Подготовка к написанию сочинения-отзыва на повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.Выступления, характеризующие Васкова и пятерых девчат, автора. 2. Кого из героев – солдат в произведениях об Отечественной войне напоминает вам Васков?
Advertisements

Презентацию подготовил учени к 9 класса МОУ СОШ с. Сосновоборское Терёхин Александр Руководитель : Магрицкая Е.А.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОВЕСТИ Б.ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»
«Мы – люди, потрясённые Шукшиным» Презентация к уроку литературы в 7-ом классе по рассказам В. М.Шукшина.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 14» ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ЧИТАЕМ О ВОЙНЕ» ПОВЕСТЬ Б. ВАСИЛЬЕВА.
Отзыв Моя любимая книга. Отзыв – суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо. Дать отзыв о книге – значит высказать и обосновать свое мнение.
«А зори здесь тихие» Автор Якименко С. Н. МОУ СОШ 20.
Рувим Исаевич Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» год.
Сочинение-рассуждение Учитель: Соколова Е. И. 7 класс.
Борис Васильев «А зори здесь тихие...». Борис Васильев Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске После окончания 9-го класса, в семнадцать лет.
Подвиг народа в Великой Отечественной войне (по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие")
«Идёт война народная» Урок-размышление по повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…»
«Отзыв о книге. Дневник чтения.» Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов Автор: вед. библиотекарь МОУ СОШ 9 Капустина Людмила Николаевна.
Исследовательский проект «Отражение военной действительности в художественной литературе xx века на примере повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»
Май 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков.
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Транксрипт:

Подготовка к написанию сочинения-отзыва на повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

Отзыв – это выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

Строение сочинения- отзыва По типу речи отзыв – рассуждение. Поэтому в отзыве, как правило, можно выделить три части: 1. Тезис (понравилось или не понравилось произведение). 2. Доказательства (аргументируется высказанная оценка). 3. Выводы (общая оценка произведения) и рекомендации (кому прочитать данную книгу).

Элементы, включаемые в отзыв. Автор, название книги, жанр произведения. Время и место действия. Главные действующие лица Краткое содержание.

Компоненты пересказа Опорные слова Указание на жанр и тему произведения Это… Указание на завязку, кульминацию и развязку сюжетного действия. В центре произведения - … Представление героев произведения. Главные герои произведения - …

1) выявление личностного восприятия произведения; 2) аргументированная оценка поступков героев, изображаемых событий; 3) обладание определённым содержанием (информацией о прочитанном); 4) употребление форм первого лица. Главным в отзыве является:

Выберите форму отзыва (например, письмо к другу, письмо к автору книги, письмо в издательство, статья для стенгазеты, для стенда и т.д.). В зависимости от того, о какой книге, кому и что вы будете писать, определите стиль сочинения (публицистический, научный и др.). Постарайтесь в заглавии отзыва отразить его основную мысль.

Читая черновик сочинения вслух, следите, нет ли в вашем отзыве неуместного, неоправданного повторения слов. Избежать этого вам помогут синонимы, лексические и текстовые. (Понравиться, глубоко взволновать, произвести большое (неизгладимое) впечатление, запомниться, привлечь внимание, запасть в сердце и память; интересный, увлекательный, занимательный, любопытный; описывать, обрисовывать, рисовать очёркивать; изображать, показывать, рассказывать о…, знакомиться с…,вводить в…)

Вопросы для самостоятельного чтения повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Какова тема и основная мысль произведения? Где и когда происходят изображённые в нем события? Как вы понимаете название повести? Кто из героев особенно понравился? Почему? В чём своеобразие каждой из пяти девушек-зенитчиц и что их объединяет? Как на протяжении повести меняется характер старшины Васкова? Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление? Каков язык книги (что запомнилось, показалось необычным, свежим)? Кому адресована повесть Б. Васильева? (обратитесь к эпилогу) Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься? Эта повесть, по словам поэта А. Дементьева, пользуется «всеобщей симпатией». Как вы думаете почему? Напишите на обороте листа тезисы вашего ответа.

Какова тема произведения? Где и когда происходят изображённые в нем события? Кратко перескажите сюжет. Время действия повести – май 1942 года. Место – неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулемётного батальона. Это девушки, а командует ими старшина Васков. Преследуя вражеских диверсантов, пять девушек во главе с Васковым вступают в неравный бой.

Как вы понимаете название повести? «А зори здесь тихие…» – название оглушает, словно внезапная тишина после взрывов. Оно является полной противоположностью реальностям войны и событиям самой повести. Сотнями тысяч жизней таких вот девчонок и мальчишек было заплачено за наши «тихие зори». Название повести является полной противоположностью реальностям войны и событиям самой повести.

Кто из героев особенно понравился? Почему? В чём своеобразие каждой из пяти девушек- зенитчиц? Неповторимостью наделены все пять героинь повести. У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги. Своеобразие Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга. Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищённостью, которые вызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной – это её близость к природе, открытая сердечность. А особинка Гали Четвертак – в её способности преображать действительность, в неуёмности фантазии.

У каждой из девушек свой суровый счёт к фашистам. У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили… Семьи комсостава захватили – и под пулемёт». У Риты Осяниной – гибель «на второй день войны в утренней контратаке» мужа. У Сони Гурвич – «дружная и очень большая семья» в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной – несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья». У Галки Четвертак – неосуществлённые фантазии.

Что же объединяет этих столь разных девушек-зенитчиц? Но есть в их судьбах и та подчёркнутая Б. Васильевым общность, то единство отношения к жизни, людям, войне, которое не требует определений и доказательств и которое иначе не назовёшь, как преданностью и любовью к Родине.

Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова? Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается характер Васкова. Преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. В бою расправляется душа сурового Васкова, а девушки проникаются уважением к нему, доверяя его опыту.

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас её последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия».

Единый подвиг - защита Родины – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде. Каждый на своём участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Как автор рассказывает нам о подвиге? Каков язык книги (что запомнилось, показалось необычным, свежим)? Повесть отличается чёткостью композиции, простотой формы. Язык повести прост, доступен и понятен. Группа Васкова, её бойцы, их бой изображены в повести в естественном переплетении героического и будничного, смешного и возвышенного, радости и горя.

Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Можно ли назвать героической смерть каждой из девушек? Пусть не все девушки гибнут с оружием в руках, пусть их бой лишь «местного значения», здесь всё уже мерится самой простой и высокой меркой: жизнь одна и смерть одна, и все они – подлинные героини войны.

Кому адресована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»?

Эпилог. Привет, старичок! Ты там доходишь на работе, а мы здесь ловим рыбёшку в непыльном уголке. Комары проклятые донимают, но жизнь всё едино райская, старик! Давай цыгань отпуск и рви к нам. Тут полное безмашинье и безлюдье. Раз в неделю шлёпает к нам моторка с хлебушком, а так – хоть телешом весь день гуляй. К услугам туристов – два шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А уж грибов!.. Сегодня с моторкой приехал какой-то старикан без руки и с ним капитан-ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно – тятей. Что-то они тут собираются разыскивать – я не вникал…

…Вчера не успел дописать – кончаю утром. Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас ещё не было на свете. Альберт Федотыч привёз мраморную плиту. Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу. Я хотел помочь им донести плиту и – не решился. А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые- чистые, как слёзы…

Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд, И пусть не думают, Что мёртвые не слышат, Когда о них потомки говорят. Б. Майоров