ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЛА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творческий проект на тему: «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в жизни.
Advertisements

«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
Тема урока : «Жить не по лжи» Проблема нравственного выбора в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор»
АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН «МАТРЕНИН ДВОР» «Не стоит село без праведника» Подготовила учитель литературы МОУ «Гимназия 2» Маврина Наталья Александровна.
Образ Воланда « Мастер и М аргарита ». Мастер Маргарита Азазелло ВоландКот Бегемот Коровьев.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима, Идёт безвестным пилигримом Она дорогою своей. Давно уж слуха нет о ней… И вдруг такой же, как с.
Комплексный анализ текста. ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить языковые явления, расширить представление о тексте, его структуре, развивать и совершенствовать логические.
« Он не заслужил света, а заслужил покой». Почему Мастер Почему Мастер не заслужил света, не заслужил света, а заслужил покой? «Не надо задаваться большими.
Булгаков Михаил Афанасьевич «Мастер и Маргарита».
Подготовила: В.А.Любимова – учитель русского языка и литературы высшей категории Снежинск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Урок литературы в 11 классе Михайлова Т.Д., учитель МОУ «СОШ 40»
Урок - презентация в 11 классе. Презентацию подготовила : учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна.
1 Что такое свобода, по вашему мнению? 4 6:15 Что же, будем грешить, потому что мы не под Законом, а под благодатью? Ни в коем случае! 16 Вы ведь знаете,
Уровень С Подготовка к ЕГЭ в 11 классе По тексту Д.Рубиной «Паршивка Нинка! – крикнул он, как в детстве. – Что ты с нами делаешь?»
Жизнь Виктора Цоя Виктор Цой родился 21 июня, 1962г, в Петербурге. Мать, преподаватель физкультуры, и отец, инженер, по- видимому, не играли большой роли.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Аннотация Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га- Ноцри?
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Добро и зло Классный час 4 А Козлова Е.В
Транксрипт:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЛА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА

Тема зла - вечная тема в литературе. Её рассматривали авторы самых первых литературных произведений, о ней говорили писатели XV П, XVIII, XIX, веков. Не стал исключением и ХХ век. Тема зла получила своё развитие в литературном процессе двадцатого столетия, но её развитие мы рассмотрим лишь в нескольких произведениях.

Образ Иуды Искариота в повести Л.Андреева «Иуда Искариот» Леонида Андреева называли «чутким барометром», отмечали его «сейсмографическую чуткость». Если учесть, что Л. Андреев жил и творил во времена, предшествовавшие русско-японской войне, и революции 1905 года, первой мировой войне и двум революциям 1917 года, когда не только рушились прежние понятия и многовековые устои, но и рушил ось прежнее, по меньшей мере, общеевропейское сознание, то эти качества выдвигают художника в первый ряд свидетелей столь противоречивого и сложного времени.

«Одною рукою предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои планы». Искариот хочет помочь Христу и почти ничего для этого не делает. Иуда даже не пытается сказать Иисусу, что случится с ним в Иерусалиме. Все чувства, которые испытывал Иуда к Христу, алчны, злобны. Его «любовь» к Иисусу была пропитана чувством собственничества. И даже после смерти Христа, на пороге собственной гибели, чувства Иуды не меняются, лишь приобретают оттенок фанатичной любви Детали портрета имеют символический смысл. Ужасная внешность Искариота отражает его низкую чёрную душу. Иуда ужасен не только внешне, но и внутренне: как одна сторона его лица не способна к мимике, как слепой глаз не способен видеть, так и сам Иуда не может полюбить и поверить Иисусу.

Заговорив о предательстве одного человека, Л Андреев поднял тему предательства как зла вообще. Тема, актуальная и сейчас. Писатель показал и путь Иуды к предательству. Им стала ложь как по отношению к окружающим, так и самому себе. Обманывая по мелочам, со временем человек начинает лгать во всём, даже если ему это невыгодно. Потом он начинает «раздваиваться», как Искариот, становится настоящим Иудой. Двойственно поведение Иуды, как и его внешность. Он пытается быть полезным, хочет казаться хорошим и любящим, хотя в то же время лжёт, ворует, злословит. Иуда предаёт Христа, выдавая его Анне, и сразу же после этого проявляет о Христе заботу: «... тихою любовью, нежным вниманием, ласкою окружил Иуда несчастного Иисуса в эти последние дни ею короткой жизни. Стыдливый и робкий, как девушка в своей первой любви, страшно чуткий и проницательный, как она, - он угадывал малейшие невысказанные желания Иисуса, проникал в сокровенную глубину его ощущений, мимолётных вспышек грусти, тяжёлых мгновений усталости».

