ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Проект Концепции «Национальная Рамка Квалификаций Республики Казахстан» Бахмутова Наталья Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология разработки Профессиональных Стандартов и Рамки квалификаций в отрасли туризма Кыргызской Республики Ибрагимова Г.Д. Круглый Стол Кадры для.
Advertisements

Ибрагимова Гайша Бишкек г. Мировые тенденции обеспечения качества в образовании Этот проект финансируется Европейским Союзом.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Коломенцев Д.В. Воронеж 2014.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО СТАНДАРТАМ КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ГРАЖДАНСКОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ КОРОТКЕВИЧ.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Развитие техносферы учреждения дополнительного образования детей, адекватной требованиям современной инновационной экономики, запросу рынка труда и социальному.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
Сопровождение в течение всей жизни Совершенствование процесса валидации Анни Карттунен, Эксперт в области европейской образовательной политики.
Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о т е х н и ч е с к о м у ре г у л и р о в а н и ю и м е т р о л о г и и Государственное образовательное учреждение.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Транксрипт:

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Проект Концепции «Национальная Рамка Квалификаций Республики Казахстан» Бахмутова Наталья Ивановна Руководитель рабочей группы, Региональный директор «Центра развития квалификаций» Алматы 21 ноября 2009 г.

2 - Казахстан в контексте мировых процессов Активный участник всех мировых экономических процессов Опережает по экономическим реформам многие страны СНГ Намерен войти в число 50 наиболее конкурентноспособных стран мира Имеет природные ресурсы Открыт для партнерства

3 НО… …Человеческие ресурсы Казахстана не соответствуют требованиям мирового и национального рынков труда В условиях глобализации квалификации граждан Казахстана не понятны и неизмеримы для стран партнеров

4 Мировые тенденции Создание социально ориентированной конкурентноспособной экономики Глобализация и Интеграция Внешняя и внутренняя миграция Взаимозависимость стран Стремительные информационные потоки Нарастающая сложность современных систем образования и обучения Отсутствие прозрачности и понятности в получении квалификации

5 Ситуации, препятствующие подготовке квалифицированных кадров Действующая система квалификации определяет квалификацию работника через определение входных параметров системы образования, приблизительное соответствие уровней формального образования, соответствие учебных программ и их продолжительность, стажа работы (МСК-97). То есть, система квалификации не отражает компетентность работника, его способность решать задачи и нести ответственность. Естественно, что и система образования готовит специалистов в соответствии со своим видением, а не заказом рынка труда. У этой ситуации есть причины.

6 Причины Во-первых, это отсутствие заказа на подготовку специалистов с определенными квалификациями со стороны работодателей системе образования. В Республике Казахстан в модернизации нуждается само содержание квалификации. Рынок труда требует компетенции от работников. Не все сектора экономики разобрались, какие компетенции необходимы их работникам. Во-вторых, стандарты профессионального образования устаревшие и не ориентированы на формирование профессиональной компетентности специалистов. В-третьих, в процессе обучения теория превалирует над практикой. В-четвертых, отсутствует мониторинг и оценка профессиональной компетентности молодых специалистов, необходимых для коррекции стандартов и программ.

7 Тенденции в развитии человеческих ресурсов Признание роли человеческих ресурсов как основных ресурсов для каждой страны Приоритет в развития знаний, умений и компетенций для вступления на рынок труда - задача общего и профессионального образования Система образования выполняет заказ на подготовку профессиональных кадров для рынка труда. Введение обучения, основанного на компетенциях (компетентностная парадигма образования) Признание знаний и умений, приобретенных в ходе практической деятельности

8 Концептуальные основы Система обеспечения качества образования Система квалификаций Система профессий

9 Риски и вызовы Необходимость человеку менять сферу деятельности не менее 6 раз Вымывание людей с низким уровнем умений с рынка труда Рост проблемных и социально не защищенных групп, социальное отчуждение Огромные затраты государств на социальные программы Дефляционный эффект оценивается в миллиарды долларов Необходимость обеспечить проблемным группам доступ к обучению и развитию умений Необходимость целевых программ для проблемных групп и людей с ограниченными возможностями

10 Международные организации Квалификации на основе результатов обучения и трудовой деятельности Организация по экономическому Сотрудничеству и развитию (ОЭСР) Международная Организация Труда (МОТ) Европейский Союз

11 Общий принцип исследований Человеческие ресурсы лежат в основе экономического и социального развития стран, континентов, регионов и мира в целом

12 Проблема исследований, анализ и прогноз тенденций Выявление основных проблем в области развития человеческих ресурсов Обнаружение новых профессий Изменение функций существующих профессий Описание содержания этих профессий в виде профессиональных профилей Возможность правительствам вносить изменения в образовательную политику и готовить граждан адекватными рынку труда

