Семинар АЦ АИОР, г. Москва, 28.03.2007 Аккредитация программ инженерного образования в Канаде Шапошников С.О. СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» Член Аккредитационного совета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Advertisements

Центр по аккредитации и гарантии качества «EdNet».
1 Процедура и оформление результатов аудита образовательной программы Прохоренко О.В. Аккредитационный Центр АИОР.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Прохождение практики студентами Высшей школы современных социальных наук (факультет) МГУ им. М.В. Ломоносова.
ИЗ ОПЫТА ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗАХ Красногорская Наталия Николаевна Уфимский государственный авиационный.
Ройз Ш.С., эксперт АИОР Описание процесса и подтверждение результатов – необходимые составляющие при подготовке самообследования и аудите образовательной.
Проверки документации и ее применения на соответствие международным и государственным стандартам на системы качества. Назначение экспертов и документирование.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
1 Петрозаводский государственный университет Итоги 2005/2006 учебного года и задачи на 2006/2007 учебный год Материалы к заседанию ученого совета ПетрГУ.
Введение Настоящая Концепция разработана в соответствии с государственным общеобязательным образовательным стандартом – 2006г, типовыми учебными планами.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
О РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККРЕДИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА KazSEE ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ Мутанов Г.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Ресурсы и партнеры.
Методические рекомендации по проведению лабораторно – практических работ.
Некоторые подсказки по разработке проектных предложений Чокушева Гульнара Национальный Офис программы Темпус в Кыргызстане Website:
1 Проект кафедр ВМ-1 и ВМ-2 «Разработка электронных УМК по дисциплинам «Линейная алгебра», «Основы математического анализа», «Дискретная математика», «Теория.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Транксрипт:

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Аккредитация программ инженерного образования в Канаде Шапошников С.О. СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» Член Аккредитационного совета АИОР

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Введение Развитость и действенность системы аккредитации ОП в Канаде базируется на заинтересованности в ней как со стороны вузов, так и со стороны выпускников инженерных программ. Для выпускников успешное окончание аккредитованной программы открывает возможность получения статуса Профессионального инженера и карьерного роста. Для вузов аккредитация ОП является рыночной необходимостью - программы, не прошедшие аккредитацию, не будут востребованы абитуриентами.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Введение (продолжение) Термин Профессиональный инженер является законодательно защищенным профессиональным званием в США и Канаде. По законам штатов или провинций только зарегистрированные Профессиональные инженеры имеют право пользоваться этим званием и/или выполнять профессиональную инженерную работу. Для сравнения, в Великобритании такое ограничение действует лишь в некоторых предметных областях, связанных с общественной безопасностью.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Введение (продолжение) Главное, что отличает лицензированного (зарегистрированного) Профессионального инженера в Канаде – это право подписывать и утверждать инженерные документы (отчеты, чертежи, калькуляции), и, следовательно, брать на себя ответственность за их качество. Профессиональные инженеры в Канаде не регистрируются в какой-либо конкретной предметной области, однако Код профессиональной этики (Code of Ethics) не разрешает практическую деятельность вне сферы профессионального обучения и опыта. Нарушение Кода может привести к административному наказанию (потере лицензии Профессионального инженера, денежному штрафу, а в исключительных случаях, связанных с тяжелыми последствиями – и к уголовному наказанию).

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Введение (продолжение) В процессе лицензирования (регистрации) в качестве Профессиональных инженеров претенденты не проходят тестирования профессиональных знаний – вместо этого серьезное внимание уделяется мониторингу аккредитованных вузов и их аккредитованных образовательных программ. Таким образом канадская система обеспечивает гарантии того, что содержание аккредитованных образовательных программ строго соответствует установленным национальным стандартам.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Введение. Ассоциация профессиональных инженеров Вопросами регулирования деятельности и регистрации Профессиональных инженеров в Канаде занимается АПИ - Ассоциация профессиональных инженеров (Association of Professional Engineers, АРЕ). АПИ имеет исключительное право на регистрацию Профессиональных инженеров. Практикующий инженер по закону должен пройти регистрацию в АПИ. Таким образом, по завершении инженерного образования в вузе выпускник получает квалификацию инженера, а пройти регистрацию он может только в АПИ.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Введение. Ассоциация профессиональных инженеров Для того, чтоб стать зарегистрированным Профессиональным инженером, претендент должен: Получить высшее образование по аккредитованной программе в области технических или прикладных наук; Пройти курс начальной практической работы (Engineer in Training program) под руководством зарегистрированного Профессионального инженера (обычно в течение 4 лет); Представить документы по накопленному практическому опыту в Ассоциацию профессиональных инженеров и получить положительный отзыв; Сдать экзамен по профессиональной практике, в котором акцент делается на знание инженерной этики и законодательных норм.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Введение. Ассоциация профессиональных инженеров Административным органом Ассоциации профессиональных инженеров является Канадский совет профессиональных инженеров (Canadian Council of Professional Engineers, CCPE), созданный в 1936 году. В настоящее время ССРЕ объединяет на федеративных принципах двенадцать советов, регистрирующих Профессиональных инженеров в провинциях и административных районах страны. В настоящее время в Канаде зарегистрировано через ССРЕ 160 тысяч Профессиональных инженеров.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Введение. Ассоциация профессиональных инженеров Одним из рабочих органов ССРЕ является Канадский совет по аккредитации инженерных программ (Canadian Engineering Accreditation Board, СЕАВ). Аккредитация университетских ОП программ в области техники и технологий ведется СЕАВ с 1965 года. Помимо вопросов аккредитации, СЕАВ занимается также установлением эквивалентности аккредитационных систем других стран и связями с аккредитационными органами этих стран. В настоящее время, 35 вузов Канады предлагают примерно 220 инженерных ОП в различных областях техники и технологий, дающих квалификацию инженера на уровне бакалавра.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Канадский совет по аккредитации инженерных программ (СЕАВ) Основными целями деятельности СЕАВ являются: Обеспечение того, чтоб программы инженерного образования, предлагаемые канадскими университетами, соответствовали или превосходили требования образовательных стандартов, дающих выпускникам право на регистрацию в качестве Профессиональных инженеров; Содействие постоянному повышению качества инженерного образования и его соответствия нуждам практики.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Канадский совет по аккредитации инженерных программ (СЕАВ) СЕАВ публикует ежегодный отчет по вопросам аккредитации. Отчет содержит последние версии критериев и процедур аккредитации, другие нормативные и методические документы, а также списки ОП, проходящих или прошедших аккредитацию. Отчет выставляется на сайт Ассоциации ( Вся работа ведется пятнадцатью волонтерами – профессиональными инженерами из частного, государственного и академического секторов, которые представляют различные регионы страны и являются профессионалами в различных областях техники.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Канадский совет по аккредитации инженерных программ (СЕАВ) Процесс аккредитации носит непрерывный характер, оценку проходят все вузы страны. Оценка включает анализ учебных планов и программ (включая полные комплекты учебно-методических материалов по дисциплинам, образцы выпускных проектов, экзаменационных вопросов и ответов на них), интервьюирование студентов, качественную оценку преподавательского состава и интервьюирование их и любые другие аспекты по усмотрению аккредитационной комиссии. Особое внимание обращается на содержание дисциплин ОП, условия реализации учебного процесса, соответствие ОП общим критериям.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Аккредитационные критерии СЕАВ СЕАВ разрабатывает критерии и процедуры аккредитации ОП. Эти критерии позволяют определить, могут ли конкретные инженерные программы вузов дать выпускникам квалификацию, необходимую для регистрации в качестве Профессиональных инженеров в Канаде. Критерии утверждаются Советом директоров ССРЕ от имени постоянных членов. Критерии имеют как количественный, так и качественный характер. Основное внимание в критериях уделяется качеству студентов, учебного и вспомогательного персонала, техническим средствам и условиям обучения. В течение последних десяти лет СЕАВ существенно усилил требования к дополнительным знаниям и умениям (soft skills), приобретаемым студентами, а также перешел от пропорциональных требований в учебных планах к абсолютным.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Аккредитационные критерии СЕАВ Первоначально, требования СЕАВ предполагали наличие в учебных планах ОП определенных процентных соотношений объемов математики (15%), естественно-научных дисциплин (15%), специальных дисциплин (20%), проектирования (25%), а также дисциплин, определяемых вузом. Проблема заключалась в том, что программы, составленные из меньшего числа дисциплин, могли удовлетворять процентным требованиям, но не покрывать всего необходимого учебного материала. Программы же с большим количеством дисциплин не всегда удовлетворяли процентным ограничениям, хотя и давали большую гибкость подготовки. Требования новой системы с «аккредитационными единицами» заключаются в наличии по крайней мере минимального абсолютного количества этих единиц по блокам дисциплин аккредитуемой ОП.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Аккредитационные критерии СЕАВ Критерии аккредитации ОП, применяемые СЕАВ, нацелены на: Определение ОП, развивающих индивидуальные способности к приложению соответствующих знаний и информации для оптимального использования, преобразования и управления ресурсами посредством анализа, интерпретации, обоснованного принятия решений. Такие навыки и умения существенны для процессов проектирования, составляющих основу инженерной практики. Обеспечение широкой основы для идентификации приемлемых инженерных ОП, для предотвращения их чрезмерной специализации, предоставления возможностей использования образовательных инноваций, адаптации к региональным особенностям и потребностям, реализации вузовской индивидуальности и идеалов.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Аккредитационные критерии СЕАВ Обеспечение привития будущим инженерам таких качеств, как адаптивность, созидательность, эрудированность, способность реагировать на изменения в обществе и технике, на изменения потребностей рынка труда. Обеспечение понимания студентами роли и ответственности профессионального инженера в обществе, влияния результатов инженерного труда на окружающую среду, экономические, социальные и культурные факторы развития общества. Обеспечение умения инженера действовать в качестве эффективного члена команды как в профессиональных вопросах, так и в обществе в целом.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Общие условия аккредитации ОП Общие условия аккредитации СЕАВ программ инженерного образования заключаются в следующем: Аккредитации подлежат только ОП, ведущие к степени бакалавра; Программа может успешно пройти аккредитацию только в том случае, если все ее компоненты удовлетворяют установленным критериям; В названии ОП должно присутствовать слово «техника» (engineering), название должно отражать содержание ОП; Изменения в аккредитованной ОП возможны только с одобрения СЕАВ; Визит экспертов в рамках первичной аккредитации ОП возможен не ранее последнего года обучения студентов первого набора; решение об аккредитации может быть принято только после первого выпуска инженеров по этой ОП; Обязательным условием аккредитации ОП является демонстрация вузом того, что студенты успешно усваивают ее содержание. При этом, вуз свободен в выборе способа такой демонстрации; Как правило, ОП аккредитуются на период в 6 лет.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Критерии количественной оценки образовательных программ Количественная оценка ОП выполняется на основе специальных аккредитационных единиц (Accreditation Units, AU), которые определяются для всех видов занятий, по которым студенты получают кредиты (credits). Если количество часов занятий совпадает с реальным количеством контактных часов, AU определяются следующим образом: Один лекционный час (соответствует 50 минутам лекции) = 1 AU Один час лабораторных или практических занятий = 0.5 AU. Общий объем ОП должен быть не менее 1800 AU