Михаил Афанасьевич Булгаков « Мастер и Маргарита » Всё написанное Булгаковым в далёком вроде бы прошлом «работает» на сегодняшний день. В. Г. Боборыкин

не Воланд, царь тьмы, является главным носителем зла. Булгаковский Воланд лишь помогает читателю объективно взглянуть на окружающий его мир, взглянуть на себя со стороны. Он заставляет людей совершать поступки, которые обнажают суть человека, его скрытые пороки. Цель Воланда - высветить, усилить, выставить на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов В Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: «Ну что же... они ­люди как люди. Любят деньги, из чего бы те не были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их... »

Воланд обращает к голове Берлиоза жестокие слова : « Каждому будет дано по его вере... Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую превращаетесь, выпить за бытие ». И голова Берлиоза в самом деле тут же превращается в чашу для пития сатанинских зелий - горькая участь для того, кто всегда был убеждён, что у него на плечах нечто вполне достойное. Чем же объяснить такое исключительное наказание ? Беда Берлиоза в том, что он человек без фантазии. Но с него за это особый спрос. Это ведь руководитель писательской организации. Очень к тому же образованный, чрезмерно начитанный : Канта и Шиллера цитирует чуть ли не наизусть. И при всём при том неисправимый догматик, признающий лишь определённым образом отштампованные истины. Роман М. Булгакова обращает внимание читателей на рутину и равнодушие, в которых люди увязают всё глубже день ото дня. Через весь роман проходит мысль о том, что вовсе не ведьмы и вампиры превращают жизнь в ад, а зависть и злоба, невнимание к окружающим. М. Булгаков показывает, как люди становятся мелочными, не способными поверить в чудеса, даже если они сами в этих чудесах участвуют. Людям навязываются довольно странные понятия о долге и законопослушности.

«Мастере и Маргарите» зло и без бесовских усилий действует в мире, оно самоприсуще миру. Более того, добро и зло, свет и тьма равнозначны, равноначальны для мира. М. Булгаков, пытаясь ответить на вечные вопросы о добре и зле, пришёл к выводу: существование добра без зла невозможно. Лишь в столкновении двух антиподов рождается истина, которой следуют люди во все времена. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом, - говорит Воланд Левию Матвею, - что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от предметов и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» М. А. Булгакова как раз меньше всего прельщало наслаждение голым светом, хоть не так уж и изобиловала им окружающая жизнь. Ему дорого было то, что проповедовал Иешуа, - добро, милосердие, царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

Ещё одна сторона, раскрывающая тему зла - почему Мастер «награждён покоем»? Покоем, Т.е. бездействием: «Мой единственный, мой милый, не думай ни о чём! Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя», - говорит Мастеру Маргарита. Левий Матвей просит у Воланда, чтобы тот взял Мастера с собой, но Воланд отдаёт Мастеру только покой. Почему? Вспомним эпизод разговора Мастера и Бездомного: «У меня нет больше фамилии». Мастер предаёт себя, струсив под властью обстоятельств (впрочем, так же, как и Понтий Пилат, испугавшись доноса Кесарю о том, что он желает сохранить жизнь праведному проповеднику Иешуа Га-Ноцри). Кстати, Понтий Пилат также не удостоился света... В романе М. Булгаков разрешил для себя главный вопрос жизни: что в ней первично и что вторично - Добро или Зло? Конечно, Добро, утверждает его герой. «Злых людей нет на свете».

Таким образом, мы приходим ещё к одной ипостаси зла - зло как власть, как государственный режим. И почему Воланд появляется именно в Москве и именно в 1929 году? Ответ на эти вопросы один. Из-за государственного строя. Ведь именно он забил бумажными заботами головы людей, он создал в стране «квартирный вопрос». Но что творилось В стране в тот период времени? Москва стала настоящим сосредоточением зла. Ежедневно и еженощно то тут, то там исчезали люди и на дверях их квартир появлялись казённые печати, никто не был гарантирован от того, что следующей ночью придут за ним. Время репрессий и жесткого контроля над обществом. Но образы Мастера, Маргариты и Иешуа Га-Норци введены в роман как символы надежды на возрождение утраченных человечеством чувств: любви, веры, надежды и всеобщего прощения. Духовно и нравственно здоровое общество может возникнуть тогда, когда каждый человек будет знать, что он кому-нибудь нужен.

Александр Исаевич Солженицын - «Матрёнин двор». Сфера постоянного внимания А. И. Солженицына - русский национальный характер. В своих рассказах он мастерски показывает пороки и проблемы общества. Солженицын сетовал, что люди «чаще всего принимают материальное благополучие за ту цель, к которой мы идём... » Эта же проблема рассматривается и в рассказе Матрена же - не от мира сего. Осуждаемая этим миром («и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно... »), она живёт не по законам этого мира, вопреки им. Она живёт праведно. Матрёна – больная, бедная женщина, похоронившая шестерых детей, но, несмотря на это, спокойная, с лучезарной улыбкой.

Праведность Матрёны в том, что даже в таких изнуряющих мелочных, унижающих испытаниях, она остаётся терпимой, незлобивой и отзывчивой, способной радоваться чужой удаче... В этом-то и открывается святость Матрёны Васильевны – в неприятии одичания и злобы окружающего мира, в сохранении простой человеческой душевности. Матрёна Васильевна выступает в рассказе хранительницей общечеловеческих духовных святынь. Многоплановый, мастерски написанный рассказ «Матрёнин двор» (другое название - «Не стоит село без праведника») рисует как трагедию нелепую смерть Матрёны, и всё то, что происходит вокруг этой женщины после её смерти. Умирает Матрёна как-то нелепо, из-за горницы, которую везли её приёмной дочери. А. Солженицын прямо поставил вопрос о ценности физической, реальной жизни человека. И люди, окружающие Матрёну, прировняли эту жизнь К горнице.

Матрена была тем самым праведником, без которого «не стоит село». Житие Матрёны Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического социального эксперимента над целой страной. В том, что этот тип праведника не перевёлся на Руси, - вся надежда автора на духовное выживание народа. Жена Александра Солженицына Наталья Дмитриевна Солженицына говорила: «Но Александра Исаевича не покидает надежда, что Россия не даст себе скатиться в пропасть. Мы постепенно станем на ноги. А решающее здесь - дух. И хотя ужасно, что материально большая часть народа оказалась за пределами жизни, достойной человека, ещё страшнее будет, если люди разуверятся во всём, потеряют надежду. Тогда уже ничто не поднимет страну. И он молится, чтобы дух не покинул наш народ».

Юрий Валентинович Трифонов «Обмен» Основой сюжета становится бытовая ситуация, предельно знакомая и одновременно сложная в нравственном плане: жена Дмитриева, главного героя повести, решает срочно съезжаться со смертельно больной свекровью для того, чтобы в скором времени стать хозяйкой большой отдельной квартиры (не правда ли, прямой ответ на реплику Воланда о квартирном вопросе, а ведь уже не 1929-й?!..)

Дмитриев – человек стремящийся снять с себя ответственность за свои поступки и возложить их опять же на внешние обстоятельства. Таким образом, внутренняя борьба кончается ничем. Все напряжённые метания в душе героя ни к чему не приводят. Ю. Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Герой Ю. Трифонова сливается с толпой. Она подхватывает и несёт его, как некое безвольное существо, заставляя подчиняться своим доведённым до автоматизма движениям, как в некую преисподнюю, в которой начисто пропадает лицо героя, слившееся с безликой массой. Недаром дед говорит своему внуку: «Ты человек не скверный, но и неудивительный». Дмитриев ощущает ущербность своей жизненной позиции, дисгармоничность своего бытия. Герой победил в себе свои духовные задатки. Это и есть та дорожка, по которой идёт зло в мир. Когда человек готов предать друга ради лучшей работы, прийти на похороны родного человека с банками сардины, когда он готов обменять родную мать на квартиру, тогда этот человек выполнил свою самую главную в жизни задачу - помог злу прийти в мир. Но самое страшное, что такой человек не один в мире, он лишь часть толпы.

Чингиз Айтматов – «И дольше века длится день... » в романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» писателем воссоздаётся судьба главного героя романа - Буранного Едигея. Он явился в романе Ч. Айтматова точкой пересечения вcex болевых моментов жизни человека ХХ века. Центральной фигурой романа является Буранный Едигей - труженик, фронтовик, железнодорожный рабочий. Через судьбу своего героя автор обращается к вопросу, поставленному в романе. А вопрос этот не нечто надуманное, а действительность нашего времени: имеется ли для человечества ещё «завтра» или оно вступило в день последний.

Основной темой романа является тема «памяти прошлого». Тему памяти Ч. Айтматов берёт широко - ОТ жизни одного человека до безжизненного космоса. Автор показывает, как из ничтожно мелких предпосылок лжи вырастают мировые катастрофы. И память - главное и часто единственное средство борьбы со злом, породившим эти катастрофы. Но изглаживание в человеке его собственной воли, памяти, прошлого не ново. Автор знакомит нас с живущей в этих краях легендой о том, как в прошедшие века они воевали с жуаньжуанями, и что победители делали с их пленными. Сначала пленным начисто обривали головы. Потом кусок кожи только что убитого верблюда в ещё тёплом состоянии натягивали на бритую голову. Кожа верблюда прилипала как клейкий пластырь. Затем этих несчастных, со связанными руками и ногами, с деревянной колодкой на шее, чтобы они не могли коснуться головой земли, выводили в степь и оставляли там на несколько суток. Неудержимо сокращаясь под палящим солнцем, кожа верблюда сжимала голову, как железным обручем, а собственные отрастающие волосы, не находя места, загибались и врастали в кожу головы человека, причиняя ещё большие страдания. Большинство не выдерживало этой пытки и умирало, но выживший становился манкуртом - рабом, насильно лишённым памяти.

Человек, по Ч. Айтматову, только тогда становится личностью, когда он знает «своё имя» и помнит, кто его отец. Люди должны делать всё возможное, чтобы их дети знали прошлое, как это делал в романе Абудалип Куттыбаев. Самое страшное преступление - это лишение человека памяти, величайшее зло - это забвение прошлого. Все мы должны помнить, что невозможно создать будущее, не помня прошлого.