Современные подходы к выстраиванию стратегии обучения математике ТМОМ Общепедагогические основы обучения математике.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
Advertisements

целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых в инициативе «Наша новая школа» Условия достижения нового современного качества.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. Наблюдение за занятием должно охватывать: 1. Организационную сторону занятия 2. Содержание занятия 3. Воспитывающую.
Современные образовательные технологии. Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?"
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Семинар для педагогов МБОУСОШ6.
Семинар «Современные педагогические технологии в преподавании английского языка»
Транксрипт:

Современные подходы к выстраиванию стратегии обучения математике ТМОМ Общепедагогические основы обучения математике

План 1.Гуманистический подход 2.Информационный подход 3.Системно-деятельностный подход 4. Технологический подход

Стратегия – искусство планирования руководства чем-либо, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Стратегия – общие, основные установки, важные для подготовки и осуществления чего-либо.

Гуманистический подход 1.1. Гуманизации образования 1.2. Гуманитаризация образования 1.3. Личностная ориентация образования 1.4. Индивидуализация образования 1.5. Дифференциация образования

Сущность гуманизации образования Основу философии современного образования составляют: приоритетности человеческой личности, формирование ее творческого потенциала и гуманитарного мировоззрения; доступность образования; способствование наиболее полному раскрытию возможностей и способностей каждого ученика; создание условий для проявления творчества и индивидуальности каждому учителю;

Сущность гуманизации образования Основные направления проектирования новых методик : приоритетность развивающей функции обучения; ориентация обучения на конечный результат; уровневая дифференциация учебных требований и обеспечение постепенности движения школьников по уровням;

перенос акцентов на формирование умений отыскивать и использовать готовую информацию; ориентация на самостоятельную учебную деятельность учащихся; гуманизация процесса обучения; создание положительного эмоционального фона. Сущность гуманизации образования

Основные направления гуманизации математического образования: личностно-ориентированное развивающее обучение; гуманитарное обучение; индивидуализированное и дифференцированное обучение.

Личностная ориентация образования Основные характеристики: признание самобытности ребенка, его самоценности и субъективности процесса развития; создание условий активизации и актуализации субъективного опыта ребенка; единицей обучения рассматривается ситуация, в которой ребенок хочет и может учиться; стандартом образования является средство, которое определяет направление и границы предметного материала; критерием эффективного обучения являются параметры личностного роста.

Гуманитаризация образования Основной акцент - формирование умений учащихся анализировать, продуцировать и использовать информацию. Реализация гуманитарной направленности связана с: поворотом обучения к ученику, как к личности; усилением прикладной и практической направленности; повышением общекультурной и общеобразовательной значимости изучаемых вопросов; ознакомлением с математикой, как с определенной специфической методикой научного познания.

Индивидуализация и дифференциация образования Под индивидуализацией обучения понимается организация и осуществление на доминанте учета особенностей учения как индивидуальной деятельности человека, как обучение, направленное на развитие личностнозначимых способов образования. Под дифференциацией обучения будем понимать организацию и осуществление с учетом доминирующих особенностей группы учащихся. Дифференциация обучения - средство индивидуализации.

Элементы индивидуализации обучения Преодоление рассогласованности в обучении, свзанное с преодалением заданныех от природы человеку неумений: неумение самоопределяться; неумение самоорганизовываться неумение проводить самоанализ. Свобода индивидуального выбора, которая обеспечивается вариациями на разных уровнях: города (выбор ОУ); ОУ (выбор профиля, спецкурса, факультатива) урока (форм, способов, темпа и режима работы, заданий, форм отчетности, «коллег» для группового учения и т.п.)

Элементы индивидуализации обучения Важное значение для индивидуализации обучения имеют : 1.образовательная среда; 2.эмоциональный настрой; 3.социальные факторы; 4.физические возможности.

Образовательная среда элементы средыусловия (характеристика) примеры применения Свет; Температура; Звук; Оформление кабинета яркий – тусклый; жарко – холодно; шум – тишина; парты – формально, неформально периодическое изменение декораций класса (перестановка парт, цветов и т.д.); создание зоны разной освещенности; создание зон разного температурного режима; создание зоны общения; создание возможностей комфортного положения в пространстве.

Эмоциональная среда элементы средыусловия (характеристика) примеры применения Побуждения и мотивы к обучению соотношения «должен» и «хочу», степень самостоятельности, свобода действий. преподаватель – не надзиратель, а наставник и помощник; перенос ответственности за результат обучения с преподавателя на ученика.

