Открытый урок литературного чтения 4 класс К. Паустовский «Кот-ворюга» Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 323 Селиверстова В.Г. учитель высшей категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План-конспект урока чтения (3 класс) по теме: мини-презентации и конспекты уроков по творчеству К.Паустовского
Advertisements

Урок литературного чтения 3 класс. Загадка Острые ушки, на лапках подушки, Усы, как щетинка, дугою спинка. Днём спит, на солнышке лежит. Ночью бродит,
УЗНАЙ И НАЗОВИ ПИСАТЕЛЯ. К ОНСТАНТИН Г ЕОРГИЕВИЧ П АУСТОВСКИЙ.
К.Паустовский «Кот-ворюга» Несветеева Т.В. учитель начальных классов Саумалкольская школа-гимназия 2.
ДЕРЕВНЯ В УКРАИНЕ Г.КИЕВ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Детство К.Г. Паустовского.
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
Урок литературного чтения: К.Паустовский «Кот-ворюга» Провела учительница 3 а класса школы 85 г. Казани, Закирова Д. К. Октябрь 2008 г.
К.Г. Паустовский «Кот – ворюга». Портрет как средство создания образа животного в рассказе. В каждом сердце есть струна. В каждом сердце есть струна. Она.
Кот в мировой литературе Работа ученицы 6 класса НРМОУ «Салымская СОШ 1» Грицатенко Софии.
Книги нашего детства Константин Георгиевич Паустовский.
Диагностическая работа по сформированности метапредметных умений для учащихся 5 классов.
Д.Н.Мамин-Сибиряк Детство И.А.Крылов Кот-ворюга И.З.Суриков Ворона и Лисица К.Г.Паустовский Приёмыш.
Живет в доме хозяин: Шуба атласная, Лапки бархатные, Ушки малы да чутки, Глазки горят как огни. Днем спит и сказки говорит, А ночью бродит – На охоту.
К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга». Средства создания образа животного в рассказе В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв.
Николаевская церковь. г. Буй Воскресенская церковь. г. Буй.
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг »
Тема: Наше Отечество. Цели урока: Учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать.
СОСТАВИЛА ГУЗЕВА Н.Д. учитель МОУ СОШ 28. ЧТО ЗНАЧИТ? ПРИШЛИ В ОТЧАЯНИЕ КОТ-БЕСПРИЗОРНИК КОТ ПРИЖИЛСЯ СОСТАВЬТЕ С ЭТИМИ ВЫРАЖЕНИЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Технология продуктивного чтения. Мастер-класс.
Транксрипт:

Открытый урок литературного чтения 4 класс К. Паустовский «Кот-ворюга» Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 323 Селиверстова В.Г. учитель высшей категории Москва 2013

Главный девиз урока «Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» К. Паустовский Главное правило на уроке - умей слушать других.

Какие произведения К. Паустовского читали? Вспомнить вам поможет выставка книг К. Г. Паустовского.

* Тема урока: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» * Цель урока: - продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского; - учить выстраивать аргументированные доказательства.

Задачи урока: - учить детей сознательно использовать основные операции: сравнивать и находить закономерности, внимательно относиться к художественному слову, давать определения, выстраивать и использовать алгоритмы; - развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас; - воспитывать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать доброту. Оборудование: учебное пособие по литературному чтению «Русское слово плюс» часть 4 (Авторы –составители В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова), портрет К. Паустовского, карточки для работы в группах, толковый словарь, выставка книги К. Паустовского, мультимедийный комплекс, тесты по чтению.

Сегодня на уроке вы продолжаете знакомство с творчеством К. Г. Паустовского Каким вам видится писатель через портрет ? Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968)

Таруса

МЕЩЕРСКИЕ МЕСТА

Загадка. Догадайтесь, о каком произведении пойдёт речь? Острые ушки, на лапках подушки, Усы, как щетина, дугою спина, Днём спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.

Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? (Да, это кот) Как называет его автор? (Ворюга) Что значит это слово? Сравните слова: «вор», «воришка», «ворюга», «хитрюга». О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова? (Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Говорит презрительно о том, кто совершает кражи).

ЧИТАЕМ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Кот Воровал Попался Накормил Перестал воровать Хозяин и сторож

Для более глубокого восприятия содержания произведения посмотрим наиболее яркие фрагменты из жизни героя рассказа

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

Кот попался этим же вечером

Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю.

Кот, дрожа от негодования, подкрался к курам…

Кот ел больше часа, а потом перевернулся на спину и мирно захрапел…

Чтение рассказа учащимися Задание 1. Прочитать рассказ, отметить слова, значение которых вы не понимаете. Задание 2. Ответить на вопросы: - О чём этот рассказ? - Назовите главных героев рассказа. - От какого слова образовалось слово «ворюга»?

Словарная работа Назовите в тексте слова, значение которых вам непонятно Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безы с ходности. Кукан – бечёвка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Плотица – небольшая пресноводная рыба. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот – за ворот, за воротник. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало – производить сильный и глухой звук. Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-нибудь болезни (потеря сознания, судороги).

Задание 2. Ответить на вопросы: - О чём этот рассказ? - Назовите главных героев рассказа. - От какого слова образовалось слово «ворюга»?

Мы продолжаем заниматься исследовательской деятельностью. А исследователи очень внимательные люди, они грамотно обращаются с информацией. Прочитайте краткие правила для исследований: 1.Говори понятно. 2.Доказывай то, что хотел доказать. 3.«Не ходи по кругу». 4.Аргументов должно быть достаточно.

Задание каждой группе Группа 1. Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает это животное? Группа 2. Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота? Группа 3. Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

Ответы на задания Задание 1. Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот- бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада. Задание 2. Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет. Задание 3. Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник. Вор-воришка-ворюга.

Физминутка

Тест «Самый внимательный читатель» По рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга» 1. Кот был: а) серый; б) белый; в) рыжий. 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через два дня; б) через неделю; в) через две недели. 3. Хвост у кота был: а) пушистым; б) облезлый; в) грязный. 4. Объевшиеся, куры: а) стонали; б) кудахтали; в) молчали. 5. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц; б) два месяца; в) две недели. 6. В кукане жирных окуней было: а) 5; б) 10; в) Кот полез с колбасой: а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу. 8. Кот свалился с берёзы: а) на камень; б) как футбольный мяч. 9. Будил всех: а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер. 10. Чтобы заманить кота Лёнька прицепил: а) окуня; б) карася; в) плотицу. 11. Поесть давали коту: а) сметану; б) жаренную свинину; в) рыбу; г) молоко; д) творожники. 12. Кот совершал «благородный и неожиданный поступок»: а) на следующее утро; б) через день; в) через два дня.

Проверка 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – а; 5 – а; 6 – б; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – в; 11 – а, б, в, д; 12 – а.

Выделим главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга » Надо накормить бездомных животных. Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями. Жадность и воровство всегда будут наказаны. «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни. «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей» Ю. Мориц «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент- Экзюпери

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные? Попробуйте передать это на рисунке. Читать по ролям; написать письмо хозяину от лица кота (советы кота). благородный, ласковый, грозный, пушистый бродяга, беспризорник; дикий, отчаянный, грозный; боится наказания – трусливый.

РЕФЛЕКСИЯ Продолжите фразу: Сегодня на уроке… Я понял, что… Мне захотелось… Урок дал мне для жизни… Трудно было… Я научился… Я смог…