План учебной программы «Методология и методы педагогического исследования»: Тема 1. Методология педагогического исследования. Тема 2. Логика и структура.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Advertisements

Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Педагогика высшего образования. 1. Предмет педагогики высшей школы 2. Методология и методы исследования 3. Современное многоуровневое образование.
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Лекция 4 «Основные методологические подходы в педагогике»
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Воспитание как педагогический процесс.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Транксрипт:

План учебной программы «Методология и методы педагогического исследования»: Тема 1. Методология педагогического исследования. Тема 2. Логика и структура педагогического исследования. Тема 3. Методы и методика педагогического исследования. © РИКУиО, 2013

Тема 1 Методология педагогического исследования. © РИКУиО, 2013

План темы: 1. Понятие «методология педагогической науки». 2. Понятия «педагогическое исследование» и «педагог-исследователь». 3. Понятие «методологическая культура педагога- исследователя». 4. Основные методологические принципы педагогического исследования. 5. Основные методологические подходы к педагогическому исследованию. © РИКУиО, 2013

Вопрос 1 Понятие «методология педагогической науки». © РИКУиО, 2013

Зачем нужно знать методологию? Можно ли обойтись без неё в педагогической работе? Попытаемся ответить на эти совсем нелёгкие вопросы. © РИКУиО, 2013

Начнем с того, что педагогическая деятельность, по своей природе, сложна и многогранна. © РИКУиО, 2013

Во-первых, эта сложность и многогранность определяются множеством влияющих на педагогический процесс объективных и субъективных факторов, управляемых и неуправляемых условий, их неповторимыми сочетаниями, вытекающим из этого своеобразным и тонким механизмом постановки и решения воспитательных и образовательных задач, многообразием средств и условий их решения. © РИКУиО, 2013

Во-вторых, педагогический процесс подчиняется объективным законам, без учета и использования которых педагог не может добиться прочного успеха. Поэтому педагогу нужно знать закономерности обучения и воспитания, совершенствовать своё педагогическое мышление. © РИКУиО, 2013

В-третьих, педагогический процесс настолько подвижен, динамичен, диалектичен, что невозможно раз и навсегда постичь все «тайны» и «секреты» педагогики. Их приходится «переоткрывать» снова и снова. © РИКУиО, 2013

Следовательно, успешно решать сложные учебно-воспитательные задачи сможет только творческий, ищущий педагог-исследователь, который хорошо знает методологию педагогической науки. © РИКУиО, 2013

И ещё. Педагог не может анализировать результаты, достоинства и недостатки своего труда, не опираясь на научно-педагогические методы исследования. © РИКУиО, 2013

Таким образом, объективность полученного нового знания обусловлена прежде всего выбором методологии исследования. © РИКУиО, 2013

Итак, методология (от греч. «methodos» – путь исследования или познания и «logos» – учение, наука) – это: 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. © РИКУиО, 2013

В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности, как систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества. © РИКУиО, 2013

Можно утверждать, что методология педагогики – это область научного знания, которая позволяет с методологических позиций установить в первую очередь четкую адресную направленность конкретного научного исследования, выявить специфические особенности и закономерности педагогической деятельности. © РИКУиО, 2013

Принято выделять 4 уровня методологии: Первый уровень – философские знания (экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм). Второй уровень – общенаучная методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.). © РИКУиО, 2013

Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине, в данном случае, в педагогике. Четвертый уровень – технологический, включает в себя методику и технику исследования. © РИКУиО, 2013

Методология педагогики имеет свои специфические сферы реализации, которые осуществляются по различным направлениям (см. таблицу 1). © РИКУиО, 2013

Таблица 1. Сферы реализации методологии педагогики (по В.И. Смирнову) © РИКУиО, 2013

Вопрос 2 Понятия «педагогическое исследование» и « педагог-исследователь». © РИКУиО, 2013

В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова исследование определяется как научный труд. © РИКУиО, 2013 Сергей Иванович Ожегов (1900–1964)

Отсюда, педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых значимых для практики теоретических и методологических знаний. © РИКУиО, 2013

Мы полагаем, что любое педагогическое исследование в конечном счёте является вкладом в научное обоснование практической педагогической деятельности. © РИКУиО, 2013

Именно исследовательский элемент сближает научный поиск и учебно- воспитательный процесс. © РИКУиО, 2013

Исследовательское начало придает смысл практической педагогической деятельности, а последняя, в свою очередь, способствует научному творчеству. © РИКУиО, 2013

Перед педагогом, включающимся в научный поиск возникают, вполне естественно, вопросы: Что значит быть исследователем? Каждый ли способен на это? Какие качества личности, знания и умения необходимы исследователю? © РИКУиО, 2013

Быть педагогом-исследователем – это значит вести научно-поисковую деятельность. Поиск и открытие – это всегда преодоление некоего познавательного барьера, встающего на пути понимания сути дела. © РИКУиО, 2013

Быть педагогом-исследователем – это значит уметь находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности. © РИКУиО, 2013

Быть педагогом-исследователем – это значит размышлять, проводить мысленный эксперимент, использовать различные виды воображения, учитывать широкий комплекс условий и факторов (единичное, всеобщее, особенное, малозначительное или так называемые «косвенные факты»). Нередко случается, что именно незначительные факты становятся началом серьезных научных открытий. © РИКУиО, 2013

Быть педагогом-исследователем – это значит искать противоречия в педагогических процессах, фактах и явлениях, измерять всё, что может подлежать измерению, возвращаться к уже решённым проблемам и задачам, предлагать их рассмотрение с новых теоретических, методологических и методических позиций. © РИКУиО, 2013

Быть педагогом-исследователем – значит уметь ориентироваться в обширном мире научной литературы, владеть методикой инструментальных, лабораторных и прочих исследований, уметь классифицировать собранный материал, статистически обрабатывать его, научно анализировать и обобщать, а затем делать выводы и выдавать практические рекомендации. © РИКУиО, 2013

Как видно, быть педагогом-исследователем – это сложное и весьма трудоёмкое дело. © РИКУиО, 2013

Для того, чтобы стать педагогом- исследователем необходимы и общая, и педагогическая, и методологическая культура, и профессиональные умения, и определённый опыт учебно-воспитательной работы, и специальные знания, умения и навыки. © РИКУиО, 2013

В частности, требуется умение наблюдать, анализировать и обобщать явления и факты, выделять главное, умение предвидеть развитие явления, видеть альтернативу очевидному, соединять точный расчет с фантазией и догадкой и т.д. © РИКУиО, 2013

Кто же может стать педагогом- исследователем? © РИКУиО, 2013

Во-первых, педагог, у которого сформировался стойкий познавательный интерес к педагогической профессии, науке и огромное желание заниматься научными изысканиями. Во-вторых, педагог, который профессионально, мировоззренчески и нравственно подготовлен к исследовательской деятельности. © РИКУиО, 2013

В-третьих, педагог, который характеризуется сильной волей и «бойцовскими» качествами. Как известно, всякое новое пробивает себе дорогу в борьбе с консерватизмом, нередко с серьёзным противодействием. Стойкость, напористость педагога позволят ему отстоять свою позицию, идею, суждение. В-четвертых, педагог, у которого сформированы такие качества как целеустремлённость, организованность, трудолюбие и стремление к победе. © РИКУиО, 2013

Таким образом, научный поиск ведется прежде всего человеком, и успех приходит лишь при полной его самоотдаче, когда все стороны личности гармонично и полно включены в научное изыскание. © РИКУиО, 2013

Педагогическое исследование действительно предъявляет педагогу повышенные требования. И здесь речь идёт не только о гибкости и глубине мышления, но и об увлеченности, интересе, о вдохновении и страстности в исследовательском поиске. © РИКУиО, 2013

Образно говоря, внутренний мир педагога, богатство его личности выступают главной пружиной и ведущим инструментом научного анализа. © РИКУиО, 2013

Вопрос 3 Понятие «методологическая культура педагога-исследователя». © РИКУиО, 2013

Методологическая культура – это составная часть педагогической культуры учителя, характеризующая степень глубины и основательности овладения педагогом знаниями основ методологии педагогической науки, умения применять эти знания творчески, с высокой эффективностью при организации учебно-воспитательного процесса. © РИКУиО, 2013

Попытаемся представить модель методологической культуры педагога- исследователя (см. таблицу 2). © РИКУиО, 2013

Таблица 2. © РИКУиО, 2013

Рассмотрим подробнее отдельные компоненты этой модели. © РИКУиО, 2013

1. Методологические знания педагога- исследователя характеризуют глубину и основательность овладения им методологией педагогики (знаниями педагогической и психологической теорий, умением применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в процессе организации учебно-воспитательной работы). © РИКУиО, 2013

2. Диалектическое мышление – это субъективная сторона методологической культуры педагога-исследователя, это мысленное конструирование им нового способа и новых средств разрешения противоречий, возникающих в педагогическом процессе. © РИКУиО, 2013

Для педагога-исследователя овладеть диалектическим мышлением – это значит овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать педагогические факты, отличать существенное от несущественного, находить многочисленные причинно-следственные связи и закономерности. Подчеркнем, что этот мыслительный акт приводит к формированию нового научного знания. © РИКУиО, 2013

3. Педагогическая рефлексия – это умение педагога-исследователя анализировать собственную научную деятельность, размышлять о положительных и отрицательных сторонах этой деятельности, находить реальные пути, методы выхода из сложившейся ситуации. © РИКУиО, 2013

4. Социальная перцепция – восприятие, познание, понимание и оценка педагогом- исследователем действий учащихся, самого себя, социальных общностей. Сущность педагогической социальной перцепции в том, что педагог-исследователь при организации индивидуальной учебной деятельности проникает в интеллектуально- эмоциональный и волевой комплекс свойств обучающегося, его мотивационную сферу, что дает ему возможность увидеть личность ученика в целом, в её сложном, противоречивом развитии. © РИКУиО, 2013

Итак, методологическая культура педагога- исследователя – это сложное философско- психолого-педагогическое образование, все компоненты которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. © РИКУиО, 2013

Педагог-исследователь с развитой методологической культурой глубже проникает в сущность учебно-воспитательного процесса, видит его противоречия, находит закономерности его развития, определяет действенные технологии педагогического влияния на личность ученика и ученический коллектив в целом. © РИКУиО, 2013

Вопрос 4 Основные методологические принципы педагогического исследования. © РИКУиО, 2013

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться новыми фактами. В свою очередь, для накопления и интерпретации этих фактов нужны научно обоснованные методы исследования, которые зависят от совокупности теоретических принципов, получивших в науке название – «методология». © РИКУиО, 2013

Философский энциклопедический словарь дает такое определение понятию «методология» – это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности». © РИКУиО, 2013

В свою очередь, «принципы» – это общие, основополагающие положения, в которых, на основе познания научных законов, формулируются требования, обеспечивающие успешное достижение целей. © РИКУиО, 2013

С одной стороны, принципы выступают, как результат научного познания, а с другой – служат основанием для практической деятельности, в данном случае – исследовательской. © РИКУиО, 2013

Исследовательская деятельность в педагогике опирается на ряд принципов, имеющих общенаучный характер и установленных гносеологией (наукой познания). © РИКУиО, 2013

При проведении педагогического исследования необходимо учитывать следующие принципы: 1) изучать конкретное педагогическое общественное явление во всём многообразии его связей, зависимостей и опосредований (например, в изменившихся социально- экономических условиях возникают новые цели воспитания, модернизируется его содержание, а также формы и средства педагогического влияния); © РИКУиО, 2013

2) учитывать конкретно-педагогические и конкретно-социальные условия, в которых проходит педагогический процесс; 3) соблюдать несводимость законов одной науки к законам другой науки (хотя бы и смежной близкой по объекту и предмету исследования). © РИКУиО, 2013

Например, педагогика учитывает философские концепции развития личности, ребёнка. Но её прямая и непосредственная задача состоит в выявлении собственно педагогических закономерностей возрастного становления личности во взаимосвязи и взаимодействии самых различных видов деятельности и отношений. © РИКУиО, 2013

Педагогика опираясь на «пограничные» науки, исследует свои, качественно своеобразные, присущие лишь ей, объективные и субъективные закономерности, противоречия, причинно-следственные связи, которые не могут быть ни сведены к законам философии, ни тем более заменены ими); © РИКУиО, 2013

4) осуществлять диалектическое единство общего и особенного в педагогических явлениях и фактах (самое пристальное внимание педагог-исследователь должен обратить на развитие индивидуальных особенностей личности обучающегося: типа высшей нервной деятельности, своеобразия протекания психических процессов); © РИКУиО, 2013

5) рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития. © РИКУиО, 2013

Вопрос 5 Основные методологические подходы к педагогическому исследованию. © РИКУиО, 2013

Методология каждой науки раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы (или – принципы). © РИКУиО, 2013

В современных педагогических исследованиях реализуются – системный, комплексный, личностный, деятельностный, полисубъективный (диалогический), природосообразный, культурологический, антропологический подходы, которые и представляют их методологические принципы. Теперь об этих подходах подробнее. © РИКУиО, 2013

Системный подход – ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта исследования, выявление его сложных связей и взаимодействий, среди которых нужно выделить наиболее существенную для данного объекта, как говорят, системообразующую связь (например, системообразующими компонентами учебного процесса могут быть: целеполагание, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся) и результат). © РИКУиО, 2013

Комплексный подход – ориентирует исследователя на рассмотрение группы явлений в совокупности (например, при изучении темы «система социального воспитания в школе», исследователь учитывает объективные и субъективные условия и факторы, влияющие на эффективность социального воспитания детей в школе, взаимосвязь гражданского, нравственного, трудового, экономического, физического и других типов воспитания, единство и координацию влияний школы, семьи, социума на воспитание детей). © РИКУиО, 2013

Личностный подход – во-первых, означает ориентацию исследователя, при конструировании и осуществлении педагогического процесса, на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Во-вторых, этот подход требует учета уникальности личности, её интеллектуального и духовного потенциала. © РИКУиО, 2013

В-третьих, в рамках личностного подхода исследователь опирается, в обучении и воспитании, на естественный процесс саморазвития природных задатков и относится к воспитаннику, как субъекту воспитательного взаимодействия. © РИКУиО, 2013

Деятельностный подход – ориентирует исследователя, во-первых, на анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению составляющих этих видов (предметное содержание, мотивы побуждающие субъекта к деятельности, цели, на достижение которых она направлена, средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты). © РИКУиО, 2013

Во-вторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной работы по выбору и организации деятельности обучающегося, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь предполагает обучение воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию своей деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. © РИКУиО, 2013

В-третьих, суть деятельностного подхода состоит «в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений». ( цитата по: Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии.– М., 1996.– С.30 ). © РИКУиО, 2013

Природосообразный подход – обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с общими законами развития природы и человека. © РИКУиО, 2013

Полисубъектный (диалогический) подход – составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Применение этого подхода помогает исследователю создать нравственно- психологическое единство субъектов (педагога и учащихся), благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития, взаимообразования и самообразования, взаимовоспитания и самовоспитания. © РИКУиО, 2013

Культурологический подход – помогает исследователю приобщить обучающихся к различным пластам культуры как системы ценностей человека и человеческого общества. © РИКУиО, 2013

Антропологический подход – предполагает системное использование исследователем данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении учебно- воспитательного процесса. К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». © РИКУиО, 2013 Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870)

В практике педагогических исследований осуществляют также такие подходы, как: монографический (обращённый к философской, социологической, психолого- педагогической и др. литературе); праксиметрический (обращённый к сравнительно-сопоставительному анализу по обобщению массового и новаторского педагогического опыта); © РИКУиО, 2013

логический (предусматривает изучение педагогического явления в том состоянии его развития, которого оно достигло на момент исследования); исторический (ориентирует на изучение конкретно-исторического генезиса и развития, объекта исследования); сущностный (направлен на выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления). © РИКУиО, 2013

Контрольные вопросы к теме 1: 1. Что такое методология? Что такое методология педагогики? 2. Сколько уровней методологии? Охарактеризуйте каждый. 3. Дайте характеристику сферы реализации методологии педагогики. 4. Что такое педагогическое исследование? 5. Что означает быть педагогом- исследователем? 6. Что такое методологическая культура педагога-исследователя? © РИКУиО, 2013

7. Раскройте основные компоненты модели методологической культуры педагога- исследователя. 8. Дайте характеристику основным методологическим принципам педагогического исследования. 9. Дайте характеристику основным методологическим подходам к педагогическому исследованию. © РИКУиО, 2013

Наша следующая встреча будет посвящена теме 2 «Логика и структура педагогического исследования». © РИКУиО, 2013

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! © РИКУиО, 2013