ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный урок – какой он?. «Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать. и я научусь»
Advertisements

Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.
Образование должно стать индивидуальным, функциональным и эффективным МОУ «Плюсковская ООШ» Котехова Н.Д., Торгов А.С год.
5 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК БИОЛОГИИ. Активные методы обучения биологии.
Советы начинающему учителю при подготовке к уроку презентацию подготовила учитель начальных классов ВКК Почётный работник образования РФ Аникина Надежда.
Личностно- ориентированное обучение. 1. Что такое, по-вашему, личностно- ориентированное обучение? 2. Назовите основные компоненты современного урока.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно- воспитательного процесса;
Инновации в учебном процессе как способ формирования компетенции учащихся Автор: Павишко Ольга Германовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования Ноябрь
Семинар ОС ОШОС ОШ - открыта для всех - собственный образовательный маршрут - оптимальный график занятий - шанс получить образование.
Проектирование современного урока Пастухова Н. С. МАОУ «Лицей 3»
Технологическая карта учебного занятия участника Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» Отдел образования администрации.
Технологическая карта учебного занятия участника Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» Отдел образования администрации.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
«Эффективность урока как условие повышения качества образования»
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Цель – запрограммированный результат, который ученик должен получить в процессе учебной деятельности. Триединая задача урока Образовательная: вооружить.
Подготовила: Пащенко И.С. Учитель математики ГБОУ СОШ 5 «ОЦ» Г. Новокуйбышевска Самарской области.
© FokinaLidia Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Транксрипт:

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: вооружить учащихся системой знаний, умений, навыков. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. РАЗВИВАЮЩАЯ: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку: Учет особенностей учащихся класса: уровень класса; уровень класса; отношение учащихся к предмету; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; темп работы класса; сформированность ЗУН; сформированность ЗУН; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; общая дисциплина учащихся общая дисциплина учащихся Учет индивидуальных особенностей: тип нервной системы; коммуникативность; эмоциональность; управление восприятием нового материала учащихся; умение преодолеть плохое настроение; уверенность в своих знаниях, умениях; умение импровизировать; умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе и ТСО и ЭВТ.

Способствует успеху урока: Способствует успеху урока: хорошее знание материала; хорошее знание материала; бодрое самочувствие; бодрое самочувствие; продуманный план урока; продуманный план урока; чувство «физической» раскованности, свободы на уроке; чувство «физической» раскованности, свободы на уроке; правильный выбор методов обучения; правильный выбор методов обучения; разнообразие методов обучения; разнообразие методов обучения; занимательность изложения; занимательность изложения; ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников. выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Затрудняет проведение урока: неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; рыхлая композиция урока; рыхлая композиция урока; скованность движений; скованность движений; неумение учащихся работать предложенными методами обучения; неумение учащихся работать предложенными методами обучения; однообразие методов обучения; однообразие методов обучения; бесстрастный рассказ учителя; бесстрастный рассказ учителя; монотонность и сухость при изложении нового материала; монотонность и сухость при изложении нового материала; отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами. отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока: Общие: Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН. Конкретизировать задачи урока, выделить следующую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими. Конкретизировать задачи урока, выделить следующую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам. Отобрать содержание урока, в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН. Отобрать содержание урока, в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные: Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным! Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным! Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА Тема урока: Тема урока: дидактическая цель и задача урока; дидактическая цель и задача урока; тип, структура урока; тип, структура урока; общие методы, приемы работы учеников; общие методы, приемы работы учеников; средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ. средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.

Повторение опорных знаний: определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы); самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы); способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся. формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

Усвоение новых знаний: новые понятия, законы и способы их усвоения; новые понятия, законы и способы их усвоения; определение познавательных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики); определение познавательных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики); самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение); самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение); проблемные и информационные вопросы; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала. варианты закрепления изученного материала.

Формирование умений и навыков: конкретные умения и навыки для отработки; конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены. фамилии учащихся, которые будут опрошены.

Домашнее задание: Домашнее задание: что повторить и подготовить к уроку; что повторить и подготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; творческая самостоятельная работа; объем и время выполнения домашнего задания. объем и время выполнения домашнего задания.

Подготовка к уроку непосредственно перед звонком: мысленное воспроизведение основных этапов урока; мысленное воспроизведение основных этапов урока; воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников; воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников; стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой. стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

АЛГОРИТМ САМОАНАЛИЗА УРОКА Какими требованиями руководствовался? Какими требованиями руководствовался? Как учтена взаимосвязь уроков в теме? Как учтена взаимосвязь уроков в теме? Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых? Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых? Как определил триединую задачу урока? Как определил триединую задачу урока? Как спланирована деятельность учащихся? Как спланирована деятельность учащихся? Правильно ли подобран учебный материал к уроку? Правильно ли подобран учебный материал к уроку? Оправдали ли себя приемы и методы учителя, если нет, то почему? Оправдали ли себя приемы и методы учителя, если нет, то почему? Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему? Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему? Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся? Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся? Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся? Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся? Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения? Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения? Как был предвиден и оправдан ход урока? Как был предвиден и оправдан ход урока? Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критерия это определено, если нет, то почему? Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критерия это определено, если нет, то почему? Оценка результативности урока. Оценка результативности урока. Самооценка урока учителем. Самооценка урока учителем. Пути совершенствования урока. Пути совершенствования урока.