Выявление, изучение и описание педагогом собственного опыта Куницкая Юлия Ивановна кандидат пед.наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельность педагога по выявлению и описанию собственного опыта Ковалевская Светлана Станиславовна.
Advertisements

1 Описание опыта педагогической деятельности. С чего начать? На основе материалов «Математика. Физика: как представить собственный педагогический опыт.
Выявление, изучение и описание педагогом собственного опыта Куницкая Юлия Ивановна кандидат пед.наук, доцент.
Описание педагогического опыта. Структура описания: 1.Информационный блок. 2.Описание технологии опыта. 3.Заключение.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Обобщение педагогического опыта.. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Технология обобщения и описания педагогического опыта.
Примерная структура описания педагогического опыта.
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Современные требования к авторским разработкам Людмила Владимировна Балахчи Институт повышения квалификации работников образования.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Как представлять опыт работы учителя. Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; её отбор,
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Транксрипт:

Выявление, изучение и описание педагогом собственного опыта Куницкая Юлия Ивановна кандидат пед.наук, доцент

Сущность понятий Опыт - полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики (по Ожегову) Педагогический опыт - отрефлексированная деятельность педагога Актуальный – очень важный для настоящего времени, злободневный

Объект и предмет изучения 1. Объектом педагогики является образование (система, процесс, результат) 2. Педагог-практик имеет объектом образовательный процесс 3. В зависимости от должности, на первый план выходят разные процессы: у учителя – учебный процесс

4 Выбор предмета изучения Для определения предмета изучения(того, что будет изучаться): 1. Проанализируйте свою деятельность по организации учебного процесса и выявите в ней наиболее удачно решаемые педагогические задачи 2. Подумайте, благодаря чему успешно решаются данные задачи (специально подобранное содержание, или использование средств, приемов, методов, или особый тип взаимодействия и т.п. 3. Сформулируйте результаты двух проделанных действий как номинацию предмета изучения

5 Формулировка темы опыта Тема опыта работы содержит предмет рассмотрения (то, о чем говорится), т.е. должна четко отражать основную характеристику опыта, характер решаемой проблемы Тема должна быть актуальной, т.е. соответствующей современным требованиям к образованию

6 Пример определения предмета изучения и темы опыта 1. Учитель считает, что он успешно развивает мышление учащихся на уроках математики 2. Он полагает, что успеха он достигает благодаря использованию приема моделирования 3. Предмет изучения - опыт использования моделирования как средства развития мышления учащихся 4. Тема – Развитие мышления учащихся на уроках математики посредством моделирования

7 Ошибки в определении предмета изучения и темы опыта Задание: Проанализируйте варианты формулировок тем и выявите среди них недостаточно корректные: Применение ИКТ и ЭСО на уроках математики Самостоятельная работа на уроках математики как средство развития творческих способностей Тестовый контроль на уроках математики

Этап изучения опыта 1. Изучение литературы для выявления теоретических оснований своих действий: Как понимается учеными то качество, которое Вы формируете или развиваете, которое заявлено в теме? (мышление, творческие способности, умения и навыки и т.д.). Откорректируйте свое понимание Как рассматривают ученые процесс формирования, развития этого качества. Сравните со своей деятельностью, выявите в ней этапы, откорректируйте

Этап изучения опыта 2. Анализ ситуаций практики Как можно систематизировать, классифицировать, обобщить имеющиеся в опыте материалы? Какие примеры целесообразно представить для конкретизации этой системы? Как можно измерить результаты организуемого Вами процесса? Что можно предъявить как материальный итог Вашего опыта (карточки, схемы, набор заданий, инструкции, опорные схемы, алгоритмы)?

Структура описания опыта 1. Информационный блок 2. Описание технологии опыта 3. Заключение Приложения

1. Информационный блок 1.1.Название темы опыта 1.2.Актуальность (Какие противоречия, затруднения, трудности, встречающиеся в массовой образовательной практике, успешно решаются в опыте) 1.3. Цели опыта (на развитие каких способностей, качеств, знаний, умений, навыков обучающихся опыт направлен; какой результат предполагается получить, средствами чего; в какой образовательной ситуации) 1.4.Задачи опыта (последовательность действий по достижению цели, результаты каждого этапа) 1.5. Длительность работы над опытом (продолжительность работы, этапы)

Критерии и показатели оценки содержания информационного блока КритерииПоказатели Баллы Согласованность целей, задач, результата с заявленной проблемой Нечетко выделена проблема, либо цели и задачи, либо результат 1 Проблема, цели, задачи, результат не согласуются между собой 2 Цель определена на основе проблемы, задачи направлены на достижение цели, результат не отражает степень достижения цели 3 Цель направлена на решение проблемы, поставлена диагностично, задачи направлены на реализацию цели, результат отражает степень достижения цели 4

2.Описание технологии опыта 2.1. Ведущая идея опыта (Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности) 2.2. Описание сущности опыта Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе

2.Описание технологии опыта Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия учителя

2.Описание технологии опыта Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, уроков, пособий и др Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность

Критерии и показатели оценки описания сущности опыта КритерииПоказатели Бал-лы Сущность опыта Представлено описание отдельных приемов, методов, средств, форм, подходов 1 Представлен набор известных приемов,…., направленных на достижение запланированных результатов 2 Создан пед. продукт (методы, средства, технологии, содержание), обеспечивающий достижение результатов на основе авторской идеи, описана деятельность автора по применению 3 Создан авторский пед. продукт. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий) 4

2.Описание технологии опыта 2.3. Результативность и эффективность опыта Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов Достаточность, конкретность, измеряемость показателей, взаимосвязанность показателей результативности опыта

2.Описание технологии опыта Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта

Критерии и показатели оценки результативности опыта Критерии Показатели Баллы Результа- тивность, эффектив- ность Выделены отдельные показатели результативности. Результативность не доказана 1 Выделены отдельные показатели результативности. Доказательства результативности не убедительны 2 Выделены отдельные показатели результативности. Эффективность доказана. Нечетко определены условия, способствующие и ограничивающие применение и перспективы развития опыта 3 Выделены полные, конкретные показатели. Доказана результативность. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение и перспективы развития опыта 4

3. Заключение 3.1. Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта 3.2. Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики 3.3. Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях

Приложения Конспекты уроков, занятий, мероприятий Список публикаций автора по теме опыта Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

Критерии и показатели оценки методического уровня описания опыта КритерииПоказатели Баллы Методичес- кий уровень описания опыта Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов, методов и т.д. 1 Опыт представляет определенную ценность для педагогов, описание требует доработки (систематизации) 2 Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения, но требует редактирования 3 Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами 4

Требования к оформлению описания опыта Объем: основной текст с.; прил. до 10 с. Шрифт: Time New Roman, 14 пт, интерв. 1,5 Поля: л. – 3, пр. – 1, в.и н. – 2, без сокращений Литература: ссылки – [7, c.20],список – по ГОСТ Номера страниц: внизу справа, 1 лист (титульный) - без номера В тексте могут быть разделы

Образец титульного листа Название учреждения образования ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» Иванов Иван Иванович, учитель математики тел. мобильный,