Исследование возможностей Заказчик – Министерство окружающей среды ЛР Финансирует – АУПОС (Агентство по управлению проектами в сфере окружающей среды)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2011 год Концепция развития системы санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Advertisements

Стратегические подходы в области обращения с ТБО Национальная стратегия и план внедрения Зульфира Зикрина Астана, 30 марта 2011.
Заместитель министра строительного комплекса и жилищно-коммунального Московской области Витушева Т.С. Стратегия развития Московской области в сфере обращения.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ Д-р Юриюс Валюнас Зам. директора ЗАО "Гидротерра"
10 лет на рынках Беларуси, России, Казахстана ДОБИВАТЬСЯ НАИБОЛЕЕ ЖЕЛАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СОЗДАВАЯ ПРИ ЭТОМ ЦЕННОСТИ ДЛЯ ДРУГИХ Технологии добычи биогаза.
AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ ОПЫТ РАБОТЫ АО « AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ» (КАЗАХСТАН) ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ И ОТЧЕТНОСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ.
2011 год Концепция развития санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
План реализации проекта: «Разработка стратегии развития компании» Консалтинговая фирма Дельта Менеджмент.
Научно-исследовательский институт инновационных технологий.
Экологическая политика ОАО «Татэнерго». Именно применение электроэнергии сделало возможным развитие самых передовых отраслей промышленности: автоматизацию.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Примеры путей к зеленой экономике в Латвии Министерство охраны среды и регионального развития Республики Латвии (MOCPP) А.Озола Зам. гос. секретаря по.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
Москва Декабрь 2011 года Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ Предложения по основным направлениям деятельности Фонда на период.
Презентация опыта и имеющихся данных в Республике Беларусь Александр Пахомов ЦНИИКИВР.
ПАСПОРТ ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Приозерск»
Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» 2 Постановление Правительства Российской Федерации от
Инвестиционная составляющая в плате за технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям: проблемы и решения Виталий Королев Федеральная.
Транксрипт:

Исследование возможностей Заказчик – Министерство окружающей среды ЛР Финансирует – АУПОС (Агентство по управлению проектами в сфере окружающей среды) Начало: Конец: Объект проекта – агломерации >2000 ЭЧН (эквивалентная численность населения) Принцип обработки и использования – региональный

Важные аспекты Система должна соответствовать требованиям ЕС (запрет на вывоз ила и других органических отходов на свалки) Система должна создать возможности для как можно более широкого использования обработанного ила в будущем Должен быть проведен анализ хотя бы нескольких действующих технологических и организационных схем конечного использования ила Действующая система должна быть долгосрочной Предусмотренная финансовая помощь ЕС будет одноразовой, поэтому она должна быть использована наиболее эффективным образом Исследование возможностей

Важные аспекты Технологические схемы обработки ила должны позволить получить из ила максимальную пользу – биогаз, тепловую энергию и электроэнергию, качественный биокомпост Инвестиционные средства предусмотрены из бюджета ЕС на 2007 – 2013 г. Поэтому инвестиции будут получены не ранее г. Проекты должны быть осуществлены в течение 3 лет Исследование возможностей

Результаты работы Исследование возможностей создания в Литве мощностей для обработки ила: 1. анализ ситуации в настоящее время 2. прогноз образования ила 3.определение регионов для обработки ила 4.выбор технологических схем в регионах 5.анализ чувствительности системы к количеству и качеству ила 6.анализ затрат и пользы системы 7.предложенная организационная схема для обработки и использования ила 8.проведён финансовый анализ 9.разработана инвестиционная программа Исследование возможностей

Последовательность выполнения работ (1) Идентификация источников образования ила Оценка степени подключения жителей в настоящее время Оценка количества образовывающегося в настоящее время ила Определение приоритетных источников ила Анализ используемых технологий и установок для обращения с илом Исследование возможностей

Последовательность выполнения работ (2) Прогноз образования ила ( ) прогноз изменения численности населения прогноз числа подключений жителей к сетям прогноз генерируемого населением загрязнения оценка прироста избыточного ила возможное влияние промышленности Определение регионов обработки ила Выбор технологических схем обработки ила Исследование возможностей

Последовательность выполнения работ (3) Подготовлен анализ чувствительности для обоснования предложенных схем в регионах Подготовлена опись установок для обработки ила в регионах Проведена оценка затрат на создание и эксплуатацию предлагаемых мощностей для обработки ила в каждом предложенном регионе Выбраны схемы управления мощностями для обработки ила в регионах Проведен сводный анализ финансовых возможностей программы по обработке и окончательному использованию ила Разработана инвестиционная программа для каждого региона и сводная национальная программа по обработке ила Исследование возможностей

