Библиотека в цифровом окружении: Создатели и потребители электронных книг Ирина Леандровна Линден Российская национальная библиотека 29 марта 2011 года
Содержание Электронная книга Цифровая революция в книгоиздании Устройства для чтения э-книг Само-издательство и печать по запросу Открытый доступ Авторское право и DRM Цифровая революция книжного дела и библиотеки
Несколько вводных комментариев Почему не замкнут цифровой круг? Сегмент печатной продукции Почему уходит слово «комплектование»? Менеджмент фондов Менеджмент ресурсов Менеджмент контента Connection management? Как долго продлится Эра Гуттенберга?
I. Электронная книга в 21-м веке «… Мы наблюдаем конец Эры Гуттенберга » Джейсон Эпштейн, 2009
Проект «Гуттенберг» 1971 – идея Майкла Харта «…величайшая ценность компьютера - это не вычисление, а хранение, поиск и использование того, что хранится в наших библиотеках» PG cегодня: книг, находящихся в свободном доступе, которые, в том числе можно читать с помощью EReader
Развитие э-книг Книги на CD-ROM Книги в коммерческих базах данных Книги в электронных библиотеках: Локальных Международных «Пиратских»
II. Книжный бизнес Предвестники БУРИ
Крисиз конца 20-го века Интернет и его ресурсы Конкуренция книжной торговли, Интернет- магазины и цены Открытый доступ к научным ресурсам Смещение баланса интересов авторов, издателей и пользователей
Перестройка книгоиздательства Консолидация издательств Объединение с медиа-бизнесом Новые бизнес модели и отношения Инвестиции в автоматизацию
Пять крупнейших «игроков» Bertelsmann (Германия): в т.ч. Random House, A.A. Knopf, Doubleday Holtzbrinck (Германия): в т.ч. St. Martins, Farrar, Straus & Giroux Longmans, Pearson (Лондон): в т.ч. Viking, Penguin, Putnam, Dutton Rupert Murdochs News Corp (США): HarperCollins and William Morrow Viacom (США): Simon & Schuster, Pocket Books, а также Paramount Pictures, MTV
Начало «цифровой революции» Продажа э-книг в розничной торговле Создание электронных ридеров Расширение аудитории читателей э-книг Повседневное чтение э-книг Самоиздательство Расширение печати по запросу Расширение Открытого Доступа к научной литературе
Рост продаж э-книг в США Год Объем продаж млн $ 1,2006,0009,30016,00025,20031,70061,300169,500 Прирост % 5,8 7,39,610,82031,853,5 165,8 В 2010 году объем продаж э-книг составил $
Доля э-книг в общем объеме США – 3,2% (2009) и 8, 32% (2010) Великобритания – 6% (2010) Франция – 1% (2008) и 2,5 (2009) Самый большой рынок продаж э-книг в Японии – $0,6 млрд (2009) Источники: R.R. Bowker, AAP, Springer
Книжная торговля Магазины, продающие э-книги Фирмы-посредники Подразделения издательств по продаже онлайн э-книг Продажа пакетов э-книг Объединение с телекоммуникационными компаниями
Amazon.com
Конец складам
Магазины э-книг в России & Создан в 2006 году Легальный бизнес Продажа от 3000 до 6000 экз/назв в год
Схема продаж э-книг Особый портал Через
Компании и электронные библиотеки Партнеры: РГБ МГУ Тематически комплекты э-книг
Покупка и способы оплаты Разнообразие способов оплаты :
Онлайновые магазины и за рубежом Kindle Amazon, США (более назв) Google iBooks Store, США (около 3 млн назв) Numilog, Франция ( назв) BookOn.de (совместо с Deutsche Telekom)
Цены на э-книги Ниже, чем на печатные издания Новые издания и издания из backlist Политика Amazon Агентства для ценовой политики
III. EBook Reader
EReaders Sony (Libri – 2004), несколько моделей Kindle (2008) Nook (2009)
Лидеры Kindle (2007) Sony E-Reader Nook Apple iPad (2010) ASUS EEE Pad PocketBook ( Украина )
Продажи iPad – (июль-дек 2010) Kindle – (2010) Pocketbook – (2009) Около 60% - на Российском рынке The Telegraph, UK, 24 Feb 2011
IV. Самоиздательство Отсутствие препятствий Сохранение авторских прав Возможность печатного и цифрового издания на выходе Рост доходов авторов (70% от продаж) Получение ISBN Автор – Печать - Продажа
Технология Издательские платформы: Scribd Lulu.com Create Space Через магазины э-книг (Amazon), ЛитРес (прямые договоры с авторами)
Автор-издатель
Espresso Book Machine
Объединение с устройством Печать по требованию (XEROX) Скорость 135 страниц в минуту ( ч. б.)
V. Открытый Доступ (Open Access) Открытые научные журналы Открытые архивы
VI. Авторское право и DRM Учет особенностей электронной книги (копирование) Соблюдение закона при создании и использовании цифрового контента Уважение прав авторов Дифференцированный подход к введению исключений и ограничений (Orpah works, Out-of- Print, копирование для людей с ограниченными возможностями) Копирование в учебных целях
DRM: Управление правами на ЭД Отсутствие ограничений на законно приобретенные э-книги Возможность передачи копий по МБА Возможность копирования в учебных целях Отсутствие временных ограничений на использование приобретенных через покупку копий
VI. Что ждет нас?
«Выдача» электронных книг библиотеками Доступ к книге через сайт с использованием читательского ИН (ID) Загрузка на EReader читателя Выдача библиотекой EReader с загруженными э-книгами (e-books and p-books)
Приобретение и доступ Информация о растущем сегменте э-книг – кто создаст путеводители и каталоги? Библиотечная схема приобретения э-книг на цифровом рынке Расширение объема э-книг в фонде Расширение услуг книг по требованию Библиотека-издатель Рост проектов по оцифровке фондов
Благодарю Вас за внимание!