Экологическая компетентность младшего школьника Кандыбина Валентина Семеновна учитель начальных классов МОУ «Медведевская СОШ 3 имени 50-летия Медведевского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Удивительный мир рядом Программа эколого –краеведческой направленности для обучающихся начальных классов, рассчитанная на 4 года Кандыбина Валентина Семеновна.
Advertisements

Экологическое воспитание учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 2» Стрежевой,2012 МБОУ СОШ.
Экологическое проектирование в условиях современного образовательного учебного заведения. «Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции.
МОУ Красноярихинская ООШ Понятие «экологическая компетентность» основывается на знаниях общих законов развития природы и общества, экологической ответственности.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Природопользование и охрана окружающей среды. Тема: «Взаимодействие» Учитель технологии ГБОУ школа 1788 Батуринец Ирина Алекперовна.
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей» ПРЕДСТАВЛЯЕТ на конкурс инновационных.
«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Презентация авторской программы по экологическому воспитанию учителя начальных классов высшей квалификационной категории Суродеевой Натальи Алексеевны.
Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира. Анохина Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ Чертковская СОШ 1.
Воспитание экологической культуры младших школьников. Тхор Л.К. учитель начальных классов МОУ СОШ «Земля родная» ЯНАО г. Новый Уренгой.
Гуманизация образовательного процесса как один из путей реализации основных направлений модернизации российского образования Из опыта работы над единой.
Проект «Развитие светлой души». План реализации проекта 1. Экскурсии по достопримечательным местам РБ -пещера Салавата Юлаева -пещера Салавата Юлаева.
Профессиональная деятельность учителя биологии и химии МОУ Усолинская средняя общеобразовательная школа Горномарийского Района Республики Марий Эл Шапкиной.
Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру Из опыта работы воспитателя МДОБУ Полянский детский сад Козыревой.
Педагогический совет ГОУ 685 «Экологическая культура в системе формирования личности современного гражданина» учебный год.
Поект Проект «Я расту здоровым и счастливым». На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В дошкольном.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Городская экспериментальная площадка первого уровня « Становление субъектной позиции учащихся и педагогов как условие повышения качества образования »
Транксрипт:

Экологическая компетентность младшего школьника Кандыбина Валентина Семеновна учитель начальных классов МОУ «Медведевская СОШ 3 имени 50-летия Медведевского района»

За годы профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем : Низкая экологическая культура школьников Невысокая социализация личности ребёнка. Непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе, в окружающей среде. Недостаточный уровень семейного экологического воспитания Незначительная практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией Условия возникновения и становления опыта

Размышления над этими проблемами побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, учёных-экологов, методистов, к опыту коллег В основе педагогического опыта лежат: идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) и современные концепции воспитания (О.С. Газман, В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др. современные концептуальные основы экологического образования Николаевой, И.Н. Пономарёвой, Г.П. Сикорской, А.Е. Тихоновой, Н.М. Черновой и др. идеи учёных экологов: академика, директора Института эволюционной морфологии и экологии животных В.Е.Соколова, профессора МГПУ им. В.И.Ленина Н.М.Черновой, профессора РГПУ им. А.И.Герцена Н.Е.Кузнецовой

Условия возникновения и становления опыта В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выдвинута следующая педагогическая идея работы: личностное развитие школьника полноценная социализация школьника невозможна без целенаправленного формирования его экологической культуры

Актуальность и перспективность опыта Экологические проблемы, достигшие глобального уровня, привели к осознанию того, что будущее развитие общества будет во многом зависеть от уровня экологической культуры человека Экологизация образования может стать фактором, способным обеспечить реализацию двуединой задачи: реформировать образование, связав его с жизнью и повысить уровень экологической грамотности населения, создав этим предпосылки для преодоления противоречий существующей экологической ситуации

Цели и задачи Цель – формировать экологическое сознание младших школьников Задачи: Разработать программу дополнительного образования эколого- краеведческой направленности Совершенствовать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в урочное и внеурочное время Создавать информационные материалы по экологическому образованию Прививать школьникам поисковые склонности к овладению знаниями и методическую грамотность исследовательских и проектных работ Воспитывать экологическую культуру

Теоретическое обоснование опыта Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина. "... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление ", - так считал К.Д. Ушинский В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал: "...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно- следственные связи... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира..."

