Программа « Юный исследователь » как одна из форм развития творческого потенциала обучающихся 3-5 классов Авторская разработка учителя русского языка и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Advertisements

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
Работа с одаренными детьми в классах Заседание методического объединения учителей начальной школы МОБУ «СОШ 4»
ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1.Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктив­ностью, способной к самостоятельному.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / уч.г/ Номинация конкурса: Организация учебного процесса Название работы: Опыт работы.
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 6» г. Бузулука Оренбургской области Обобщение опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности.
Семинар – практикум «Лаборатория юного изобретателя» в рамках реализации инновационного проекта «ЯрТалант»«ЯрТалант» МДОУ «Детский сад 139»
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Описание опыта работы Повышение качества образования по биологии через применение исследовательского метода обучения в основной школе Автор: Шеламова Алена.
«Система работы с одарёнными детьми» 05 марта 2009 г.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или.
Интеллектуальные особенности учащихся 4 «Б» Педагог-психолог Посессор Мария Адамовна.
Транксрипт:

Программа « Юный исследователь » как одна из форм развития творческого потенциала обучающихся 3-5 классов Авторская разработка учителя русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ 43 Шабалиной Елены Геннадьевны

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. К.Роджерс

1.Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей. 2.Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением. 3.Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству. 3 типа школьников

Источники и пути стимуляции познавательных интересов обучающихся (по Р.Скульскому) Отношения учителя с обучающимися Характер и уровень учебно-познавательной деятельности Содержание учебного материала

Пути стимуляции развития познавательных интересов Новизна учебного материала Открытие нового в известном Обоснование практической значимости знаний Использование элементов занимательности Организация соревнования Разнообразие самостоятельной работы школьников Проблемное изложение знаний Решение творческих задач Обеспечение и поддержание доброжелательных отношений

Психологический фон радости и одобрения Внесение мотива «нам это так нужно…» Авансирование «при твоих-то способностях…» Индивидуальная исключительность «только ты и смог бы…» Снятие страха «не получится, и не надо…» Мобилизация активности «приступай, начинай, пробуй…»

Психологические особенности возраста Школьное обучение на 1 ступени строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

Психологические особенности возраста Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. У учащихся этого возраста обычно преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико- синтетической познавательной деятельности

Психологические особенности возраста Прежде всего важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия. В процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности восприятии предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

Психологические особенности возраста Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен.

Цель факультативного курса « Юный исследователь » Формирование исследовательской компетентности у обучающихся 3-5 классов

Структура курса Программа курса рассчитана на 34 учебных часа и разделена на 3 блока: 1 блок - Определения уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности. 2 блок - Изучение теоретического материала с закреплением основных положений на практике. 3 блок - Подготовка обучающихся к защите исследовательской работы с выходом на занятие- конференцию.

Объект исследованияФормы работы Кол-во часов Определение уровня развития общеучебных навыков Тест Проведение конкурса знатоков: решение ребусов, занимательных задач по разным предметам школьного цикла 2 Определение уровня развития творческого мышления Тест Выполнение творческих заданий Решение заданий на смекалку 2 Определение ведушего канала восприятия Тест Творческие задания 2 Определение уровня развития умения работать в группе Заседание клуба «Знатоков» (работа в группах) Тест 2 Общее количество часов 1 блока8 1 блок Объект исследованияФормы работы Кол-во часов Определение уровня развития общеучебных навыков Тест Проведение конкурса знатоков: решение ребусов, занимательных задач по разным предметам школьного цикла 2 Определение уровня развития творческого мышления Тест Выполнение творческих заданий Решение заданий на смекалку 2 Определение ведушего канала восприятия Тест Творческие задания 2 Определение уровня развития умения работать в группе Заседание клуба «Знатоков» (работа в группах) Тест 2 Общее количество часов 1 блока8

