1 В. И. Никифоров Психолого-педагогические основы и методика проектирования перечней направлений подготовки, профилей подготовки бакалавров и магистерских.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
Advertisements

ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Людмила Александровна Трубина, проректор МПГУ, д.филол.н., профессор 5-ЛЕТНИЙ БАКАЛАВРИАТ КАК ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В СТРУКТУРЕ УРОВНЕВОГО.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Проектирование основных образовательных программ подготовки педагогов с совмещенными профилями.
Общероссийская система подготовки и переподготовки кадров для НС ПОД/ФТ. Этапы построения и предложенные решения 1 Метечко Виктор Иванович МИФИ, и.о. проректора.
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет» Кафедра экономики и менеджмента недвижимости Особенности современной.
О реализации программ практико- ориентированного бакалавриата на базе колледжей Н.Л. Гунявина – заместитель начальника отдела Департамента государственной.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина Борисовна Егорова Проектирование основных образовательных программ подготовки педагогов с совмещенными.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Транксрипт:

1 В. И. Никифоров Психолого-педагогические основы и методика проектирования перечней направлений подготовки, профилей подготовки бакалавров и магистерских программ 2010

2 Нормативные документы по перечням ВПО Приказ Минобрнауки РФ от «Об утверждении перечней направлений подготовки ВПО»: бакалавров – приложение 1, магистров –приложение 2. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г «Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист».

3 Фрагмент статистической обработки перечней ВПО Направление подготовки по ГОС-2 и ФГОС ВПО Число специаль- ностей ГОС-2/ ФГОС ВПО ФГОС ВПО включает из ГОС-2 направленийспециально- стей Примечания Химия 1/011 Философия 1/011 Педагоги- ческое образование 21/0721 Новое название направления Технологиче- ские машины и оборудование 8/0215 Электроэне- ргетика и электротех- ника 17/1117 Новое название направления

4 Направленность реформы ВПО: расширение сферы деятельности выпускников направлений подготовки по отношению к выпускникам традиционных специальностей ГОС-2

5 Беспалько В.П., Татур Ю. Г. «… возникает опасение, что многими специалист широкого профиля понимается экстенсивно, как практически безбрежное расширение возможных функций специалиста и столь же безбрежное расширение содержания учебных планов его подготовки, стремление удовлетворить поговорке: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». 1989

6 Классификация специалистов по широте сферы профессиональной деятельности Специалист узкого профиля Один вид профессиональной деятельности, одна отрасль Специалист многопрофильный Несколько видов профессиональной деятельности или отраслей Специалист широкого профиля Беспалько В. П., Татур Ю. Г «… однако в педагогической литературе до сих пор нет, к сожалению, ни определения понятия «широкий профиль», ни даже достаточно подробного его обсуждения».

7 Педагогические проблемы разработки ООП и создания перечней ВПО 1. Можно ли и как осуществить проектирование содержания обучения студентов конкретного направления подготовки для того, чтобы в нем было представлено содержание обучения всех интегрированных в это направление специальностей? 2. Необходимо ли изменять уже ставшими традиционные технологии подготовки бакалавров, чтобы реализовать представленные в проектах ФГОС ВПО общекультурные и профессиональные компетенции, а если это необходимо, то в каких направлениях должна происходить их модернизация? 3. Как, реализуя задачу подготовки бакалавров по направлению, интегрирующему в себе несколько специальностей дипломированных специалистов, не допустить, «разрыхления профиля подготовки», что равнозначно потере квалификации? 4. Какие фундаментальные психолого-педагогические разработки стали основой методологии и методики создания Перечня направлений подготовки бакалавров и магистров ФГОС ВПО? 5. Нужно ли вводить в ФГОС ВПО профили подготовки бакалавров и перечни магистерских программ? Если такая необходимость есть, то какие критерии следует взять и какие взяты в ФГОС ВПО за основу выделения перечней профилей подготовки бакалавров и магистерских программ?

8 Этапы (1-5) разработки методики проектирования перечней ВПО 1. Выбор методологических основ разработки педагогически обоснованных перечней ВПО 3. Разработка понятия «Специалист широкого профиля» 2. Гипотеза: бакалавра нужно готовить как специалиста широкого профиля 4. Разработка психолого-педагогических основ отбора содержания и технологии подготовки бакалавра как специалиста широкого профиля 5. Обоснование возможности использования принятой гипотезы в решении задачи создания педагогически обоснованных перечней ВПО

9 Этапы (6-10) разработки методики проектирования перечней ВПО 7. Проектирование систем рабочих принципов создания перечней укрупненных групп, направлений, профилей и магистерских программ 8. Разработка этапов и общей методики создания педагогически обоснованных перечней ВПО 9. Аналитическая апробация методики на основе анализа перечня укрупненной группы ГОС-2 и ФГОС ВПО 6. Установление взаимосвязей между перечнями отраслей и продуктами их деятельности с видами деятельности выпускников системы профессионального образования и перечнями ВПО 10. Рекомендации по области использования предложенной методики создания перечней ВПО

10 Методологические основы проектирования перечней ВПО Системный подход в решении педагогических задач. Теория педагогических систем. Деятельностный подход в обучении. Теория поэтапного формирования умственных действий учащихся. Концепция непрерывного профессионального образования. Теория системной фундаментализации образования. Контекстный подход в обучении. Теория межпредметных связей. и ряд других теорий, технологий и рекомендаций российских ученых-психологов и педагогов

11 Схема представления понятия «специалист широкого профиля» Специалист узко- или многопрофиль- ный Специалист широкого профиля Творческие способности к освоению новых функций и объектов + Обучение бакалавра как специалиста широкого профиля в вузе должно быть нацелено не только и не столько на более широкую функциональную и (или) отраслевую подготовку, чем подготовка специалиста узкого профиля или многопрофильного специалиста, сколько на формирование профессионально значимых качеств личности, среди которых на первом месте должны выступать его творческие способности.

12 Личностные характеристики специалиста широкого профиля - критическое и творческое мышление; - самостоятельность в принятии решений; - профессиональная мобильность; - коммуникабельность; активность; - умение увидеть новую проблему в традиционной ситуации; - системный тип мышления. - умение выпускника самостоятельно осуществлять ближний и дальний, внутри- и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию

13 Компетентность бакалавра широкого профиля по ФГОС ВПО Способность непосредственно после окончания вуза самостоятельно осваивать новые виды и объекты деятельности после окончания вуза Комп. 2 рода: ООД- III Способность непосредственно после окончания вуза выполнять виды деятельности с частными объектами деятельности. Комп. 1 рода: ООД-II

14 ООД–III ООД–II Профессиональ- ная задача Схема реализации бакалавром широкого профиля компетентностной характеристики ФГОС ВПО Комп. 2 Комп. 1 Комп. 2

15 Отрасль 1: совокупность профессио- нальных задач отрасли (ПЗ) 1 2 … k Направление подготовки укрупненной группы направлений (специальностей) по ГОС Базовая специальность ПЗ первой группы реализуются на основе базового направления ПЗ второй группы (не обеспечиваются базовым направлением подготовки) Реконструкция ООП на основе принципов подготовки специалистов широкого профиля Направление подготовки бакалавра как специалиста широкого профиля 1. ПЗ, решаемые бака- лавром непосредственно после окончания вуза. 2. ПЗ, освоение которых выпускник должен осуществлять на основе самостоятельной творческой деятельности 3. ПЗ других отраслей и специальностей других укрупненных групп ПЗ, которые невозможно решить бакалавру на основе предложенного направления и для их реализации следует выделить другие направления подготовки Другие направления подготовки или укрупненная группа Виды (отрасли) экономической деятельности Отрасль n: совокупность профессио- нальных задач отрасли (ПЗ) Вариативные базовые специальности Направления подготовки Специальности Схема формирования ООП направления подготовки

16 Общепрофессиональная подготовка как основа формирования специалиста широкого профиля С. Я. Батышев : « …общетехнические знания и умения в деятельности специалиста выступают хотя и не специальными, но теми знаниями и умениями, которые позволяют создавать выпускнику новые, из других областей деятельности и других профессий системы специальных знаний». Вывод При разработке ООП подготовки бакалавров как специалистов широкого профиля направленность отбора содержания образования на усиление общепрофессиональной подготовки должна не только сохраниться, но и получить развитие в учебных планах и учебных программах дисциплин.

17 Трехуровневая структура общепрофессиональной подготовки инженера Федеральный компонент общепрофессиональной подготовки

18 Изучение ГОС: базис ОПП для всех направлений одной профессии специалистов или укрупненной группы бакалавров одинаков Вывод: выделение направлений в укрупненной группе необходимо только тогда, когда существенно различается содержание либо отраслевой, либо функциональной составляющей ОПП, либо этих составляющих вместе

19 Технологии подготовки специалиста широкого профиля - деятельностный подход в проектировании технологий обучения; - технологии поэтапного формирования умственных действий студентов; – самостоятельная работа студентов; -научно-исследовательская работа студентов; – проблемное обучение; – индивидуализированные технологии обучения; – личностно ориентированные технологии обучения; – информационные технологии; – технологии контекстного обучения; – технологии непрерывного профессионального образования.

20 Цель системы образования Система профессионального образования Кадры Отрасли экономической деятельности НПО СПО ВПО Послевузовское ПО Дополнительное ПО Сфера профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности Профессиональные задачи Типовой продукт отрасли Классификатор отраслей - ОКВЭД Специалисты

21 Иерархическая структура продуктов отрасли (ОКВЭД) Типовой продукт отрасли Объекты деятельности специалистов в отрасли О1 О1 О2О2 О3О3 … О n-1 ОnОn Предметы деятельности специалистов в отрасли П 11 П 12 … П n1 П n2 …П np П 1k

22 Жизненный цикл продукта отрасли Исследования – проектирование – изготовление – эксплуатация – ремонт – реновация - утилизация Виды профессиональной деятельности, обеспечивающие сопровождение продукта отрасли на всех этапах жизненного цикла 1. Научно-исследовательская. 2. Проектно-конструкторская. 3. Проектно-технологическая. 4. Организационно-производственная. 5. Производственно-технологическая. 6. Наладочная, ремонтная, реновационная, утилизационная.

23 Преимущественные профессиональные функции специалистов уровней ПО Ступень образованияВиды функций НПО Производственно- технологическая СПО Организационно- технологическая, ремонтная, наладочная, реновационная, утилизационная ВПО БакалавриатПроектно-конструкторская Проектно-технологическая Магистратура Научно-исследовательская Проектно-конструкторская Проектно-технологическая

24 Структура и уровни перечней ВПО 1 1-й уровень ВПО: бакалавриат 2-й уровень ВПО: магистратура … n 1. Перечень укрупненных групп направлений подготовки 2. Перечни направлений подготовки бакалавров и магистров по укрупненным группам 2 3 … mnmn 2 3 … kmnkmn 3. Перечни профилей подготовки бакалавров по направлениям подготовки … pmnpmn 4. Перечни магистерских программ по направлениям подготовки

25 Уровни перечней ВПО и продукты отраслей Укрупненные группыТиповой продукт отрасли Перечни направлений подготовки в укрупненных группах Объекты отрасли Перечни профилей подготовки в направлении подготовки Предметы отрасли Перечни магистерских программ в направлении подготовки Объекты и предметы отрасли

26 Каждый структурный уровень перечней ВПО характеризуется едиными для всех его составляющих педагогическими признаками: отбором содержания и технологией обучения

27 Рабочие принципы формирования перечней ВПО Перечень ВПОРабочие принципы Перечень укрупненных групп направлений подготовки 1. Перечень укрупненных групп соответствует перечню сфер деятельности (отраслей) экономики. 2. Отрасль экономики характеризуется единым типовым продуктом. 3. Укрупненная группа создается для подготовки кадров для конкретной отрасли или нескольких близких по типовому продукту отраслей. 4. Подготавливаются кадры для сопровождения типового продукта отрасли на всех этапах жизненного цикла. 5. Преимущественными Функциями выпускников любой укрупненной группы ВПО являются: проектно-конструкторская, проектно-технологическая.

