И.А.Бунин Тема любви в прозе. Наиболее глубокое раскрытие тема любви нашла в цикле рассказов «Темные аллеи».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок по рассказам И.А. Бунина о любви Автор: Зюзина Ольга Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 1 п. Забайкальск Забайкальского края.
Advertisements

Рассказы И.А.Бунина о любви «Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено…этим страшным «солнечным» ударом, слишком большой любовью,
Тема любви в произведениях И. А Бунина " Любовь высший судья в человеческих отношениях "
Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». О счастье мы всегда лишь вспоминаем. И.А.Бунин.
Вторая мировая война застала Бунина в Париже. Бедность, равнодушие издательств тягостно переносились Иваном Алексеевичем. Вот как он сам говорит об этом:
«Эмотивное пространство рассказа И.А.Бунина «Легкое дыхание» Автор: Вихрова Екатерина, ученица 8 класса МБОУ «РСОШ2» Руководитель: Бондаренко А. А., учитель.
Тема любви в рассказах И.А.Бунина 2012 год. Прекрасно все в любви - несет ли нам Страдания она или бальзам. Страданья ради истинной любви Блаженством,
Тема любви в рассказах И.А.Бунина Автор: Полянина Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Волжская СОШ» Курманаевского района Оренбургской.
Корабельников Георгий 11 «а». В каком году написано произведение? что обещает мужчина когда провожает даму? Где находится Бунин когда вспоминает эту историю.
И э то в се, ч то б ыло в м оей ж изни - о стальное ненужный с он И. А. Бунин.
Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников,
Смысл и достоинство одухотворенной любви состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное.
Природа не просто фон повествования. Она способствует особому состоянию духа. Зимнее торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного.
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
Поэты о Великой Отечественной войне 6 класс Коровина
Любить - значит делать добро. Л.Н.Толстой. Что значит счастливая семья (по рассказам И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени», А.Чехова «О любви»)
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Творчество И.А.Бунина. Тема любви в творчестве И.Бунина Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.
Жакун В.В. учитель русского языка и литературы ЛГ МБОУ «СОШ 4» г.Лангепас.
И. А. Бунин «Легкое дыхание» Тест Анализ. общество мир Оли Мещерской серое, скучное, безликое светлый, яркий внутренний.
Транксрипт:

И.А.Бунин

Тема любви в прозе.

Наиболее глубокое раскрытие тема любви нашла в цикле рассказов «Темные аллеи».

- Цикл «Темные аллеи» состоит из 38 рассказов. - Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви. - Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти. - Любовь в произведениях Бунина – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому. - Бунинское изображение любви предельно откровенно и смело. - Любовь у Бунина в некотором смысле преступна – это переступание нормы, выход за рамки обыденности.

Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.

Рассказ «Темные аллеи».

Сюжет рассказа основан на встрече героев после тридцатилетней разлуки.

Надежда – бывшая крепостная крестьянка. Получила вольную от хозяев, стала хозяйкой казенной почтовой станции. Смогла устроиться в жизни благодаря своему умению «хозяйствовать» и уму. «Баба – ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает».

Николай Алексеевич – дворянин. Пренебрежительно относится к низшему сословию. Военный, сделавший хорошую карьеру.

В молодости Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга. Николай Алексеевич «очень бессердечно» бросил Надежду, она даже хотела «руки на себя наложить».

Надежда продолжает любить, но не может простить предательства. В сердце героини нет прощения за то зло и несчастье, которое она пережила столько лет назад.

Николай Алексеевич – слабый человек. Предрассудки смогли победить в нем любовь. Считает отношения с Н адеждой «историей пошлой, обыкновенной», но при этом понимает, что именно Надежда «дала ему лучшие минуты жизни», потеряв ее, он потерял самое дорогое, что имел в жизни.

Причиной расставания героев является общественное мнение: высший свет никогда бы не принял бывшую крепостную крестьянку в свой круг.

«Легкое дыхание»

Композиция рассказа такова, что мы сразу узнаем о трагически оборвавшейся жизни юной гимназистки Оли Мещерской: ее портрет «с радостными, поразительно живыми глазами» вделан «в крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий» на ее могиле. Бунин начинает и завершает рассказ у этого надгробного креста.

Банальная житейская драма – убийство из ревности - превращена автором в историю о загадочной притягательности, обаянии, жизненной силе женственности, воплощенной в образе Оли.

