900igr.net «Память, моя память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все уже твои дороги, все морозней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
900igr.net Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным.
Advertisements

Может быть, главное очарование почти всех произведений Виктора Петровича Астафьева ( ), работавшего в разных жанрах, от рассказов для детей вроде.
Творчество В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Тест Творчество В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Тест.
Главного героя рассказа зовут ________. Он с родителями жил на берегу реки ________. Отец мальчика занимался тем, что _____________. Главный герой снабжал.
«Васюткинами тропами» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Автор проекта: учитель русского языка и литературы Павлухина Л.А.
1924 – 2001г.г.. Красноярский край Река Енисей Село Овсянка.
А память священна, как отблеск Вечного огня… А память священна, как отблеск Вечного огня… (по рассказу В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет») «Фотография,
«С памятью – к памяти» План рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро»
Виктор Петрович Астафьев «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин лия его, этого счастья? Все ли делал для счастья других?
В.П.Астафьев «Васюткино озеро» учитель Веденяпина Ольга Геннадьевна МБОУ СОШ 83.
Как Васютка выжил в тайге? (рассказ «Васюткино озеро» В. П. Астафьева)
В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего.
Где происходит действие рассказа «Васюткино озеро»? В Сибири. В тайге. На реке Енисей. Чем занимался Васютка в бригаде рыбаков? Собирал кедровые орехи.
Как Васютка выжил в тайге? (рассказ «Васюткино озеро» В. П. Астафьева)
Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001 г.г.) «Васюткино озеро» озеро» Урок литературы в 5 классе в 5 классе Смурова Т.Н., учитель русского языка и литературы.
Родился 1 мая 1924 года 1931 год – осиротел (мать утонула), воспитывался бабушкой и дедушкой 1939 год – попал в детский дом 1942 год – уходит добровольцем.
Как часто знаменитые люди повторяют: «…мои земляки! Моя деревня!» - и как редко помнят об этом на самом деле, от души. Виктору Астафьеву не нужно доказывать.
Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001 г.г.) «Васюткино озеро» озеро» Урок литературы в 5 классе в 5 классе Смурова Т.Н., учитель русского языка и литературы.
«Слышать боль каждого….». «Виктор Астафьев – писатель редкостного учения вкладываться в жизнь народа, подмечать в ней все, судить это подмеченное, размышлять.
Название проекта: «Маленький Робинзон» Участники проекта: группа учащихся 5 класса Руководитель проекта: Павлухина Людмила Анатольевна.
Транксрипт:

900igr.net

«Память, моя память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все уже твои дороги, все морозней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение... Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнет усталости, побудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси, слышишь? воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него... Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапинки, до белого шрама на верхней губе... Далеко-далеко возникло легкое движение, колыхнулась серебряная нить... Там, в неторопливо приближающемся прошлом, по паутине, вот-вот готовой оборваться, под куполом небес, притушив дыхание, идет ко мне озаренный солнцем деревенский мальчик... Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого неужто он был мною, а я им?!» «Ода русскому городу» В.Астафьев 2

Человек и писатель, который рано потерял самого дорогого ему человека маму; который жил и воспитывался в семье бабуши и дедушки Потылицыных; побывал в детском доме; учился в железнодорожном училище в Красноярске; воевал на фронте и закончил войну в звании рядового; который написал много интересных рассказов для детей. Пройдет много лет, и бывший беспризорник и детдомовец, бывший солдат Великой войны станет писать, чтобы рассказать людям о пережитом, о том, что тревожит душу. Писать рассказы для детей Астафьев начал давно, в самом начале своего творчества, в 50-е годы. Он создает цикл рассказов о своем детстве, а точнее о тех впечатлениях, что были вынесены им из той далекой поры. Автор предстает в этих рассказах центральной действующей фигурой, это его глазами мы видим окружающий мир. Героями рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку огромный мир человеческих отношений, природы и взаимосвязь человека и природы. 3

Экспозиция Завязка. Развитие действия Кульминация. Развязка Эпилог. 4

Экспозиция. 1. Рассуждение об озерах и их названиях. 2. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря. Развитие действия. 1. Страх и отчаяние Васютки. 2. Решительные действия по своему спасению. 3. Просвет в пути. Кульминация. Появление бота и возвращение героя. Развязка. 1. Васютка дома. 2. Путь к озеру и его освоение. Эпилог. Пятнышко на карте «Васюткино озеро». 5

Вопросы: Какое событие лежит в основе сюжета рассказа? Какие чувства испытал мальчик после того, как он понял, что потерял затеси? За что ругает себя Васютка? Какое решение принимает Васютка? 6 «Васюткино озеро». Худ. С.Сюхин.1990 Обсуждению рассказа

Вопросы: Васютка бодрится, но... легко ли ему? Как передает писатель состояние мальчика, когда тот понял, что заблудился? И тут Васютка стал вспоминать... Что вспоминать? Что делает Васютка? О чем он тревожится? 7

Вопросы: Что пытается найти Васютка среди тайги? Куда решает идти Васютка? Почему? Почему Васютка так обрадовался, когда нашел утку, подстреленную вечером? Какие трудности стоят на пути домой у Васютки? 8

Вопросы: Почти пять дней шел Васютка по тайге один, без помощи. Каким вы себе представляете этого мальчика? А каким вы представляете себе автора? Почему стали это озеро называть Васюткино озеро? Только потому, что его нашел Васютка? 9

Беседа. - Какого типа речи будет наша творческая работа? (Рассуждение с элементами повествования) - Что должны представлять собой пункты любого плана? (Конкретную фразу, содержащую опорную лексику). 10

I. Васютка - герой биографического рассказа В. Астафьева. II. Васютка заблудился и выжил в «неприветливой тайге». 1. Мальчик с детства впитал «таежные законы», выполнение которых помогло ему. 2. Он постоянно вспоминал советы и слова старших. Это поддерживало его. 3. Васютка умел рассуждать, эти рассуждения помогли ему найти дорогу к реке. 4. Он действовал, несмотря на отчаяние и усталость. 5. Мальчик не терял спокойствия, самообладания. III. Знание таежных законов, опыт старших, спокойствие помогли Васютке выжить в тайге. 11

Задание: найти цитаты, которые можно использовать в сочинении, ориентируясь на пункты плана. 1. « Тут уж с матерью не поспоришь. Такой старинный порядок: идешь в лес - бери еду, бери спички». 2. « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит! - вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать все, чему его учили, что узнал из рассказов рыбаков и охотников». 3. « Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, появилась и у Васютки». « Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: « Откуда в озере столько белой рыбы»?». 4. « Остались две спички, кончались и Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться», но «мальчик брел, почти падая от усталости». 12

«Литература в школе», 7, 2001 Поурочные разработки по литературе 5 класс. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В., Москва «ВАКО»,