13 Организация по экономическому Сотрудничеству и развитию (ОЭСР) Цель: исследования качества рабочей силы для рынка труда С 2001 года в 25 странах оптимизация обучения в течении всей жизни Инициированы и проведены международные исследования PISA и TIMMS об учебных достижениях 15 –летних граждан Выводы: молодые люди не имеют жизненных навыков для активной деятельности Рекомендации: развивать компетенции, наряду со знаниями и умениями

14 Организация по экономическому Сотрудничеству и развитию (ОЭСР) Разработано 20 механизмов реорганизации систем квалификаций для обучения в течении всей жизни, повышения эффективности этого обучения. К таким механизмам относится и внедрение Рамки Квалификаций

Три компонента качества образования (ЕС) Знания Умения Широкие компетенции

16 Международная Организация Труда 2000 год «Выводы по результатам общей дискуссии о развитии и обучении человеческих ресурсов» - Национальные рамки квалификаций основной путь решения проблемы признания умений 2002 год: «…НРК служит интересам предприятий и работникам, позволяет обучаться в течении всей жизни и принять правильное решение »

17 Международная организация по стандартизации (ISO/ИСО). «Стандарты ИСО серии организационно-методическая основа менеджмента качества» 5 основных групп заинтересованных лиц: потребители, работники, владельцы, субподрядчики и общество Запросы: у потребителей - качество продукции; у работников - карьера и удовлетворение работой; у владельцев - показатели инвестирования; у субподрядчиков - возможность непрерывного предпринимательства; у общества - ответственное управление предприятием.

18 Европейский Союз Рабочий документ «Навстречу Европейской Квалификационной Рамки для обучения в течение всей жизни» (2005 г.) Рабочий документ «Навстречу Европейской Квалификационной Рамки для обучения в течение всей жизни» (2005 г.) Решение Европейского Парламента «О рекомендации Европейской Квалификационной Рамки» (24 октября 2007 г.) Решение Европейского Парламента «О рекомендации Европейской Квалификационной Рамки» (24 октября 2007 г.) Квалификационные рамки разрабатываются также и в других странах и в разных областях (ОЭСР 2003, 2004). Квалификационные рамки разрабатываются также и в других странах и в разных областях (ОЭСР 2003, 2004).

19 Кажется, что весь мир занимается разработкой рамок квалификаций

20 Послесреднее техническое образование в Швеции (Påbygnadsutbildning) = ЕСК Уровень 4 = Послесреднее образование 6 уровня (свидетельство повышенного уровня) в Ирландии ЕСК

21 Европейская Рамка Квалификаций Ур овн и 1-8 Знания В ЕКС знание описывается как теоретическое и/или фактическое Умения умения/навыки описываются как познавательные (применение логического, интуитивного и креативного мышления) и практические (включающую ручную сноровку и использование методов, материалов и инструментов) Широкие компетенции описываются в смысле ответственности и автономности

22 НРК имеют значение для Создания условий прозрачности квалификаций Создания условий прозрачности квалификаций Соотнесения сертификатов квалификации разных стран, Соотнесения сертификатов квалификации разных стран, Обеспечения социальной защиты, признания опыта различных форм образования. Обеспечения социальной защиты, признания опыта различных форм образования. Формы и содержания рамок квалификаций, их структура и уровни отражают региональные, государственные и секторальные особенности. Формы и содержания рамок квалификаций, их структура и уровни отражают региональные, государственные и секторальные особенности. Преодоления нарастающей сложности современных систем образования и обучения Преодоления нарастающей сложности современных систем образования и обучения

23 Выгоды стейкхолдеров Государство: конкурентноспособность национальной экономики, занятость населения Население: мощный потенциал развития, признание результатов неформального и спонтанного обучения, внедрение системы зачетных единиц; конкурентноспособность, качество жизни Бизнес: индикаторы качества квалификаций и их соответствие требованиям рынка труда Министерство образования: рычаг для обеспечения качества образования Образовательные учреждения: ясный и понятный результат образования и обучения, с понятной и прозрачной системой мониторинга и оценки

24 Казахстан и мировое сообщество Сегодня Казахстану для интеграции в мировое сообщество развитых стран необходим инновационно-технологический прорыв. Поэтому в экономической политике страны приоритетными являются подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике Реализация этих задач является основополагающей в «Государственной программе индустриально-инновационного развития республики Казахстан до 2015 г.», являющейся составной частью Стратегии «Казахстан – 2030» и предусматривающей прирост производства товаров и услуг именно за счет несырьевых отраслей.

25 Ситуация в Казахстане Малонаселенному Казахстану с небольшим внутренним рынком войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира возможно только за счет опережающего человеческого развития и высокого уровня накопления человеческого капитала.

26 Несоответствие компетенций работников требованиям работодателей. Безработица с учетом «скрытой безработицы» в Казахстане составляет на июнь 2009 года по данным Агентства РК по статистике 7,4% от экономически активного населения страны, это тысяч человек, при этом в условиях кризиса есть тенденция к росту. Число самозанятых в Казахстане в первом квартале 2009 года составило 2 миллиона 631 тысячу человек.

27 Способы подготовки квалифицированного гражданина Трудовой опыт Профессиональное образование Дополнительное образование Способы подготовки квалифицированного гражданина Трудовой опыт Профессиональное образование Дополнительное образование

28 Сегодня актуально встает вопрос о системе подготовки квалифицированных кадров, о создании Национальной Системы Квалификаций с учетом мировых тенденций.

29 Система квалификаций – связующее звено Системаобразования (формальное, неформальное обучение) Общество (общественный, частный,недоходный сектор) Сис-темаКвали-фика-ций Обучение происходит на работе, дома и во время отдыха

30 Внесение изменений в систему квалификаций в соответствии с международными тенденциями, решит следующие проблемы: Сопоставимость системы квалификаций и их независимой сертификации на мировом рынке труда и в странах СНГ. Сопоставимость программ обучения как в мире, так и в странах СНГ Повышение мотивации работников обучаться на рабочем месте Приведение квалификаций в соответствие с реальными умениями и знаниями Упорядочение системы оплаты труда и стимулирование карьерного роста Сопоставимость и эквивалентность квалификаций, признание квалификаций, полученных в других странах, перевод квалификаций из одной среды в другую. Равноправность результатов неформального образования по отношению к результатам формального образования. Адекватность действующей системы присвоения квалификаций требованиям рынка труда.

31 Все вышесказанное свидетельствует о насущной необходимости в Казахстане разработки и внедрения Национальной Рамки Квалификаций на основе компетенций, что послужит основанием обеспечения качества рабочей силы экономики, повышением занятости населения, стимулом для социально –экономического развития страны и повышения качества жизни.

32 Цикл компетентности Задачи Проф. Стан- дарт Гос. прог- раммы обучения Прогр. обучения Оценивание результатов Оценивание соответствия Присвоение профес с ии Проф. свиде- тельство РЫНОКТРУДАРЫНОКТРУДА ОБУЧЕНИЕОБУЧЕНИЕ Компе- тенции Ожидаемая компетентность Действительная компетентность

33 Разработка и внедрение Национальной Рамки Квалификаций на основе компетенций делает возможным проведение реформ, с широкомасштабными результатами, например: совершенствование механизма выявления потребностей в умениях/квалификациях, изменение роли заинтересованных сторон (стейкхолдеров), ужесточение стандартов, повышение качества и уровня участия граждан в обучении, увеличение эффективности и изменения порядка и способов реализации программ образования и обучения.

34 Национальная Рамка Квалификаций Казахстана – система, признанная на национальном и международном уровне, позволяющая непротиворечиво измерять, сопоставлять и соотносить друг с другом все достижения в области обучения, учитывать весь опыт человека при определении его уровня квалификации.

35 Преимущества Национальной Рамки Квалификаций Содействие развитию обучения в течение всей жизни Включение всех заинтересованных сторон: человека, местное сообщество, работодателей, гражданский сектор, государство. Соотнесение компетенций с конкретным уровнем квалификаций Определение объема необходимого обучения для получения следующей квалификации Повышение мотивации к обучению на рабочем месте Соответствие квалификаций реальным умениям работников

36 Поскольку квалификационные рамки на основе компетенций учитывают весь опыт личности, а компетенции формируются у человека и в семье, в системе дошкольного и школьного образования, формального и неформального образования, через социальный опыт, то Рамка Квалификаций может лечь в основу реформирования, как системы профессионального образования, так и общего школьного образования.

37 В основе рамки лежат квалификации, которые понимаются как собственность людей при условии, что уполномоченным органом установлено, что освоенные ими знания, умения и широкие компетенции соответствуют действующим стандартам.

38 Профессиональный стандарт Устанавливает требования к знаниям, умениям, опыту, личностным ценностям и качествам на специфическом профессиональном уровне.

39 Разработка профессиональных стандартов Что нужно СЕЙЧАС? Что в БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ? Что понадобится в БУДУЩЕМ? Рост количества возможностей и вариантов Возрастание риска

40 Профессиональные советы хребет системы Формируются на основе статистики квалификации сфер экономики Казахстана, которая, в свою очередь, должна быть основана на международной системе квалификаций

41 Профессиональный совет Профессиональный стандарт Решение разработать или обновить стандарт Формирует рабочие группы, группы экспертов Утверждает стандарт Присваивает проф. квалификацию Выдает лицензии учреждениям Утверждает методы присвоения квалификаций Утверждает стоимость присвоения квалификации Проводит супервизирование

42 Последствия разработки Национальной Рамки Квалификаций: НРК Профессиональные стандарты образовательных стандартов учебных программ, учебных планов новому учебному процессу квалификация Педагогических кадров Система подготовки и переподготовки педагогических кадров качества рабочей силы, товаров и услуг.

43 Национальные Рамки Квалификаций на основе компетенций обеспечивают прозрачность, понятность и доступность для людей способа повышения собственной квалификации, возможность иметь работу независимо от социального положения и уровня образования, что гиперактуально в современных условиях.

44 Спасибо за внимание!