Семинар к педагогическому совету «Развитие учебно-познавательной мотивации учащихся через интеграцию урочной и факультативной деятельности» Тема семинара:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
( г.). Методические приемы исследования мотивации к учению У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью.
Advertisements

Мотивация учебной деятельности ученика Подготовила : учитель начальных классов МБОУ « СОШ 2» Вьюнышева И.В.
Развитие мотивации достижения в учебной деятельности у младших школьников Учитель начальных классов МОУ Иванковской СОШ Касаткина О.В.
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
Общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Методическая разработка по физкультуре по теме: Мотивация учения - основное условие успешного обучения
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Муниципальная Общеобразовательная школа 30 города Костромы Особенности адаптационного периода учащихся 10.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Главное направление работы - развитие познавательных способностей младших школьников.
«Методы повышения учебной мотивации учащихся, развитие познавательной активности учащихся»
Мотивация учения- как основное условие повышения качества обучения.
«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» Педагогический совет.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» г.Усинска Мышкина Галина Петровна, учитель экологии, биологии.
Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту.
Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту.
Цель: 1. Систематизировать знания о ключевых понятиях мотивации учения. 2. Получить представление о формировании мотивационной сферы учения.
Методы и приёмы развития познавательной мотивации обучающихся В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие- нибудь.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Когда ученик не хочет учиться. Выбор учителя: смириться или действовать.»
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский.
Транксрипт:

Семинар к педагогическому совету «Развитие учебно-познавательной мотивации учащихся через интеграцию урочной и факультативной деятельности» Тема семинара: «Мотивация учебной деятельности учащихся» 10 ноября 2011

Цели семинара: 1. Раскрытие понятия мотивации. 2. Изучение уровня мотивации учебной деятельности учащихся. 3. Изучение условий, способствующих повышению учебной мотивации. 4. Оказание методической поддержки учителям по формированию положительной мотивации учащихся.

План проведения семинара Понятие мотивации. Педагог - психолог А.Г.Котаев Виды мотивации. Педагог - психолог А.Г.Котаев Формирование учебной мотивации. Роль родителя и роль учителя в формировании учебной мотивации Заместитель директора Е.А.Мельникова Результаты проведенных методик диагностики мотивации среди учащихся школы Педагог - психолог А.Г.Котаев, заместитель директора Е.А.Мельникова Рекомендации учителям по формированию и развитию учебной мотивации учащихся Педагог - психолог А.Г.Котаев, заместитель директора Е.А.Мельникова Просмотр видеокадров из уроков конкурса «Академия урока» 2010/2011

Понятие мотивации Мотив – осознанное побуждение к деятельности Виды мотивов: Виды мотивов: познавательные познавательные социальные социальные мотивы самообразования мотивы самообразования По определению Р.С. Немова, «мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека и направляющих его активность» Типы мотивации : Типы мотивации : внутренняя – внешняя внутренняя – внешняя положительная - отрицательная положительная - отрицательная

Формирование учебной мотивации. Роль учителя и роль родителя в формировании учебной мотивации Роль учителя Создание условий для усвоения учащимися ценностного смысла учения усвоения учащимися ценностного смысла учения заинтересованности учащегося в собственной деятельности в процессе учения, практической значимости знаний заинтересованности учащегося в собственной деятельности в процессе учения, практической значимости знаний создания положительного психологического климата в классе создания положительного психологического климата в классе

Формирование учебной мотивации. Роль учителя и роль родителя в формировании учебной мотивации Роль родителя Организация режима дня Организация режима дня Помощь и контроль в выполнении домашнего задания Помощь и контроль в выполнении домашнего задания Приучение детей к самостоятельности Приучение детей к самостоятельности Позитивная поддержка и разумная требовательность Позитивная поддержка и разумная требовательность

Результаты проведенных методик диагностики мотивации среди учащихся школы

Методика для учащихся 1 класс Тест «Веселый – грустный»

1 «Б» класс Белобрович Илья Васильевич Горбач Александр Владимирович Губина Ирина Дмитриевна Ермачок Софья Денисовна Жуковская Ксения Геннадьевна Косач Максим Юрьевич Кузьмич Юрий Витальевич Марченко Карина Олеговна Милашевский Ян Витальевич Петренко Даниил Анатольевич Пожиток Иван Юрьевич Сакович Илья Викторович Сасункевич Владимир Анатольевич Семенюк Роман Олегович Сергеев Артём Александрович Сивухин Андрей Александрович Хомич Карина Андреевна Четырько Виктория Юрьевна Шелег Анна Викторовна Шушкевич Илья Эдуардович Яковец Александра Николаевна

Уровень школьной мотивации 1 Б класс Горбач Александр Владимирович Горбач Александр Владимирович Ермачок Софья Денисовна Ермачок Софья Денисовна Кузьмич Юрий Витальевич Кузьмич Юрий Витальевич Пожиток Иван Юрьевич Пожиток Иван Юрьевич Четырько Виктория Юрьевна Четырько Виктория Юрьевна Яковец Александра Николаевна Яковец Александра Николаевна Петренко Даниил Анатольевич Петренко Даниил Анатольевич Сакович Илья Викторович Сакович Илья Викторович

Результаты диагностики мотивации учащихся (2-6 классы) Класс Испытуемые (чел) ВысХорСрНизк Дезада птация 2 А А А А А Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо 2. Хочу закончить школу и учиться дальше 3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего 4. Хочу быть культурным и развитым человеком 5. Хочу получать хорошие отметки 6. Хочу получать одобрение родителей 7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне 8. Хочу быть лучшим учеником в классе 9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех 10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе 11. Мне нравится учиться 12. Люблю узнавать новое 13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей 14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности 15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать 16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи Мотивы учения

Перечень мотивов 7 – 11 классы п/п п/п Перечень мотивов 7а8а9а10а11а 1 Понимаю, что ученик должен учиться хорошо Хочу закончить школу и учиться дальше Понимаю, что знания мне нужны для будущего Хочу быть культурным и развитым человеком Хочу получать хорошие отметки Хочу получать одобрение родителей Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне Хочу быть лучшим учеником в классе Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех Хочу занять достойное место среди лучших в классе Мне нравится учиться Люблю узнавать новое Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности Люблю уроки, на которых можно рассуждать Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи

Перечень мотивов учащихся 7 – 11 классов Предпочитаемые мотивы класс Хочу закончить школу и учиться дальше 9 А, 10 А, 11 А Хочу быть культурным и развитым человеком 11 А Хочу получать хорошие отметки 8 А, 9А Хочу получать одобрение родителей 7А, 8А

Перечень мотивов учащихся 7 – 11 классов Пренебрегаемые мотивы класс Хочу быть лучшим учеником в классе 9А, 10 А, 11А Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех 11А Мне нравится учиться 7 А, 8 А, 9А, 10 А

Мотивация изучения предметов Предмет ПредметМотив Русский Литература Матем атика Физик а Биол о гия Хими я История Иност ранн ый язык Физ­ культу­ ра Интересное содержание предмета 8А11А8А 9А 7А 9А10А11А 7А11А7А НЕ 7А10А7А10А7А10А11А8А10А11А10А10А11А8А9А9А10А11А Интересное преподавание 7А8А11А 9А10А 8 А 9А11А10А11А7А10А НЕ Интересное преподавание 9А 10А 7А10А11А 7А8А9А10А11А 7А8А 9А10А11А 7А8А10А 9А

Мотивация изучения предметов Предмет ПредметМотив Русский Литер а тура Матем атика Физ ика Биология Химия История Иност ранны й язык Физ.ку льтура Предмет имеет практическое значение 8А9А10А11А 10А11А7А8А Предмет НЕ имеет практическое значение 7А8А7А8А9А10А11А 7А8А9А10А7А8А9А10А11А7А8А9А10А11А7А8А9А11А8А10А11А Уважаю учителя 7А8А9А10А11А7А8А9А10А11А9А10А11А 9А10А11А8А10А9А10А11А7А8А9А10А11А7А10А11А Хотел бы получать дополнительные знания Хотел бы получать дополнительные знания 8А 10А НЕ Хотел бы получать дополнительные знания 7А9А11А7А8А9А10А11А7А9А11А7А8А9А10А11А7А8А9А10А11А7А9А10А11А7А8А9А10А11А7А8А9А11А7А9А10А11А

Признаки мотивации на уроке: стремление к достижению высоких результатов, стремление к достижению высоких результатов, стремление сделать все как можно лучше, стремление сделать все как можно лучше, выбор относительно сложных заданий, выбор относительно сложных заданий, стремление совершенствовать свои результаты. стремление совершенствовать свои результаты. Видеофрагмент

Рекомендации педагогам Выбор способа раскрытия учебного материала, который обеспечит творческий характер деятельности и вызовет интерес к изучению предмета Выбор способа раскрытия учебного материала, который обеспечит творческий характер деятельности и вызовет интерес к изучению предмета Организация познавательной деятельности с использованием коллективных форм сотрудничества «учитель-учащийся», «учащийся- учащийся»: групповая, парная, др. Организация познавательной деятельности с использованием коллективных форм сотрудничества «учитель-учащийся», «учащийся- учащийся»: групповая, парная, др. Общность целей учителя и учащегося, вовлечение учащихся в постановку образовательной задачи урока Общность целей учителя и учащегося, вовлечение учащихся в постановку образовательной задачи урока

Рекомендации педагогам В содержании обучения 1. Опора на базовые, в т.ч. межпредметные, знания. 2. Обеспечение практического закрепления знаний, применения их в повседневной жизни. 3. Создание проблемных ситуаций, предложение решения нестандартных, неожиданных задач

Видеофрагменты урока учителя истории и обществоведения лицея 2 Полейко Елены Александровны в рамках конкурса «Панорама инновационных образовательных практик «Академия урока»

Видеофрагменты урока учителя русского языка и литературы гимназии 13 Мысливец Натальи Михайловны в рамках конкурса «Панорама инновационных образовательных практик «Академия урока»