Роль психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС Социально-психологическая служба МОУ «Магистральнинская СОШ 2» декабрь 2011 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Advertisements

«Психологическое сопровождение введения ФГОС». «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Презентация к уроку по теме: Родительское собрание "ФГОС дошкольного образования"
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-х классов в условиях перехода на ФГОС ООО Педагог-психолог Кузьмина.
ФГОС – от декларации к реальному Образовательная программа начального общего образования в контексте нового Федерального Государственного Образовательного.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В ШКОЛЕ МБОУ Междуреченская СОШ Психолого-педагогическая служба г.
МОУ ОГО «СОШ 24» Щербакова Ю.Р.. Учиться вместе с учениками Организовывать самостоятельную деятельность учащихся Мотивировать учащихся Использовать разнообразные.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ 1149 Рожкова Е.Ю., учитель начальных классов Суркова П.В..
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Педагог-психолог Жарикова Стелла Александровна МКДОУ 2 Барабинского района Новосибирской области.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР руководителей школьных методических объединений учителей иностранного языка «Первая ступень обучения английскому языку по ФГОСу второго.
ФГОС начального общего образования, его специфические особенности Карандеева Т.В., учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 15 с УИОП», руководитель.
Психологические особенности подросткового возраста.
Транксрипт:

Роль психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС Социально-психологическая служба МОУ «Магистральнинская СОШ 2» декабрь 2011 года

Основные направления психологического обеспечения внедрения ФГОС:

ФГОС в качестве основных образовательных результатов выделяет 4 группы УУД: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные. Необходимость измерения компетенций и личностных качеств требует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса. Основным предметом в деятельности психолога должны стать технологии формирования и измерения указанных компетенций. Модернизация образовательного процесса приведет к укреплению психического здоровья детей, индивидуализации образовательных маршрутов, созданию безопасной и комфортной образовательной среды. Формы и виды приложения психологических знаний существенно расширяются. Задачи психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС: Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения; Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; Создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Основой системы психолого-педагогического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в этой системе будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методическими службами школы, взаимодействия с административным звеном. Виды и содержание деятельности психологического сопровождения остаются прежними и включают в себя: профилактику, диагностику, консультирование, развивающую и коррекционную работу, психологическое просвещение и образование, экспертизу.

Этапы психолого-педагогического сопровождения поступление ребенка в школу первичная адаптация детей к школе коррекционная работа со школьниками, испытывающими трудности

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Задача: Ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

Решить эту задачу можно, объединив усилия специалистов по созданию… общего развивающего непротиворечивого пространства для ребенка; общего профессионального языка; банка (копилки) методических приемов по решению той или иной задачи развития.

Требование ФГОС - знать и учитывать индивидуальные, возрастные, психологические, физиологические особенности учащихся. Взаимодействие учителя и ребенка носит личностно- ориентированный характер, от качества такого взаимодействия зависит выполнение задач формирования УУД. Задача педагога – грамотно организовать личностно- ориентированное взаимодействие.

Алгоритм деятельности учителя в этом направлении 1 этап-изучение себя и учеников,характериологических особенностей, определение мотивации, принятие себя и других; 2 этап-определение и согласование цели взаимодействия, выбор позиции по отношению к субъекту «сверху», «на равных», «снизу»,выбор средств общения, осуществление взаимодействия (воздействие, сотрудничество, содействие, сотворчество), кординация усилий и наличие обратной связи; 3 этап -оценочно-корректировочный-оценка достижения цели (подготовленность к использованию различных средств и методов), оценка взаимодействия, составление плана коррекции поведения. Два измерения взаимодействия: содержание и отношение. Особенности отношений субъектов формируют характер взаимодействий: Позитивный( проявляется в согласовании целей, позицией на равных, адекватной обратной связью, позитивными отношениями между субъектами ОП Противоречивый Негативный К личностному росту педагога и ученика приводит только ………………………………..

Принципы личностно- ориентированного образования Цель обучения – развитие личности, познавательных стратегий и компетенций; Цель обучения – развитие личности, познавательных стратегий и компетенций; Учителя и ученики – это равноправные субъекты обучения; Учителя и ученики – это равноправные субъекты обучения; Предоставление ребенку максимально широкого выбора в образовательном процессе: содержания, вида, формы, способа, объема, темпа, индивидуальной или групповой деятельности, позиции и роли; Предоставление ребенку максимально широкого выбора в образовательном процессе: содержания, вида, формы, способа, объема, темпа, индивидуальной или групповой деятельности, позиции и роли; Учитель – это прежде всего партнер, координатор и советчик в процессе обучения, а лишь затем лидер, образец и хранитель "эталона"; Учитель – это прежде всего партнер, координатор и советчик в процессе обучения, а лишь затем лидер, образец и хранитель "эталона"; Обучение основывается на уже имеющемся личностном опыте ребенка; Обучение основывается на уже имеющемся личностном опыте ребенка; Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания; Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания; В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться; В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться; Содержание образования должно быть применимым в реальной жизни ребенка, учитывать его интересы, а не готовить его к "будущей взрослой" жизни; Содержание образования должно быть применимым в реальной жизни ребенка, учитывать его интересы, а не готовить его к "будущей взрослой" жизни;

Модель личностно-ориентированной школы... Предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. Не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем обучения ребенка.

Составляющие профессионализма: Современный взгляд на образование как на процесс развития Человека Взгляд на свой предмет как на систему развивающих возможностей Умение ставить задачи развития Проектный взгляд на собственную педагогическую деятельность

«ДЕРЕВО» РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Педагогическая философия Задачи развития Возможности урока Педагогические приемы

Моя педагогическая философия Зачем я рядом с ребенком? Что для меня является основной целью, что средством? ПСИХОЛОГ – фасилитатор (помощник) в организации рефлексии. (Тяготение к той или иной парадигме – проявление в речи, особенно в драматичных, нестандартных ситуациях)

!!! Внедрение ТРАДИЦИИ профессиональной РЕФЛЕКСИИ относительно своей деятельности, коммуникации, знаний.

варианты сотрудничества ПСИХОЛОГ – диагностика когнитивных процессов. ПЕДАГОГ – педагогический мониторинг. РЕЗУЛЬТАТ - выявление проблемных зон. 2. Определение зон ответственности за решение коррекционных и развивающих задач. Согласование методов решения задач.

ВАРИАНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Психолог Определение ведущего канала восприятия информации. Педагог Создание методической копилки: приемов предъявления содержания предметного материала аудиалам, визуалам, кинестетикам. активизирующих фраз на основе тех предикатов, которые характерны каждой группе.

Психолог «на поле урока» Член команды по решению общей задачи; Соавтор развивающих и коррекционых программ; Эксперт; Диагност; Фасилитатор рефлексии; Информационный ресурс.

СОВМЕСТНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЬ обозначает задачное поле по каждому направлению. ПСИХОЛОГ уточняет задачи в соответствии с особенностями возраста и индивидуальными особенностями детей. ВМЕСТЕ -формулируют задачи развития для каждой конкретной группы детей.

Поддержка педагогов ФГОС - расшифруем эту аббревиатуру. Готовы ли мы к внедрению новых стандартов? Насколько? (экспресс- методика с помощью метафор (лесная дорога, штурм горной вершины, туман, парус, болото и пустыня) и демонстрации понимания «Что делать?» в физическом выражении.

Осмысливаем задачи деятельности учителя на этапе внедрения ФГОС... Выступает руководитель МО учителей начальной школы, учитель 1 категории Дадиван О.С.

Задумались о развитии мотивации школьников… Учитель 1 КК Биркле Г.В. озабочена тем, что на этапе внедрения ФГОС особо актуальной становится проблема низкой мотивации школьников и предлагает пути ее решения.

ФГОС – а мы готовы??? Зам директора по УВР Дергунова Г.С. убеждена в том, что все трудности, связанные с внедрением ФГОС, будут успешно преодолены.

Мы справимся!!! Шаманская Т.Б., педагог-психолог школы, стремится вдохновить нас и укрепить нашу веру в свои силы и способности решить задачи, связанные с внедрением ФГОС…

Фрагмент урока по окружающему миру в 1 классе

Физминутка в контексте урока, учитель Дадиван О.С.

Критериальная оценка адаптации первоклассников к школьному обучению 1. Интеллектуальное развитие а) сохраняет удовлетворительную работоспособность б) внимателен на уроке в) понимает и выполняет указания учителей без дополнительных разъяснений г) не нуждается в дополнительной индивидуальной помощи на уроках д) выполняет домашние поручения) 2. Учебная мотивация а) охотно, с интересом учится б) стремится к улучшению результатов в) активен на уроках г) редко пропускает занятия 3. Коммуникативные навыки А) достаточно ли контактен, доверчив, легко откликается на воспитательные меры Б) хорошо ли складываются его отношения в классе 4. Социальная адаптация А) дисциплинирован на уроках б) не провоцирует конфликты со сверстниками В) способен самостоятельно справиться с поручениями учителя

Вывод об уровне адаптации школьника (адаптация в норме (от 14 до 10 плюсов), (субнорма (от 9 до 6 плюсов) Дезадаптация ( от 5 плюсов и ниже) Условные обозначения: + - показатель проявляется в деятельности и поведении 0 - не знаю - (минус) показатель не наблюдается

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. (ФГОС НОО, стр.7, раздел I.) «Портрет выпускника начальной школы»