«Особенности функционирования и развития государственных (муниципальных) образовательных учреждений в условиях изменения правового статуса» Всероссийский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегический менеджмент в образовании : формирование стратегического плана школы Толщина Л. Н., декан факультета развития образовательных систем КОИПКРО,
Advertisements

Управление развитием дошкольного образования. Программа развития дошкольного образования - организационная основа управления его развитием пр.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ПРОЕКТ) муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 «Родничок» на уч.г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Основы организационного управления Тюшкевич Наталия Москва, 23 марта 2010 г.
© В.В. Маскин, Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Этапы планирования потребности в персонале
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Программа развития Это документ, направленный на решение стратегических задач, перспективных образовательных потребностей, социального заказа на образования.
1.Паспорт программы. 2.Пояснительная записка. 3.Информационная справка. 4.Проблемно-ориентированный анализ деятельности ДОУ. 5.Концепция развития ДОУ.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
Эмблема Основные направления деятельности Управляющего совета.
Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
Транксрипт:

«Особенности функционирования и развития государственных (муниципальных) образовательных учреждений в условиях изменения правового статуса» Всероссийский семинар-тренинг октября 2011 г. г. Челябинск

Моделирование программ стратегического развития ДОУ

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Система планирования дошкольного образовательного учреждения складывается из управленческого и педагогического планирования, каждое из направлений представлено двумя видами планов - стратегическим и тактическим.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Программа стратегического развития дошкольного образовательного учреждения - это важнейший документ образовательного учреждения, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Стратегическое управленческое планирование работы дошкольного образовательного учреждения - это процесс формулирования миссии и целей учреждения, выбора стратегии, определяющей эффективность функционирования дошкольного образовательного учреждения в будущем, обеспечивающей его развитие. Примером стратегического управленческого планирования является программа развития дошкольного образовательного учреждения.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Стратегическое педагогическое планирование дошкольного образовательного учреждения - это процесс определения специфики целей, содержания и организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Примерами стратегического педагогического планирования являются основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения или, например, модель выпускника.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является этапом внедрения последнего.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Программа стратегического развития дошкольного образовательного учреждения - это один из видов прогнозирования. Прогнозирование - разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, специфический вид познавательно - практической деятельности, предполагающий исследование еще не существующего объекта (системы).

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Одним из принципов прогнозирования развития организационных систем (в число которых входит и дошкольное образовательное учреждение) выступает программно-целевой принцип, заключающийся в том, чтобы подходить к прогнозированию как к целостной системе действий с четко определенным результатом и сбалансированными ресурсами. На данном принципе основан программно- целевой метод планирования, его стержнем является целеполагание.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Целеполагание – процесс формирования и развертывания цели

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Методика целеполагания предполагает: глубокий анализ состояния системы; формулировку на основе анализа генеральной цели; декомпозицию генеральной цели на подцели, т.е. построение «дерева целей»; разработку для каждой цели конкретной программы действий, мероприятий; определение для каждой программы действий состава исполнителей, этапов выполнения, средств решения программных задач, сроков исполнения, мер контроля.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Следовательно, такой документ, как программа стратегического развития дошкольного образовательного учреждения предполагает взаимосвязанное решение трех главных задач:

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (это, в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений детского сада и его конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем на данном этапе в свете меняющихся потребностей и задач).

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 2. Определить желаемое будущее состояние дошкольного образовательного учреждения, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям детского сада и социума (важно иметь в виду: речь идет о концепции будущего состояния именно конкретного детского сада).

