«Использование диалектизмов в речи жителей деревни Мордвиново» Выполнила: Тестова Даша, 5 класс МОУ Мордвиновская СОШ Педагог-наставник: Городничая Л.А.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сокровища живой народной речи Авторы: Дегтева Ю. Рамазанова С. 6 класс.
Advertisements

Цели: 1. Показать красоту народной речи; 2. Познакомиться с особенностями Тютнярского диалекта; 3. Научиться находить и классифицировать диалектизмы в.
Лексика Общеупотребительная Имеющая ограниченную сферу употребления ДиалектизмыТерминыЖаргонизмы Профессионализмы.
Личные местоимения Указывают на предметы, но не называют их. Бывают единственного и множественного числа. Бывают 1,2,3 лица 1 лицо - я I мы 2 лицо - ты.
LOGO Лексика с точки зрения её употребления. Нейтральная лексика Книжная лексика Лексика устной речи Жаргонизмы Арготизмы Диалектизмы Профессионализмы.
ЛЕКСИКА Обще- употребительная Имеющая Ограниченную сферу Употребления Диалектизмы Профессионализмы Термины жаргонизмы.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ РАБОТУ ПРОВЕЛА УЧЕНИЦА 10 КЛАССА ИВАШКИНА АНАСТАСИЯ УЧИТЕЛЬ МАРЧЕНКОВА И.М. ОКТЯБРЬ 2008.
6 класс Творческая мастерская ( построение знаний ) Н.А. Смолякова, учитель русского языка и литературы МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»,
Диалекты как одна из форм существования русского национального языка Открытый урок русского языка в 10 классе в рамках муниципального (регионального) методического.
О н А м Е с т о и м е н и е Г о н а с т о л ь к О т Н о с и т е л Ь н о м у К а з а т е л ь н ы м и.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Визитная карточка Месюсиной Татьяны Алексеевны, учителя русского языка и литературы МОУ Гимназия 1 им.В.Я.Шишкова г. Бежецка Тверской области.
Имя существительное (часть 2) Выполнила учитель-логопед В.А. Чередник МОУ Подгорнская СОШ 2011.
Имя существительное Имя существительное- часть речи, которая отвечает на вопросы : кто? что? обозначает предмет.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 151 города Челябинска Урок русского языка в 3 классе Предложение. Составление.
Проект по русскому языку 6 класс.
Обобщение знаний по теме «Глагол» Исследование слова «сверкать»
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Путешествие… в мир самостоятельных частей речи. О какой части речи эти слова? Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. Это надо знать: Самая.
Транксрипт:

«Использование диалектизмов в речи жителей деревни Мордвиново» Выполнила: Тестова Даша, 5 класс МОУ Мордвиновская СОШ Педагог-наставник: Городничая Л.А., учитель русского языка и литературы

Введение Цель: изучение типов диалектизмов на примере речи жителей д. Мордвиново. Задачи: исследовать основные группы диалектизмов жителей д. Мордвиново; выяснить наиболее часто используемые типы диалектизмов; показать использование диалектизмов в художественной литературе.

Лексика ограниченной сферы употребления. Я выяснила, что основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. Но в разных местностях встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности, это лексика ограниченной сферы употребления, или диалектизмы. Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Диалектизмы жителей д.Мордвиново, их типы Я узнала, что диалектизмы бывают: лексические, этнографические, лексико-семантические, фонетические, словообразовательные, морфологические.

Лексические диалектизмы Лексические диалектизмы – слова, известные только носителям диалекта или местное название предмета. Моя бабушка Тестова Валентина Николаевна привела мне такие примеры: худой – плохой, письменосец – почтальон

Лексические диалектизмы Рогач - ухват

Лексические диалектизмы Рушник – полотенце Люлька - зыбка

Этнографические диалектизмы Этнографические диалектизмы – слова, называющие предметы, известные лишь в определённой местности. Жители привели мне такие примеры: отводок – часть стаи, пральник – валёк, ляда – место, расчищенное под пашню

Фонетические диалектизмы Фонетические диалектизмы – слова, получившие в диалекте особое фонетическое оформление: хверма – ферма, баушки – бабушки, пашпорт – паспорт

Словообразовательные диалектизмы Интересными мне показались словообразовательные диалектизмы – слова, получившие в диалекте особое словообразовательное оформление: черница – черника, особливо – особенно, бечь – бежать, сбочь – сбоку

Морфологические диалектизмы Морфологические диалектизмы – не свойственные литературному языку формы словоизменения: окончание – е у личных местоимений в родительном падеже единственного числа: у мене, у тебе, у жене, от сестре. окончание – ам у существительных в творительном падеже множественного числа: под столбам мягкие окончания у глаголов в 3-м лице: идёть, идуть, пишуть, сидить, бегуть; особое употребление предлогов: приехал с Москвы, иди до дома, по-за хлеб ушла.

Роль диалектизмов в произведениях русской литературы Диалектизмы используются в произведениях художественной литературы. Например, в стихах Н.А.Некрасова, нашего поэта – земляка; можно найти диалектизмы, характерные для говора крестьян Ярославской области, где жил поэт. Вот уж который теперича век. Беден, несчастлив и зол человек.

Заключение Я выяснила из встреч с местными жителями, что наиболее употребительными у нас являются лексические, фонетические и словообразовательные диалектизмы.

Заключение Также я узнала, что изучением диалектов в Ярославской области занимался известный преподаватель ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Григорий Григорьевич Мельниченко. Более полувека он работал на кафедре русского языка. Григорий Григорьевич вошёл в науку как основатель ярославской диалектической школы и создал «Ярославский областной словарь».

Заключение