Изучаемая темаОсновное содержание Что такое исследование? Что такое исследование Кто может стать исследователем Какие бывают темы исследования Фантастические темы Экспериментальные темы Теоретические темы Как выбрать тему исследования Что такое тема исследования Как выбрать тему исследования Цель и задачи исследования Что такое цель исследования Как определить цель исследования Как выдвинуть гипотезу Что такое гипотеза Виды гипотез Клише гипотезы Как составить план работыМетоды работы Ранжировка методов 2 блок Изучаемая темаОсновное содержание Что такое исследование? Что такое исследование Кто может стать исследователем Какие бывают темы исследования Фантастические темы Экспериментальные темы Теоретические темы Как выбрать тему исследования Что такое тема исследования Как выбрать тему исследования Цель и задачи исследования Что такое цель исследования Как определить цель исследования Как выдвинуть гипотезу Что такое гипотеза Виды гипотез Клише гипотезы Как составить план работыМетоды работы Ранжировка методов

Твои помощники. Работа с книгой Структура книга Приёмы быстрого чтения Справочная литература 2 Твои помощники. Работа с видеоматериалами Виды фильмов: научные, научно- популярные, документальные, художественные Как найти нужную информацию в видео материалах 2 Твои помощники. Работа с компьютером. Нахождение информации в сети Интернет Детские сайты в системе Интернет Как найти информацию черезкомпьютер 2 Твои помощники. Проведение опроса Что такое опрос и для чего он нужен Как проводить опрос Как оформлять результаты опроса 2 Наблюдение и эксперимент Что такое наблюдение Как оформить наблюдение Что такое эксперимент Как оформить результаты эксперимента 2 Общее количество часов 2 блока21 Твои помощники. Работа с книгой Структура книга Приёмы быстрого чтения Справочная литература 2 Твои помощники. Работа с видеоматериалами Виды фильмов: научные, научно-популярные, документальные, художественные Как найти нужную информацию в видео материалах 2 Твои помощники. Работа с компьютером. Нахождение информации в сети Интернет Детские сайты в системе Интернет Как найти информацию через компьютер 2 Твои помощники. Проведение опроса Что такое опрос и для чего он нужен Как проводить опрос Как оформлять результаты опроса 2 Наблюдение и эксперимент Что такое наблюдение Как оформить наблюдение Что такое эксперимент Как оформить результаты эксперимента 2 Общее количество часов 2 блока21

Изучаемая темаОсновное содержание Кол-во часов Как подготовиться к защите исследовательской работы Выделение из текста основных понятий и определений Классификация основных предметов, понятий, явлений Выявление и обозначение парадоксов Ранжирование основных идей Сравнения и сопоставления Выводы и умозаключения Пути дальнейшего изучения темы 1 Как подготовить текст Почему избрана тема Цель работы Задачи Какие гипотезы проверялись Методы и средства исследования План исследования Результаты исследования План дальнейшей работы 1 Защита исследовательских работ 1 Общее количество часов 3 блока3 3 блок Изучаемая темаОсновное содержаниечас Как подготовиться к защите исследовательской работы Выделение из текста основных понятий и определений Классификация основных предметов, понятий, явлений Выявление и обозначение парадоксов Ранжирование основных идей Сравнения и сопоставления Выводы и умозаключения Пути дальнейшего изучения темы 1 Как подготовить текст Почему избрана тема Цель работы Задачи Какие гипотезы проверялись Методы и средства исследования План исследования Результаты исследования План дальнейшей работы 1 Защита исследовательских работ1 Общее количество часов 3 блока3

Формы проведения занятий Урок-игра Урок-путешествие Урок-открытие Заседание клуба почемучек Урок-представление Урок-спор

Формы работы на занятиях - интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов - задания с отсроченным вопросом - интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности) - решение частично-поисковых задач разного уровня - творческие задачи

Ожидаемые результаты повышение уровня социальной компетенции обучающихся создание условий для самоактуализации и самореализации личности школьника развитие ключевых компетентностей, способствующих успешному развитию творческого потенциала каждого школьника

Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях Лев Толстой