«Легкое дыхание» женственности хрупко, его попросту прерывают, как сделал это «обманутый» Олей казачий офицер. О биографии Оли сообщается вскользь, выделяется главное в ней – «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз», которые и отличали ее из всей гимназии.

Обаяние Оли действует на всех, оно искренне, естественное, потому «никого так не любили младшие классы, как ее». «Детское» в героине говорит о ее внутренней чистоте, непосредственности.

Главный прием – антитеза. «Легкое дыхание» Оли противопоставлено обыденному пошлому миру, «крепкому, тяжелому» кресту на ее могиле; красавец Малютин, совративший Олю, - некрасивому казачьему офицеру; бурная жизнь и ранний женский опыт героини – выдуманной жизни классной дамы, «немолодой девушки».

Сам Бунин объяснял название так: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», «недоумение». Из дневника героини мы узнаем о роковом дне, определившем ее судьбу. День начинался многообещающе: «было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Последние строчки записи: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» - обрывают так счастливо начавшийся день.

В палачи Оля себе выбирает «некрасивого и плебейского вида, не имевшего ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала» сама, казачьего офицера. Она как будто мстит самой себе за тот летний день, когда красивый, изящный, пахнущий английским одеколоном моложавый друг отца сделал ее женщиной.

Несмотря на свой «женский» опыт, Оля сохранила чистоту и естественность, «легкое дыхание», которое «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном осеннем ветре».

«Митина любовь»

История возвышенной и глубоко трагической любви, мучительной любви. Ощущение катастрофичности бытия, непрочности человеческих отношений и самого существования, обреченности любящего человека на одиночество усиливает ощущение катастрофичности эпохи, разлада в обществе, социальных катаклизмов.

Бунин подчеркивает постоянный жизненный контраст: с одной стороны, искренность чувств, с другой – несовершенство окружающего мира, жизни, отвергающей искренние чувства.

Начало рассказа – описание «последнего счастливого дня» Митиной любви. Счастье Мити согласно состоянию природы: солнце, весна, жаворонки, тепло, капель, все сияет и радуется. Но «неистовое желание, требование счастья» сопровождается предчувствием беды, Митя чувствует: «что-то случилось или вот-вот случится и что он погиб, пропал!»

В заключительных главах нарастает «необъяснимая тревога» – и дождь льет с утра до вечера, смешиваясь как будто с Митиными слезами, «было холодно, пронзительно сыро, темно от туч». Он осознает вдруг, «что в мире так чудовищно безнадежно и мрачно, как не может быть и в преисподней, за могилой».

Любовь-боль героя «так сильна, так нестерпима», что смерть кажется желанным избавлением от ужасов жизни.

«Холодная осень»

Основное место в рассказе занимает описание одного вечера, прощального вечера перед отъездом героя на фронт. Этот вечер помнится до мельчайших подробностей.

«Свои тайные мысли и чувства», предчувствие беды герои скрывают друг от друга. Война вмешивается в жизнь и ломает ее. Вторая часть рассказа представляет описание событий, прошедших за тридцать лет со времени гибели героя: революция, голод, гражданская война, бегство из России, скитания по разным странам. Однако о них говорится бегло, как о чем-то незначительном.

Главным событиеи в жизни героини остался тот прощальный вечер: «это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон»

«Грамматика любви»

Слово «грамматика» – из научного лексикона. Грамматика в переводе с греческого – «искусство читать и писать буквы». В рассказе Бунина говорится об искусстве любить, хотя чувствуется и некоторая авторская ирония: можно ли научиться любить по учебнику?

«Солнечный удар»

Рассказ начинается без вступления. Писатель словно выхватывает кусок жизни – кусок самый яркий, как «солнечный удар». Герои не имеют имен, просто «он» и «она», мужчина и женщина.

Писатель не называет имена героев, ему важно показать само чувство и то, что оно делает с человеком.

«На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». Женщина первой поняла остроту случившегося и невозможность продолжения этого слишком сильного чувства.

Вернуть любимую нельзя, но и жить без нее невозможно. Избавиться от внезапной, неожиданной любви герою не удается, «солнечный удар» оставляет в душе неизгладимый след.

Любовь в произведениях Бунина драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное, ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар. Любовь – это великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная.