1. Из каких источников вы узнали о событиях гражданской войны ? Урок истории Исторические документы Фильмы 24 человека 17 человек 10 человек Книги 6 человек.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного.
Advertisements

В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия.
( 1892 – 1941 ). Моим стихам, написанным так рано,... Настанет свой черед. М. Цветаева Возьмите стихи – это и есть моя жизнь. М. Цветаева.
Представление учебного проекта Тема Гражданской войны в литературе 20-х годов XX века.
На этом уроке вы познакомитесь с писателями и поэтами 20-х годов ХХ века.
Тема урока: «Три цвета гражданской войны». Цели урока: 1. Обучающая: обобщить и систематизировать на основе повторения ранее изученный материал и в ходе.
Тема Гражданской войны в литературе писателей 20-х годов 20 века Вводная презентация для учащихся.
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ФАДЕЕВ Род. в г. Кимры, б. Тверской губ. Родители из крестьян. Отец фельдшер, мать фельдшерица. Детство Ф. провел.
МИХАИЛ ШОЛОХОВ ( ). Шолохов Михаил Александрович ( ), прозаик. Родился 11 мая (24 н.с.) на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в.
М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». 11 класс Подготовила учитель Берестовая Н. Г.
Тема урока: Подвиг солдата (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» и повести М.П. Девятаева «Побег из ада»).
Родился 11 мая (24 н.с.) 1905 года на хуторе Кружилинском станицы Вёшенской в крестьянской семье. Учился в церковно- приходской школе, затем в гимназии,
Михаил Александрович Шолохов ( 1905 – 1984). «Брат на брата, сын на отца…» Художественная концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Из одного корня Из одного корня. Октябрь 17-го и гражданская война развели русских поэтов по обе стороны баррикад, возведенных российской смутой, по разным.
Михаил Александрович Шолохов ГАПОУ « Бугульминское медицинское училище » Гафиятуллина А. Ф.
Проверка знаний Михаил Александрович Шолохов. Годы жизни М. А. Шолохова ?
Гуманизм: абстрактный или классовый?» (по роману А.А. Фадеева "Разгром") ЖилинаЖилина Галина Нигметовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Карагачская.
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
Презентация к уроку "М.А.Шолохов. Роман "Тихий Дон": история создания, жанр, композиция".
Транксрипт:

1. Из каких источников вы узнали о событиях гражданской войны ? Урок истории Исторические документы Фильмы 24 человека 17 человек 10 человек Книги 6 человек 2. Какие произведения о Гражданской войне вам известны ? « Разгром » - 8 человек « Белая гвардия » - 4 человека « Донские рассказы » - 4 человека Не могу назвать – 8 человек 3. Как, на ваш взгляд, могли изображаться события Гражданской войны в литературе 20- х годов ? Наверное, изображались трагично – 13 человек Затрудняюсь ответить – 11 человек Результаты анкетирования обучающихся 11- а класса по вопросам о Гражданской войне Образовательные цели урока : 1.Понять, какой предстает эпоха со страниц литературных произведений 20- х годов. 2.Познакомиться с творчеством писателей, творивших в эпоху 20- х годов. 3.Понять, каково отношение наших современников к произведениям, написанным в 20- е годы XX века. 3 мин.

Герой Подвиг Смерть во имя свободы Юность Марш Охарактеризуйте эпоху, в которую могла быть написана песня? (1-2 предложения) 4 мин.

В какую эпоху могло быть написано такое стихотворение? Расстояние : версты, мили... Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли. Рас - стояние : версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это – сплав Вдохновений и сухожилий... Не рассорили - рассорили, Расслоили... Стена да ров. Рассадили нас, как орлов - Заговорщиков : версты, дали... Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж - ну который - март ?! Разбили нас - как колоду карт ! 24 марта 1925 Трагедия Боль Утраты Расставание навсегда Раскол Разлука 4 мин.

Тема Гражданской войны в литературе 20- х – 30- х годов.

Задание группе 1 Задание группе 2 Задание группе 3 Задание группе 4 Задание группе 5 Используя содержание статьи, дайте характеристику литературы 20-х годов XX века. Используя содержание статьи, дайте ответ на вопрос: «Как представлял себе революционный гуманизм А. Фадеев?» Какие взгляды М. Булгакова на революцию и Гражданскую войну отразились в романе «Белая гвардия»? Как изображает М. Шолохов трагедию Гражданской войны в «Донских рассказах»? Каков характер поэзии 20-х годов: основные жанры, темы, поэтические имена?

Используя содержание статьи, дайте характеристику литературы 20-х годов XX века. 1.На литературу 20- х годов оказали влияние Октябрьская революция и Гражданская война. 2.Продолжают творить писатели, чьи произведения появились ещё в дореволюционную эпоху : Ахматова, Цветаева, Горький, Вересаев. 3.Появляются новые имена в литературе : Шолохов, Фадеев, Булгаков, Платонов и др. 4.Все старые журналы и газеты, в которых печатались Салтыков - Щедрин и Чехов, Блок и Горький, перестали существовать. 5.Новые советские журналы, большинство из которых просуществует весь ХХ век, были идеологичны уже начиная с заглавий : « Красная новь », « Звезда », « Новый мир », « Октябрь », « Знамя ». 6.Вновь появилась цензура, теперь уже советская. 7. После революции русская литература переживает великий раскол : его последствия придется изживать весь XX век.

Используя содержание статьи, дайте ответ на вопрос: «Как представлял себе революционный гуманизм А. Фадеев?» А. А. Фадеев ( ) В 1927 году вышел роман: Разгром Фадеева Это произведение ставило острые вопросы гуманистического смысла революции. Фадеев пытался создать образ нового героя, отстаивавшего позиции революционного гуманизма. Он по-иному освещает духовные ценности, такие, как героическое, борьба, жалость, любовь, верность, долг. Герои Фадеева бывают жестокими, беспощадными, нечестными. Для них нравственно то, что на пользу рабочим и крестьянам, что служит победе революции и ее защите. Все средства допустимы и преступления оправданы высшей идеей.

М. А. Булгаков ( ) Какие взгляды М. Булгакова на революцию и Гражданскую войну отразились в романе «Белая гвардия»? Булгаков продолжал традиции классической русской литературы. Его героям уровень культуры, воспринятой от нескольких поколений интеллигенции, не позволяет опуститься, стать зверем. Булгакова ужасает Гражданская война. Особенно его пугает стремление тёмных личностей, предлагающих себя в качестве кумиров и вождей толпы, использовать мужичонков гнев для достижения собственной власти.

Как изображает М. Шолохов трагедию Гражданской войны в «Донских рассказах»? М. А. Шолохов (1905 – 1984) События Гражданской войны явились фактическим материалом, который лег в основу первых рассказов Шолохова. В Донских рассказах автор стремился изобразить гражданскую войну, ее последствия как для судьбы Дона, так и для судьбы России в целом. В них Шолохов показывает ужас братоубийственной войны, которая разрушает уклад жизни казаков.

Каков характер поэзии 20-х годов: основные жанры, темы, поэтические имена? 1. С небывалой силой звучала гражданская лирика, разрабатывались наиболее действенные, обращенные непосредственно к массам жанры : марш, песня, стихотворное воззвание, послание. 2. Многие поэты воспринимают революцию как трагическую неизбежность ( Волошин, Цветаева ) 3. Появляются в поэзии новые имена. Например, стихи Багрицкого отличались образной яркостью, свежей интонацией, ритмикой и быстро вывели его в первый ряд поэтов революционного романтизма. М. И. Цветаева ( ) М. Волошини ( ) Э. Багрицкий ( )

Роман А Фадеева «Разгром» (1924 – 1927) Вопросы к анализу эпизода 1.Как в романе решается вопрос о ценности человеческой жизни в эпоху перелома? 2.Фадеев ввел в литературу понятие «революционный гуманизм». Как вы понимаете его значение? Может ли слово «гуманизм» иметь определения? 3.Кто прав – Левинсон, командир отряда, и врач Сташинский или Мечик, узнавший о готовящемся убийстве партизана Фролова? 4.Что даёт Левинсону силы принять страшное решение убить безнадёжно больного Фролова? 5.Кто из русских писателей 19 столетия также ставил своего героя перед выбором и как решал проблему гуманизма на страницах своего произведения? 10 мин.

Фадеев писал об основной мысли своего романа : « В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей ». Когда боец Фролов стал обузой для отряда, Левинсон принимает решение : во имя спасения многих пожертвовать одной жизнью. Но даётся командиру это трудно : « Левинсон хотел было назвать одним словом то единственное, что оставалось им, но, видно, слово это было настолько трудным, что он не смог его выговорить ». А. А. Фадеев ( )

Ответ Бога вахмистру Жилину: Мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку. Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается казарм, Жилин, то тут так надо понимать, все вы у меня, Жилин, одинаковые - в поле брани убиенные. Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймет. («Сон Алексея Турбина» - отрывок из главы 5 романа Булгакова «Белая гвардия») Хождение по мукам – путь людей, вовлеченных в междоусобицу Гражданской войны Все рядком лежат - Не развесть межой. Поглядеть : солдат. Где свой, где чужой ? Белый был - красным стал : Кровь обагрила. Красным был - белый стал : Смерть побелила. М. Цветаева (1920) Какая мысль объединяет отрывок из романа Булгакова и стихотворения Цветаевой ? 4 мин.

Гражданская война. Взгляд через годы… В Гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия. Борис Васильев 1990 Роберт Рождественский. Стихотворение « Белым генералам » 1972 Плотно лежат они, вдоволь познавшие Муки свои и дороги свои. Все - таки - русские. Вроде бы - наши. Только не наши, скорее, ничьи … Владимир Набоков Стихотворение « Расстрел » мин.

1. Выполнить сложный план статьи И. Сухих. Вопросы (1 на выбор ) 1. Что общего и какие различия в изображении революции и Гражданской войны вы увидели в творчестве М. Шолохова и М. Булгакова? (прочесть рассказы М. Шолохова «Родинка», «Жеребёнок») 2. Как изобразил события Гражданской войны Б. Лавренев в повести «Сорок первый»? Домашнее задание 2 мин.