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 3. Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния к желаемому будущему.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Существуют два варианта программ развития, два механизма их разработки в зависимости от стадии развития дошкольного образовательного учреждения, управленческих целей, ситуации, наличия ресурсов развития и т.д.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Первый вариант - поисковое прогнозирование - перенос, условное продолжение в будущее наблюдаемых сегодня тенденций развития организационной системы. Оно позволяет выявить противоречия, проблемы, подлежащие решению, определить в каком направлении идет развитие. Механизм разработки программы: анализ состояния - оценка возможностей - определение целей как результат развития.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Второй вариант - нормативное прогнозирование - определение возможных путей решения проблем на основе заранее заданных критериев. Оно позволяет моделировать переход от будущего к настоящему; определить, как достичь желаемого. Механизм разработки программы: определение цели - оценка возможностей - определение действий.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Анализ практики управления дошкольного образовательного учреждения показал, что при разработке программ развития дошкольного образовательного учреждения преимущественно используется поисковое прогнозирование, и используется следующий алгоритм действий: 1. Анализ исходного состояния. 2. Целеполагание как разработка системы целей. 3. Разработка мероприятий и условий их реализации. 4. Формирование (описание) программы.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Анализ существующих программ развития дошкольного образовательного учреждения показывает, что, к сожалению, наиболее существенные и сущностные их признаки зачастую авторами - разработчиками не понимаются, что ведет к отклонениям от сути: - программа не воспринимается как план работы с присущей ему четкостью, ясностью, конкретностью и определенностью; - наблюдается смешение программы с концепцией (которая, действительно, в отличие от описываемого документа не обязательно предполагает наличие конкретного плана действий); - авторы программ торопятся «прописать» частные нововведения, не разрабатывая сначала общего, стратегического замысла осуществления преобразований в детском саду; - крайне редко разработчикам удается сформулировать ожидаемые требования, спрогнозировать перспективный социальный заказ на результаты ее деятельности, а это означает, что программа не становится прогностическим документом; - наряду с инновациями в программах развития часто присутствуют детали, касающиеся текущего функционирования дошкольного образовательного учреждения, что в данном случае является избыточной информацией; - изложение в программах действий и мероприятий носит бесструктурный и бессистемный, сумбурный характер.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Алгоритм разработки программы стратегического развития дошкольного образовательного учреждения

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Основные понятия: - под развитием мы будем понимать целенаправленные и управляемые изменения самого дошкольного образовательного учреждения (содержания дошкольного образования, устройства жизни детского сада и управления им, обеспечивающие высокие образовательные результаты, успешное выживание, авторитет в местном сообществе и т.п.);

Моделирование программ стратегического развития ДОУ - под программой развития, исходя из вышеизложенного, подразумевается программа изменений, которые необходимо осуществить в образовательном учреждении для его успешного выживания и удовлетворения меняющихся потребностей государства, общества и личности. Таким образом, развитие – это изменение, а программа развития – программа изменений.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Стратегия (др.-греч. στρατηγία «искусство полководца») - общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы - цель».др.-греч.планТактика

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Мы понимаем стратегию как набор правил для принятия решений, которыми дошкольное образовательное учреждение руководствуется в своей деятельности. Также стратегия – это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путём координации и распределения ресурсов образовательной организации. По существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми дошкольное образовательное учреждение будет руководствоваться в своей деятельности, образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Выделяется пять элементов стратегии: Стратегия как план Стратегия как позиция Стратегия как «ловкий приём» Стратегия как поведенческие паттерны (образец, модель) Стратегия как перспектива.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Для разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения необходимо сформировать команду. Будет правильно, если в ее состав будут включены и администрация, и педагоги, и родители, и партнеры детского сада. Организовать деятельность такой группы весьма непросто, и особенно на первом этапе лучше пригласить внешнего модератора – специалиста по организации групповой работы.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Деятельность по разработке программы состоит из трех взаимосвязанных логических этапов: Подготовительный этап –Принятие решения о необходимости и сроках подготовки программы. –Организация рабочих групп по созданию программы, их обучение и обеспечение. –Подготовка необходимых ресурсов и условий для работы.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Основной этап – этап разработки программы. –Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды. –Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа. –Анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсного потенциала. –Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа. –Анализ и оценка достижений и конкурентных преимуществ ДОУ. –Анализ и оценка инновационной среды и потенциала дошкольного образовательного учреждения. –Прогноз восприятия предполагаемых нововведений. –Проблемный анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения. –Разработка и формулирование концепции желаемого будущего состояния ДОУ. –Разработка стратегии перехода к новому состоянию дошкольного образовательного учреждения. –Конкретизация целей ближайшего этапа развития дошкольного образовательного учреждения. –Разработка плана действий по реализации программы.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решения об исполнении программы. –Передача программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка программы экспертами. –Организация обсуждения и утверждения в дошкольного образовательного учреждения. –Представление и защита программы в органах управления. Принятие решения по программе.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Требования к программе стратегического развития дошкольного образовательного учреждения 1. Логика и стройность изложения. Каждый последующий раздел должен «вытекать» из предыдущего. 2. Простота и ясность написания (даже для непрофессиональных родителей). 3. Подробная аналитическая часть, в которой объясняется, почему данный детский сад собирается двигаться именно в заданном направлении. 4. Описание ожидаемых результатов. Это очень важное требование. Отдельные программы развития дошкольного образовательного учреждения «грешат» тем, что в них прописано большое количество мероприятий (действий), реализация которых не ведет ни к каким изменениям. 5. Содержание конкретного плана действий по достижению ожидаемых результатов. 6. Наличие бюджета, определяющего необходимые ресурсы для реализации программы. 7. Наличие механизмов реализации. 8. Указание способа измерения ожидаемых результатов. 9. Реалистичность. Не следует планировать то, что никогда не сможет быть реализовано. 10. В разработке программы должны принимать участие представители всех заинтересованных в ее развитии групп. 11. Для того чтобы программа как документ приобрела реальную силу, она должна быть соответствующим образом утверждена.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Программа стратегического развития ДОУ должна ответить на три важных вопроса: Чего достиг детский сад сегодня, каковы сильные и слабые стороны, достижения и проблемы? Каким мы хотим видеть наш детский сад и его выпускников через два-три года? Что и как мы сделаем, чтобы детский сад успешно перешёл от своего сегодняшнего состояния к желаемому будущему?

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Сформулированные с позиции стратегического менеджмента эти вопросы звучат так: Где мы (наш детский сад) находимся сейчас? Где мы должны находиться в будущем? Что необходимо сделать, для того чтобы детский сад из настоящего состояния «переместился» в будущее?

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Структура программы стратегического развития дошкольного образовательного учреждения

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 1. Краткая аннотация (паспорт) программы. Паспорт программы – чрезвычайно важный раздел. Естественно, что он формируется по завершении всех остальных. В нем в сжатом виде представлена фактически вся программа, начиная от целей и результатов, заканчивая бюджетом. Посмотрев паспорт, любой человек (в том числе и член управляющего или наблюдательного совета) должен получить представление обо всей программе развития дошкольного образовательного учреждения.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 2. Информационная справка о дошкольном образовательном учреждении. Информационная справка о дошкольном образовательном учреждении представляет собой информационный текст.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ В содержании справки рекомендуется: - указать наименование и статус детского сада сегодня, важнейшие (с точки зрения разработчиков программы и интересов развития дошкольного образовательного учреждения) этапы истории детского сада; - дать краткую вводную характеристику социального окружения дошкольного образовательного учреждения и описать характер его влияния на образовательное учреждение; - коротко описать роль детского сада в социуме, в территориальной образовательной системе; - указать важнейшие объемные данные дошкольного образовательного учреждения (количество детей, сотрудников); - дать характеристику контингента воспитанников; - охарактеризовать педагогический персонал дошкольного образовательного учреждения: общее количество педагогов, соотношение основных работников и совместителей, распределение педагогов по возрасту, стажу, уровню образования, квалификации, наличия педагогов, отмеченных наградами, почетными званиями, имеющих ученые степени и т.п.); - дать характеристику действующего программно-методического обеспечения образовательного процесса; - описать систему мониторинга образовательного процесса; - охарактеризовать состояние здания детского сада, инфраструктуры образовательного процесса, кабинетного фонда, учебно-материальной базы ДОУ; - дать характеристику нормативно-правового и документационного обеспечения работы дошкольного образовательного учреждения; - коротко описать систему работы с педагогическими кадрами; - дать информацию об основных результатах образовательного процесса (в динамике за ряд последних лет), основных результатах инновационных процессов, опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 3. Блок аналитического и прогностического обоснования программы: - анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для ДОУ внешней социальной среды; - анализ состояния и прогноз тенденций изменения адресуемых дошкольного образовательного учреждения образовательных потребностей, социального заказа; - анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсных возможностей внешней среды дошкольного образовательного учреждения в свете нового социального заказа; - анализ и оценка достижений, педагогического опыта, конкурентных преимуществ дошкольного образовательного учреждения за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития; - проблемно-ориентированный анализ состояния дошкольного образовательного учреждения, описание ключевых проблем дошкольного образовательного учреждения и их причин; - анализ и оценка инновационной обстановки в дошкольном образовательном учреждении, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста; - первичный прогноз восприятия возможных новшеств в педагогическом и родительском сообществах, возможного сопротивления изменениям.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ При анализе социального заказа его участникам полезно обсудить следующие вопросы. Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа дошкольного образовательного учреждения, какие группы заказчиков имели место и кем они были представлены? Каков был характер требований, предъявляемых заказчиками к дошкольному образовательному учреждению, и характер их предъявления? К чему, прежде всего, предъявлялись требования: к результатам работы дошкольного образовательного учреждения (каким именно), к содержанию образования, характеру образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, комфортности образовательной среды? Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа? В какой мере заказчик был удовлетворен уровнем работы дошкольного образовательного учреждения, исполнением заказа? Изменился ли за последнее время характер социального заказа дошкольного образовательного учреждения и если изменился, то как? Как справляется дошкольное образовательное учреждение с сегодняшним социальным заказом? Как оценивает работу дошкольного образовательного учреждения сам заказчик?

Моделирование программ стратегического развития ДОУ При прогнозировании социального заказа полезно задуматься над вопросами типа: Как может измениться состав заказчиков дошкольного образовательного учреждения, какие новые группы заказчиков могут появиться? Как может измениться характер предъявляемых детскому саду требований и способ их предъявления? Какие дополнительные ресурсы понадобятся дошкольному образовательному учреждению для выполнения нового социального заказа? Какие возможности открываются перед детским садом в связи с выполнением нового заказа?

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Итогом прогнозирования должно стать формулирование исходного ожидаемого социального заказа, который сопоставляется с ресурсными возможностями дошкольного образовательного учреждения. Социальный заказ на образование - это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательного учреждения.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Характеристика социального заказа по отношению к дошкольному образовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов: государственный заказ (определяется нормативными документами, в первую очередь государственным образовательным стандартом); потребности воспитанников (выявляются по результатам бесед, тестирования и экспертных оценок педагогов); ожидания родителей (определяются в ходе бесед, социологических исследований, анкетирования и т.п.); профессионально-педагогические потребности педагогов (выявляются в процессе бесед, анкетирования, опросов, публичного обсуждения проблем детского сада);

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого дошкольному образовательному учреждению, предполагает проведение опросов потенциальных субъектов социального заказа, в том числе родителей, педагогов, представителей Учредителя.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ SWOT-анализ представляет собой изучение сильных и слабых сторон образовательного учреждения, а также внешних возможностей и угроз, которые для него потенциально открываются при реализации программы развития. Приведём пример матрицы SWOT- анализа.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Сильные стороны Что нам удается особенно хорошо? В чем мы можем быть уверены? Чем мы дорожим? Что необходимо сохранить? Возможности Как складываются отношения ДОУ с внешним окружением? Кто может оказать нам помощь и поддержку? При каких условиях это возможно? Слабые стороны Чего нам не хватает? С чем мы пока не справляемся? Что мешает нашей работе? Чем не владеют наши выпускники? От чего, возможно, нам следует отказаться? Угрозы Какие внешние опасности и риски нам необходимо преодолеть? Какие новшества могут ввести ДОУ, являющиеся конкурентами по отношению к нашему?

