Примеры реализации технологий e-government в России и за рубежом Лекция 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: МФЦ И ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО Заместитель директора Департамента государственного регулирования.
Advertisements

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА И ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. ДИСТАНЦИОННОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ Заместитель директора Департамента.
О Портале государственных и муниципальных услуг Воронежской области _____________________________________________ А.А. Воронина Руководитель центра региональных.
Подходы к созданию единой ИТ-системы оказания государственных услуг в регионе (на примере Челябинской области) Гриднев Виктор Вячеславович
Единый портал государственных и муниципальных услуг
МФЦ – это единый центр, где размещены специалисты всех важнейших ведомств, предоставляющие жителям города государственные услуги по наиболее важным жизненным.
Общая архитектура системы электронного правительства.
Информационные технологии в ГМУ («электронное правительство») Полтавец А.В., к.318, тел
Системы электронного документооборота в бизнес-процессах предоставления государственных услуг.
Государственные ПАМЯТКА: ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ Единый Портал доступа к государственным услугам в электронном виде открылся 15 декабря 2009 года "Об.
«Программа «Электронное Правительство Московской области на период годов» как инструмент обратной связи с населением Московской области» Начальник.
РЕАЛИЗАЦИЯ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ «ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ» НА.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА В ПРОЕКТАХ ПЕРЕВОДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ВИД.
ЗАО «АКГ «Развитие бизнес-систем » тел.: +7 (495) факс: +7 (495) сайт: Российская Академия.
Заседание Комиссии по Административной реформе Заседание Комиссии по проведению Административной реформы в Томской области 5 мая 2008.
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
Принципы и подходы к формированию концепции региональной информатизации Роман Валерьевич Урнышев Заместитель директора Департамента координации информатизации.
Об организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг Паршина Т.А..– начальник отдела управления информатизации.
Заседание подкомиссии повышения качества государственных и муниципальных услуг.
Урок знаний на тему: Место государства и гражданина в современном интернет- пространстве. Госуслуги и электронное правительство. Для учащихся старших классов.
Транксрипт:

Примеры реализации технологий e-government в России и за рубежом Лекция 3

Административная реформа С 2006 года: анализ функций органов исполнительной власти на предмет избыточности и дублирования, проекты по аутсорсингу функций федеральных ведомств С 2006 года: анализ функций органов исполнительной власти на предмет избыточности и дублирования, проекты по аутсорсингу функций федеральных ведомств В результате: за годы было разработано более 400 адм. регламентов, из них свыше 300 было согласовано с МЭРТ и более 190 утверждено В результате: за годы было разработано более 400 адм. регламентов, из них свыше 300 было согласовано с МЭРТ и более 190 утверждено В результате уже внедренных адм. регламентов время ожидания в очередях сократилось от 3 до 10 раз, общее время предоставления услуг уменьшилось в 3 раза В результате уже внедренных адм. регламентов время ожидания в очередях сократилось от 3 до 10 раз, общее время предоставления услуг уменьшилось в 3 раза

Государственные услуги on-line

Проблемы административной реформы с точки зрения эл. правительства Регламентация отдельных полномочий не решает проблемы! Пример: По регламенту ФРС, свидетельство о регистрации права на недвижимое имущество выдается в течение 10 дней после предоставления гражданином полного пакета документов. По регламенту ФРС, свидетельство о регистрации права на недвижимое имущество выдается в течение 10 дней после предоставления гражданином полного пакета документов. Фактически же срок регистрации земельных участков доходит до месяцев. Фактически же срок регистрации земельных участков доходит до месяцев. Почему? Почему? В услуге участвуют 14 инстанций, каждая из которых действует обособленно, в рамках собственных полномочий и несвязанно с деятельностью других ведомств. В услуге участвуют 14 инстанций, каждая из которых действует обособленно, в рамках собственных полномочий и несвязанно с деятельностью других ведомств.

Многофункциональные центры предоставления госуслуг Главное направление. Организации, предоставляющие комплекс взаимосвязанных сервисов представителями различных ведомств в режиме «одного окна» Главное направление. Организации, предоставляющие комплекс взаимосвязанных сервисов представителями различных ведомств в режиме «одного окна» В течение годов - сеть центров, которые будут оказывать госуслуг В течение годов - сеть центров, которые будут оказывать госуслуг МФЦ: предварительная запись по телефону, call-центры, электронные очереди, оплаты на месте и т.д. МФЦ: предварительная запись по телефону, call-центры, электронные очереди, оплаты на месте и т.д. В настоящий момент создается 18 МФЦ в 16 субъектах страны: Астраханской, Самарской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Курской, Липецкой, Омской, Ростовской, Саратовской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской и Челябинской областях, в Ставропольском крае и Ямало- Ненецком автономном округе. В настоящий момент создается 18 МФЦ в 16 субъектах страны: Астраханской, Самарской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Курской, Липецкой, Омской, Ростовской, Саратовской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской и Челябинской областях, в Ставропольском крае и Ямало- Ненецком автономном округе.

Многофункциональные центры предоставления госуслуг

Первый опыт В ряде регионов России объединены архивы отделений ЗАГС, ЖКХ и паспортно-визовых служб В ряде регионов России объединены архивы отделений ЗАГС, ЖКХ и паспортно-визовых служб В Санкт-Петербурге - «Государственный регистр населения», Единый центр регистрации предприятий, действующий по принципу «одного окна» В Санкт-Петербурге - «Государственный регистр населения», Единый центр регистрации предприятий, действующий по принципу «одного окна» Зеленоград: специализированный портал государственных мобильных услуг Зеленоград: специализированный портал государственных мобильных услуг «Система 112» - вызов пожарной охраны, милиции, скорой помощи, газовую аварийную службу и две новые службы – реагирования в чрезвычайных ситуациях и «Антитеррор». «Одно окно» для приема обращений населения обо всех ЧС и происшествиях «Система 112» - вызов пожарной охраны, милиции, скорой помощи, газовую аварийную службу и две новые службы – реагирования в чрезвычайных ситуациях и «Антитеррор». «Одно окно» для приема обращений населения обо всех ЧС и происшествиях

«Система 112»

Прогнозируемый результат – рост оперативности на 30%, Прогнозируемый результат – рост оперативности на 30%, что приведет к уменьшению человеческих потерь на 10-15%, что приведет к уменьшению человеческих потерь на 10-15%, то есть примерно на 15 тыс. человек в год. то есть примерно на 15 тыс. человек в год.

Электронное правительство в режиме G2B Примеров меньше: система сдачи отчетности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы, Пенсионный фонд, органы Росстата и Федеральную службу по тарифам (создана в основном усилиями коммерческих компаний). система сдачи отчетности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы, Пенсионный фонд, органы Росстата и Федеральную службу по тарифам (создана в основном усилиями коммерческих компаний). Количество абонентов этой системы в 2007 году достигло 500 тыс. (около 20% юрлиц России) Количество абонентов этой системы в 2007 году достигло 500 тыс. (около 20% юрлиц России)

Порталы как средство решения задач электронного правительства Отсутствие законодательства. Отсутствие законодательства. 75 процентов федеральных ведомств – на первом (минимальном) этапе в развитии порталов. 75 процентов федеральных ведомств – на первом (минимальном) этапе в развитии порталов. Остальные 25 – вообще на нуле. Остальные 25 – вообще на нуле. По состоянию на сегодняшний день наиболее полная информация представлена на интернет-ресурсах Минэкономики РФ, ФНС России, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Роснедвижимости. По состоянию на сегодняшний день наиболее полная информация представлена на интернет-ресурсах Минэкономики РФ, ФНС России, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Роснедвижимости.

Этапы эволюции ЭП Информационный (Гана, Китай, Тайланд, Казахстан, Россия) Информационный (Гана, Китай, Тайланд, Казахстан, Россия) Интерактивный (Япония, Италия, Германия, Эстония) Интерактивный (Япония, Италия, Германия, Эстония) Транзакционный (Корея, США, Сингапур, Канада) Транзакционный (Корея, США, Сингапур, Канада) Информационное общество (нет стран) Информационное общество (нет стран)

Эволюция госуслуг Электронное голосование В России в 2008 году - эксперимент по голосованию через интернет на региональных выборах В России в 2008 году - эксперимент по голосованию через интернет на региональных выборах Экспериментально - в 10 странах, например в США, Эстонии, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии. Экспериментально - в 10 странах, например в США, Эстонии, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии. В полном масштабе перейти на электронное голосование пока решила только Эстония. В полном масштабе перейти на электронное голосование пока решила только Эстония.

Эволюция госуслуг Электронные госзакупки Проводятся в России с 2007 года. Проводятся в России с 2007 года. Представлены в большинстве развитых стран: США, Италии, Швеции, Австралии, Ирландии, Норвегии, Канаде, Германии, Великобритании и т. д. Представлены в большинстве развитых стран: США, Италии, Швеции, Австралии, Ирландии, Норвегии, Канаде, Германии, Великобритании и т. д.

Эволюция госуслуг Подача налоговой декларации в электронном виде Возможность реализована на сайте Федеральной налоговой службы РФ. Возможность реализована на сайте Федеральной налоговой службы РФ. Есть в Великобритании, Эстонии, Бельгии, Австрии, Германии, Дании, Финляндии, США и т. д. Есть в Великобритании, Эстонии, Бельгии, Австрии, Германии, Дании, Финляндии, США и т. д.

Эволюция госуслуг Подача документов в приемную комиссию вуза Реализована в СПбГУ, в некоторых вузах Республики Татарстан. Реализована в СПбГУ, в некоторых вузах Республики Татарстан. Такая возможность есть в большинстве крупнейших вузов Европы и США. Такая возможность есть в большинстве крупнейших вузов Европы и США.

Эволюция госуслуг Возможность записи на прием в государственные учреждения или получения консультации через интернет реализована на сайтах 40 % госведомств путем создания раздела «Интернет-приемная». Возможность записи на прием через интернет отсутствует. реализована на сайтах 40 % госведомств путем создания раздела «Интернет-приемная». Возможность записи на прием через интернет отсутствует. Консалтинговые услуги оказываются большинством государственных порталов Европы и США. Консалтинговые услуги оказываются большинством государственных порталов Европы и США.

Мировой опыт классификации категорий услуг классификация по основным категориям получателей услуг Например: дети, молодежь, пожилые люди, ветераны, предприниматели и т.д. (США, Великобритания, Франция, Бельгия) алфавитная классификация органов государственной власти с возможной группировкой на верхнем уровне Федеральные органы, Региональные органы, Местные органы или другая аналогичная классификация), а также на более низких уровнях (обычно по региональному признаку) (Канада, США, Португалия) классификация других сайтов и субпорталов (ссылки) составляющих портал электронного правительства (США, Португалия, Финляндия, Южная Корея) классификация наиболее важных национальных ресурсов (средства массовой информации, Интернет-каталоги и поисковые машины, достопримечательности и т.д.).

Востребованность услуг Например: В Ирландии 48% населения возрастной группы года предпочитает SMS-сообщения посещению Интернет порталов (34%), предпочтение мобильной коммуникации еще выше (61%). В Ирландии 48% населения возрастной группы года предпочитает SMS-сообщения посещению Интернет порталов (34%), предпочтение мобильной коммуникации еще выше (61%). Во Франции 90% студентов запрашивают получение результатов экзаменов по SMS. Во Франции 90% студентов запрашивают получение результатов экзаменов по SMS. На Мальте суды отправляют SMS-сообщения относительно изменений в расписании слушаний и судебных заседаний. На Мальте суды отправляют SMS-сообщения относительно изменений в расписании слушаний и судебных заседаний. В Великобритании по мобильному телефону граждане получают предупреждения о террористической угрозе. В Великобритании по мобильному телефону граждане получают предупреждения о террористической угрозе. В Швеции популярна услуга оплаты парковки с помощью мобильного телефона (например, в Стокгольме 8% такой оплаты осуществляется посредством мобильной связи)2. В Швеции популярна услуга оплаты парковки с помощью мобильного телефона (например, в Стокгольме 8% такой оплаты осуществляется посредством мобильной связи)2.2

Без идентификации: Информация по нормативно- правовым документам Открытые ресурсы органов государственной власти Информационные ресурсы организаций и ассоциаций, участвующие в процессе оказания государственных услуг Новостной ресурс, полезные ссылки При идентификации: Предоставление части услуг онлайн (обеспечение транзакций) Виды идентификации: Виртуальная идентификация - неинтерактивные услуги «Карточная» идентификация: интерактивные он-лайн услуги - смарт-карты (Бельгия) «Идентификационная Карточка Гражданина» (например, ID- Карта в Эстонии, Citizen Card в Австрии) пластиковые смарт-карты с микрочипом, фотографией, ФИО, гражданством и личным кодом + прилагаются один или два пароля (PIN) Состав услуг

«Доверенный портал госуслуг» Создается в РФ для оказания гражданам и организациям госуслуг в электронном виде через единый сайт в интернете. Создается в РФ для оказания гражданам и организациям госуслуг в электронном виде через единый сайт в интернете. Доверенный портал госуслуг представляет собой территориально-распределенную информационную систему, которая обеспечивает информационное взаимодействие ИС органов госвласти между собой, с ИС органов местного самоуправления и иными ИТ- системами в интересах оказания госуслуг гражданам и организациям в электронном виде. Доверенный портал госуслуг представляет собой территориально-распределенную информационную систему, которая обеспечивает информационное взаимодействие ИС органов госвласти между собой, с ИС органов местного самоуправления и иными ИТ- системами в интересах оказания госуслуг гражданам и организациям в электронном виде.

«Доверенный портал госуслуг» Отсутствие надлежащей нормативно-правовой базы - услуги на сайте не могут предоставляться в полном объеме. Что будет реализовано: можно обратиться в с заявлением о регистрации прав на объекты недвижимости,выдаче/утере/замене паспорта, иностр. граждане – заявить о регистрации по месту жительства можно обратиться в с заявлением о регистрации прав на объекты недвижимости,выдаче/утере/замене паспорта, иностр. граждане – заявить о регистрации по месту жительства можно уведомить о прибытии иностр.гражданина или лица без гражданства к месту пребыванию и постановке на учет можно уведомить о прибытии иностр.гражданина или лица без гражданства к месту пребыванию и постановке на учет можно заполнить формы заявлений, распечатать их и передать на обработку в уполномоченный орган. можно заполнить формы заявлений, распечатать их и передать на обработку в уполномоченный орган.

Мировые лидеры госинформатизации Канада Канада «Проект предоставления услуг государственными органами при помощи информационных технологий» «Проект предоставления услуг государственными органами при помощи информационных технологий» 4 контура: сайт Канады, предоставляющий доступ к GOL-контексту; информационный портал, состоящий из подпорталов; промежуточное ПО, состоящее из поисковой машины, системы автоматизации бизнес- процессов, систем интеграции приложений и данных; инфраструктурное ПО (системы управления бумажными и электронными документами), электронного хранилища и СУБД 4 контура: сайт Канады, предоставляющий доступ к GOL-контексту; информационный портал, состоящий из подпорталов; промежуточное ПО, состоящее из поисковой машины, системы автоматизации бизнес- процессов, систем интеграции приложений и данных; инфраструктурное ПО (системы управления бумажными и электронными документами), электронного хранилища и СУБД

Портал госуслуг Канады

Подходы к построению порталов госуслуг Два примера: портал США - usa.gov портал Великобритании - direct.gov.uk Порталы госуслуг можно строить по принципу «снизу вверх» (США) и «сверху вниз» (Великобритания)

Российский опыт Десятка лидеров итогового сводного рейтинга информационной открытости законодательных органов государственной власти субъектов РФ в 2007 году

Российский опыт Десятка лидеров итогового сводного рейтинга информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в 2007 году

Только 7% региональных порталов имеют разделы, посвященные государственным услугам Регионы в большинстве своем представлены в сети Интернет в виде разобщенных ресурсов, которые содержат отрывочную информацию по государственным услугам Классификация услуг не ориентирована на быстрый поиск услуги пользователем портала Получатель услуги не получает четкого алгоритма действий, которые ему необходимо проделать для получения услуги Информация по госуслугам разрозненна, представлена и актуализируется на региональных порталах не просто по-разному, а зачастую противоречиво отсутствие форматов данных в ведомственных системах накопления и обработки информации - отсутствие интерфейсов доступа к данным и механизмов раскрытия информации Российские порталы –текущая ситуация

Информационный портал государственных услуг Нижегородской области

Портал Чувашской республики

исследований уровня информатизации муниципальных образований практически не проводилось год. По мнению представителей муниципалитетов, на сегодняшний день уровень внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность аппарата муниципальных образований в подавляющем большинстве случаев оценивается как «средний» год. По мнению представителей муниципалитетов, на сегодняшний день уровень внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность аппарата муниципальных образований в подавляющем большинстве случаев оценивается как «средний». собственные интернет-сайты имеет 90% из опрошенных органов власти собственные интернет-сайты имеет 90% из опрошенных органов власти Уровень информатизации муниципальных образований

на таких ресурсах представлены общая информация о муниципальном образовании (72%), контактные данные и график работы аппарата (63%), сведения о руководителях подразделений (70%). Чуть реже встречается информация о муниципальных программах или стратегиях (61%) и сведения о тендерах и конкурсах (60%). В то же время такие важные информационные блоки, как сведения об исполнении бюджета или сведения по работе с обращениями граждан размещают только около трети опрошенных муниципалитетов. Уровень информатизации муниципальных образований

Самое популярное - обмен документами с налоговыми органами вторую и третью позицию по популярности занимают «Информация о порядке оказания муниципальных услуг» и «Бланки, формы, квитанции». Около трети муниципалитетов уже предоставляют данную услугу и примерно такое же количество органов местного самоуправления разрабатывают данные сервисы. Уровень информатизации муниципальных образований