Теоретическое обоснование опыта От уровня зрелости экологического мышления зависит успешность природоохранной и природопреобразующей деятельности. Кроме того, через отношение к природе формируется нравственное отношение к социальному окружению, ведь природа это общий дом всего человечества и забота о нем предполагает учет интересов как ныне живущих, так и будущих поколений. Формирование развитого экологического мышления является основанием формирования экологической культуры, развития гражданственности и патриотизма: нельзя быть гражданином и патриотом и не заботиться о сохранении качества природной среды

Принципы экообразования Методическая система построена на основе трёх групп принципов, вытекающих из закономерностей обучения: общедидактические принципы обучения ( научность, доступность, гуманизация, наглядность, сознательность, активность и др.) общие принципы экологического образования ( непрерывность, интеграция, системность, региональность, приоритет ценностных отношений) специфические принципы развития познавательного процесса к изучению экологии ( межпредметная интеграция, личностная ориентированность, применение вариативных и дифференцированных заданий, использование проектов, исследовательская деятельность школьников, мобильность в применении знаний и способов действий).

Сущность опыта, его технологии В практике своей работы я использую комплексную систему, направленную на формирование экологической культуры. В этом процессе, решающую роль играет активная деятельность ребёнка, положительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Для формирования экологической компетентности необходимо научить школьников мыслить широко и комплексно, чтобы в будущем преодолеть бесхозяйственное и безответственное отношение к природной среде. Методическая система отражает закономерности процесса образования: - постоянную мотивацию учения и развитие всех сфер личности - учет региональных и краеведческих особенностей в решении экологических проблем

Личностно-ориентированная технология Технологические приемы: Проекты Полевая практика Экологическая тропа Экскурсии Дидактические игры и др.

Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать. Л.Н. Толстой Личностно –ориентированная технология: обеспечивает высокий уровень образования развивает коммуникативное взаимодействие школьника с социальным окружением совершенствует творческие способности ребенка Формирует управление собственной деятельностью

Результативность работы Реализуется программа «Удивительный мир рядом» 1 класс «Здравствуй, окружающий мир!» 2 класс «Мы открываем чудеса» 3 класс «Человек – живая природа» 4 класс «Удивительный мир рядом»

«Здравствуй, окружающий мир!» 1 класс Цель: Формирование бережного отношения к природе как основа экологической культуры школьников. Задачи: Познакомить детей с заповедником «Большая Кокшага» Познакомить учащихся с Красной Книгой, расширить представление о редких и исчезающих видах и их местообитании Создать условия для позитивного взаимодействия с окружающей средой

Посещение занятий в эколого-просветительском центре заповедника «Большая Кокшага» (игры-тренинги, экскурсии, создание поделок) «Здравствуй, окружающий мир!»

Проведение внеклассного мероприятия «День заповедника» «Здравствуй, окружающий мир!»

Ведение рубрик «Хоровод лепестков», «Лекарственные растения» и т.д. «Здравствуй, окружающий мир!»

«Мы открываем чудеса» 2 класс Цель: Создание условий для проведения самостоятельного экспериментирования школьников Направления: Экскурсионная работа с элементами экологического практикума Создание и наблюдение за цветочной клумбой Выполнение посильных исследований в окружающей среде

Полевая практика «Мы открываем чудеса»

Проект «Цветочная клумба «Цветик-семицветик» «Мы открываем чудеса»

«Человек –живая природа» 3 класс ЗАДАЧИ : Обучение практически значимым действиям, приобретение первичных навыков исследовательской деятельности Создание исследовательских работ и их защита Проект «Экологическая тропа» Защита и сохранение видового многообразия живых организмов и мест их обитания как природного окружения человека. Охрана природной среды от загрязнения, разрушения и истощения. Забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Экологическая тропа «Деревья и кустарники» Создание методического пособия для учителей для проведения экскурсий по объектам маршрута экологической тропы «Деревья и кустарники». Муниципальное общеобразовательное учреждение «Медведевская средняя общеобразовательная школа 3 им. 50- летия Медведевского района» Экологическая тропа «Деревья и кустарники» 2010г.

