Внутренние исследования для развития университета: мировая практика и опыт НИУ ВШЭ Игорь Сергеевич Чириков Директор Центра внутреннего мониторинга, помощник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Описание проекта «Мониторинг траекторий и характеристик студентов» Игорь Сергеевич Чириков Директор Центра внутреннего мониторинга, помощник ректора Высшая.
Advertisements

Предложения Высшей школы экономики по реализации проекта «Мониторинг траекторий и характеристик студентов в вузах АВВЭМ» Игорь Сергеевич Чириков Директор.
Образец подзаголовка Опыт зарубежных и российских вузов в проведении внутриуниверситетских исследований. Задачи группы «Создание системы исследований университетской.
Об основных направлениях деятельности АВВЭМ Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) Я.И. Кузьминов, Председатель.
ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА КИМЭП В СФЕРЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ.
Использование опросов выпускников в деятельности университета Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Высшая школа экономики, Москва,
Высшая школа экономики, Москва, Реализация эффективного контракта с ППС в форме академических надбавок В. В. Радаев, первый проректор НИУ.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
О ЗАДАЧАХ КОНСОРЦИМА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ ФГОС ВПО А.Ю. ЧЕПУРЕНКО М.Д. БЕРШАДСКАЯ Выездной семинар НИУ ВШЭ «Разработка системы консультационно-методического.
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Опыт и перспективы изучения студенческой вовлеченности в российских вузах Наталья Малошонок
Московский государственный областной университет МОПИ им.Н.К.Крупской – МПУ - МГОУ
1 Петрозаводский государственный университет Итоги 2005/2006 учебного года и задачи на 2006/2007 учебный год Материалы к заседанию ученого совета ПетрГУ.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
Опыт представления результатов аналитических и рейтинговых исследований в средствах массовой информации: проект Социальный навигатор РИА Новости.
1 Предоставление отчетности в части реализации мероприятий Программы развития по направлению «Совершенствование образовательной деятельности» проект рекомендаций.
План методической работы по подготовке к аккредитации ПетрГУ в 2013 году Заседание Учебно-методического совета ПетрГУ 3 ноября 2011 г. Начальник учебно-методического.
Текущий мониторинг реализации программ развития национальных исследовательских, федеральных и национальных университетов Ведение базы данных мониторинговых.
Инструменты академического развития НИУ ВШЭ М.М. Юдкевич.
Деловой рейтинг высшего образования Порядок реализации проекта Руководитель проекта – Брусникин Николай Юрьевич Член Генерального совета «Деловой России»
Транксрипт:

Внутренние исследования для развития университета: мировая практика и опыт НИУ ВШЭ Игорь Сергеевич Чириков Директор Центра внутреннего мониторинга, помощник ректора Высшая школа экономики, Москва,

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Что такое institutional research? Institutional research (IR) – «исследования, которые проводятся в отдельно взятом вузе с целью информирования процесса принятия решений в различных сферах образовательного процесса» [Saupe, 1990: 1] 1 1 IR опирается на теоретические концепции социологии, экономики, статистики образования, университетского менеджмента IR предполагает проведение различных эмпирических исследований характеристик студентов, преподавателей и других групп, а также работу со статистическими данными IR нацелен на решение практических задач, возникающих в процессе функционирования университетов

Высшая школа экономики, Москва, 2013 IR в разных странах мира США: Первые IR офисы начинают появляться в 1920-е годы, в 1960-е была организована профессиональная ассоциация. IR включает в себя деятельность по (1) формированию вузовской отчетности, (2) анализу и обеспечению обратной связи для стратегического планирования и управления вузом, (3) оценке образовательных программ и работы подразделений. Западная Европа: IR появляется в 1970-е (Великобритания, Швеция), 1980-е (Франция, Италия, Испания, Голландия) как часть функционала вузовских управленцев. Австралия: IR появляется в 1970-е как результат требований большей подотчетности вузов Новая Зеландия: IR появляется в 1990-е как результат усилившейся конкуренции вузов в ответ на изменение схем финансирования Ближний Восток: IR появляется в 2000-е как результат распространения филиалов американских вузов Китай, Латинская Америка: базовый уровень IR

Высшая школа экономики, Москва, 2013 IR в НИУ ВШЭ Децентрализованная модель: несколько подразделений выполняют функции IR Мониторинговые исследования Рейтингование и выборы лучших преподавателей Специальные разовые исследования Ключевые направления деятельности: Распространение результатов исследований Центр внутреннего мониторинга: внутренние социологические и статистические исследования для аналитической поддержки развития университета 5 5 Академическая работа и издание журнала Universitas 6 6 Координация участия ВШЭ в межвузовских исследованиях

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Мониторинговые исследования 1 1 Мониторинг абитуриентов бакалавриата 2 2 Мониторинг абитуриентов магистратуры Мониторинг студенческой жизни 3 3 Мониторинг административного персонала 6 6 Мониторинг преподавательской жизни 5 5 Мониторинг выпускников 4 4 Мониторинги – это ежегодные опросы различных групп в университете, которые позволяют отслеживать динамику мнений и оценок

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Траектории абитуриентов бакалавриата ВШЭ

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Характеристики абитуриентов магистратуры ВШЭ

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Внеучебная активность студентов

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Работа выпускников и оценка опыта обучения

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Профессиональное развитие преподавателей

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Разовые специальные исследования Разовые исследования проводятся по поручениям Ученого совета и ректората; запросам подразделений. Примеры разовых специальных исследований в гг.: Исследование особенностей международной академической мобильности студентов и аспирантов ВШЭ Востребованность студентами общеуниверситетских гуманитарных факультативов Критерии выбора аспирантуры; факторы, влияющие на успешность обучения в аспирантуре Исследование особенностей рынка труда в сфере медиакоммуникаций Оценка заинтересованности сотрудников ВШЭ в создании жилищно-строительного кооператива

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Международная академическая мобильность студентов: боязнь первого шага

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Масштаб исследований ЦВМ в 2012 году фото Реализовано 19 проектов: 6 мониторинговых и 13 разовых специальных исследований Количественные исследования: опрошено человека, из них: абитуриент бакалавриата (в Москве и филиалах), 4209 абитуриентов магистратуры (в Москве и филиалах), 8091 студент (в Москве и филиалах) 362 аспиранта (в Москве) 690 выпускников 2012 года (в Москве) 1353 преподавателя (в Москве) 274 научных сотрудника (в Москве) 622 сотрудника административных подразделений (в Москве) Качественные исследования: 90 глубинных интервью и 5 фокус-групп.

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Распространение результатов Создание насыщенного информационного фона для принятия решений руководством вуза и отдельных подразделений Используются различные форматы представления результатов: Издание ежемесячного инфографического бюллетеня с «Типичная Вышка» на русском и английском языках Рассылка отчетов и аналитических записок руководству вуза и подразделений Презентации на ректорате, Ученом совете, специальных совещаниях

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Рейтингование и выборы лучших преподавателей Цель рейтингования – обеспечение обратной связи от студентов по поводу качества преподавания учебных дисциплин Проводится каждые полгода на всех факультетах и отделениях. Студентам предлагается работу преподавателей учебных дисциплин за 1-2 или 3-4 модули по 4 критериям: Ясность требований, предъявляемых к студентам Ясность и последовательность изложения материала Контакт преподавателя с аудиторией Возможность внеаудиторного общения по учебным и научным вопросам По результатам формируются сборники с рейтингами каждого преподавателя. Рейтинг учитывается при прохождении конкурса ППС и при участии в конкурсе на предоставление учебных ассистентов

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Академическая работа и издание журнала Издание электронного рецензируемого журнала Universitas, в котором публикуются статьи по результатам внутривузовских эмпирических исследований Рубрики: Компетентное мнение (интервью с исследователями и управленцами в сфере высшего образования) Профессиональные обзоры / рефераты (статьи, посвященные исследованиям вузов) Методология внутриуниверситетских исследований (статьи, посвященные методическим и методологическим вопросам исследований вузов) Эмпирические исследования (статьи с результатами эмпирических исследований, проведенных в вузах).

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Участие ВШЭ в международном консорциуме «Student experience in the research university» фото Консорциум был создан в 2010 году с целью проведения регулярных сопоставительных исследований студенческого опыта в ведущих международных университетах и использования результатов этих исследований для улучшения образовательной среды. Координатор: University of California, Berkeley Задачи консорциума: Координация и проведение ежегодных опросов студентов бакалавриата в университетах- участниках Изучение студенческого опыта в исследовательских университетах, организация обмена лучшими практиками посредством встреч представителей-участников Консорциума Организация сотрудничества с участниками национального консорциума в США (SERU-AAU) Участники: University of California, Berkeley (США) University of Oxford (Великобритания) University of Bristol (Великобритания) Universidade Estadual de Campinas (Бразилия) Hunan University (Китай) Nanjing University (Китай) Xian Jiaotong University (Китай) Amsterdam University College (Нидерланды) University of Cape Town (ЮАР) Higher School of Economics (Россия)

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Проект «Студенческие характеристики и траектории в российских вузах» фото Цель проекта Задачи проекта Совершенствование образовательных программ на основе сопоставительных данных о характеристиках и траекториях студентов Разработка методологии мониторинга студенческих характеристик и траекторий Организация и проведение регулярных социологических опросов студентов по сопоставимой методологии (с привлечением необходимых статистических данных) Организация обмена данными между вузами на взаимной основе Формирование рекомендаций по совершенствованию образовательных программ в вузах на основе данных мониторинга

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Общий дизайн проекта фото Подготовительный этап Формирование рабочей группы проекта Обсуждение предложений по содержательным направлениям работы Разработка программы исследования и дизайна сбора данных Разработка инструментария Сбор данных Пилотаж инструментария Подготовка к сбору данных: оповещение студентов, программирование анкет и т.п. Организация сбора данных: анкетирование студентов Анализ и обсуждение результатов Анализ собранных данных командами внутри каждого вуза Формирование сравнительной базы данных Сравнительный анализ данных по вузам Представление результатов и подготовка рекомендаций

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Тематические направления фото Предложения по тематическим направлениям анкеты Выбор вуза и адаптация к обучению в университете Удовлетворенность обучением Работа студентов и выход на рынок труда Международная активность студентов Научная и инновационная активность Оценка приобретаемых компетенций Нечестное поведение, практики плагиата и списывания в студенческой среде Успеваемость и трудности студентов в обучении Связь уровня школьной подготовки и успеваемостью в вузе

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Источники данных фото Данные проекта Ежегодный опрос студентов Анкета Статистическая информация Баллы ЕГЭ, успеваемость Собранные данные являются полностью конфиденциальными и не могут быть обнародованы без согласия вуза-участника. Обмен данными осуществляется на взаимной основе.

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Структура анкеты фото 1 Блок Базовый блок с общими вопросами для всех вузов- участников 2 Блок Дополнительные тематические блоки, которые вузы- участники могут включать в анкету в зависимости от степени интереса к ним 3 Блок Блок вопросов, содержащий специальные вопросы, релевантные только для данного вуза

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Что получает вуз от участия в проекте? фото Данные о студенческих траекториях, характеристиках и мнениях, которые можно использовать: для принятия решений о совершенствовании образовательных программ; для оценки результативности новых образовательных практик; для оценки эффективности различных методик преподавания; для понимания зон отставания и опережения по сравнению с аналогичными образовательными программами в других вузах; для предоставления российским и международным рейтинговым агентствам; для создания рекламных материалов и привлечения абитуриентов. Возможность участия в экспертной площадке, где вопросы совершенствования образовательного процесса обсуждаются на основе эмпирических данных Возможность проведения научных исследований с использованием собранных данных и публикации результатов в ведущих журналах по образованию и управлению университетами

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Обязательства участников фото 1 1 Делегировать координатора проекта от вуза. Организовать процесс сбора и анализа данных в соответствии с методологией проекта Участвовать в заседаниях рабочей группы по реализации проекта Согласовать протокол обмена данными. Обмен данными осуществляется на взаимной основе: вуз получает доступ только к тем данным, которые он сам готов раскрыть для других

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495) Для вопросов и комментариев: