Развитие психических процессов у учащихся на учебном материале по биологии Учитель биологии МОУ СОШ 3 г.Конаково Бубнова Ирина Васильевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель биологии МОУ СОШ 55 С.В. Карпова. личностный личностный регулятивный (включающий также действия саморегуляции) регулятивный (включающий также.
Advertisements

Работу выполнила: Павлик Татьяна Борисовна - учитель биологии, Емельяновский район, МБОУ Емельяновская СОШ 2.
Урок по теме : « Класс Ракообразные ». Сформировать теоретические знания, об особенностях строения и жизнедеятельности ракообразных в связи со средой.
Мультимедийная презентация урока биологии в 7 классе Донская Ольга Демьяновна МБОУ «СОШ 14» г. Нефтеюганск.
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.
Использование ИКТ для развития ИСУД ученика. Презентацию подготовила учитель биологии и экологии высшей квалификационной категории СилаковаЕ.И.
«Общая характеристика Членистоногих. Особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака» Учитель биологии МОУ лицей «МОК 2» г.Воронежа.
Класс Насекомые. План урока 1. Актуализация знаний 2. Изучение нового материала Постановка целей урока Общая характеристика насекомых Лабораторная работа.
Отчёт по методической теме «Дифференцированный подход в обучении биологии». Учитель биологии Навина А.И. МБОУ ООШ д. Чемоданово.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Вирясова Наталья Александровна, учитель биологии БОУ г.Омска СОШ 54.
В. Н. Быханова МОУ «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа.
Рекомендации по подготовке учащихся к экзаменам по биологии 1. Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы (за прошлый год). 2. Проанализируйте.
Движение Зачем? Как? Какими бывают? Почему такие разные?
Урок по биологии Общая характеристика типа Членистоногих. Класс Ракообразные.
Проверка домашнего задания: Верно ли утверждение? 1.Членистоногие –самый крупный по количеству видов тип животных. 2.К членистоногим относятся дождевые.
Презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме: Организм - единое целое. обобщение 6 кл
Биологическая разминка Автор: Аюпова С.Д., учитель биологии МОУ «СОШ 8» г. Усть-Илимска Иркутской области.
Урок изучения нового материала 8 класс Учитель: Васильева З. Н.
Презентация к уроку в 6 классе. МБОУ «Кулундинская СОШ 3» Учитель биологии Носовец Ю.А.
Обобщающий урок по теме «Одноклеточные животные» Так ли просты простейшие? Рандина В.А., учитель биологии МОУ СОШ Булавинская средняя школа.
Транксрипт:

Развитие психических процессов у учащихся на учебном материале по биологии Учитель биологии МОУ СОШ 3 г.Конаково Бубнова Ирина Васильевна

Цели: Создание условий для развития и саморазвития личности, её потенциальных способностей; Усиление учебной мотивации и развитие познавательных интересов; Предупреждение неуспеваемости; Формирование и развитие креативных способностей.

Задачи: Содействие с помощью средств индивидуализации, усвоению учебных программ каждым учащимся; Ежеурочное использование адаптивных заданий-упражнений для корректировки и развития памяти, внимания, мышления; Повышение заинтересованности учащихся в получении разнообразных теоретических знаний по биологии; Создание условий для формирования у учащихся потребностей в саморазвитии.

Использование карточек с заданиями-упражнениями для развития психологических процессов, на учебном материале по биологии, даёт положительный результат по корректировке мышления, памяти и внимания у учащихся.

1 – низкая скорость мышления 2 – средняя скорость мышления 3 – высокая скорость мышления Коррекция скорости мышления

Приёмы развития внимания: Диктанты на слух: (числовые, терминологические, буквенные) Диктанты на слух: (числовые, терминологические, буквенные) Тестовые задания (различные виды тестов требуют концентрации внимания, переключения внимания, устойчивости внимания, распределения внимания) Тестовые задания (различные виды тестов требуют концентрации внимания, переключения внимания, устойчивости внимания, распределения внимания) Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее или различие; Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее или различие; Найти смысловую ошибку; Найти смысловую ошибку; Найти в учебнике описание объекта, процесса, явления представленного визуально; Найти в учебнике описание объекта, процесса, явления представленного визуально; Найти соответствие фактов, понятий: Найти соответствие фактов, понятий: Найти лишнее слово, объяснить; Найти лишнее слово, объяснить; Свернуть информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, символы; Свернуть информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, символы; Сравнить процессы, явления, обобщить, сделать выводы; Сравнить процессы, явления, обобщить, сделать выводы; Восстановить подписи к схеме процесса или подписать части изображённого объекта; Восстановить подписи к схеме процесса или подписать части изображённого объекта; Преобразовать объект, свойство, условие среды характеристику организма, обобщить, сделать выводы; Преобразовать объект, свойство, условие среды характеристику организма, обобщить, сделать выводы;

Задания на развитие объёма внимания I. 7 класс. Тема: отр. «Чешуекрылые. 2 команды. - Какая команда назовёт больше сведений о бабочках 2 команды. - Какая команда назовёт больше сведений о бабочках (Повторяющий сведения - выбывает) (Повторяющий сведения - выбывает) II. Сравнить по рисунку кровеносные системы: речного рака и дождевого червя. В чём их сходство и различие? дождевого червя. В чём их сходство и различие? III. Учёные установили, что средняя вероятность продолжительности жизни человека в городе с древесно-кустарниковым озеленением в размере 1 – 2% от общей площади населённого пункта в 1,7 – 2 раза короче средней вероятной продолжительности жизни жителя в городе озеленённостью в размере 50%. Объяснить, почему. Дайте оценку озеленённости своего города. Составьте список растений, используемых в озеленении в вашем городе.

Задания на развитие концентрации внимания I. Задание Гусеница – слова, обозначающие предметы или явления, написанные слитно одним словом или с перекрыванием (найти и выписать в тетрадь названия птиц: дубоносорокакадуодрофальбатросойканарейказаркаайра.) II. 8 класс. Тема Членистоногие. Класс ракообразные. В тексте ошибки, попробуйте их найти. В тексте ошибки, попробуйте их найти. Ракообразные обитают в пресной чистой воде (реках, озёрах, ручьях). Питаются раки мёртвыми животными и растениями. Тело рака подразделяется на голову, грудь и брюшко. Рак – донное животное. Нормально он двигается по дну на ходильных ногах головой вперёд. Но если его напугать, он резко взмахивает хвостовым плавником от себя и уплывает задом наперёд. Ракообразные обитают в пресной чистой воде (реках, озёрах, ручьях). Питаются раки мёртвыми животными и растениями. Тело рака подразделяется на голову, грудь и брюшко. Рак – донное животное. Нормально он двигается по дну на ходильных ногах головой вперёд. Но если его напугать, он резко взмахивает хвостовым плавником от себя и уплывает задом наперёд. III.7 класс. Тема Кольчатые черви. Задание: 1.Выберите на рисунке пищеварительную систему III.7 класс. Тема Кольчатые черви. Задание: 1.Выберите на рисунке пищеварительную систему дождевого червя. 2.Найдите неправильную пищеварительную систему дождевого червя и исправьте её. дождевого червя. 2.Найдите неправильную пищеварительную систему дождевого червя и исправьте её.

Задания на развитие переключения внимания Приёмы: Прочитать текст – а) составить схему ответа б) заполнить таблицу. б) заполнить таблицу. в) подписать органы (части) в) подписать органы (части) I. 6 класс. Тема: Видоизменения корней. Просмотр фрагмента: «Корень: видоизменения корней. Просмотр фрагмента: «Корень: видоизменения корней. Задание:1.Выяснить, с какими функциями связаны Задание:1.Выяснить, с какими функциями связаны видоизменения корней? видоизменения корней? 2.Как человек использует эти видоизменения? 2.Как человек использует эти видоизменения? 3.Заполнить таблицу: 3.Заполнить таблицу: Названия видоизменения корнейС чем связано видоизменение

Задания на развитие устойчивости внимания I. 6 класс. Тема: Семейства растений. Задание: а) выберите из предложенных гербариев растения из семейства паслёновых. Определите его, расскажи порядок определения. II. Вставь пропущенные слова в текст и зачитай полный текст. III. 8 класс. Тема: Мочевыделительная система. Задание: Рассмотрите рисунок. Найдите на Задание: Рассмотрите рисунок. Найдите на нём органы и части, которые перечислены в нём органы и части, которые перечислены в тексте тексте (выпишите соответствующие им на рисунке (выпишите соответствующие им на рисунке обозначения) обозначения) Аорта… Аорта… Мочеточник… Мочеточник… Мочевой пузырь… Мочевой пузырь… Надпочечник… Надпочечник… Нижняя полая вена… Нижняя полая вена… Почка… Почка…

Задание на развитие распределения внимания II. 7 класс. Тема: Кишечнополостные. Задание: В схемах продольного и поперечного разрезов гидры раскрасьте цветными карандашами части её тела и напишите их названия. Задание: В схемах продольного и поперечного разрезов гидры раскрасьте цветными карандашами части её тела и напишите их названия. III. 6 класс. Тема: Систематика цветковых растений. Задание: Перечерти схему соподчинения систематических групп цветковых растений и заполни её. Цветковые растения Класс… Класс…

Задания на развитие логического мышления. Приёмы: Приёмы: Составление плана параграфа, текста, ответа. Составление плана параграфа, текста, ответа. Работа с понятиями : Работа с понятиями : Сообщение определения; Сообщение определения; Совместное составление определения; Совместное составление определения; Самостоятельное составление определений при работе с текстом параграфа; Самостоятельное составление определений при работе с текстом параграфа; Составление кроссвордов, чайнвордов, ребусов по понятиям; Составление кроссвордов, чайнвордов, ребусов по понятиям; Взаимообмен и работа с кроссвордами, ребусами; Взаимообмен и работа с кроссвордами, ребусами; Диктанты по биологическим понятиям. Диктанты по биологическим понятиям. Составление логических схем, таблиц, диаграмм, Составление логических схем, таблиц, диаграмм, сделать вывод, (разворачивание и сворачивание сделать вывод, (разворачивание и сворачивание информации) информации) Составление синквейна. Составление синквейна.