«Удивительный мир рядом» 4 класс Задачи: выполнение практических экологически значимых дел участие в посильной природоохранной деятельности

Результативность опыта Одним из эффективных способов изучения состояния сформированности экологической культуры школьников является анкетирование школьников: в основном интересы учащихся направлены на такие компоненты природоохранной деятельности как уход за комнатными цветами, растениями и животными, чтение книг о природе. 46% на первом месте поставили природу, 27% природа - человек, 27% -человек отзывчивость на природу и природные явления выражено у 100% 88% учащихся высказали желание заниматься природоохранной деятельностью. 94% учащихся считают, что в решении экологических проблем должны принимать участие все (и они в том числе), при этом 6% осознают важность и полезность экологической деятельности.

Результативность опыта Март 2010 г.- Всероссийский конкурс дизайнерской открытки «Я люблю тигра» Петухова Ксения, Макарова Руслана – Благодарность ФГУ «Национальный парк «Зов тигра» Декабрь 2009 г.– Всероссийская дистанционная эколого- биологическая викторина – вышли во второй тур (декабрь2010) Февраль 2009 г. – Республиканский конкурс «Медвежонок и его любимая книжка» – Благодарность Государственного природного заповедника «Большая Кокшага» всему класса Март 2010 г. – День заповедника – грамота Государственного природного заповедника «Большая Кокшага» Макарову Данилу, Малову Данилу за активное участие

Результативность опыта апрель 2010 года - Районная конференция «Окружающий мир и человек» Макаров Данил, Кряжевских Анастасия, Петухова Ксения - сертификаты апрель Районная конференция. Исследовательские работы младших школьников, посвященном 90 – летию Республики Марий Эл «Животные нашего леса» -Малов Данил, 3 место май 2010 года - школьная конференция. Выступление с проектами по темам: «Хоровод лепестков» - Мошкина Александра - сертификат «Удивительный мир бабочек» - Парсаев Роман - сертификат. «Сказочный мир царя Берендея» - Макаров Данил - сертификат. «Лекарственные растения» - Петухова Ксения октябрь проведение ребятами экскурсий по экологической тропе

Результативность опыта

Распространение опыта работы Педсовет «Программа эколого-краеведческой направленности для обучающихся начальных классов «Удивительный мир рядом». Районное МО классных руководителей г -«Удивительный мир рядом» Курсы повышения квалификации в МИО г.- «Модель педагогического процесса экологического образования» в Курсы повышения квалификации в ГОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им. И. К. Глушкова» г - программа «Удивительный мир рядом» в рамках. Республиканский семинар «Ценностные ориентиры в работе классного руководителя» г.-«Эколого - краеведческое направление в работе классного руководителя»

Распространение опыта работы Республиканский семинар «Использование современных образовательных технологий в обучении младших школьников» г.«Роль дополнительного образования в начальной школе. Программа «Удивительный мир рядом» IV Международной научно-практической конференции «Начальная школа: проблемы, перспективы, ценности и инновации» г. «Экологическая культура - основа совершенствования внутреннего мира человека»

Распространение опыта работы Публикации: Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в разделе «Преподавание в начальной школе» – 2010 г. Программа дополнительного образования эколого – краеведческой направленности «Удивительный мир рядом». Научно - практической конференции 9 Глушковские чтения «Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы» 2 апреля 2010 «Экологическая культура – основа совершенствования внутреннего мира младшего школьника»

Перспективы опыта работы Привлечения населения к экологическим проблемам Помощь в организации экологических троп Проведение экологических и природоохранных акций и праздников Составление социальных проектов и написание исследовательских работ обучающимися

Дерзайте, выдумывайте, старайтесь показать своим детям удивительный окружающий нас мир