Мастер-класс Тема: Элементы исследовательской работы на уроках биологии Автор: Баклышева Н.Б. учитель биологии МОУ «Основная общеобразовательная школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1Проблемные 2.Реферативные 3. Натуралистические 4.Описательные 5.Исследовательские.
Advertisements

Ключевые компетенции в обучении химии и биологии. Из опыта работы учителя химии и биологии Жигачевой Ольги Ивановны МОУ Суминской СОШ.
Актуальность темы Пристальным вниманием общества к проблемам развития активной личности, стержневые свойства которой определяются ее потенциалом в исследовательской.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Технология учебно - исследовательской деятельности учащихся.
Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Проблемные ситуации как форма повышения познавательной активности учащихся Малова Е.К., учитель биологии МОУ СОШ 4 г. Александрова Высшая квалификационная.
Кто к тайнам жизни рвётся мыслью каждой, В своей душе находит их родник Иоганн Гёте.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ Муниципальное образовательное учреждение «Трудармейская средняя общеобразовательная школа» 2006.
Тема учебного проекта: Демографические прогнозы Творческое название: «прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…» Автор: Битюкова Светлана Юрьевна, учитель.
Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно-деятельностного подхода в рамках требований ФГОС Исследовательский проект как одно.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1.Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктив­ностью, способной к самостоятельному.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Малетина Елена Петровна. Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ Борисоглебская СОШ 5. Окончила Воронежский государственный университет,
Научно-исследовательская деятельность учащихся Крутилина Юлия Анатольевна, учитель истории МОУ СОШ 287 Г. Заозерска Мурманской области.
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 6» г. Бузулука Оренбургской области Обобщение опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Цель работы: Организация деятельности учащихся по приобретению глубоких знаний для решения познавательных и практических задач; формирование исследовательских.
Транксрипт:

Мастер-класс Тема: Элементы исследовательской работы на уроках биологии Автор: Баклышева Н.Б. учитель биологии МОУ «Основная общеобразовательная школа 24» города Киселевска Кемеровской области

Цель занятия: познакомить коллег с методическими приемами, опытом организации исследовательской деятельности обучающихся путем непосредственного и комментированного показа используемых форм и методов; содействовать формированию устойчивой мотивации на их использование коллегами в своей работе.

КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ: РАССКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ. ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ. ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ – И Я НАУЧУСЬ!

Актуальность темы опыта обусловлена: 1)Необходимостью внедрения современных технологий; 2)Приоритетностью вопросов биологического образования; 3)Универсальностью «исследования», как типа мыслительной деятельности; 4) Эффективностью обучения, при котором ученик является активным субъектом.

Основные противоречия: 1. Разнообразие учебных программ и учебников по биологии не принесли резкого повышения познавательного интереса обучающихся к предмету. Возникли сложности усвоения содержания программ, а так же их несоответствие требованиям, предъявляемым ВУЗами к абитуриентам; 2. Необходимость формирования личности, обладающей гармоничным сочетанием интеллектуальных и нравственных качеств, имеющей высокую биологическую культуру, и недостаточной разработанностью данной проблемы.

Цель: Сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы (ИР).

Задачи: 1. Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области. 2. Развить умение выделять в проблеме «объект исследования» 3. Научить находить отличительные признаки «предмета исследования» 4. Привить навыки правильного формулирования темы исследования. 5. Научить постановке цели исследования и формулировке задач. 6. Дать представления об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своей НИР. 7. Развить навык формирования исходной гипотезы. 8. Научить проводить исследования. 9.Научить методике постановке эксперимента. 10. Сформировать начальные навыки поиска и обработки информации. 11. Сформировать умения анализировать и делать выводы. 12. Научить правильно оформлять отчетность по НИР.

5 основных видов творческих работ школьников: 1.Проблемные 2.Реферативные 3.Натуралистические 4.Описательные 5.Исследовательские

Технология опыта реализовывалась через использование следующих форм и методов: 1) Массовая: предметные декады, праздники, выставки, конкурсы. 2) Коллективная: урок-практикум, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок – проект, урок на местности. 3) Групповая: работа в парах, бригадах, кружки, научное общество. 4) Индивидуальная: работа с научной литературой, консультации, подготовка к олимпиадам, над проектом, ученик-учитель. Методы: поисковый, исследовательский; наглядный, практический, проблемный.