28 Рабочие принципы формирования перечней ВПО Перечень ВПОРабочие принципы Перечень направлений подготовки в рамках укрупненной группы 1. Единая ГСЭ и МиЕН подготовка для всех направлений укрупненной группы. 2. Единый базис ОПП для всех направлений. 3. Направления подготовки характеризуются разными объектами деятельности выпускников в рамках типового продукта отрасли и разными преимущественными функциями выпускника : проектирование объекта, технологии изготовления и (или) техники. 4. Существуют различия ГОСов направлений в содержании отраслевой и функциональной составляющих ОПП и реализующих их ОПД. 5.Число возможных направлений в группе определяется как произведение возможных функций на число возможных типов объектов. 6. Число типов объектов, составляющих типовой продукт отрасли, определяется видом фундаментальной подготовки (фундаментом подготовки). Выделено 7 видов фундаментальных основ.

29 Рабочие принципы формирования перечней ВПО Перечень ВПОРабочие принципы Перечень профилей подготовки в направлении подготовки, относящемся к определенной укрупненной группе 1. Число профилей подготовки в ФГОС ВПО и их названия, как правило, не соответствуют числу и названию специальностей ГОС Число профилей подготовки в рамках направления подготовки должно быть минимизировано. 3. Вариативными признаками выделения профилей являются: широта профиля, предмет деятельности, функция выпускника. 4. Структура, операции и последовательность действий специалиста по проектированию разных предметов и объектов, составляющих типовой продукт отрасли, не зависят от предмета проектирования.

30 Рабочие принципы формирования перечней ВПО Перечень ВПОРабочие принципы Перечень магистерских программ в направлении подготовки 1. Магистерская подготовка рассматривается как ступень непрерывного профессионального образования. 2. Магистр подготавливается как специалист широкого профиля. 3. Формирование магистерских программ должно идти независимо от профилей подготовки бакалавров. 4. Перечень магистерских программ должен устанавливаться на уровне примерной образовательной программы. 5. Преимущественными видами деятельности магистров являются: научно-исследовательская, проектно-конструкторская и проектно технологическая для начальных этапов проектирования. 6. Перечень магистерских программ определяется числом преимущественных видов деятельности и числом выделенных на основе ряда дополнительных правил объектов и предметов деятельности в рамках типового продукта отрасли. 7. Число магистерских программ может быть больше числа профилей подготовки бакалавров.

31 Этапы разработки перечней ВПО Этап 1. Изучение и анализ действующих ГОС второго поколения и ФГОС ВПО. Этап 2. Разработка общих научно-педагогических основ создания перечней и перечней каждого уровня. Этап 3. Разработка перечня укрупненных групп, основанных на перечне отраслей экономики страны и укрупнение групп на основе степени близости характеристик типовых продуктов отраслей. Этап 4. Создание многоуровневых, развернутых по видам объектов деятельности системных матриц для формирования перечней направлений в укрупненной группе, профилей подготовки бакалавров и перечней магистерских программ.

32 Матрица «Объекты деятельности - виды деятельности» направления подготовки «_______________» Объекты деятель- ности Виды деятельности Проектно- конструктор- ская Проектно- технологи- ческая Педагоги- ческая Исследова- тельская

33 Этапы разработки перечней ВПО Этап 5. Разработка конкретных методик работы с каждой из матриц, учитывающих специфику формирования перечней соответствующего уровня. Этап 6. Свертывание матрицы и группирование (в рамках конкретной матрицы) отдельных ячеек в интегрированные ячейки, Этап 7. Создание на основе интегрированных ячеек инновационных педагогически оптимальных и минимизированных по числу структуры и перечней направлений подготовки, профилей подготовки и магистерских программ. Этап 8. Отработка перечней ВПО на основе: - социальных аспектов; - обороноспособности страны; - экономических критериев; - инновационных особенностей этапа развития страны; - региональных особенностей; - других государственных критериев,

34 Область использования предложенной методики Предложенная система выделения перечней может быть использована как: – методология создания перечней ВПО новых поколений; – основа для выработки критериев оценки необходимости введения новых образовательных программ всех уровней образования; – методика анализа перечней направлений подготовки, профилей подготовки и магистерских программ, созданных в рамках ФГОС ВПО; - основа разработки примерных и основных ООП, общих и частных методик преподавания учебных дисциплин. Реализованные психолого-педагогические основы разработки перечней ВПО могут стать гарантией создания в России единого образовательного пространства.

35 Спасибо за внимание!