Состав кафедры: КОВАРДАКОВА МАРГАРИТА АНАТОЛЬЕВНА - ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ, ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК АНОХИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА - ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад 209 «Росток» Основные направления деятельности ДОУ: - сохранение,
Advertisements

Инновационного педагогического опыта Новые образовательные технологии Творческое развитие личности Новые образовательные технологии и творческое развитие.
Кафедра начального образования Кафедра начального образования создана в 1992 году. Цель деятельности : содействие профессиональному росту и развитию личности.
2012 Заведующие и зам. зав. ДОУ по УВР. «Инновационная деятельность в современном ДОУ» Освещение проблем организации и управления инновационными процессами.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Кто мы? Кафедра воспитательных проблем образования была организована в Ульяновском ИПК в 1992 году. Ведущие преподаватели кафедры в настоящее время: В.
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кафедра физико-математического образования.
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 13 ОАО «Российские железные дороги» Отчет о работе учебный год.
Мониторинг инновационной деятельности в МБДОУ Павловского района 2012 год.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ БАЗИСНУЮ ПРОГРАММУ «ИСТОКИ»
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Содействие развитию региональной системы дошкольного и начального общего образования, в условиях введения ФГТ и ФГОС «Реагировать на происходящие вокруг.
Управление образования администрации Прокопьевского муниципального района муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Котинский детский.
ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 5 июня 2012 года Научно-практическая конференция НИИ общего образования Кафедра педагогики.
Научно-практическая конференция «Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность кафедры как критерий эффективности функционирования ИРОСО» Секция.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ к плану-проспекту курсовых мероприятий Кафедра профессионального образования.
Тема эксперимента: «Организационно-педагогические условия формирования позитивного отношения дошкольников к этнокультурному разнообразию» МДОУ ЦРР 67 г.
Презентация окружной инновационной площадки Дети и искусство: инновационные подходы к организации и содержанию педагогической поддержки Научные руководители:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» «Вариативная часть образовательной программы ДОУ»
Транксрипт:

Состав кафедры: КОВАРДАКОВА МАРГАРИТА АНАТОЛЬЕВНА - ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ, ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК АНОХИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА - ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ИВАНОВА НИНА ПЕТРОВНА - ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК МАЙДАНКИНА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА - ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ТИХОНОВА АННА ЮРЬЕВНА - СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ХАМИДУЛЛИНА ЛИЛИЯ АХМЕТОВНА - СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ЧЕБУКИНА НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА - МЕТОДИСТ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАНКРАТОВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - ЛАБОРАНТ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра дошкольного образования УИПКПРО

ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ БАЗИСА ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В русле этой проблемы члены кафедры разрабатывают такие аспекты: КОВАРДАКОВА М.А. формирование культуры управления руководителей ДОУ; непрерывное профессиональное образование руководителей ДОУ; воспитание и развитие одаренных детей. АНОХИНА И.А. приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей. ИВАНОВА Н.П. воспитание культуры речи дошкольников; этическое воспитание детей дошкольного возраста. ТИХОНОВА А.Ю. поликультурное воспитание детей; взаимодействие ДОУ с социальными институтами. МАЙДАНКИНА Н.Ю. формирование основ правовой культуры детей дошкольного возраста; приобщение дошкольников к социальной действительности; педагогические условия воспитания у дошкольников основ гражданственности. ХАМИДУЛЛИНА Л.А. формирование основ экологической культуры дошкольников; постдипломное образование педагогов. ЧЕБУКИНА Н.К. формирование культуры игровой деятельности у дошкольников; эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Члены кафедры работают над докторскими диссертациями: Ковардакова М.А. Система непрерывного образования руководителей ДОУ Тихонова А.Ю. Региональная культура как объект познания.

1.Основным направлением деятельности кафедры дошкольного образования является организация повышения квалификации разных категорий педагогов ДОУ: специалисты и методисты по дошкольному образованию районных отделов образования, заведующие ДОУ, их заместители по учебно-воспитательной работе; воспитатели ДОУ; педагоги дополнительного образования. Обучение слушателей осуществляется в очно-заочной форме на курсах повышения квалификации по 180, 72 часовой программам, также на проблемных семинарах. За последние пять лет на кафедре повысили свою квалификацию около трех тысяч педагогов дошкольного профиля: 2001 г. – 472 чел г чел г. – 597 чел г. – 675 чел., 2005 г. – 653 чел. Тематика курсов определяется потребностями слушателей, дошкольных образовательных учреждений и соответствует актуальным проблемам теории и практики современного дошкольного образования. 2.Учебно-методическая работа членов кафедры направлена на обеспечение качества учебного процесса. К каждой дисциплине учебного плана создан учебно- методический комплекс, включающий самые разнообразные дидактические и диагностические материалы, видеофильмы и др. Основные направления деятельности кафедры дошкольного образования:

3. Значимым направлением в деятельности кафедры является организация методической работы. Это тематическое и индивидуальное консультирование по запросам педагогов ДОУ, организация занятий в школе передового опыта, проведение мастер-классов, выездных тематических и практических занятий. Ежегодно выпускаются методические рекомендации по организации педагогического процесса в ДОУ. 4. Научно-исследовательская деятельность – неотъемлемое направление деятельности любой кафедры – определяется потребностями системы дошкольного образования Ульяновской области. Ее результаты обсуждаются на международных, Всероссийских и региональных научных конференциях, публикуются монографии, учебные пособия, статьи. Ежегодно членами кафедры публикуется около 30 научных и методических работ. 5. Важным направлением деятельности кафедры является научное руководство опытно-экспериментальной и поисково-исследовательской работой дошкольных учреждений региона. В годах 29 дошкольных учреждений являлись участниками областной программы ПИЭР. Благодаря их деятельности в Ульяновской области разработан региональный компонент содержания дошкольного образования, созданы новые педагогические технологии этического, правового, экологического образования дошкольников, интеллектразвивающие и здоровьесберегающие технологии, разработаны содержание, формы и методы приобщения детей к культурно-историческим ценностям региона, формирования культуры межнационального общения детей дошкольного возраста. И многие другие инновации системе дошкольного образования области осуществлены педагогами ДОУ под руководством преподавателей кафедры.

Образовательные программы повышения квалификации, реализуемые в учебном процессе кафедрой дошкольного образования. В настоящее время в учебном процессе реализуются 19 образовательных программ для следующих категорий дошкольных работников: - специалисты и методисты РОО по дошкольному образованию; - заведующие ДОУ, заместители заведующих ДОУ по УВР; - воспитатели дошкольных групп; - воспитатели групп раннего возраста; - музыкальные руководители ДОУ; - педагоги дополнительного образования (педагоги по изобразительной деятельности, по развитию речи, педагоги-экологи); - инструкторы по физической культуре. Тематика и содержание программ определяется категорией слушателей, их запросами, актуальностью проблем, длительностью курсов. Объем базовой программы часов. Программа состоит из блоков предметной, общенаучной и общекультурной подготовки. Блок предметной подготовки содержит инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть включает современные, актуальные темы дошкольной педагогики. Вариативная часть предполагает спецкурсы и факультативы по выбору слушателей.

Спецкурсы для заведующих ДОУ: 1. Управление развитием инновационных процессов в ДОУ. 2. Маркетинг образовательных услуг в ДОУ. 3. Социально-психологические аспекты управления педагогическим коллективом ДОУ. 4. Методическая работа в ДОУ. 5. Проектирование работы ДОУ. 6. Музейная педагогика в системе эстетического воспитания дошкольников. Спецкурсы для воспитателей дошкольных групп: 1. Участие воспитателя в методической работе ДОУ. 2. Самоанализ и самоконтроль педагогической деятельности воспитателя. 3. Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми, взаимосвязь с годовыми и месячными планами работы. 4. Формирование связной речи у детей 3-6 лет. 5. Народное творчество в системе воспитания дошкольников. 6. Подготовка детей в ДОУ к усвоению грамоты. 7. Воспитание планетарного сознания и дружелюбного отношения к людям. 8. Воспитание базиса правовой культуры. 9. Приобщение дошкольников к культуре и истории края. 10. Совершенствование педагогического процесса посредством игры в ДОУ. 11. Проблемы эстетико-экологического образования дошкольников. Спецкусы для воспитателей групп раннего возраста: 1. Развитие предпосылок связной речи детей 3 года жизни. 2. Методика выполнения выпускной работы. 3. Участие воспитателей групп раннего возраста в методической работе ДОУ. 4. Экспериментирование как средство познавательного развития детей раннего возраста.

Модульные программы (72 часа) посвящены рассмотрению следующих актуальных проблем дошкольного образования: 1.Управление эффективностью дошкольного образования в период модернизации. 2. Малокомплектный детский сад: управление и организация педагогического процесса. 3. Организация предшкольного образования дошкольников. 4.Приобщение детей к здоровому образу жизни. 5.Организация оздоровительной работы ДОУ. 6. Актуальные проблемы экологического образования дошкольников. 7.Воспитание основ гражданственности у дошкольников. 8.Социализация личности ребенка в игровой деятельности. 9.Приобщение дошкольников к социальной действительности. 10.Новые технологии дошкольного образования. 11.Преемственность дошкольного и начального образования. 12. Современные технологии речевого развития дошкольников. 13.Современные технологии математического развития дошкольников. 14.Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста. 15.Формирование театрально-музыкальной культуры дошкольников. 16.Современные технологии художественного образования дошкольников. Программы периодически обновляются, внесением в них наиболее актуальных вопросов теоретического и методического характера.

Связь с образовательными учреждениями региона В течение многих лет базовыми ДОУ для проведения практических занятий являются в Засвияжском районе 45,142, 253, 232, 60, 178 ДОУ, в Заволжском районе 231, 244, 223 ДОУ, в Ленинском районе 128, 254 ДОУ, в Железнодорожном районе 78, 111, 112 ДОУ. Преподаватели кафедры являются научными руководителями и консультантами ДОУ, находящихся в областной программе ПИЭР Тихонова А.Ю. :ДОУ 111, 165 по проблеме "Поликультурное воспитание дошкольников". Майданкина Н.Ю.: ДОУ 78,94 по проблеме "Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре региона". Хамидуллина Л.А.: ДОУ 178 по проблеме "Естественно-научного образования дошкольников". Ковардакова М.А. ДОУ 60, 115, 157, 8 г. Димитровграда по проблеме "Управление ДОУ". Анохина И.А. 57 г. Димитровграда, "Золотая рыбка" г. Новоульяновска по проблеме "Организация оздоровительной работы в ДОУ".

Участие в конференциях Кафедра дошкольного образования стала организатором Всероссийских научно-практических конференций: Всероссийская научно-практическая конференция Современные подходы к формированию базиса личностной культуры дошкольника 16 мая 2002 г. Всероссийская научно-практическая конференция Лингвистическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста, 6-7 апреля 2005 г. Члены кафедры принимают активное участие в международных конференциях: Ковардакова М.А. Международная научно-методическая конференция Непрерывное образование: проблемы подготовки специалистов, мая 2001 г. Международный детский центр Артек, Гуманитарный институт Артек Тихонова А.Ю. Международная научная конференция Каспийский регион и диалог цивилизаций в современном мире, Астрахань, октября 2002 г. Ковардакова М.А., Тихонова А.Ю. IV Международная конференция Постдипломное образование: опыт, проблемы, перспективы, Санкт- Петербург, апреля 2004г. Майданкина Н.Ю. Международная конференция Дошкольное образование в начале ХХI века, Москва, декабря 2004 г. Ковардакова М.А., Тихонова А.Ю. У международная научно-практическая конференция Постдипломное образование: проблемы качества г. Санкт -Петербург, апреля 2005 г. Хамидуллина Л.А. Международная научно-практическая конференция Методология и методика эколого- эстетического образования в современных условиях г.Ульяновск, мая 2005г. и ряд других. Ковардакова М.А. Международная научно-практическая конференция Социальная работа: личность и профессия, Ульяновск, УлГУ, мая 2002г. Ковардакова М.А. Международная научно-практическая конференция Проблемы творческого развития личности, Ульяновск, УлГУ, май, 2004.

За последние годы члены кафедры приняли участи в ряде Всероссийских и региональных конференциях, наиболее значимыми из которых стали: Анохина И.А. Юбилейная конференция, посвященная 65-летию НИИ возрстной физиологии РАО, Физиология развития человека, Москва, ноября 2004г. Ковардакова М.А. Всероссийская научно-методическая конференция Университетское образование: проблемы, г.Тольятти, ТГУ, 29 ноября-1декабря 2004г. Ковардакова М.А. Областная научно-практическая конференция Педагогика в системе наук о человеке в 21 веке, Ульяновск, УлГУ, январь 2003г. Тихонова А.Ю. Сытинские чтения, Ульяновск, Историко-мемориальный заповедник им.В.И.Ленина, октябрь, 2004г. Тихонова А.Ю. Научно-практическая конференция Музей и университет: проблемы и перспективы взаимодействия, Ульяновск, УлГУ, мая, 2004г. Ковардакова М.А. V региональная научно-практическая конференция Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: обеспечение преемственности как условия достижения качества образования, Ульяновск, УИПК ПРО, сентябрь.2004г. Тихонова А.Ю. Региональная научно-практическая конференция Повышение качества образования в образовательных учреждениях Ульяновской области, Ульяновск, УИПКПРО, 18 мая 2005 г. Анохина И.А. Научно-практическая конференция Оптимизация физического воспитания детей дошкольного возраста,Ульяновск 26 февраля 2005 г.

Ежегодно во время областных научно-практических конференций работников образования Ульяновской области работает секция дошкольного образования по актуальным вопросам теории и практики дошкольного образования. В г. г. на секциях анализировались первые результаты модернизации дошкольного образования в Ульяновской области, определялись ее дальнейшие задачи, приоритетные направления. Опубликованы методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Ульяновской области: Дошкольник. Образование. Модернизация. В 2004г. Сохранение и развитие здоровья детей как основная задача управления качеством дошкольного образования. Опубликованы методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в учебный год Дошкольник. Образование. Здоровье. В 2005 г. Содержание дошкольного образования: региональный компонент. Опубликованы методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в учебный год Дошкольник. Содержание образования.

Публикации членов кафедры Публикации членов кафедры В центральной печати Иванова Н.П. и др. Фольклор в развитии игрового творчества//Ребенок в детском саду Иванова Н.П. Словарь добрых слов и выражений // Обруч. – Тихонова А.Ю. Картографический метод в изучении истории региональной культуры // Регионология, ; ; Майданкина Н.Ю. Содержание гражданского образования детей дошкольного возраста // Методист Иванова Н.П. Этическое образование дошкольников // Методист Ковардакова М.А. Педагогический анализ как функция управления ДОУ // Управление дошкольным учреждением

Учебные и методические пособия, рекомендации: Иванова Н.П. и др. Организация работы с родителями по этическому воспитанию дошкольников: Методическое пособие / Науч.редактор М.А. Ковардакова. -Ульяновск: УИПКПРО, Иванова Н.П., Котлякова Т.А. От народных истоков русского фольклора - к детскому творчеству: Методическое пособие. - Ульяновск: УИПКПРО, Хамидуллина Л.А. Преемственность в естественнонаучном образовании детей в системе Детский сад – школа. Выпуск 1. Астрономия для малышей: Программа и методические рекомендации по астрономическому образованию детей старшего дошкольного возраста. – Ульяновск: УИПКПРО, Организация групп кратковременного пребывания детей: Методические рекомендации / Под ред М.А. Ковардаковой. – Ульяновск: УИПКПРО, Анохина И.А. Организация системы оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. - Ульяновск: УИПКПРО, Тихонова А.Ю. и др. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации – Вып. 1. Ульяновск: УИПКПРО, Ковардакова М.А. Одаренность детей школьного возраста: методы исследования. критерии выраженности, показатели развития. Методическое пособие./Под ред.Ю.В.Полянскова и др. - Ульяновск: УлГУ, Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребенок и право: программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям. - Ульяновск: УИПКРО, с. Анохина И.А. Диагностика состояния здоровья детей дошкольного возраста: методические рекомендации. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005.

Ежегодно готовятся и публикуются методические рекомендации по организации педагогического процесса в ДОУ области на учебный год. Безусловным достоинством работы кафедры является тесное сотрудничество в издательской деятельности с инновационными образовательными учреждениями. С педагогическим коллективом ДОУ 200 создан цикл работ по культурологическому воспитанию дошкольников (Вып.1-8); ДОУ 45 - цикл публикаций по этическому воспитанию (5 выпусков методических рекомендаций); ДОУ методический комплекс по поликультурному воспитанию дошкольников (6 работ); ДОУ цикл методических рекомендаций по использованию ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста в различных предметных областях (9 методических пособий). Результаты научно-исследовательской работы ученых кафедры публикуются в межвузовских сборниках научных трудов. Ковардакова М.А., Хамидуллина Л.А. О некоторых аспектах проблемы повышения квалификации специалистов дошкольного профиля// Мир в образовании - образование в мире: межвузовский сборник научных трудов. Москва-Чебоксары, АПСН,2005. Ковардакова М.А. Развитие творческого потенциала студентов в педагогическом процессе высшей школы //Проблема творческого развития личности в ХХ1 веке: Сб. науч.тр. Москва – Ульяновск: УлГУ, 2004.