Для успешного достижения цели широко использую этапы исследовательской деятельности: Выбор ключевых слов в теме урока. Выбор ключевых слов в теме урока. Актуализация работы учащихся, опора на имеющиеся знания по теме. Актуализация работы учащихся, опора на имеющиеся знания по теме. Выдвижение проблемы. Выдвижение проблемы. Определение гипотезы. Определение гипотезы. Проверка гипотезы. Проверка гипотезы. Накопление научного материала. Накопление научного материала. Проведение наблюдения, эксперимента. Проведение наблюдения, эксперимента. Анализ результатов исследования. Анализ результатов исследования. Выводы. Доказательство истинности гипотезы. Выводы. Доказательство истинности гипотезы.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся на уроке: 1) Решение биологических задач. 2) Постановка эксперимента. 3) Наблюдение. 4) Лабораторная работа. 5) Нетрадиционные уроки: урок на местности. 6) Домашнее задание исследовательского характера.

Научно-исследовательская деятельность во внеурочное время: 1) Летняя экологическая практика. 2) Олимпиады, конкурсы, «Всероссийские программы». 3) Экологический мониторинг. 4) Работа над исследовательским проектом. 5) Природоохранная.

Результат опыта: Исследовательская работа активизирует интерес обучающихся к биологии, позволяет добиваться стабильно высокого качества знаний по биологии. Исследовательская работа активизирует интерес обучающихся к биологии, позволяет добиваться стабильно высокого качества знаний по биологии.

Таблица 1. Успеваемость по биологии. Успеваемость общая % Успеваемость качественная по годам: учебный год - 52% учебный год - 52% учебный год - 53% учебный год - 53% учебный год - 54% учебный год - 54%

Результаты участия в городских и областных олимпиадах по биологии: Ф.И.КлассОлимпиадаМестоУчебный год Кислицин Дмитрий9городская Гамирова Ольга11городская Трухина Анна9городская Кислицин Олег11городская Трухина Анна11городская Котова Елена9городская Чичендаев Денис9городская Чичендаев Денис9областная Чичендаев Денис10областная Кончакова Олеся8городская

Ученики готовили проекты по следующим темам: «Загрязнение окружающей среды уличным транспортом» - Пютсеп Александр, 7 класс; «Загрязнение окружающей среды уличным транспортом» - Пютсеп Александр, 7 класс; «Экономно ли наша семья тратит электроэнергию?» - Жарова Дарья, 7 класс; «Экономно ли наша семья тратит электроэнергию?» - Жарова Дарья, 7 класс; «Твоё питание» и «Двигательная активность» - Ушаков Иван, 8 класс; «Твоё питание» и «Двигательная активность» - Ушаков Иван, 8 класс; «Здоровьесбережение с точки зрения биоритмов»- Москин Александр, 7 класс (благодарственное письмо). «Здоровьесбережение с точки зрения биоритмов»- Москин Александр, 7 класс (благодарственное письмо).

Исследовательские работы по темам: « Экологические проблемы города» - Дятлов Артём, 11 класс (грамота); « Экологические проблемы города» - Дятлов Артём, 11 класс (грамота); «Типы людей с точки зрения биоритмов» - Кислицин Дмитрий, 9 класс (грамота); «Типы людей с точки зрения биоритмов» - Кислицин Дмитрий, 9 класс (грамота); «Вещества разрушающие организм человека» - Михина Ирина, 10 класс; «Вещества разрушающие организм человека» - Михина Ирина, 10 класс; «Влияние электромагнитных полей на живые организмы» - Фомина Марина, 10 класс (благодарственное письмо); «Влияние электромагнитных полей на живые организмы» - Фомина Марина, 10 класс (благодарственное письмо); «Мода – модой, а здоровье?» (модные тенденции: жевательная резинка, пирсинг, татуировка) – Брюхов Александр и Пютсеп Александр, 9 класс. «Мода – модой, а здоровье?» (модные тенденции: жевательная резинка, пирсинг, татуировка) – Брюхов Александр и Пютсеп Александр, 9 класс.

Исследовательская деятельность на уроках биологии формирует следующие ключевые компетентности учащихся: -Информационная -Коммуникативная -Самоорганизация -Самообразование

В ходе обучения учащихся ИД достигнуты следующие результаты: 1. Повысился познавательный интерес учащихся к предмету. 2. Увеличилось количество детей, участвующих в школьном «Интеллектуальном марафоне», количество участников и призеров школьных, городских и других олимпиад. 3. В период работы по данной технологии выпускники ежегодно успешно сдают вступительные экзамены по биологии и выбирают специальности биологической направленности. 4. Создана система работы по развитию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.

Значимо для учителя научиться: – Создавать среду, провоцирующую учащегося к самоопределению и самоуправлению в принятии решения; – Выстраивать общение с учениками; – Провоцировать появление вопросов и желание найти ответы; – Выстраивать доверительные отношения с учащимися на основе взаимной ответственности; – Учитывать интересы и мотивации ребенка; – Давать учащемуся право в принятии значимых решений; – Развивать у самого себя страсть к творчеству.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!