Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников на уроках истории и обществознания. Автор Фогилева Марина Константиновна, учитель истории и обществознания. МОУ СОШ 5
Цель работы Разработать систему творческих заданий в 5-9 классах, ориентированных на развитие креативных способностей школьников.
Задачи работы Дать характеристику развития креативного потенциала учащихся на примере 5-9 классов общеобразовательной школы. Выяснить психологический и эмоциональный комфорт учащихся при работе с творческими заданиями. Рассмотреть возможности использования творческих заданий и опыта, полученного учениками на уроках истории и обществознания, в других дисциплинах.
Необходимость креативности РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБРАЗОВАННОСТИКОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ
Основания для развития креативности в школьном возрасте Потребность в новизне Поиск проблем Богатое воображение Легкость и гибкость мышления Интерес и увлечение своими действиями.
Факторы успешного развития творческой деятельности. Личностный подход педагога Системный подход Психологические особенности школьников
Классификация заданий Конвергентный тип (существование одного верного ответа). Дивергентный тип: - познавательные, - нестандартные, -экспериментально- исследовательские, - конструкторские.
Линии поведения учителя Формулировать учебно-познавательные проблемы. Стимулировать к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем. Поддерживать ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям. Создавать атмосферу творчества посредством моделирования ситуации успеха. Стремиться к выполнению принципов гуманности и саморазвития.
Система использования творческих заданий, ориентированных на развитие креативных способностей школьников I этап: 5-7 классы - знакомство с видами творческих заданий и технологий их выполнения. II этап: 8 класс – использование творческих заданий при изучении отдельных тем. III этап: 9 класс – работа с творческими заданиями на каждом уроке.
Критерии оценки результатов решения творческих задач 5 баллов – умение выполнять творческие задания сформировано окончательно; 4 балла – умение сформировано в основном; 3 балла – умение сформировано частично; 1-2 балла – умение почти не сформировано.
Оценочная шкала Уровень творческого развития Показатель креативности высокийсреднийнизкий 100%-80%79%-35%34% и ниже
Расчетная формула для определения показателя качества развития творческих способностей
Вывод Правильно подобранные вопросы и задания помогут учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.