Социальная среда элементы средыусловия (характеристика) примеры применения Степень потребности в партнере. одиночество; вместе с др. учениками; под прямым наблюдением преподавателя. предоставляют ребенку возможности работать в одиночестве, в группе, под руководством преподавателя или в комбинации.

Физическая среда элементы средыусловия (характеристика) примеры применения Органы, с помощью которого осуществляется учение. виды памяти, желание перекусить, продуктивное время занятий, длительность работы, потребность в движениях. учет в плане урока слуховых, визуальных и чувственных особенностей детей. Например: «данная тема созвучна...» «я чувствую, что данная тема...» «мы видим, что данная тема...»

Направления осуществления дифференциации: по образовательной цели; по первоначальному уровню учебной деятельности; по времени обучения; по содержанию обучения; по последовательности изучения учебного материала; по структуре учебного материала; по подходам к обучению; по применению знаний; по видам учебной деятельности; по уровню выполнения заданий; по оценке результатов выполнения заданий.

На практике выделяют 3 основных направления дифференциации: по времени обучения; по условиям обучения; по целям обучения. При обучении математике чаще всего используется: дифференциация по содержанию, такая диференциация называется профильной; дифференциация обучения математике, основанная на планировании результатов обучения, такая дифференциация называется уровневой.

Информационный подход 2.1. Общая характеристика 2.2. Программированное обучение 2.3. Алгоритмизация обучения 2.4. Компьютеризация обучения 2.5. Оптимизация обучения 2.6. Интенсификация обучения

Общая характеристика информационного подхода к обучению Под информацией понимаются любые сведения или данные, которые подлежат передаче, хранению или переработке. Под обучением понимаются целенаправленные приемы, связанные с вооружением учащихся какими-то фактами,с вооружением способами переработки и хранения информации. В любом информационном процессе выделяются 2 стороны: содержательная сторона (чему учить); функциональная сторона (как учить).

Особенности обучения на разных этапах информационного процесса На этапе подачи информации предпочтение отдается тем методам, которые позволяют расширить пропускную способность каналов восприятия. На этапе руководства обработкой информации на первый план выходит: методика поэтапного формирования умственных действий; ассоциативная концепция формирования ума; алгоритмизация учебного материала; активное использование обратной связи в процессе обучения.

Программированное обучение Под программированным обучением понимается такая его организация, при которой изучаемый материал подается в строгой логической последовательности в виде «кадров» или «слайдов». Прграммированное обучение предполагает: правильный отбор учебного материала на каждую «порцию»; четкую последовательность задач для усвоения каждой «порции»; рациональную дозировку подачи учебного материала; обязательное включение учащихся в самостоятельную работу; возможность диффернциации деятельности учащихся; возможность контроля и корректировки учебной деятельности.

Факторы сдерживающие развитие программированного обучения: материальная затратность (использование специально разработанных учебников); использование технических средств в обучении; строгое соблюдение инструкции при работе с учебниками. Элементы программного обучения, используемые на практике : разбиение учебного материала на части для самостоятельного изучения, после которого идет обязательно проверка и самопроверка использование перфокарт для контроля; реализация учебной программы средствами ПК.

Компьютеризация обучения - одно из проявлений информатизации Направления компьютеризации: ПК как объект изучения; ПК как средство управления ученической деятельностью. Типы компьютерного обучения: непосредственное взаимодействие учащихся с ПК без учителя; взаимодействие учащихся с ПК через учителя.

Направления разработки компьютерных программ : программы, ориентированные на усвоение учебного материала в режиме программного обучения; программы, реализующие проблемное (проектное) обучение; программы-тренажеры, ориентированные на закрепление знаний, умений и навыков; учебно-демонстрационные, демонстрирующие программы, конкретизирующие модулирующую учебную ситуацию; учебно-игровые программы; контрольные программы; информационные программы.

Алгоритмизация обучения Алгоритмизация обучения вытекает из основного метода кибернетики: метода алгоритмического описания функционирования управляющих систем. Виды алгоритмов: алгоритмы, которыми пользуются учащиеся при решении учебных задач; алгоритмы обучения, которые определяют действия учителя.

Аспекты алгоритмизации «+» аспект выявление конкретной системы операций, входящей в состав умений, навыков и приемов учебной деятельности «-» аспект формализация процесса обучения жесткая последовательность действий

Суть различий алгоритмов для машин и алгоритмов - предписаний для учащихся Предписание алгоритмического типа похоже на алгоритм, но не обладает свойством формальности, не допускается вариативность в порядке осуществление тех или иных шагов, зависит от особенностей мат. объектов или ситуаций в которых это все реализуется. Следуя алгоритмическому предписанию, учащиеся выполняют не только исполнительские, но и ориентировочные действия, обеспечивающие такие качества учебной деятельности, как –понимание задачи, –разумность выполнения действий.

Оптимизация обучения (в трактовке Ю.К. Бабанского) Оптимизация обучения - научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий данного обучения с точки зрения успешности решения поставленных задач и с точки зрения рациональности затрат времени и усилий учеников и учителей. Критерии оптимальности учебного процесса: 1. Критерий результативности; 2. Временной критерий.

Пути оптимизации учебного процесса: перераспределение количества учебных часов между разделами и темами программы; изменение содержания программы, доступное по стандарту; изменение порядка изучения тем; варьирование глубины требований к усвоению учебного материала в рамках стандарта; перестановка акцентов внутри учебной темы; изменение набора учебных заданий; использование межпредметных связей; использование наглядных моделей и динамических компьютерных средств.

Интенсификация обучения Интенсификация обучения – повышение производительности деятельности учителя и учащихся в единицу времени. Направления интенсификации: повышение целенаправленности обучения. усиление акцента на развивающие цели и функции обучения; усиление мотивации учения; повышение информационной емкости содержания обучения; использование укрупненных дидактических единиц и изменение порядка изучения тем.

Системно-деятельностный подход 3.1. Сущность системного подхода 3.2. Сущность деятельностного подхода

Сущность системного подхода к обучению Процесс образования рассматривается, как целостная система, характеризующая следующими свойствами: структурности; иерархичности; взаимосвязанности элементов; взаимосвязанности системы и среды; множественность описаний. Внутри этой системы выделяются подсистемы, каждая из которых должна обладать всеми признаками, как и вся система.

Примеры подсистем система целей; система содержания образования; система принципов обучения; система педагогической диагностики; дидактическая система; методическая система и т.п.

Системообразующий фактор системы Системообразующий фактор системы – это ее компонент, обладающий способностью объединять все компоненты системы (подсистемы) в целое, направлять действие компонентов и стимулировать их развитие Системообразующий фактор многих современных стратегий обучения математики – деятельностный подход

Основы концепции деятельностного подхода Усвоение содержания обучения происходит не путём передачи школьникам информации, а в процессе их собственной активной деятельности. Знания и приобретаются, и проявляются только в деятельности. За умениями и навыками учащихся всегда стоят действия, имеющие определённый характер и образующие полный цикл учебно- познавательной деятельности.

Основы концепции деятельностного подхода Полный цикл учебно-познавательной деятельности включает: - восприятие; - осмысление; - запоминание; - воспроизведение; - обобщение и систематизацию; - контроль и оценку.

Основы концепции деятельностного подхода Усвоение содержания обучения различных учащихся различается по уровням. Уровень усвоения – способность учащихся выполнять целенаправленные действия, ориентированные на решение определённого типа задач. Классификация уровней может проводиться по разным основаниям: базовый (минимум); обязательный; уровень возможности.

Основы концепции деятельностного подхода Цель обучения формулируется на языке деятельности учащихся, учебных задач и приемов их решения, где –под учебной задачей понимается ситуация, в которой нужно достичь определенную цель; –под деятельностью понимают процесс достижения цели; –под приемом решения понимают способ осуществления деятельности. Конечным результатом обучения должна быть система общих и специальных приемов учебной деятельности, как умственной, так и практической.

Технологический подход к обучению Сущность технологического подхода к обучению – превращение учебного и воспитательного процессов в процесс с гарантированным результатом. В понятии педагогической технологии выделяются 3 основных идеи: управляемость учебным процессом; гарантируемость результата; оптимальность затрат.

Характеристические аспекты педагогической технологии научный аспект педагогическая технология – это часть педагогической науки изучающая и разрабатывающая идеи содержания, методы обучения и проектирующая педагогические процессы в целом процессуально – описательный аспект педагогическая технология – это описание процесса: описание совокупных целей, содержания, методов и средств для достижения гарантируемых результатов процессуально – действенный аспект педагогическая технология – это осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, методологических и инструментальных средств обучения

Благодарю за внимание!