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 4. Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния дошкольного образовательного учреждения как системы. Концепция желаемого будущего состояния дошкольного образовательного учреждения является нормативным документом детского сада. Это означает, что она не описывает то, что есть, а предписывает, что должно быть, что должно характеризовать новый детский сад, каким он должен стать в результате системных нововведений.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Нередко в практике управления дошкольного образовательного учреждения наблюдается смешение концепции желаемого будущего состояния дошкольного образовательного учреждения с концепцией развития. Такое смешение неправомерно, так как концепцию развития ДОУ более целесообразно рассматривать как описание перехода дошкольного образовательного учреждения в новое состояние, которое обозначается в концепции желаемого будущего состояния дошкольного образовательного учреждения. В случае смешения этих двух концепций руководитель будет пытаться развивать детский сад, не имея хотя бы приблизительного образа желаемого результата предстоящих преобразований, т.е. лишая инновационный процесс целевых ориентиров.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Концепция желаемого будущего состояния дошкольного образовательного учреждения является нормативным документом детского сада. Это означает, что она не описывает то, что есть, а предписывает, что должно быть, что должно характеризовать новый детский сад, каким он должен стать в результате системных нововведений.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Целостное представление концепции желаемого будущего состояния дошкольного образовательного учреждения предполагает наличие в ней следующих взаимосвязанных блоков.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 1). Стратегические основания жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения и главные характеристики внутренней среды детского сада: - система ценностей дошкольного образовательного учреждения, главные принципы его жизнедеятельности; общая направленность дошкольного образовательного учреждения; - миссия образовательного учреждения; принадлежность дошкольного образовательного учреждения к тому или иному виду; - модель (модели) выпускников дошкольного образовательного учреждения, планируемые достижения освоения основной общеобразовательной программы; - принципы построения организационной структуры нового дошкольного образовательного учреждения, основные организационные единицы и связи между ними; - характеристика организационной культуры нового дошкольного образовательного учреждения; - общий механизм функционирования нового дошкольного образовательного учреждения и механизм его перехода в очередной цикл развития.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 2). Концепция образовательной системы нового дошкольного образовательного учреждения: - общий принцип, особенности организации образовательного процесса; - общая структура образовательной системы, задачи и ожидаемые результаты, модели результатов образования (выпускников); - принципы комплектования групп воспитанников; - система мониторинга образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения; - общие принципы отбора и структурирования содержания образования и их реализация в учебном плане дошкольного образовательного учреждения; - принципы и способы обеспечения интеграции отдельных образовательных областей в целостный образовательный процесс; - выбор примерной основной общеобразовательной программы; - принципы отбора и использования ведущих образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; - базовые обобщенные требования к непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 3). Концепция обеспечивающей системы нового дошкольного образовательного учреждения: - внутренние условия жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения, необходимые и достаточные для его успешного функционирования и дальнейшего развития (социально-психологические, организационно-педагогические, материально-вещественные, социально-бытовые, санитарно- гигиенические, эстетические, пространственно-временные и др.); - требования к номенклатуре, качеству и объему ресурсов, необходимых для полноценного функционирования дошкольного образовательного учреждения и его новой образовательной системы, для создания необходимых внутренних условий жизнедеятельности (по каждому виду ресурсов - кадровых, концептуальных, информационных, нормативно-правовых, материально-технических, финансовых и проч.); - внешние связи дошкольного образовательного учреждения и их вклад в ресурсное обеспечение его жизнедеятельности.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 4). Концепция желаемого состояния детско- взрослого сообщества дошкольного образовательного учреждения: - важнейшие свойства и характеристики, необходимые детско-взрослому сообществу для решения образовательных и обеспечивающих задач (ценностные ориентации и особенности целеполагания, организованность, сплоченность, включенность в управление, сработанность, ответственность, совместимость, стабильность, инновационная мобильность и др.); - характер групповой динамики и отношений в коллективе.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 5). Концепция управляющей системы нового дошкольного образовательного учреждения: - характеристика направленности, главных свойств управляющей системы (например, адаптивность; целевой, коллегиальный, партисипативный характер управления); - основное содержание управленческой деятельности, важнейшие функции системы управления (планирования, организации, руководства, контроля), методы и средства управления, основные управленческие технологии; - организационная структура управляющей системы, состав основных субъектов управления и связей между ними, функциональные обязанности, полномочия, ресурсное обеспечение субъектов образовательной деятельности; - организационные механизмы управления, постоянно действующие стандартизированные управленческие подсистемы (аттестации кадров, контроля и т.п.); - необходимые условия и ресурсы для управленческой деятельности.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 5. Стратегия и тактика перехода (перевода) дошкольного образовательного учреждения в новое состояние:

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 5.1. Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения: - основные области предстоящих преобразований (подсистемы дошкольного образовательного учреждения и их части, которые более, чем другие, требуют обновления); - основные направления развития по выделенным областям (например, в качестве области выделено «обновление содержания образования», а в качестве направлений - «интеграция содержания образования», «гуманизация содержания образования» и т.д.); - стратегии - общие замыслы изменений по областям и направлениям преобразований; - конкретные задачи обновления дошкольного образовательного учреждения по всем выделенным направлениям и соответствующие им нововведения вместе с ожидаемыми результатами; - этапы преобразований, последовательность и сроки их осуществления.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 5.2. Конкретные цели ближайшего шага развития: - конкретные, измеримые цели и задачи образовательной системы ДОУ. - конкретные, измеримые цели других подсистем дошкольного образовательного учреждения, организационных единиц и подразделений. Постановка точных целей в программе развития не случайно происходит только на этом этапе - до знания общей стратегии преобразований поставить их просто невозможно. При этом конкретные цели, как весьма сильно зависящие от изменчивой ситуации, ставятся лишь на короткий отрезок времени.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Цель - ключевые результаты, к которым стремится дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности на продолжении периода действия программы. Цель характеризуется следующими основными свойствами: - полнотой содержания; определенностью ожидаемого результата, его измеримостью; - иерархичностью цели; - наличием верхнего и нижнего оснований выделения целей; - реальностью, соответствием возможностям; - побудительностью.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ При формализации целей необходимо помнить, что они должны удовлетворять пяти критериям, которые часто называют SMART-критериями:

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 1. Конкретность (Specific). Исключаются формулировки типа «повышение эффективности работы дошкольного образовательного учреждения», так как при этом не определено, что такое эффективность и насколько именно ее надо повысить. Для того чтобы цели были конкретны и понятны всем сотрудникам, в программе должен быть разработан глоссарий с расшифровкой всех терминов. В частности, все, что касается формулировок целей, должно быть записано в Положении о стратегическом управлении. Естественно, сотрудники дошкольного образовательного учреждения должны иметь доступ к данной информации.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 2. Измеримость (Measurable). Если цель нельзя измерить, ее достижение невозможно контролировать, поэтому при утверждении какого-либо показателя в качестве цели необходимо определить, как этот показатель будет рассчитываться. Может показаться, что данный критерий является излишним, так как если цель конкретна, то она, естественно, измерима. С одной стороны, это вполне логично, но, с другой - на практике может оказаться так, что измерение этой цели - процесс очень сложный или дорогостоящий.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 3. Достижимость (реализуемость) (Achievable). С одной стороны, цели должны требовать напряженной и эффективной работы для своего достижения, но, с другой стороны, они должны быть реальными. Если цели легко достижимы, это расхолаживает персонал. Если же каждый раз цели завышаются, то у сотрудников возникает психологическая неприязнь к работе. Получается, что можно стараться изо всех сил и при этом все равно не достигать цели. Такая модель работы может впоследствии привести к тому, что даже реальная цель не будет достигнута, так как сотрудники уже привыкли к неуспеху. Кроме того, при проверке достижимости целей нужно учитывать еще и такой важный момент: чаще всего целей несколько, поэтому их изначально следует согласовать. Иногда цели противоречат друг другу, тогда при установке численных значений нужно определять диапазоны, в которых данные цели могут быть совмещены. Под противоречивостью подразумевается то, что конкретные значения выбранных показателей не могут быть достигнуты одновременно. При определении значений целевых показателей нужно внимательно следить за тем, чтобы они могли быть выполнены одновременно. Для этого лучше использовать расчетную модель стратегического планирования, составленную, например, в электронных таблицах.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 4. Значимость (Relevant). При определении целевых показателей дошкольного образовательного учреждения, с одной стороны, хочется, чтобы в системе стратегического планирования было задействовано как можно больше показателей - для комплексного охвата всей деятельности детского сада. Но, с другой стороны, чем больше показателей, тем сложнее система, в этом случае будет трудно ориентироваться в ней и принимать адекватные решения. Поэтому при выборе целевых показателей нужно обязательно оценивать их с точки зрения значимости, и каждый раз задаваться вопросом о целесообразности их использования.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 5. Определенность во времени (Timed/Timed-bound). Когда дошкольное образовательное учреждение разрабатывает программу стратегического развития и устанавливает для себя цели, обязательно нужно определить период планирования. Достижение целей следует всегда привязывать к конкретным срокам. Если этого не делать, будет непонятно, когда проводить планфактный контроль достижения целей. Кроме того, иногда возникает необходимость в корректировке целей по ходу реализации программы стратегического развития. Пересмотр цели может быть связан с тем, что определенные факторы не были учтены или были учтены неправильно. При этом промежуток времени, после которого вносятся такие корректировки, определяется заранее.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Далее методом декомпозиции осуществляется построение «дерева целей», то есть, установление определенной иерархии генеральной цели и подцелей. При этом необходимо соблюдать некоторые правила: - генеральная цель должна содержать описание конечного результата; - генеральная цель не складывается из частных, более мелких целей; - ни одна цель более высокого уровня не достигается сама по себе, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается; - цели более низкого уровня выводятся из верхних; - чем ниже уровень цели, тем она конкретнее.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Стратегические цели: Укрепление авторитета дошкольного образовательного учреждения в педагогическом сообществе как признанного лидера в области инновационных технологий. Укрепление позиций дошкольного образовательного учреждения как федерального (регионального, муниципального) центра компетенции в области педагогических и информационных технологий. Достижение нового качества образовательной деятельности за счет использования информационных и телекоммуникационных инноваций. Создание условий для личностного и профессионального роста каждого педагога, способствующего эффективной реализации его творческого потенциала. Развитие кадрового потенциала как носителя знаний, культуры, традиций, отвечающего задачам дошкольного образовательного учреждения- центра развития ребенка. Развитие корпоративной культуры, экономических стимулов и социальных гарантий с целью создания условий для наиболее полной самореализации работников дошкольного образовательного учреждения, постоянного пополнения их знаний и максимальной удовлетворенности работой. Переход от бюджета стабилизации к бюджету развития на основе увеличения объема и качества предоставляемых образовательных услуг, развития инновационной деятельности при оптимизации издержек. Повышение эффективности хозяйственной деятельности и развитие материально-технической базы, обеспечивающих реализацию программы стратегического развития дошкольного образовательного учреждения.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Стратегические задачи: Обеспечение участия дошкольного образовательного учреждения в разработке и апробации программно-методического обеспечения введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Разработка и внедрение инновационных подходов к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Использование медиацентра и инфокоммуникационной сети для полноценного доступа педагогов к информационным ресурсам, а также для внедрения автоматизированных и обучающих систем, опирающихся на новейшие информационные технологии. Развитие и совершенствование системы управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. Создание системы мониторинга образовательной деятельности. Расширение взаимодействия с методическими службами, институтом повышения квалификации, вузами, разработка комплексных программ сотрудничества. Интенсивное развитие информационного обеспечения образовательного процесса, достижение полной обеспеченности современной учебной и методической литературой, а также электронными ресурсами. Создание эффективной системы кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Развитие новых механизмов финансирования образовательной деятельности.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 5.3. Конкретный тактико-оперативный план действий по реализации концепции. Данный раздел может рассматриваться либо как составляющая концепции развития дошкольного образовательного учреждения, либо как относительно самостоятельный текст, не входящий в концепцию. Но в любом случае необходимо тесно связать концепцию стратегического развития ДОУ с планом действий по её претворению в жизнь.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 6. Ожидаемые результаты реализации программы стратегического развития дошкольного образовательного учреждения.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Под каждый ожидаемый результат необходимо выработать план действий. Это очень важно, поскольку все перечисленные шаги могут подвергаться достаточно точной ресурсной оценке. Таким образом, создавая этот раздел, разработчики формируют бюджет будущей программы.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ Например: Цель: Техническое оснащение для реализации научно - прикладного проекта: «Управление внедрением личностно-ориентированных технологий в образовательный процесс как условие становления и развития детско-взрослого сообщества дошкольного образовательного учреждения»

Моделирование программ стратегического развития ДОУ 7. Механизм реализации программы.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ При формировании этого раздела важно соблюсти принцип стратегичности программы - ресурсы должны планироваться под цели или ожидаемые результаты. Ни в коем случае нельзя поступать наоборот, когда разработчикам известен бюджет программы, и они планируют, как им лучше распорядиться.

Моделирование программ стратегического развития ДОУ