в рамках вариативной части ООП, следовать перечню профилей, установленному в соответствующей примерной основной образовательной программе? Должен ли вуз, проектируя профильную подготовку бакалавров в рамках вариативной части ООП, следовать перечню профилей, установленному в соответствующей примерной основной образовательной программе?

Ответ При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен придерживаться перечня профилей, указанных в примерной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза – разработчика соответствующего ФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО разработан совместно двумя вузами, то вузы могут ориентироваться на профили, представленные в примерных основных образовательных программах обоих вузов- разработчиков. При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен придерживаться перечня профилей, указанных в примерной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза – разработчика соответствующего ФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО разработан совместно двумя вузами, то вузы могут ориентироваться на профили, представленные в примерных основных образовательных программах обоих вузов- разработчиков. Вуз может спроектировать и реализовать общий профиль подготовки бакалавров, если такая возможность предусмотрена в примерной основной образовательной программе. Вуз может спроектировать и реализовать общий профиль подготовки бакалавров, если такая возможность предусмотрена в примерной основной образовательной программе.

Вопрос 24 Как вуз может спроектировать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров? Как вуз может спроектировать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров?

Ответ Если вуз намерен спроектировать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденной примерной основной образовательной программе, то ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования». Если вуз намерен спроектировать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденной примерной основной образовательной программе, то ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования». При этом следует иметь ввиду, что наименование и содержание нового профиля не должно вторгаться в предметные области других направлений подготовки, а находиться в своей профессиональной области. Наименование нового профиля не должно совпадать по названию с наименованиями других направлений подготовки и специальностей. При этом следует иметь ввиду, что наименование и содержание нового профиля не должно вторгаться в предметные области других направлений подготовки, а находиться в своей профессиональной области. Наименование нового профиля не должно совпадать по названию с наименованиями других направлений подготовки и специальностей.

Вопрос 25 Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы отклоняться от установленного во ФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическим часам и насколько? Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы отклоняться от установленного во ФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическим часам и насколько?

Ответ В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная учебных неделях, может быть различной (от 42 до 45 недель в соответствии с установленной законом продолжительности каникул – от 7 до 10 недель), вуз при разработке основных образовательных программ может устанавливать соответствие одной зачетной единицы в интервале от 32 до 40 академических часов. В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная учебных неделях, может быть различной (от 42 до 45 недель в соответствии с установленной законом продолжительности каникул – от 7 до 10 недель), вуз при разработке основных образовательных программ может устанавливать соответствие одной зачетной единицы в интервале от 32 до 40 академических часов.

Ответ Вуз может при разработке ООП остановиться и на точной цифре 36 часов за 1 зачетную единицу. Это возможно при условии, что величина общей трудоемкости за неделю для студента будет ниже максимально установленной (то есть ниже 54 академических часа), например, при количестве учебных недель в году 42 и выбранном часовом эквиваленте зачетной единицы 36 ак. часов, получаем: 60з.е. х 36 ак.часов : 42 нед. = 51,4 ак. часа в неделю. Вуз может при разработке ООП остановиться и на точной цифре 36 часов за 1 зачетную единицу. Это возможно при условии, что величина общей трудоемкости за неделю для студента будет ниже максимально установленной (то есть ниже 54 академических часа), например, при количестве учебных недель в году 42 и выбранном часовом эквиваленте зачетной единицы 36 ак. часов, получаем: 60з.е. х 36 ак.часов : 42 нед. = 51,4 ак. часа в неделю.

Ответ С учетом того, что в «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденном постановлением Правительством Российской Федерации 71 от 14 февраля 2008 г., в п. 42 сказано, что «для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45–50 минут», нижняя планка – 32 академических часа (при 1 ак. часе – 45 мин.) соответствует 24 астрономическим часам, а верхняя планка – 40 академических часа (при 1 ак. часе – 50 мин.) соответствует примерно 33 астрономическим часам. С учетом того, что в «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденном постановлением Правительством Российской Федерации 71 от 14 февраля 2008 г., в п. 42 сказано, что «для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45–50 минут», нижняя планка – 32 академических часа (при 1 ак. часе – 45 мин.) соответствует 24 астрономическим часам, а верхняя планка – 40 академических часа (при 1 ак. часе – 50 мин.) соответствует примерно 33 астрономическим часам.

Вопрос 26 Как вуз может реализовать факультативные дисциплины (не обязательные для освоения студентом) параллельно с освоением ООП? Как вуз может реализовать факультативные дисциплины (не обязательные для освоения студентом) параллельно с освоением ООП?

Ответ ФГОС устанавливает, что вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения обучающимися (в бакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц). Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативные дисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно. ФГОС устанавливает, что вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения обучающимися (в бакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц). Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативные дисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно. Высшее учебное заведение может реализовывать факультативные дисциплин за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель. Зачетные единицы, полученные студентом за освоение факультативных дисциплин, начисляются дополнительно к 60 з.ед. в год. Высшее учебное заведение может реализовывать факультативные дисциплин за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель. Зачетные единицы, полученные студентом за освоение факультативных дисциплин, начисляются дополнительно к 60 з.ед. в год.

Вопрос 27 Обязательно ли при разработке основных образовательных программ вуза по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения предусматривать организацию практик? Обязательно ли при разработке основных образовательных программ вуза по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения предусматривать организацию практик?

Ответ Требования федерального государственного образовательного стандарта должны выполняться вне зависимости от формы обучения. Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения может быть организована по месту его работы. Требования федерального государственного образовательного стандарта должны выполняться вне зависимости от формы обучения. Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения может быть организована по месту его работы.

Вопрос 28 Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма «Один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен), определенная в письме Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N ин/13? Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма «Один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен), определенная в письме Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N ин/13?

Ответ Нет, так как при переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация). При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля). Нет, так как при переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация). При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля).

Вопрос 29 Какова обязательность перечня дисциплин, приведенных в примерном учебном плане профильной (вариативной) части, для их реализации вузами? Какова обязательность перечня дисциплин, приведенных в примерном учебном плане профильной (вариативной) части, для их реализации вузами?

Ответ ВУЗ формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплин вариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане носит рекомендательный характер при условии реализации вузом профильно- специализированн специализированных компетенций, определенных примерной ООП. ВУЗ формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплин вариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане носит рекомендательный характер при условии реализации вузом профильно- специализированн специализированных компетенций, определенных примерной ООП.

Сайт Минобрнауки России / ПРОЕКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Проекты ФГОС начального общего образования Проекты ФГОС начального общего образования Проекты ФГОС начального общего образования Проекты ФГОС начального общего образования Проекты ФГОС начального профессионального образования Проекты ФГОС начального профессионального образования Проекты ФГОС начального профессионального образования Проекты ФГОС начального профессионального образования Проекты ФГОС среднего профессионального образования Проекты ФГОС среднего профессионального образования Проекты ФГОС среднего профессионального образования Проекты ФГОС среднего профессионального образования Проекты ФГОС высшего профессионального образования Проекты ФГОС высшего профессионального образования Проекты ФГОС высшего профессионального образования Проекты ФГОС высшего профессионального образования

Сайт Минобрнауки России / ДОКУМЕНТЫ / / ДОКУМЕНТЫ / Проекты нормативно-правовых документов Проекты нормативно-правовых документов Приказы Минобрнауки России Приказы Минобрнауки России

Спасибо за внимание Спасибо за внимание

Какие нормативные акты необходимо использовать при проведении приемной компании в вуз 2010 года? Порядок приема российских граждан Порядок приема российских граждан Порядок приема российских граждан Порядок приема российских граждан Приказ Минобрнауки России от 21 октября 2009 г. N 442 (в ред. от 18 января 2010 г. N 58) Приказ Минобрнауки России от 21 октября 2009 г. N 442 (в ред. от 18 января 2010 г. N 58)

Какие нормативные акты необходимо использовать при проведении приемной компании в вуз 2010 года? Порядок приема иностранных граждан Порядок приема иностранных граждан Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2009 г N 841 Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2009 г N 841

Какие нормативные акты необходимо использовать при проведении приемной компании в вуз 2010 года? Перечни вступительных испытаний По старым образовательным стандартам (ГОС ВПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По старым образовательным стандартам (ГОС ВПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По старым образовательным стандартам (ГОС ВПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По старым образовательным стандартам (ГОС ВПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По новым образовательным стандартам (ФГОС ВПО) По новым образовательным стандартам (ФГОС ВПО) По новым образовательным стандартам (ФГОС ВПО) По новым образовательным стандартам (ФГОС ВПО) Приказ Минобрнауки России от 28 ноября 2008 г. N 365 (в ред. от 14 декабря 2009 г. N 727) Приказ Минобрнауки России от 28 ноября 2008 г. N 365 (в ред. от 14 декабря 2009 г. N 727) Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 505 Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 505

Какие нормативные акты необходимо использовать при проведении приемной компании в вуз 2010 года? Перечни направлений подготовки, по которым могут проводиться дополнительные вступительные испытания Перечни направлений подготовки, по которым могут проводиться дополнительные вступительные испытания По старым образовательным стандартам (ГОС ВПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По старым образовательным стандартам (ГОС ВПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По старым образовательным стандартам (ГОС ВПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По старым образовательным стандартам (ГОС ВПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По новым образовательным стандартам (ФГОС ВПО) По новым образовательным стандартам (ФГОС ВПО) По новым образовательным стандартам (ФГОС ВПО) По новым образовательным стандартам (ФГОС ВПО) Перечень государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить в 2010 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности Перечень государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить в 2010 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности Перечень государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить в 2010 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности Перечень государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить в 2010 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2008 г. N 256 (в ред. от 18 декабря 2008 г. N 390, от 10 декабря 2009 г. N 720) Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2008 г. N 256 (в ред. от 18 декабря 2008 г. N 390, от 10 декабря 2009 г. N 720) Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2009 г. N 719 Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2009 г. N 719 Распоряжение Правительства России от 26 февраля 2010 г. N 228-р Распоряжение Правительства России от 26 февраля 2010 г. N 228-р

Какие нормативные акты необходимо использовать при проведении приемной компании в вуз 2010 года? Олимпиады школьников Всероссийская олимпиада школьников Всероссийская олимпиада школьников Всероссийская олимпиада школьников Всероссийская олимпиада школьников Порядок проведения олимпиад школьников Порядок проведения олимпиад школьников Порядок проведения олимпиад школьников Порядок проведения олимпиад школьников Перечень олимпиад школьников на учебный год Перечень олимпиад школьников на учебный год Перечень олимпиад школьников на учебный год Перечень олимпиад школьников на учебный год Приказ Минобрнауки России от 02 декабря 2009 г. N 695 Приказ Минобрнауки России от 02 декабря 2009 г. N 695 Приказ Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. N 285 (в ред. от 04 сентября 2008 г. N 255, от 20 марта 2009 г. N 92, от 06 октября 2009 г. N 371) Приказ Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. N 285 (в ред. от 04 сентября 2008 г. N 255, от 20 марта 2009 г. N 92, от 06 октября 2009 г. N 371) Приказ Минобрнауки России от 21 декабря 2009 г. N 777 Приказ Минобрнауки России от 21 декабря 2009 г. N 777

Какие нормативные акты необходимо использовать при проведении приемной компании в ОУ СПО 2010 года? Правила приёма Порядок приема российских и иностранных граждан Порядок приема российских и иностранных граждан Порядок приема российских и иностранных граждан Порядок приема российских и иностранных граждан Приказ Минобрнауки России от 15 января 2009 г. N 4 (в ред. от 24 марта 2009 г. N 98, от 26 мая 2009 г. N 179) Приказ Минобрнауки России от 15 января 2009 г. N 4 (в ред. от 24 марта 2009 г. N 98, от 26 мая 2009 г. N 179)

Какие нормативные акты необходимо использовать при проведении приемной компании в ОУ СПО 2010 года? Перечни вступительных испытаний Перечни вступительных испытаний По старым образовательным стандартам (ГОС СПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По старым образовательным стандартам (ГОС СПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По старым образовательным стандартам (ГОС СПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По старым образовательным стандартам (ГОС СПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По новым образовательным стандартам (ФГОС СПО) По новым образовательным стандартам (ФГОС СПО) По новым образовательным стандартам (ФГОС СПО) По новым образовательным стандартам (ФГОС СПО) Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2008 г. N 265 (в ред. от 30 января 2009 г. N 18, от 02 декабря 2009 г. N 693) Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2008 г. N 265 (в ред. от 30 января 2009 г. N 18, от 02 декабря 2009 г. N 693) Приказ Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 357 Приказ Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 357

Какие нормативные акты необходимо использовать при проведении приемной компании в ОУ СПО 2010 года? Перечни специальностей, по которым могут проводиться дополнительные вступительные испытания Перечни специальностей, по которым могут проводиться дополнительные вступительные испытания По старым образовательным стандартам (ГОС СПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По старым образовательным стандартам (ГОС СПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По старым образовательным стандартам (ГОС СПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По старым образовательным стандартам (ГОС СПО), приём на которые осуществляется до 31 декабря 2010 года По новым образовательным стандартам (ФГОС СПО) По новым образовательным стандартам (ФГОС СПО) По новым образовательным стандартам (ФГОС СПО) По новым образовательным стандартам (ФГОС СПО) Минобрнауки России от 22 сентября 2008 г. N 264 (в ред. от 02 декабря 2009 г. N 692) Минобрнауки России от 22 сентября 2008 г. N 264 (в ред. от 02 декабря 2009 г. N 692) Приказ Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 356 Приказ Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 356

Какие нормативные акты необходимо использовать при проведении приемной компании в ОУ НПО 2010 года? Правила приёма Порядок приема российских и иностранных граждан Порядок приема российских и иностранных граждан Порядок приема российских и иностранных граждан Порядок приема российских и иностранных граждан Приказ Минобрнауки России от 15 января 2009 г. N 3 (в ред. от 24 марта 2009 г. N 97, от 24 ноября 2009 г. N 657) Приказ Минобрнауки России от 15 января 2009 г. N 3 (в ред. от 24 марта 2009 г. N 97, от 24 ноября 2009 г. N 657)

Спасибо за внимание Спасибо за внимание