Задания на развитие логического мышления. І.6 класс. Тема: "Цветок". Задание: Составьте схему строения цветка. II. 11 класс. Задание: Построить искусственную экосистему, выбирая подсистемы для неё из предложенного списка (используя компьютерную программу). III.Задание: Извлечь всю информацию из представленного объекта (любой объект - комнатное растение, изображение на таблице, плод, макет органа и т.д.) можно потрясти, пощупать, понюхать… цветок околоцветник пестиктычинка

Задания на развитие вербально- логического мышления. Приёмы: Определить правильные выводы Сравнить между собой Заполнить системный оператор и прочитать его (см. подробнее Хюннинен О.Ю.Развитие мышления на уроках биологии//Биология (Первое сентября) ) Преобразовать объект Собрать модель процесса, объекта из подручных материалов Сопоставить текст с рисунком, с развернутой характеристикой. Что не описано в тексте? Что не изображено на рисунке

I. 8 класс. Тема: Кровеносная система. Задание: Трудно найти писателя без странностей: Шиллер работая, держал ноги в холодной воде; Бальзак работал босиком, стоя на каменном полу; Прус нюхал крепкие духи; Якобсон – гиацинты, Ибсен - пропускал рюмочку, а Руссо стоял под солнцем с непокрытой головой. Чем можно объяснить такие писательские странности? (Ответ: Странные» приёмы каждому писателю подсказал собственный опыт: все они в той или иной степени вызывают прилив крови к голове. Лучше всего снабжается кровью, а соответственно и кислородом и питательными веществами, активно работающие органы. Эта закономерность подтверждается опытами Анджелло Моссо. Он положил человека на рычаг больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их. Когда Моссо предложил испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз. Когда задача была решена и весы уравновесились, Моссо предложил испытуемому пошевелить пальцами ног. Ноги стали Тяжелее перевесили голову. В организме постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам её поступает больше, к другим меньше. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности). II. 7 класс. Тема: Простейшие. Задание: Определить какие выводы правильные, объяснить почему. 1.К типу одноклеточные относятся животные, которые состоят из одной клетки. Амеба обыкновенная состоит из одной клетки. Следовательно, амёба относится к одноклеточным животным. 2.Все простейшие – животные, так как питаются готовыми органическими веществами. Эвглена зелёная питается готовыми органическими веществами. Следовательно, эвглена животное.

Задания на развитие памяти Приёмы: Активное слушание (с предварительно сформулированным заданием по излагаемому материалу, с индивидуальными особенностями, с последующим обсуждением результатов) Активное слушание (с предварительно сформулированным заданием по излагаемому материалу, с индивидуальными особенностями, с последующим обсуждением результатов) Просмотр видеофрагмента. Просмотр видеофрагмента. Усвоение нового материала через сравнение двух или более процессов, объектов или явлений. (Н-р: митоз и мейоз; растительная, животная и грибная клетка) Усвоение нового материала через сравнение двух или более процессов, объектов или явлений. (Н-р: митоз и мейоз; растительная, животная и грибная клетка) Тестовые задания. Тестовые задания. Диктанты на слух. Диктанты на слух. Найти лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору «на слух». (Пример: а. Рибосома, лизосома, митохондрия; Найти лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору «на слух». (Пример: а. Рибосома, лизосома, митохондрия; б. хлоропласт, вакуоль, оболочка, ядро). б. хлоропласт, вакуоль, оболочка, ядро). Нарисовать по памяти схему развития(Пример: схема развития печёночного сосальщика) Нарисовать по памяти схему развития(Пример: схема развития печёночного сосальщика) Посмотреть на карточку и через определённое время повторить в том же порядке Посмотреть на карточку и через определённое время повторить в том же порядке Найти соответствие фактов и понятий. Найти соответствие фактов и понятий. Соотнести буквы и цифры в двух таблицах, восстановить утверждение, объяснить (читать без помощи рук, следить глазами) Соотнести буквы и цифры в двух таблицах, восстановить утверждение, объяснить (читать без помощи рук, следить глазами) Ответ: Клетки растений сложнее, чем клетки животных. Подписать части изображённого объекта. Подписать части изображённого объекта.

I. 7 класс. Задание: Через 1 мин. Повторите в том же порядке. регенерацияфиннапочкование яйцеклеткарефлексциста паразитгермафродитсперматозоид II. 7 класс. Задание: Прочитайте понятия, через 1 мин. Повторите их в том же порядке: половые клетки, органы, выделительная система, яичники, двуполый, присоски, семенники. III. 8 класс. Задание: Нарисовать нервную клетку, подписать её части. IV. 9 и 11 класс. Диктант на слух - ответить на вопросы письменно (да-1, нет-0) А. Древние китайцы любили пить чай с черешневым вареньем(0) В. Лучшее сырьё для производства макарон делается из пшеницы, центр происхождения которой находится там, где берёт начало Голубой Нил.(1)