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Критерии количественной оценки образовательных программ Для блока естественно-научных дисциплин и математики установлен минимальный объем в 420 AU. В рамках этого блока ни математика, ни другие естественные науки не должны преподаваться в объеме менее 195 AU. У вуза имеется свобода в использовании 30 AU для усиления математических или естественно- научных дисциплин. Набор математических дисциплин должен покрывать линейную алгебру, дифференциальное и интегральное исчисления, дифференциальные уравнения, теорию вероятности, статистику, численный анализ, дискретную математику.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Критерии количественной оценки образовательных программ Блок естественно-научных дисциплин должен включать физику, химию, возможно, другие науки; назначение дисциплин этого блока – дать понимание природных явлений и их взаимосвязи с помощью как аналитических, так и экспериментальных методов. Блок дисциплин инженерных наук и проектирования должен иметь минимальный объем в 900 AU. В рамках этого блока вузу оставлена свобода в 450 AU для наполнения программы по своему усмотрению. Особое внимание должно уделяться практическому применению излагаемых дисциплин, выработке знаний и навыков для технического проектирования, использования средств вычислительной техники. Кроме того, в рамках этого блока требуется развитие у студентов навыков работы в команде и управления проектной деятельностью.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Критерии количественной оценки образовательных программ В блоке дополнительных дисциплин (минимальный объем 225 AU) должно предусматриваться приобретение знаний в области общественных наук, менеджмента, экономики, влияния техники и технологий на общество, развитие навыков устных и письменных коммуникаций. Имеющаяся у вуза свобода в наполнении ОП должна использоваться им для внедрения инновационных подходов и реализации специфических целей каждого конкретного вуза.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Критерии качественной оценки образовательных программ Общие качественные требования к аккредитуемым ОП: Теоретические сведения должны подкрепляться существенным лабораторным практикумом; Выпускник ОП должен приобрести навыки выполнения инженерных проектов на базе полученных теоретических знаний. ОП должна дать студенту ясное понимание роли и ответственности профессионального инженера в обществе, вопросов инженерной этики, охраны труда, влияния инженерных решений на окружающую среду, концепции устойчивого развития; В рамках освоения ОП студент должен получить навыки самостоятельного профессионального развития.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Критерии качественной оценки образовательных программ Основное внимание уделяется оценке качества студентов, преподавателей, административного и вспомогательного персонала, лабораторий, библиотек, средств вычислительной техники: профессиональный опыт, учебная нагрузка, научная и общественная активность ППС возможности контакта «студент-преподаватель» зависимость ОП от конкретных личностей прозрачность административных процедур информированность студентов и ППС

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Процедура аккредитации Процессы аккредитации ОП в вузах Канады планируются весьма тщательно и заблаговременно (см. информацию на сайте СЕАВ в разделе Calendar of Events for Accreditation Visits по адресу ) Обычно визит аккредитационной комиссии в вуз происходит в октябре-ноябре, при этом запрос на аккредитацию должен быть получен секретариатом СЕАВ не позднее 1 января этого года.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Процедура аккредитации Аккредитационная комиссия: Председатель АК - обычно член СЕАВ Эксперт по ОП (Program visitor) – член АК, ответственный за оценку конкретной ОП (обычно один человек на программу). Если ОП предлагает большое количество образовательных траекторий или дисциплин по выбору, могут назначаться два и более экспертов с обязанностями Program visitor; Общий эксперт (General visitor) – член комиссии, ответственный за оценку общих условий реализации ОП, эффективности технических средств и обслуживающих подразделений и служб, вопросов охраны труда и здоровья, интервьюирование студентов и т.п. Опытный профессиональный инженер, обычно не работающий на полную ставку в вузе и хорошо знакомый с потребностями рынка труда. Кандидатуры этих членов комиссий предлагаются региональными отделениями инженерных ассоциаций совместно с секретариатом СЕАВ; Дополнительные эксперты (Extra visitors), наблюдатели (Observers) и специалисты (Specialists).

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Процедура аккредитации До визита в вуз все члены АК знакомятся с материалами самообследования вуза Во время визита каждый член комиссии занимается только своими вопросами по согласованному графику. Встречи с администрацией – дело председателя комиссии, посещение библиотек и других служб – обязанность General visitor, посещение лабораторий и встречи с преподавателями и студентами программы – дело Program visitor. При этом все члены комиссии самым подробным образом знакомятся с подготовленными вузом учебно-методическими материалами.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Отчет аккредитационной комиссии Секретариат СЕАВ до начала визита в вуз снабжает всех членов АК бланками отчета (Accreditation Visit Report) Каждый эксперт в процессе работы заполняет свой экземпляр отчета в соответствии со своими впечатлениями и заключениями Окончательные версии индивидуальных отчетов членов комиссии должны быть переданы председателю комиссии не позднее двух недель по окончании визита Формы всех документов для проведения аккредитации, доступны на сайте ССРЕ по адресу

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Отчет аккредитационной комиссии Председатель АК комиссии на основе собственного мнения и индивидуальных отчетов экспертов готовит отчет об обследовании ОП. Этот сводный отчет содержит краткое описание всех мероприятий, визитов и встреч, имевших место в процессе посещения вуза, описание выявленных сильных сторон ОП и ее недостатков, областей соответствия и несоответствия критериям СЕАВ, выводы, заключения и особые мнения экспертов, предложения по совершенствованию ОП и ее преподавания. Отчет направляется в секретариат СЕАВ не позднее четырех недель после окончания визита в вуз.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Принятие решения по аккредитации ОП Отчет комиссии передается одному из членов Исполкома СЕАВ - «редактору» отчета. Он анализирует отчет на соответствие политике СЕАВ, а также проверяет, чтоб выводы и рекомендации комиссии не были адресованы СЕАВ и не выходили за пределы предметной области. После этого «редактор» утверждает отчет для отправки в вуз. Отредактированный отчет пересылается секретариатом СЕАВ в вуз. В случае выявления неточностей или неполноты, вуз сообщает об этом в секретариат СЕАВ. Полученные от вуза комментарии обязательно согласовываются с председателем АК. Отчет служит для вуза своего рода советом по возможным улучшениям в реализации ОП.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Принятие решения по аккредитации ОП Секретариат СЕАВ готовит досье решения по аккредитации (Accreditation Decision Dossier), которое содержит все материалы для принятия решения по аккредитации. В процессе составления досье СЕАВ может иметь контакты как с вузом, так и с председателем АК комиссии с целью пополнения или уточнения документов досье. На этой стадии декан факультета может давать последние пояснения и дополнения к документам.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Принятие решения по аккредитации ОП Заседания СЕАВ для принятия решений по аккредитации ОП проводятся в июне каждого года. Заседание состоит из двух частей: В рамках первой части заседания излагаются все имеющиеся материалы по аккредитации конкретной ОП (отчет комиссии, реакция вуза и т.п.). Декан факультета, реализующего эту ОП, может присутствовать на этой части заседания. В рамках второй части заседания, куда декан не допускается, принимается решение по аккредитации ОП. Решение может быть положительным или отрицательным, если СЕАВ считает, что критерии аккредитации для данной ОП не выполнены.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Принятие решения по аккредитации ОП Статус аккредитованной присваивается ОП на определенный срок, максимально на шесть лет. В некоторых случаях может приниматься решение об аккредитации на меньший срок, например: Срок действия аккредитации конкретной ОП устанавливается до окончания действия статуса аккредитации других ОП этого вуза; Устанавливается ограниченный срок действия статуса аккредитованной ОП (условная аккредитация), который может быть увеличен до номинального шестилетнего после получения от вуза отчета по устранению отмеченных комиссией недостатков. По результатам рассмотрения этого отчета СЕАВ может отправить в вуз предупреждение о досрочном снятии статуса аккредитованной ОП (Notice of Termination of Accreditation). Получение такого предупреждения означает, что действующий статус аккредитованной ОП сохранится в течение еще максимум трех лет, но в этот период вуз должен представить новый отчет о самообследовании и, возможно, принять АК.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Принятие решения по аккредитации ОП Установлен единый срок, когда статус аккредитованных ОП истекает - 30 июня соответствующего года. Любые изменения в аккредитованной ОП, нарушающие условия аккредитации, ведут к ее обязательной повторной оценке и/или снятию статуса аккредитованной ОП. Если по результатам рассмотрения ранее неаккредитованной ОП вуз получил отрицательное решение СЕАВ, он может подать запрос на внеплановый повторный визит комиссии. Запрос может быть подан в течение 60 дней после вынесения СЕАВ отрицательного решения. Вместе с запросом вуз представляет в СЕАВ материалы, подтверждающие позитивные изменения, достигнутые по этой ОП. Если СЕАВ удовлетворен представленными материалами, назначается внеплановый визит АК в вуз.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Принятие решения по аккредитации ОП О решениях, принятых по конкретным ОП, СЕАВ извещает вуз через декана и президента (ректора). Решение сопровождается подробным обоснованием. Вуз обязан проинформировать об этих решениях как сотрудников, так и студентов. По запросам вузов СЕАВ может организовывать неформальную оценку ОП, в том числе, неформальный визит комиссии в вуз. Обычно такие действия предпринимаются в отношении ОП, ранее не имевших статус аккредитованных. Документальные результаты таких оценок остаются в вузе и носят конфиденциальный характер.

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Благодарность автора

Семинар АЦ АИОР, г. Москва, Спасибо за внимание! Шапошников С.О.