Исследовательский урок по русскому языку Происхождение и употребление слов в современном русском языке учитель Мезенцева Т.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лексика - раздел науки о языке Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновка, 2006.
Advertisements

Слова, слова, слова… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов Купаться ежечасно! А.Шибаев. Надо учиться языку, надо.
1 Русский язык – национальный язык русского народа. На русском языке говорят 138 млн. человек, проживающих на территории России (99,4 %), по данным Всесоюзной.
Лексика Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова Смысловых связей между словами Употребления словПроисхождения.
Как соотносятся между собой различные группы лексики.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Проект по русскому языку 6 класс.
Обобщение знаний по теме «Глагол» Исследование слова «сверкать»
Урок русского языка в 6 классе. 1) познакомиться с исконно русскими и заимствованными словами, 2) научиться пользоваться словарём иностранных слов с целью.
« Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум.
"Своя игра" по теме "Лексика"
Тема исследовательского проекта: «Лексикон учащихся 8-11 классов МОСШ п.Сосновка» Автор проекта: Чвалун Антон Сергеевич Класс 7 Научный руководитель проекта:
Учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г. Урюпинска Волгоградской области Педагогический стаж 22 года Образование - высшее.
Урок русского языка в 5 классе Как пополняется словарный состав русского языка.
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.
Структурно - семантические и стилистические характеристики наименований одежды в английском, русском и французском языках Структурно - семантические и.
Творческое название: Словарное богатство русского языка Учебный предмет: русский язык Участники: учащиеся 10 класса.
Исконно русские и заимствованные слова при создании текста Седов А.Ф Учитель русского языка ЧУ ОО СОШ «Росинка»
Художественные приёмы создания слогана Шелепаева Е.Н., руководитель МО гуманитарных дисциплин МОУ «Гимназия 8» г. Перми.
Транксрипт:

Исследовательский урок по русскому языку Происхождение и употребление слов в современном русском языке учитель Мезенцева Т.С.

Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Содержание: I.Введение: - актуальность; - цели; - задачи; - объект исследования; - методы исследования; II. Объекты исследования: Лексика с точки зрения происхождения и употребления. 2.2.Исследование лексики, ограниченной в употреблении; 2.3. Исследование общеупотребительной лексики; 2.4. Заимствованные и интернациональные слова; 2.5.Домашнее задание. III. Заключение.

Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Актуальность: Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.

Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Цель: обогатить словарный запас учащихся. Задачи: - дать понятие об общеупотребительных и ограниченных в употреблении словах; -развивать языковое чутье; -развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, работы со словарём.

Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Объект исследования: лексика с точки зрения происхождения и употребления. Методы исследования: -проблемный метод; -поисковый метод; -метод информатизации; -метод исследования.

Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Лексика с точки зрения происхождения и употребления Лексика Общеупотребительская архаизмынеологизмы Заимствованные слова фразеологизмы Ограниченная в употреблении диалектизмы Профессио- нализмы (термины) жаргонизмы

Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Исследование лексики, ограниченной в употреблении: 1.Диалекты: «Матушка схватила рогач, подцепила им махотку и, споткнувшись об услон, уронила его на мост»(смысл текста) 2.Профессионализмы. Термины: кингстон, лихтер, салинг, шкафут.(значение слов).Человек какой профессии поможет узнать значение слов: мезис, детрит, ганглий, финноз? 3.Жаргонизмы: шухер, клёво, базар, бабки, чел, фраер, кент, шнобель, мамон – расшифровка слов.

Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Исследование общеупотребительной лексики. 1.Аркаизмы: шуйца, десница, перст, чело, вежды, очесы, ланиты(что объединяет слова) Выбор аркаизмов из стихотворения «Как ныне сбирается вечный Олег…» 2.Неологизмы: бизнес, сотовый, видеофон, экспорт, импорт, плеер, компьютер – разбор слова по темам: Экономика Техника

Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Заимствованные слова: Немецкие слова – кухня, галстук, ефрейтор; Английское – кекс; Французское – банк; Латинское – кворум; заимствованные из русского другими языками – воевода, дума, рубль, пуд, самовар, совет, пирожки, казачок. Интернациональные слова: автомобиль. Выбор используемых слов по признакам заимствованных, начало на -а,-э, сочетание –не, -хе, -ге, -пю, -мю, -вю, -бю, -кю, наличие –ф, слияние гласных –оэ, -уэ, еа, не: Легенда, простота, диета, келье, чистенький, сестричка, ножницы, караул, пюре, братский, бюллетень, этаж, авиация, администрация, алоэ, обстановка.

Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Фразеологизмы: - Капля в море; - Звонить во все колокола; -Хоть кол на голове теши; -Намылить шею; -Кот наплакал. (объяснение значения, их синонимы, какое число, тип речи).

Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) Домашнее задание: Подобрать несколько неологизмов и составить с ними 5 предложений. Найти в словаре слова, заинтересовавшие вас. Показавшиеся вам интересными или необычными.

Происхождение и употребление слов в современном русском языке (урок исследование) III. Заключение. Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык.