Тема урока: Сталинградская битва. ( неролевая игра)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Сталинградская « битва» (Брейн-ринг).
Advertisements

Тема урока: Сталинградская « битва» (Брейн-ринг).
Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Урок Мужества: «Помнят люди!» Подготовила: воспитатель ГПД Шахгельдиева А.В. МОУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа»
План урока 1.Этапы Сталинградской битвы (17 июля 1942 г. –Этапы Сталинградской битвы (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.): 17 июля 1942 г. – 18 ноября.
Групповая работа 1 группа. Задание: о каком городе идёт речь в этих документах? Почему вы сделали такой вывод? Работа с документами: Иностранные журналисты,
Коренной перелом в Великой Отечественной войне Выполнил студент 421 группы Комаров А. Н.
Упорное сопротивление советских войск Упорное сопротивление советских войск немецко- фашистское командование повернуло с кавказского направления на сталинградскую.
«Ни шагу назад!». Битва за Сталинград послужила началом коренного перелома во II Мировой войне. верно.
Подготовила мастер п / о : Грященкова Л. В.. Боевые действия с 19 ноября по 24 декабря 1942 г. 19 ноября 1942 года началось наступление Красной Армии.
Славься, Сталинград! Величайшая победа, одержанная под Сталинградом, сыграла колоссальную роль в ходе всей второй мировой войны. Через моря и океаны неслась.
К 70-летию Сталинградской битвы.. 17 июля – 12 сентября 1942 – наступление немцев 13 сентября – 18 ноября 1942 – оборонительные бои на улицах Сталинграда.
Город-герой Волгоград Сталинград Дети прячутся от бомбежки в щели год. В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии (5,5 миллионов.
Сталинградская битва. I этап. «Хроника Сталинградской битвы».
17 июля 1942 год - 2 февраля 1943 год. 1 этап Сталинградской битвы ( 17 июля -12 сентября 1942 года) По своим масштабам и ожесточенности она превзошла.
Сталинградская битва 17 июля февраля 1943.
Коренной перелом в Великой Отечественной войне Презентация Кропачевой Светланы Ученицы 9б класса МОУ- СОШ2 Учитель: Зуева С.В.
«Чем сильнее отпор, тем славней победа» К 70 - летию Сталинградской битвы.
Пытаясь захватить город с ходу, фашистские орды бросили на Сталинград всю авиацию 4-ого воздушного флота. 23 августа враг обрушил на город первый бомбовый.
Транксрипт:

Тема урока: Сталинградская битва. ( неролевая игра)

Цели урока: Сформировать знания учащихся о значении начала коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоках. Расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, показать умение работать с дополнительной литературой. Формировать позитивную оценку подвига советского народа, воспитывать благодарное отношение к героям Сталинградской битвы.

Оформление урока: Историческая настенная карта Отечественной войны гг., репродукция картин, посвящённая Великой Отечественной войне, Сталинградской битве, фотографии военного Сталинграда, героев Сталинградской битвы, выставка книг о Сталинградской битве, сообщения учащихся о мужестве солдат в дни Сталинградской битвы.

Эпиграф к уроку: « Выше всех Эверестов- Мамаев курган!» Роберт Рождественский.

Подготовка к уроку: Готовятся 2 команды.Остальные ученики- болельщики, которые заранее получают свои вопросы и готовят их. Команды получают маршрутные оценочные листы. Ответ оценивается по шкале: полный ответ-5 баллов, неполный ответ- 3 балла, неправильный ответ- 0 баллов.

Ход урока: Вводное слово учителя. Сталинградская битва является решающим сражением Второй мировой войны, ознаменовавшим начало коренного перелома в ходе войны. Эта битва, продолжавшаяся 200 дней ( с 17 июля 1942г. по 2 февраля 1943г. ) – одна из героических страниц в истории нашего народа, так как под Сталинградом были сосредоточены пятая часть пехотных и около трети танковых соединений фашистской Германии, а в составе её войск, наступавших на Сталинградском направлении было более 1 миллиона человек. И несмотря на это, наши войска сумели окружить и ликвидировать 300- тысячную группировку вражеских войск. Бои шли не только на земле, но и в воздухе. 23 августа немцы обрушили на город тонны бомб и стёрли его с лица земли. Загорелось нефтехранилище, потоки нефти устремились к реке, горела Волга. « Выше всех эверестов - Мамаев курган»,- писал Роберт Рождественский. И это не просто слова. В военных сводках Мамаев курган обозначался как » Высота 102 «. Эта высота была главным звеном в обороне Сталинграда. А после окончания войны его стали называть « главной высотой России». Как вы можете объяснить это выражение? В этой битве наши войска показали высоты военного мастерства В Сталинградской битве проявилась высота подвига нашего народа. Более 7000 бойцов погибли защищая Сталинград.

Учитель задаёт вопросы командам по очереди Если представители первой команды затрудняются, то вопрос переходит другой команде. Конкурс 1 « Знаешь ли ты?» Вопросы для первой команды: Даты оборонительного периода- ( 17 июля - 18 ноября 1942 года). Командующий 62- й армией- (В. И. Чуйков). Девиз защитников Сталинграда-( « Ни шагу назад! Стоять насмерть!»). Командующий 6-й полевой фашистской армией, наступавшей на Сталинград- ( фельдмаршал Паулюс). Когда подписан приказ 227? ( 28 июля 1942 года). Какой оборонительный объект в городе в донесениях значился высота 102?- ( Мамаев курган). Как называлась операция по окружению немецко - фашистских войск под Сталинградом?- (Уран). Какие фронты принимали участие в контрнаступлении?- ( Юго- Западный, Донской, Сталинградский). Кто руководил осуществлением операции » Кольцо»?- ( Рокоссовский). Когда была учреждена медаль « За оборону Сталинграда»?- ( 22 декабря 1942 года). Когда Сталинград получил высокое звание город- герой? – ( 8мая 1965 года).

Вопросы второй команде: Даты наступательного периода - ( 19 ноября 1942 года - 2 февраля 1943 года). Командующий 64-й армией – ( М. С.Шумилов). Девиз защитников Сталинграда- (« За Волгой для нас земли нет!»). Командующий 4-й танковой фашистской армией, наступавшей на Сталинград- ( генерал Гот). Смысл приказа 227?- ( Ни шагу назад! До последней капли крови защищать каждый клочок советской земли!). Где находится остров Людникова?- ( в районе завода « Баррикады» узкая полоска земли между Волгой и заводом « Баррикады»). Как называлась операция по расчленению и уничтожению окружённой группировки?- («Кольцо») Кто командовал фронтами? ( Юго – Западный – генерал Н. Ф. Ватутин, Донской- генерал К. К. Рокоссовский, Сталинградский- генерал А. И. Ерёменко). Кто координировал действия советских войск в ходе Сталинградской битвы?- ( Г. К. Жуков). Сколько человек были награждены медалью « За оборону Сталинграда»? - (750 тысяч). Сколько человек получили звание Героя Советского Союза в Сталинградской битве? – ( 125 человек)

Конкурс 2 « Узнай героя». Вопросы 1 команде: Участвовал в бою в составе 193-й стрелковой дивизии, которая удерживала натиск пехоты, 60 танков и 1700 самолётов врага. Он подбивал танки из противотанкового пулемёта; когда кончились патроны, он взял 2 бутылки с горючей смесью и пошёл навстречу головному танку. По нему стреляли, пуля попала в бутылку, одежда бойца загорелась. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о её броню вторую бутылку и лёг на броню танка. Умирая, советский воин уничтожил танк врага вместе с его экипажем. ( Михаил Паникаха). В одном из боёв в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя при исправлении повреждённой линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба конца. Его катушка как символ героизма в сражении за Сталинград передавалась лучшим связистам. ( Матвей Путилов).

Вопросы команде 2: Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов. Например, в 284- й стрелковой дивизии инициатором движения снайперов стал старшина ……….Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко- фашистское командование, чтобы уничтожить……. доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера. Его звали……. ( Василий Зайцев). Дом в районе площади имени 9 января ( ныне площадь Ленина) занимал господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города на запад до 1 км., а на север и юг- ещё дальше. Небольшая группа солдат во главе с…… захватила дом и превратила его в опорный пункт. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и миномётному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковывали, но его защитники стойко в течение 58 дней и ночей отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволяли гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. » Эта небольшая группа, - отмечал Чуйков- обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа».

Кто возглавил оборону дома? (Сержант Яков Павлов). Как называется этот дом сейчас? ( Дом солдатской славы).

Конкурс 4 « Мамаев курган». Вопросы команде 1: Как долго шли бои за Мамаев курган? ( 140 дней и ночей ). Как значился в военных сводках Мамаев курган? ( Высота 102 ) В каком году был открыт памятник- ансамбль на Мамаевом кургане? Кто его автор? ( 15 октября 1967 год ). ( Вутетич, скульптор, лауреат Ленинской премии ).

Вопросы команде 2: Какие памятники на Мамаевом кургане вы можете перечислить? Вводная композиция «Памятник поколений». Аллея пирамидальных тополей. Стены- руины ( левая, правая стороны), на которых начертаны призывы, клятвы защитников Сталинграда, фрагменты боёв. Площадь «Стоять насмерть!» - 12-ти метровая фигура воина, вросшего в землю. Площадь Скорби. От площади Скорби поднимается насыпной курган, куда были перенесены останки защитников Сталинграда, погибших во время великой битвы. На братских могилах героев битвы установлены надгробные плиты. Площадь Героев. В центре её – водяной партер. Скульптурные композиции на площади Героев (6), в которых запечатлены подвиги отважных защитников города: двух израненных солдат, девушки- санитарки, моряка, раненого командира, знаменосца. На площади Героев – стометровая стена в виде сильно удлинённого знамени, на котором выбиты слова » Железный ветер.....». Зал Воинской Славы. Скульптура « Родина- мать зовёт!» -52 метра.

Чья музыка звучит в Зале Воинской Славы? ( Шуман, «Грёзы»). Что вы можете рассказать о символической берёзке, растущей у подножия Мамаева кургана? ( с 13 апреля 1965 года по инициативе Лидии Степановны Пластиковой на склонах Мамаева кургана стали сажать деревья в память о родных людях, погибщих в годы войны..Берёзку посадил Фёдор Рыкунов в память о своих 4 братьях, погибших в годы войны- Степане, Иване, Сергее, Василии.).

Конкурс 5» Знаешь ли ты карту?» Это конкурс капитанов. Капитаны выбирают карточку и через минуту дают ответы. Вопрос капитану 1 команды: Охарактеризуйте, какими силами осуществлялось наступление немецко- фашистских войск на Сталинград? Цель наступления. Вопрос капитану 2 команды: Охарактеризуйте, силами каких фронтов происходило окружение немецко- фашистских войск под Сталинградом. Где происходило объединение фронтов? Когда?

Конкурс 6 ( болельщиков ): «Памятные места» Назовите места в городе Волжском, связанные со Сталинградской битвой? Какие памятники увековечили подвиг героев Сталинграда? - Мемориальный комплекс « Солдатское поле» -Памятник легендарному защитнику Сталинграда М. Паникахе. - Дом Павлова. - Бетонная стена берега Волги, знаменитая « Стена Родимцева», на которой начертана надпись: « Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Выстояв, мы победили смерть!» - Памятник участникам боёв за Сталинградский элеватор. - Мемориальная доска на фасаде универмага, которая говорит о том, что 31 января 1943 года в подвале этого здания был пленён 33-ей мотострелковой бригадой полковника Бурмакова генерал- фельдмаршал Паулюс со своим штабом. На Площади павших борцов гранитный памятник капитану Рубену Ибаррури, капитану Каменщикову, майору Фатяхутдинову.

Конкурс 7 « вопросы команд друг другу» Вопросы могут быть приблизительно такие: Кто в период Сталинградской битвы повторил подвиг Александра Матросова? В музее- панораме « Сталинградская битва» хранится шинель генерала, в которой 160 пулевых и осколочных пробоин. Назовите фамилию генерала.

Подведение итогов конкурсов.