Агломерации Проанализировано населенных пунктов – 267 Приказ Министра окружающей среды «О внесении частичных изменений в некоторые приказы Министра окружающей среды, регламентирующие обращение со сточными водами» 267 от 22 мая 2002 г Представленная Департаментом статистики информация о населенных пунктах с количеством населения более 2000 человек (данные проведенной в 2001 г. переписи населения) Стратегические планы развития водного хозяйства речных бассейнов (мастерпланы)– мелкие населенные пункты Идентифицировано агломераций >2000 ЭЧН – 99 ед. 1. Анализ сложившейся ситуации

Распределение агломерации по уездам (99 ед.) 1. Анализ сложившейся ситуации

Количества образующегося ила 1. Анализ сложившейся ситуации Количество ила в 2004 г Kaunas Klaipėda Mariampolė Panevėžys Šiauliai Tauragė Telšiai Utena Vilnius т СВ/год Alytus

Хранение ила Всего накоплено – 3,7 млн. тонн В Шяуляй – 2,2 млн. тонн Число площадок – 84 Занимаемая площадь – 180 га 1. Анализ сложившейся ситуации

Основные предпосылки прогноза образования ила Численность населения в 2009 г. и 2016 г. соответствует численности населения в 2001 г. по данным переписи населения и не изменится до 2025 г. (нулевой прирост) Процент подключений жителей к канализационным сетям в 2009 г. принят согласно Исследованию возможностей инвестиций в водное хозяйство 1-ого этапа (1-ый этап мастерланов) Процент подключений жителей к канализационным сетям в 2016 г. – 95 % В агломерациях с установками для биологической очистки (без первичных отстойников) на каждого эквивалентного жителя в сутки приходится 60 г сухих веществ в 2009 г. и в 2016–2025 г В агломерациях с первичными отстойниками и установками для биологической очистки на каждого эквивалентного жителя в сутки приходится 70 г сухих веществ в 2009 г. и в 2016–2025 г 2. Прогноз образования ила

Основные предпосылки прогноза образования ила В установках для сбраживания ила количество ила, выраженное в летучих сухих веществах, уменьшается на 30% во всех агломерациях одинаково Рост загрязнения от промышленных предприятий на 5 % в 2009 г. по сравнению с фактическим загрязнением в 2004 г. и рост на 5 % в 2016 г. по сравнению с загрязнением в 2009 г Влажность обезвоживаного ила в 2009 г и в 2016–2025 г – 80 % 2. Прогноз образования ила

Eil. Nr. Уезд Количество ила по СВ т/г m.2016 m. 1Alytaus Kauno Klaipėdos Marijampolės Panevėžio Šiaulių Tauragės Telšių Utenos Vilniaus IŠ VISO:~75759~81868

Принято во внимание Количество образующегося в регионах ила Крупнейшие источники генерирования ила Другие действующие региональные системы Возможная реформа водного хозяйства Маршруты транспортирования ила на ближайшие обрабатывающие установки Административное деление Литвы 3. Идентификация регионов

Выводы Наибольшее количество ила генерируется в уездных центрах Действующие в уездных центрах предприятия являются экономически более сильными, поэтому способны внедрять эффективные технологии обработки ила, позволяющие значительно уменьшить количество обработанного ила Полученные предварительные сравнительные подсчеты технологических схем подтверждают обоснованность централизованных схем обработки ила Кооперирование самоуправлений на основе уездов уже стало практикой (напр.: РЦОО – Региональныйе центры по сбору и обработке отходов) 3. Идентификация регионов

Предложения Выделить 10 регионов на основе уездов Регион не должен пересекать границ самоуправления При наличии экономической обоснованности некоторые самоуправления могут передавать ил на обработку в соседние регионы В одном регионе в то же время могут действовать централизованная и децентрализованная схемы Для централизованных схем с учетом приемлемости затрат транспортирования ила применяется зона обслуживания от центра (основного источника образования ила) в радиусе 25– 30 км. 3. Идентификация регионов

уплотнение / обезвоживание (во всех агломерациях) _______________________ Сбраживание Сушка Компостирование _______________________ Сжигание ??? 4. Технологии обработки ила

Приоритетная схема – Обработка ила с получением энергии и сохранением питательных веществ 4. Схемы обработки ила Сбраживание Компостирование Сушка Сельское хозяйство Тепловые электростанции Нарушенные территории Энергетический лес Зеленые площади Стоительство дорог Посадка леса Уплотнение Обезвоживание ТермоБио

Приоритетная схема – Аргументы Приоритетом государства – должно являться максимальное использование энергетического потенциала ила и имеющихся в нем питательных веществ и расширение спектра самих возможностей использования Производство биогаза Производство компоста Максимальное уменьшение объема Широкие возможности использования обработанного ила Производство «зеленой» энергии Выполнение обязательств государства 4. Схемы обработки ила

Очередность Выбор технологий в региональных центрах Образовываются основные массы ила Непосредственно влияют на технологии обработки ила в меньших агломерациях Выбор технологий в регионах 4. Выбор технологий

В региональных центрах Уплотнение / обезвоживание Сбраживание (с обезвоживанием) Сушка 4. Выбор технологий

Важные уже утвержденные предпосылки С 2009 г. весь генерируемый в Литве ил должен обезвоживаться до 80 % влажности. В одном самоуправлении действует одно предприятие водного хозяйства Рассматриваются альтернативы в агломерациях до 6000 ЭЧН: обезвоживание ила на месте уплотнение (до 96 %) и перевозка на обезвоживание Рассматриваются альтернативы в агломерациях свыше 6000 ЭЧН: компостирование ила на месте перевозка обезвоживанного ила для дальнейшей обработки (сбраживание, сушка) 4. Выбор схем

Метод анализа Подсчитываются дисконтированные денежные потоки и сравнительные чистые текущие стоимости (ЧТС) Период оценки – 20 лет Норма дисконта – 6% 1 т/км перевоза ила – 1,5 Лт. (2009 г.) 4. Выбор схем

Наибольшее расстояние перевозки суплотненного ила (96 %) (анализ ЧТС) Эквивалентная численность населения Расстояние, км 1,5 Лт / 1 тонно-километр

4. Выбор схем Перегниватели Сушилки Компостные площадки 13 (8+2+3) % образующегося ила – сбраживается / сушится 15 % образующегося ила – компостируется

Региональные схемы обращения с илом 4. Региональные схемы

Отношения между предприятиями водного хозяйства 7. Организационная схема

Отношения с другими субъектами хозяйства 7. Организационная схема

Использование обработанного ила Возможности в Литве Сельское хозяйство Производство тепловой / электроэнергии Выращивание энергетического леса Восстановление нарушенных территорий Благоустройство зеленых площадей Рекультивация свалок Прокладка и ремонт дорог

Эксплуатационные затраты Компостирование 130–170 литов за 1 куб. м ила с влажностью 80 % Сушка 130–250 литов за 1 куб. м ила с влажностью 80 % Перевозка 1,50 Лт. за т/км 6. Затраты

Биогаз имеет энергетическую ценность 6. Польза Очистительные сооружения для сточных вод с установками для сбраживания ила Количество сбраживаемого ила, тонны СВ в год Энергетическая ценность избыточного количества биогаза, МВтч в год Алитус Каунас Кедайняй Клайпеда Шилуте Мариямполе Панявежис Шяуляй Таураге Мажяйкяй Тяльшяй Утяна Вильнюс Всего

Сушеный ил имеет энергетическую ценность 6. Польза Очистительные сооружения для сточных вод с установками для сушки ила Количество сушеного ила, тонны СВ в год Энергетическая ценность сушеного ила, МВтч в год Алитус Каунас Кедайняй Клайпеда Мариямполе Панявежис Шяуляй Таураге Мажяйкяй Тяльшяй Утяна Вильнюс Всего

Выводы Цена на воду в связи с обработкой ила повысится на цнт/м3 (10-15 % от средней цены). В подсчеты не включены амортизационные затраты Лаздияй, Неринга, Зарасай – превысят предел платёжеспособности (4 %) Ещё 6 самоуправлений приблизиться к пределу платёжеспособности 8. Финансовый анализ

Объемы 9. Инвестиционная программа Резерв заказчика – 10 %. Консультационные проектировочные работы – 10 %. (за исключением Вильнюса – 2,5 % для надзора за строительными работами). РегионИнвестиции на сбраживание и сушку ила, млн. Евро Инвестиции на компостные площадки, млн. Евро Всего, млн. Евро Алитусский2,9470,9363,883 Каунасский15,6052,60118,206 Клайпедский8,355- Мариямпольский6,092- Панявежисский3,8652,6246,489 Шяуляйский8,1012,13210,233 Тауркагский4,435- Тяльшяйский10,033-10,034 Утянский2,8222,0854,907 Вильнюсский24,9442,53127,525 Всего87,24912,910100,159

Утвердить нормативный документ, регламентирующий обработку и использования ила (постановление Правительства, НДОЛ (нормативные документы по охране окружающей среды Литвы), др.) Узаконение статуса обработанного ила – биотопливо, компост Определение реальных норм внесения в грунт (с участием МСХ – Министерство сельского хозяйства) Создание механизмов поощрения фермеров в целях более широкого применения обработанного ила (прямые выплаты ЕС, применение льгот, с участием МСХ) Контроль над иловом хозяйством Рекомендации Правительству